Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.05.2008 № А54-1719/2008-С22
<НЕПРИМЕНЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ ВСЛЕДСТВИЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЕГО РАБОТНИКОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, ОСВОБОЖДАЮЩИМ САМО ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2008 г. № А54-1719/2008-С22

(извлечение)

ООО "Прометей" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 04-11/89 от 22.04.2008.
Представитель общества доводы заявления поддержал, факт совершения правонарушения не отрицает, указывая на малозначительность совершенного правонарушения.
Представитель налогового органа по заявленным требованиям возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указывая на законность и обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности.
Из материалов дела следует: 25.03.2008 должностными лицами налогового органа начальником отдела К. и старшим госналогинспектором В. на основании поручения от 25.03.2008 № 28 проведена проверка законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт принадлежащего заявителю магазина, расположенного по адресу: Рязанская область, р.п. Тума, ул. Ленина, д. 167.
В ходе проверки установлено, что продавцом-консультантом заявителя Ц. оказана услуга по ксерокопированию одного листа, стоимостью 3 рубля, без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланка строгой отчетности. Кассовый чек не был отпечатан на ККТ и соответственно не был выдан физическому лицу в момент оплаты.
По результатам проверки составлен акт от 25.03.2008 № 332708/067.
В объяснениях к акту проверки от 25.03.2008 продавец Ц. пояснил, что при оказании услуг по ксерокопированию (стоимость листа - 3 рубля) не применил ККТ, так как забыл это сделать.
14.04.2008 старшим госналогинспектором В. на основании указанного акта проверки составлен протокол об административном правонарушении № 04-11/100 в присутствии представителей ООО "Прометей" Ф., Д., в котором изложены обстоятельства совершения обществом правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
22.04.2008 Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-11/89, которым ООО "Прометей" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Прометей" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 названного Закона установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты, отпечатанные кассовые чеки (бланки строгой отчетности).
Контроль за соблюдением требований данного закона возложен на налоговые органы (ст. 7).
В соответствии с пунктом 4.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, кассир-операционист или другое материально ответственное лицо обязаны получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в следующем порядке:
четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
напечатать чек - при расчетах с использованием ККМ;
назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).
Таким образом в пункте 4.1 последовательно прописаны действия, которые совершает продавец (кассир) при продаже товара. Продавец, получив деньги за конкретный товар, должен пробить чек и выдать чек вместе с товаром. Продавец не должен отвлекаться при продаже товара.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет ответственность, предусмотренную ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из положений Закона следует, что обязанность по выдаче чека лежит на предприятии - юридическом лице или предпринимателе, осуществляющем предпринимательскую деятельность по продаже товаров, оказанию услуг.
Следовательно, именно юридическое лицо или предприниматель обязаны обеспечить выполнение этого требования, осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключено трудовое соглашение, и именно они несут ответственность за неисполнение (не надлежащее исполнение) продавцом этой обязанности.
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ, так как все торговые операции, осуществляемые в торговой точке, проводятся от его имени.
Судом установлено, что продавец-консультант заявителя Ц. оказал услугу по ксерокопированию одного листа, стоимостью 3 рубля, физическому лицу, без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланка строгой отчетности. При осуществлении денежных расчетов ККТ (Микро 104к) не применялась, кассовый чек не был пробит и соответственно не был выдан покупателю в момент оплаты товара.
Данное обстоятельство не опровергнуто продавцом в момент подписания акта. Поскольку продавцом заявителя Ц. услуга была оказана, получены денежные средства за оказание услуги, то процесс оказания услуги и расчетов за нее завершен. Доказательств применения контрольно-кассовой техники в момент проверки и оказания услуги заявителем суду не представлено.
Следовательно, факт совершения правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, подтвержден документально.
Таким образом, материалами дела подтверждается и ООО "Прометей" не оспаривается, что в данном случае продавец не пробил чек и не выдал его покупателю.
Довод заявителя о том, что Общество не оказывает физическим лицам услуг по ксерокопированию, материалами дела не подтвержден. Исходя из фактических обстоятельств дела, такая услуга была оказана. То, что услуга была оказана по личной инициативе продавца Ц., не влияет на правовую квалификацию совершенного правонарушения и не освобождает Общество от ответственности.
Судом отклоняется также довод заявителя о том, что поскольку Общество переведено на уплату единого налога на вмененный доход, допущенное нарушение не могло повлиять на размер налоговых платежей. Действие нормы КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неприменение ККТ при оказании услуг, направлена не только на охрану финансовой и налоговой дисциплины, но и обеспечивает интересы граждан в области торговли и оказания услуг, то есть защищает права потребителей. Т.е., данное правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной системы.
Нарушений Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено: вызов для рассмотрения материалов проверки и составления протокола Обществом получен; протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законных представителей ООО "Прометей", сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, налоговым органом не нарушены.
Право составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ, принадлежит налоговым органам в силу ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ.
Налоговым органом наложен штраф в минимальном размере - 30000 руб., что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах, смягчающих ответственность.
При таких обстоятельствах постановление Межрайонной Инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 04-11/89 от 22.04.2008 следует признать законным, а требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 181, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Прометей", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 21, о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 04-11/89 от 14.04.2008 о привлечении ООО "Прометей" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб., отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru