| |
Региональное законодательство / Рязанская область
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 02.04.2008 № А54-4905/2007-С13
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО В МОМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ БАНКА РОССИИ ТАКИЕ ДОКУМЕНТЫ, КАК СПРАВКА О ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ И СПРАВКА О ПОСТУПЛЕНИИ ВАЛЮТЫ, НЕ ОТНЕСЕНЫ К КАТЕГОРИИ ДОКУМЕНТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ФОРМАМИ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, ТО ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ОРГАНОМ ДЕЙСТВИЙ ОБЩЕСТВА КАК НЕСОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ПОРЯДКА ИЛИ СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ОТСУТСТВУЮТ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2008 г. № А54-4905/2007-С13
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Абаско" г. Рязань (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Рязанской области (далее по тексту - Территориальное управление, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2007 № 161-В/2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением от 27.11.2007 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-4903/2007 С2.
Определением от 18.03.2008 производство по делу № А54-4905/2007 С13 возобновлено.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленное требование, указав, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, т.к. справки о поступлении валюты и о подтверждающих документах по поставке товара не относятся к формам учета и отчетности. Указание ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У не распространяется на отношения в спорный период. Данные доводы подтверждаются постановлениями Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу № А54-4903/2007 С2 и от 31.01.2008 по делу № А54-4911/2007 С22.
Одновременно представитель ходатайствует о восстановлении пропущенного 10-дневного срока на подачу заявления в Арбитражный суд, поясняя свое ходатайство своевременной подачей объединенного заявления от 27 августа 2007 г. о признании незаконными девяти постановлений Территориального управления. Ходатайство представителя общества рассмотрено и удовлетворено. Арбитражный суд находит уважительной причину пропуска срока подачи заявления и в соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ считает необходимым восстановить пропущенный срок.
Представитель Территориального управления в судебное заседание не явился. В отзыве Управление не признало требования заявителя, указав на отсутствие оснований для оспаривания принятого постановления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Территориального управления, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке ст. 121, 123 АПК РФ надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что ООО "Абаско" г. Рязань и "Alphafoodline" LTD (Израиль) 6 декабря 2005 г. заключили внешнеторговый контракт № Э-9/5. По условиям контракта общество "Абаско" (продавец) обязалось поставить "Alphafoodline" LTD (покупателю) продукты питания в ассортименте, количестве и по цене в соответствии со счетами-фактурами.
Во исполнение указанного экспортного контракта продавец осуществил отгрузку товара двумя партиями:
06.09.2006 по товарно-транспортной накладной № 411 от 05.09.2006 и грузовой таможенной декларации № 10112040/060906/0005519 по фактурной стоимости 9259,19 евро;
30.11.2006 по товарно-транспортной накладной № 590 от 21.11.2006 и грузовой таможенной декларации № 10112040/291106/0007698 по фактурной стоимости 8851,32 евро.
Согласно мемориальным ордерам № 9045 от 30.08.2006 и № 859343 от 22.11.2006 покупатель произвел оплату поставленного в его адрес товара в полном объеме.
Общество "Абаско" отчетные документы о валютных операциях представило в обслуживающий продавца банк (Рязанский филиал акционерного коммерческого банка "Транскапиталбанк") с задержкой, а именно, справки о поступлении валюты и о подтверждающих документах представлены экспортером в банк по первой партии товара 16 ноября 2007 г., а должны быть представлены, по мнению Территориального управления, до 15.10.2006.
По факту нарушения экспортером сроков представления отчетности по валютным операциям Территориальным управлением 7 августа 2007 г. составлен протокол об административном правонарушении № 135-В/2007. Постановлением от 16 августа 2007 г. № 161-В/2007 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Объективной стороной состава данного правонарушения является, в частности, несоблюдение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Таким образом, по смыслу названных норм, "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций" являются самостоятельными, отличными друг от друга, институтами регулируемых Законом правоотношений.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке предъявления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И) и Положением.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 Закона), которая в силу абз. 2 п. 1.2 Инструкции № 117-И является документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, в спорном периоде не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
При этом в спорном периоде в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Названные выводы подтверждаются также Письмом ЦБ РФ от 26 июля 2007 г. № 04-31-2/3178.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что поскольку объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в рассматриваемом случае является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а названные формы в установленном порядке не утверждены, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Ссылка Территориального управления на Указание ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У "О формах и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", в соответствии с которыми справка о подтверждающих документах и справка о поступлении валюты относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям не может быть принята во внимание, поскольку данный документ вступил в силу 27.01.2008, в связи с чем его действие не распространяется на данные правоотношения.
Таким образом, поскольку в момент совершения Обществом валютных операций нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах и справка о поступлении валюты, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий Общества по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
На основании вышеизложенного, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Рязанской области от 16.08.2007 № 161-В/2007 о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
решил:
1. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Рязанской области о назначении административного наказания от 16.08.2007 № 161-В/2007, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Абаско" (г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д. 5, стр. 2, основной государственный регистрационный номер 1026200954560), признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|