Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 17.03.2008 № А54-232/2008
<ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО ЗАЯВИТЕЛЬ, ОБРАЩАЯСЬ В СУД, НЕ ДОКАЗАЛ, ЧТО ЕГО ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ НАРУШЕНЫ ОСПАРИВАЕМЫМ РАСПОРЯЖЕНИЕМ И ПОДЛЕЖАТ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ, ЗАЯВЛЕННЫЕ ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2008 г. № А54-232/2008

(извлечение)

Муниципальное образование - Пертовское сельское поселение Чучковского муниципального района Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области о признании недействительным распоряжения главы муниципального образования от 23.08.2007 № 169а-рг.
Администрация муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области (далее - Администрация района) в отзыве не признала требования заявителя, указав на отсутствие оснований для оспаривания поименованного ненормативного акта Администрации района.
В заседании Арбитражного суда представитель Пертовского сельского поселения поддержал заявленные требования, указав на несоответствие оспариваемого распоряжения главы администрации района от 23.08.2007 положениям статей 130 и 134 Конституции Российской Федерации, а также Требованиям к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (утверждены приказом Федеральной службы Земельного кадастра России от 02.10.2002 № П/327). По мнению представителя заявителя, распоряжение главы администрации района ущемляет интересы сельского поселения, так как исключает возможность изготовления плана земельного участка для его постановки на кадастровый учет в целях последующего обращения в собственность муниципального образования.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Решением общего собрания участников долевой собственности колхоза "Ленинское знамя" Чучковского района Рязанской области от 10.08.2007 Пертовскому сельскому поселению Чучковского муниципального района Рязанской области было предоставлено право муниципальной собственности поселения на земельные участки из невостребованных земельных долей колхоза общей площадью 59,9 га (поле V-3) и площадью 48 га (поле 1-2). По мнению большинства присутствующих на собрании участников общей долевой собственности приобретенные земельные участки из невостребованных долей муниципальное образование - Пертовское сельское поселение будет сдавать в аренду и полученную за это плату будет направлять на решение социальных задач жителей села Пертово.
Информация о принятом общим собранием решении об отчуждении невостребованных земельных долей колхоза "Ленинское знамя" (с указанием собственников невостребованных земельных долей, площади этих долей и документов, подтверждающих право собственности на землю) была опубликована в областной газете "Рязанские ведомости" 16.10.2007. Из содержания информационного сообщения следовало, что невостребованные земельные доли выделены в два земельных участка: участок площадью 59,9 га в 2,5 км на северо-восток от с. Пертово и участок 47,92 га в 2,5 км на север от с. Пертово (граничит справа с дорогой на с. Церлево). Поименованные участки принадлежат к категории земель сельскохозяйственного назначения. Если собственники невостребованных земельных долей в течение 90 дней со дня опубликования данного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, границы земельных участков считаются установленными. Муниципальное образование - Пертовское сельское поселение Чучковского муниципального района Рязанской области намерено направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования - Пертовского сельского поселения на эти земельные участки.
До передачи информационного сообщения в газете "Рязанские ведомости" глава администрации района издал распоряжение от 23.08.2007 № 169а-рг об утверждении проекта границ земельного участка общей площадью 599000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения (невостребованные земельные доли), находящегося по адресу: Рязанская область, Чучковский район, в 2,5 км на северо-восток от с. Пертово, для разработки известняка. Данным распоряжением также предварительно согласовывались проекты границ земельного участка общей площадью 479200 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения (невостребованные земельные доли). Распоряжение главы администрации района от 23.08.2007 было принято в целях оформления права муниципальной собственности Чучковского района на невостребованные земельные доли. Одновременно указанным распоряжением обществу с ограниченной ответственностью "Градитим" было поручено поставить перечисленные земельные участки на кадастровый учет; юрисконсульту Администрации М. поручено подготовить заявление в суд о признании права муниципальной собственности на данные участки и начальнику отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Л. подготовить документы для перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Принятое главой администрации района распоряжение заявитель просит признать недействительным в полном объеме.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ муниципальная собственность на землю возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, а также осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Таким образом, сельское поселение имеет установленные поименованным Федеральным законом полномочия на приобретение в собственность поселения земельных участков.
В силу статьи 9 Закона Рязанской области от 06.10.2003 № 64-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование такого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения муниципального образования. Муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на этот земельный участок.
Выделение земельного участка в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Из содержания пункта 5 статьи 13 поименованного Закона следует, что общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
Признавая за муниципальным образованием - Пертовским сельским поселением право на приобретение в собственность поселения земельных участков, Арбитражный суд считает необходимым отметить, что свое право заявитель может реализовать установленным порядком, посредством проведения землеустроительных работ в соответствии с положениями статей 3, 4, 16 и 20 Федерального закона РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" и признанием права в судебном порядке, в соответствии с требованиями статьи 59 Земельного кодекса РФ.
Оспариваемое распоряжение главы администрации района направлено на проведение землеустроительных работ по спорным земельным участкам и осуществлению поэтапных мер по кадастровому учету земельных участков и последующему обращению в суд. Принятое распоряжение от 23.08.2007 № 169а-рг противоречит решению общего собрания участников долевой собственности колхоза "Ленинское знамя" Чучковского района Рязанской области от 10.08.2007, согласно которому земельные участки подлежали отчуждению в собственность Пертовского сельского поселения Чучковского муниципального района Рязанской области. Данное обстоятельство свидетельствует о недействительности распоряжения от 23.08.2007 № 169а-рг (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Тем не менее, оспариваемое распоряжение по своему содержанию (определение границ спорных земельных участков и их кадастровый учет) не затрагивает права и законные интересы заявителя. По существу, возникший спор о праве муниципальной собственности (поселения или района) на земельные участки подменен заявителем спором о правовой оценке распоряжения в отношении проведения землеустроительных работ и кадастрового учета земли. Необходимо подчеркнуть, что в силу статьи 4 Федерального закона РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
В силу пункта 1.4 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования - Чучковский муниципальный район (утверждено решением Чучковской районной Думы 27.09.2006 № 171) землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Таким образом, заявитель не лишен возможности реализовать свое право на проведение землеустроительных работ, осуществление кадастрового учета земельных участков и судебной защите права муниципальной собственности поселения на эти участки.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В основе спора из административных правоотношений находится публичный интерес, касающийся прав и обязанностей сторон, одна из которых находится в административном правоотношении или ином властном подчинении у другой стороны.
В силу статьи 4 АПК РФ правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены. Вышеприведенные нормы процессуального права корреспондируют со статьей 13 ГК РФ: ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законность ненормативного акта может быть проверена судом только по заявлению лица, чьи права нарушены. Таким образом, заявитель, обращаясь в суд, прежде всего обязан доказать, что его права и законные интересы нарушены и подлежат судебной защите. В рассматриваемой ситуации заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав сельского поселения оспариваемым распоряжением главы администрации района.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления муниципального образования - Пертовского сельского поселения Чучковского муниципального района Рязанской области отказать.
2. Отменить меры по обеспечению заявления, установленные определением Арбитражного суда по настоящему делу от 22.01.2008.
3. На решение может быть подана жалоба в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд г. Тулы в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru