| |
Региональное законодательство / Рязанская область
ЗАКОН Рязанской области от 12.03.2008 № 16-ОЗ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Постановлением РОД от 27.02.2008 № 99-IV)
Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 47, 15.03.2008
Утратил силу в связи с принятием Закона Рязанской области от 30.03.2009 № 29-ОЗ, вступившего в силу на следующий день после официального опубликования.
------------------------------------------------------------------
Вступил в силу через десять дней после официального опубликования (статья 14 данного документа)
12 марта 2008 года № 16-ОЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Рязанской областной Думой
27 февраля 2008 года
Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Рязанской области.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция - принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные и муниципальные должности Рязанской области, а равно должности государственной гражданской службы Рязанской области или должности муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ;
2) антикоррупционная политика - деятельность, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции;
3) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;
4) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов - деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов в действующих правовых актах и (или) их проектах, разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
5) независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов и (или) их проектов - деятельность лиц, обладающих специальными знаниями, - представителей научных, образовательных учреждений и иных организаций, общественных объединений, специализирующихся на изучении проблем коррупции, по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, в действующих правовых актах и их проектах, разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
6) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, а также содержащиеся в правовых актах и (или) их проектах нормативно-правовые конструкции, способствующие возникновению коррупции или ее распространению, прямо или косвенно допускающие (провоцирующие) коррупционные проявления субъектов правоприменения при реализации (исполнении) нормоположений;
7) предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению.
Статья 2. Задачи антикоррупционной политики
Задачами антикоррупционной политики в Рязанской области являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;
4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Рязанской области осуществляется на основе следующих основных принципов:
1) приоритет профилактических мер, направленных на искоренение условий и условий, порождающих коррупцию;
2) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти Рязанской области, законности и гласности такой деятельности;
3) совершенствование структуры государственного аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
4) приоритет защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
5) взаимодействие органов государственной власти Рязанской области и общества;
6) адаптивность политики, опирающейся на независимые мониторинг и социальную диагностику.
Статья 4. Субъекты антикоррупционной политики
Субъектами антикоррупционной политики в Рязанской области являются:
1) Правительство Рязанской области и уполномоченные им органы государственной власти Рязанской области;
2) иные органы государственной власти Рязанской области;
3) общественные объединения, участвующие в реализации антикоррупционной политики;
4) средства массовой информации.
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции в Рязанской области
Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Рязанской области осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 6. Предупреждение коррупции
Предупреждение коррупции осуществляется путем применения следующих мер:
1) разработка и реализация областной антикоррупционной программы;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и (или) их проектов;
3) антикоррупционный мониторинг;
4) антикоррупционные образование и пропаганда;
5) оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
6) иные меры, предусмотренные законодательством.
Статья 7. Антикоррупционная программа
1. Антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Рязанской области.
2. Разработка проекта антикоррупционной программы Рязанской области осуществляется Правительством Рязанской области.
Статья 8. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и (или) их проектов
1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и (или) их проектов имеет целью выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и (или) их проектов проводится специалистами структурного подразделения Правительства Рязанской области, на которое возлагаются отдельные функции по реализации антикоррупционной политики.
2. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и (или) их проектов проводится при наличии достаточных оснований предполагать о присутствии в правовых актах или их проектах коррупциогенных факторов.
3. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих законов Рязанской области, а также проектов законов, вносимых в Рязанскую областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Рязанской области или иными субъектами права законодательной инициативы, проводится в рамках текущей работы и (или) по решению Губернатора Рязанской области.
4. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проектов законов Рязанской области, поступивших на заключение Губернатору Рязанской области, принимается Губернатором Рязанской области.
5. Антикоррупционная экспертиза правовых актов Губернатора Рязанской области, Правительства Рязанской области и иных исполнительных органов государственной власти Рязанской области и их проектов проводится в рамках текущей работы и (или) по решению Губернатора Рязанской области.
6. Исполнительные органы государственной власти Рязанской области вправе внести предложение Губернатору Рязанской области о проведении антикоррупционной экспертизы подготовленного ими проекта правового акта или изданного ими правового акта.
7. По результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов и (или) их проектов составляется заключение, в котором отражаются следующие положения:
1) наличие в правовом акте, проекте правового акта превентивных антикоррупционных норм;
2) перечень положений правового акта, проекта правового акта, содержащих признаки коррупциогенности в соответствии с коррупциогенными факторами;
3) оценочные правовые последствия действия выявленных коррупциогенных факторов;
4) наличие в правовом акте, проекте правового акта комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных негативных последствий существования в тексте коррупциогенного фактора;
5) мотивировка невозможности урегулировать общественные отношения без включения коррупциогенных факторов в текст правового акта, проекта правового акта;
6) рекомендации по устранению выявленных коррупционных факторов.
Заключение направляется Губернатору Рязанской области и в орган государственной власти Рязанской области, разработавший проект правового акта, принявший (издавший) правовой акт.
8. В случае выявления в проекте правового акта коррупциогенных факторов, которые возможно устранить, разработчик проекта обязан устранить указанные факторы в течение 10 дней с момента получения заключения.
В случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов указанные факторы подлежат устранению.
Предложения по изменению (отмене) правового акта с целью устранения коррупциогенных факторов, отраженных в заключении, должны быть представлены для рассмотрения в структурное подразделение Правительства Рязанской области, на которое возлагаются отдельные функции по реализации антикоррупционной политики, в течение 14 дней со дня получения заключения.
9. При возникновении споров о результатах проведенной антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта указанные акты могут быть направлены на независимую антикоррупционную экспертизу. Решение о направлении правового акта, проекта правового акта на независимую антикоррупционную экспертизу принимается Губернатором Рязанской области. Финансирование проведения независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется в установленном порядке за счет средств областного бюджета.
Статья 9. Коррупциогенные факторы правовых актов и их проектов
Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться правовые акты, проекты правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:
1) наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами единого нормативного акта или нормами различных актов;
2) широта дискреционных полномочий (предоставление нескольких возможных вариантов поведения государственного органа Рязанской области, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения и (или) должностного лица без точного определения условий принятия того или иного решения);
3) широкое административное усмотрение (нечеткое определение компетенции), в том числе формулировки "вправе", "может", а равно наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти (организации) без четкого разграничения их компетенции;
4) отсутствие порядка и сроков совершения той или иной административной процедуры;
5) наличие нескольких ответственных государственных органов Рязанской области и (или) должностных лиц за совершение какого-либо действия;
6) широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества, использование двусмысленных терминов, формулировок с неясным содержанием, а также использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание;
7) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
8) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права;
9) отсутствие специализированных детализированных запретов и ограничений для должностных лиц;
10) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения, а равно отсутствие положений о порядке обжалования их решений (действий);
11) отсутствие контроля, в том числе общественного, за органами государственной власти Рязанской области и должностными лицами;
12) другие факторы, установленные федеральным законодательством.
Статья 10. Антикоррупционный мониторинг
1. В целях выявления правовых актов, которые используются в коррупционных целях, и последующей корректировке указанных актов структурным подразделением Правительства Рязанской области, на которое возлагаются отдельные функции по реализации антикоррупционной политики, проводится антикоррупционный мониторинг.
Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
2. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем анализа документов, проведения опросов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.
3. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения коррупции; анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
Статья 11. Антикоррупционные образование и пропаганда
1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
2. Организация антикоррупционного образования осуществляется Правительством Рязанской области во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении Рязанской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области с привлечением всех заинтересованных лиц.
3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой являются просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти.
4. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется Правительством Рязанской области во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области, регулирующими отношения по получению и распространению массовой информации, с привлечением всех заинтересованных лиц.
Статья 12. Оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции
1. Государственная поддержка деятельности общественных объединений, создаваемых на территории Рязанской области в целях противодействия коррупции, представляет собой совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, направленных на укрепление и развитие общественных объединений и некоммерческих организаций, имеющих и реализующих в качестве уставных целей и задач противодействие коррупции.
2. Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции в органах государственной власти Рязанской области, регулируется нормативными правовыми актами Рязанской области.
Статья 13. Совещательные и экспертные органы
1. Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных лиц, представляющих органы государственной власти Рязанской области, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их персональный состав утверждаются соответствующими органами государственной власти Рязанской области, при которых они создаются.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Рязанской области
Г.И.ШПАК
12 марта 2008 года
№ 16-ОЗ
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|