Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.2008 № А54-1556/2008-С15
<ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРИЧИН НЕИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ТЯЖЕЛОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНИКА, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ВЗЫСКАНИЮ СУММЫ, И ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ВЗЫСКАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СБОРА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ КРИТЕРИЮ СОРАЗМЕРНОСТИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ САНКЦИИ ХАРАКТЕРУ СОВЕРШЕННОГО ДЕЯНИЯ, СУД СНИЗИЛ МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СБОРА И УДОВЛЕТВОРИЛ ЗАЯВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2008 г. № А54-1556/2008-С15

(извлечение)

МУП города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о снижении размера исполнительского сбора, по исполнительному производству № 272/83/3/2008, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области А. от 21.01.2008 и изменением в указанное постановление от 11.04.2008 в размере 7% от взыскиваемой суммы долга, что составляет 3406560 руб. 48 коп.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, указывая на то, что у него имелись уважительные причины, не позволяющие произвести исполнение обязательства по исполнительному листу, а именно:
- отсутствие денежных средств, обусловленное отсутствием возмещения из бюджета убытков от теплоснабжения потребителей, связанных с ограничением роста тарифов, отсутствием механизма возмещения всех затрат предприятия в предыдущие годы;
- отсутствие денежных средств в связи с недофинансированием из бюджета возмещения убытков по населению за оказанные коммунальные услуги в 2006 - 2007 гг. в размере более 150 млн. руб.;
- наличие задолженности населения за потребленные коммунальные услуги по состоянию на конец марта 2008 г. в размере 250770704,42 руб., в связи с чем проводится работа по взысканию дебиторской задолженности;
- задолженность за текущее потребление предприятием топливно-энергетических ресурсов перед поставщиками энергоресурсов;
- 31.05.2007 решением Рязанского городского Совета финансовое состояние МУП "РМПТС" было признано критическим, Администрацией г. Рязани был подготовлен план мероприятий по оздоровлению предприятия.
Взыскатель - ОАО "Территориальная генерирующая компания № 4" в лице филиала ОАО "ТГК № 4" "Рязанская региональная генерация", г. Рязань считает действия Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области законными и обоснованными.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области А. по требованиям заявителя возражает, указывая на норму ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающую взыскание исполнительского сбора в размере 7% в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в 5-дневный срок. Кроме того, по мнению судебного пристава-исполнителя, должник должен уточнить, какие именно причины могут быть веским основанием для снижения размера санкций.
Как следует из материалов дела, 14.01.2008 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 272/83/3/2008 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Рязанской области № 039627 от 10.01.2008 о взыскании задолженности в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания № 4" в лице филиала ОАО "ТГК № 4" "Рязанская региональная генерация", г. Рязань в размере 56465915 руб. 54 коп.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, должник требований исполнительного документа не исполнил, не представил судебному приставу-исполнителю доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа, то в соответствии со ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве", 24.01.2008 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от суммы подлежащей взысканию по исполнительному документу, что составило 3959614 руб. 08 коп.
Учитывая, что в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, МУП "РМПТС" частично оплатило сумму задолженности по исполнительному листу № 039627 от 10.01.2008 в размере 7900765 руб. 72 коп., сумма задолженности уменьшилась, в связи с чем постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области от 11.04.2008 внесено изменение в постановление о взыскании исполнительского сбора № 272/83/3/2008 от 24.01.2008 в части суммы взыскания в размере 553053 руб. 60 коп., сумма исполнительского сбора, подлежащая взысканию с МУП "РМПТС" составила 3406560 руб. 48 коп.
Не согласившись с размером исполнительского сбора МУП города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" обратилось в Арбитражный суд с заявлением об уменьшении исполнительского сбора на 25%, что составляет 2554920 руб. 36 коп.
Оценив материалы дела и доводы представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает заявление подлежащим удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий, предусмотренных ст. 81 и ст. 82 настоящего Закона.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 3 и 4 Постановления от 30.07.2001 № 13-П, исходя из смысла ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере 7% от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет размер, установленный федеральным законом, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Пункт 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со ст. 85 и ст. 87 названного закона эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из материалов дела усматривается, что заявитель является крупнейшим поставщиком тепловой энергии для населения г. Рязани. В настоящее время предприятие находится в тяжелом материальном положении, что связано с отсутствием возмещения из бюджета убытков за оказанные коммунальные услуги, наличием задолженности населения за потребленные коммунальные услуги в размере 245393300 руб., задолженностью за текущее потребление предприятием топливно-энергетических ресурсов перед поставщиками энергоресурсов.
Арбитражному суду как правоприменителю предоставлено право снизить максимальный размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
Оценив все доказательства в совокупности, с учетом всех обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления от 24.01.2008 (с учетом изменений от 11.04.2008) о взыскании исполнительного сбора с МУП города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" в размере 7% действовал в рамках закона "Об исполнительном производстве", однако, реальной возможности исполнить требование судебного пристава-исполнителя - погасить задолженность по исполнительному производству в размере 48669158 руб. 82 коп. в 5-дневный срок должник не имел.
Принимая во внимание уважительность причин неисполнения исполнительного документа в 5-дневный срок, тяжелое имущественное положение должника, значительность подлежащей взысканию суммы, и то обстоятельство, что взыскание исполнительского сбора не соответствует критерию соразмерности имущественной санкции характеру совершенного деяния, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, позволяющих снизить максимальный размер исполнительского сбора до 2554920 руб. 36 коп. (на 25%).
Согласно ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 198 - 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить заявление МУП города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" г. Рязань, снизить размер исполнительского сбора до 2554920 руб. 36 коп., что на 25% меньше размера, установленного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области № 272/83/3/2008 от 24.01.2008, от 11.04.2008.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru