Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


"ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА. ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ"
(подготовлена Управлением ФНС РФ по Пермскому краю 19.02.2008)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это правило общее, его применение не ставится в зависимость от формы организации субъекта предпринимательства, то есть оно должно применяться как при наличных денежных расчетах с гражданами, так и при осуществлении данных расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями.
Однако пунктом 2 статьи 2 Закона допускается при осуществлении наличных денежных расчетов (расчетов с использованием платежных карт) в случаях оказания услуг населению вместо контрольно-кассовой техники использовать соответствующие бланки строгой отчетности.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: использование старых форм бланков строгой отчетности, утвержденных Министерством финансов РФ до издания Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 допустимо до 1 июня 2008 года, а не до 1 июля 2008 года.
   ------------------------------------------------------------------

Порядок изготовления, учета, хранения и использования бланков строгой отчетности установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171. Указанным Постановлением допускается использование до 01.07.2008 старых форм бланков строгой отчетности, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации до принятия вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что указанные бланки строгой отчетности могут применяться только при осуществлении наличных денежных расчетов (расчетов с использованием платежных карт) с населением, к которому, наряду с гражданами, относятся и индивидуальные предприниматели.
Оформление денежных операций при оказании услуг организациям должно осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
Бланки строгой отчетности могут применяться только для тех услуг, для которых они были утверждены Министерством финансов Российской Федерации. Использование бланков строгой отчетности при оказании услуг, для которых они не были утверждены, не освобождает субъект предпринимательства от применения контрольно-кассовой техники. Выдаваемые клиентам бланки строгой отчетности в обязательном порядке должны содержать все предусмотренные формой бланка сведения. Отсутствие какого-либо обязательного реквизита на бланке строгой отчетности образует состав административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ как неприменение контрольно-кассовой техники.
Пунктом 3 статьи 2 Закона предусмотрен ряд видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых контрольно-кассовая техника может не применяться. К таким видам деятельности отнесены:
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На территории Пермского края перечень сопутствующих товаров, разрешенных к реализации в отдельно стоящих киосках по продаже газет и журналов без применения контрольно-кассовой техники, утвержден Приказом Министерства торговли Пермского края от 13.07.2007 № 203. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно:
- продажа ценных бумаг;
- продажа лотерейных билетов;
- продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома. Осуществление наличных денежных расчетов при приеме металлолома осуществляется с применением контрольно-кассовой техники (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 № 12126/04);
- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, также могут осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) без применения контрольно-кассовой техники. На территории Пермского края перечень отдаленных и труднодоступных территорий определен Указом губернатора Пермской области от 17.10.2003 № 197 (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 231-п).
В соответствии со статьей 4 Закона контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Для регистрации контрольно-кассовой техники необходимо предъявить в налоговый орган следующие документы:
- доверенность на право регистрации ККТ в налоговом органе, оформленную в установленном порядке, если регистрацию ККТ будет осуществлять не руководитель организации или индивидуальный предприниматель;
- копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
- заявление по установленной форме;
- технический паспорт (формуляр) на ККТ;
- паспорт на электронную контрольную ленту защищенную (ЭКЛЗ);
- копию договора с центром технического обслуживания (ЦТО) на техническое обслуживание и ремонт ККТ;
- журнал кассира-операциониста по форме КМ-4 или КМ-5, который должен быть прошнурован, пронумерован, заверен печатью организации и подписями руководителя (индивидуального предпринимателя) и главного бухгалтера организации;
- паспорт версии модели ККТ, разрешенной к применению;
- журнал вызова технического специалиста по форме КМ-8;
- акты формы КМ-1 при регистрации новой ККТ, либо КМ-2 при регистрации ККТ, бывшей в эксплуатации.

Порядок регистрации ККТ

В соответствии с Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470, контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту нахождения организаций и месту жительства индивидуальных предпринимателей. В случае регистрации контрольно-кассовой техники обособленным подразделением организации регистрация осуществляется в налоговом органе по месту нахождения указанного подразделения.
При этом регистрируемая контрольно-кассовая техника должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке и иметь средства визуального контроля (специальные объемные голограммы - "Сервисное обслуживание" текущего года и "Государственный реестр").
Налоговые органы после получения заявления о регистрации обязаны в течение 5 дней проверить представленные документы, зарегистрировать ККТ и выдать владельцу ККТ карточку регистрации.
Контрольно-кассовая техника, исключенная из Государственного реестра, может применяться в течение нормативного срока амортизации, но не более 7 лет с момента ее первичной регистрации в налоговых органах (письмо Минфина от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124). При этом снятие указанной контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляется налоговым органом самостоятельно с обязательным уведомлением пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Порядок перерегистрации ККТ

В соответствии с письмом Минфина России от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124 в настоящий момент перерегистрация в налоговых органах контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, возможна в следующих случаях:
- при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя,
- при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя,
- при реорганизации организации,
- при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена,
- при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации,
- при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Учет денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники оформляется унифицированными формами первичной учетной документации (№ КМ-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.

Ответственность за неприменение ККТ

Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона возложен на налоговые органы. Кроме того, осуществлять проверки применения контрольно-кассовой техники в силу статей 23.3, 23.49, 28.3 КоАП РФ имеют право органы внутренних дел и органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники несут организации и индивидуальные предприниматели.
С учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 под неприменением контрольно-кассовой техники (ККТ) понимается:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ: для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ; на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) - от 30 до 40 МРОТ.
Организации, применяющие ККТ и бланки строгой отчетности, обязаны обеспечить ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию контрольно-кассовой техники, а также обеспечить должностным лицам налоговых органов и органов внутренних дел, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к ККТ и представить документацию, связанную с использованием ККТ.
В практической деятельности организаций могут появляться различные вопросы, касающиеся применения контрольно-кассовой техники. Для их решения следует обращаться в налоговые органы, которые помогут разобраться с проблемами, возникающими в практической работе.
Полная информация по теме на интернет-сайте УФНС России по Пермскому краю www.r59.nalog.ru.

Отдел оперативного контроля и применения ККТ
УФНС России по Пермскому краю


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru