Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 31.03.2008 № А54-894/2008-С3
<СУММА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПО ПИСЬМЕННОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2008 г. № А54-894/2008-С3

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель К. обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области № 10-04/165/0 от 20.12.2007 об отказе в возврате страховых взносов и обязании вернуть ошибочно уплаченную сумму в размере 31395 руб.
В соответствии со ст. 137 АПК РФ суд перешел из предварительного судебного заседания в заседание суда первой инстанции.
Представитель заявителя доводы заявления поддержал.
Представитель налоговой инспекции требования отклонил, пояснив, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для возврата излишне уплаченных страховых взносов, поскольку действующим законодательством не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов и порядок его проведения. Кроме того, страховые взносы не отвечают понятию налога, и соответственно, к ним не могут применяться положения ст. 78, 79 НК РФ.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель К. платежными поручениями № 16 от 12.07.2007 и № 91 от 15.10.2007 перечислил 31395 руб. - налог на доходы физических лиц за 2007 г. При этом вместо КБК 18210102022011000110 (НДФЛ) в платежном поручении указал КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями).
Письмом от 22.11.2007 № 23 заявитель просил налоговую инспекцию вернуть ошибочно перечисленную сумму страховых взносов в размере 31395 руб.
Налоговая инспекция письмом от 20.12.2007 № 10-04/165/0 отказала предпринимателю в осуществлении возврата переплаты страховых взносов, сославшись на то, что действие совместного письма Управления ФНС России по Рязанской области и ГУ - Отделения Пенсионного фонда России по Рязанской области № 15-27/1220 и № 502 от 17.03.2005 "О зачете или возврате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" приостановлено.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 13 Закона № 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законом не установлено для органов Пенсионного фонда РФ.
Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета сумм, излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также их возврата в иных случаях, помимо предусмотренных вышеуказанной нормой права, то такие правоотношения регулируются главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В соответствии с п. 13 ст. 78 НК РФ указанные в ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, заявитель произвел уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в сумме 31395 руб. платежными поручениями № 16 от 12.07.2007 и № 91 от 15.10.2007 с указанием ошибочного КБК. Денежные средства были списаны со счета предпринимателя и поступили в бюджетную систему Российской Федерации, что налоговой инспекцией не оспаривается.
В протоколе к ведомости уплаты страховых взносов от 31.01.2008, представляемом в орган пенсионного фонда предпринимателем, также указана переплата в размере 31395 руб.
С заявлением о возврате ошибочно уплаченных взносов предприниматель К. обратился в налоговую инспекцию 22.11.2007.
Учитывая, что предприниматель обратился в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением, а также факт наличия переплаты, у налоговой инспекции не имелось оснований для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов по указанному платежному поручению.
Довод представителя налоговой инспекции о том, что действующим законодательством налоговой инспекции не предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является неправомерным исходя из следующего.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 № 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Частью 3 ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке, в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно названному Приложению администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, является Федеральная налоговая служба, которой присвоен код главы 182.
Вышеуказанный код входит в состав кода бюджетной классификации страховых взносов.
В то же время Пенсионный фонд Российской Федерации (код главы 392) администратором вышеуказанных поступлений не является, следовательно, возврат и зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа осуществляет Федеральная налоговая служба.
Таким образом, налоговая инспекция, как администратор поступлений по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, осуществляет зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке ст. 78 НК РФ.
Учитывая изложенное, решение Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области № 10-04/165/0 от 20.12.2007 об отказе в возврате, является незаконным и подлежит отмене.
В связи с чем, требование заявителя о возврате налоговой инспекцией предпринимателю ошибочно уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа в сумме 31395 руб. также подлежит удовлетворению.
В соответствии с нормами ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в соответствии с п. 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" с Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области, являющегося государственным органом, принявшим оспариваемый ненормативный правовой акт, подлежат взысканию в пользу индивидуального предпринимателя К. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1355 руб. 80 коп. Государственная пошлина в сумме 644 руб. 20 коп. подлежит возврату индивидуальному предпринимателю из федерального бюджета РФ в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать решение Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области № 10-04/165/0 от 20.12.2007 об отказе в возврате, проверенное на соответствие Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, недействительным.
2. Обязать Межрайонную ИФНС России № 6 по Рязанской возвратить индивидуальному предпринимателю К., зарегистрированному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307621505000010, проживающему по адресу: Рязанская область, из соответствующего бюджета ошибочно уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 31395 руб.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области в пользу индивидуального предпринимателя К., зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307621505000010, проживающего по адресу: Рязанская область, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1355 руб. 80 коп., уплаченные по платежному поручению № 10 от 25.02.2008.
4. Возвратить индивидуальному предпринимателю К. из федерального бюджета РФ излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 644 руб. 20 коп., уплаченную по платежному поручению № 10 от 25.02.2008.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru