Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


РЕШЕНИЕ Пермского краевого суда от 09.01.2008 по делу № 3-10-2008
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ В ЧАСТИ ЗАКОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА И НОРМАТИВОВ ЗАГОТОВКИ ГРАЖДАНАМИ ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ" ОТ 30.07.2007 № 80-ПК>

Официальная публикация в СМИ:
"Звезда", № 13-14, 31.01.2008 (извлечение)


Решение вступило в законную силу 22 января 2008 года.



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 9 января 2008 г. по делу № 3-10-2008

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Бабкиной А.В., представителя Законодательного Собрания Пермского края Епановой Н.Б. рассмотрел 9 января 2008 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермского края "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" от 30.07.2007 № 80-ПК,

установил:

Законодательным Собранием Пермского края 19.07.2007 принят Закон Пермского края "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края". Закон подписан губернатором Пермского края 30.07.2007 за № 80-ПК и опубликован в газете "Звезда" 02.08.2007.
В соответствии со ст. 4 Закона для получения права заготовки древесины по договору купли-продажи гражданами, проживающими на территории Пермского края, подаются заявления в соответствующие лесхозы (лесничества). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствующую потребность в древесине. Перечень представляемых гражданином документов определяется уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края в области лесных отношений.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей данной правовой нормы в части второго и третьего предложений, полагая, что в этой части закон края принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу ч. 5 ст. 30 и ч. 4 ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям субъекта Российской Федерации относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
На основании частей 3, 5 ст. 77, ст. 30 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством Российской Федерации, а порядок заключения договора определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление условий возникновения у граждан права на заключение договора органам государственной власти субъекта Российской Федерации не делегировано. Действия граждан по подаче заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд производятся в рамках процедуры подготовки к заключению договора и установлены Правилами подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 406. Обязанность граждан по представлению кроме заявления иных документов для заключения договора федеральным законодательством не предусмотрена.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бабкина А.В. требование поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Епанова Н.Б., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, полагая, что закон края в оспариваемой части принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации. Оспариваемой нормой регулируется порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, установление которого отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу п. 60 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 к полномочиям субъектов РФ относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в силу ч. 4 ст. 82 Лесного кодекса РФ относятся утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
На основании ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 406 утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 13 этих Правил гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;
б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели.
В соответствии с п. 14 данных Правил заявление, указанное в пункте 13 настоящих Правил, рассматривается органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:
а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);
б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
Статьей 4 Закона Пермского края "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" в оспариваемой части установлена обязанность граждан по представлению к заявлению о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд документов, подтверждающих потребность в древесине, а также предусмотрено, что перечень представляемых гражданином документов определяется уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края в области лесных отношений.
Между тем действия граждан по подаче заявлений о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд производятся в рамках подготовки к заключению такого договора и не относятся к порядку заключения договора либо к утверждению порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Как указано выше, порядок подготовки договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации и не относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 406, не предусмотрено обязанности граждан по представлению кроме заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд иных документов.
Таким образом, второе и третье предложения статьи 4 закона Пермского края противоречит федеральному законодательству, в связи с чем в указанной части данная правовая норма подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать статью 4 Закона Пермского края "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" от 30.07.2007 № 80-ПК недействующей в части второго и третьего предложений со дня вступления решения суда в законную силу.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Звезда".
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано либо на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Председательствующий п.п.
О.А.ВАСИЛЬЕВА

Судья краевого суда
О.А.ВАСИЛЬЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru