Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.02.2008 № А67-4933/07
<НЕНОРМАТИВНЫЙ АКТ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИЗНАН СУДОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ НА ОСНОВАНИИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗЕМЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РФ И ИНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ, А ТАКЖЕ НА ОСНОВАНИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2008 г. по делу № А67-4933/07

(извлечение)

06.02.2008 дата оглашения резолютивной части
11.02.2008 дата изготовления в полном объеме
Гаражно-строительный кооператив "З" обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г. Томска о признании недействительными постановления мэра г. Томска от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности" в части п. 1.7, постановления мэра г. Томска от 27.02.2004 № 688 "О внесении изменений в постановления мэра г. Томска от 06.02.2004 № 380-з и от 02.07.2002 г. № 2165-з" в части п. 3.
Представитель заявителя в судебном заседании уточнил требования, просит признать недействительными постановление мэра г. Томска от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности" в части п. 1.7, постановление мэра г. Томска от 27.02.2004 № 688 "О внесении изменений в постановления мэра г. Томска от 06.02.2004 г. № 380-з и от 02.07.2002 г. № 2165-з" в части п. 1.2, п. 3, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях к нему. Требования мотивированы тем, что постановлениями нарушены границы смежного земельного участка, ранее предоставленного заявителю на праве постоянного бессрочного пользования, оспариваемые пункты постановлений противоречат п. 7 ст. 36 ЗК РФ, ФЗ РФ "О землеустройстве". Заявитель полагает нарушенным свое право пользования "изъятой" частью земельного участка, а также принадлежащее ему, как собственнику недвижимости на данном земельном участке, исключительное право на преимущественное приобретение его в собственность или в аренду. При этом представитель пояснил, что расходы по государственной пошлине просит возложить на заявителя, заявитель гарантирует возмещение расходов органа местного самоуправления по оформлению документов на земельный участок по адресу г. Томск, ул. Р.Люксембург для эксплуатации объектов муниципальной собственности.
Представитель ответчика в судебном заседании против требований заявителя возражал, поддержал доводы отзыва на заявление, пояснил, что государственный акт на право пользования землей по ул. Р.Люксембург, выданный кооперативу "З", в результате технической ошибки не был учтен в электронной версии отводов земель в границах муниципального образования "город" Томск, а также на планшетах топосновы в масштабе 1:500. При принятии оспариваемых постановлений, формировании землеустроительного дела и постановки смежных участков на кадастровый учет, соответствующие учреждения не располагали сведениями об участке ГСК "З" как ранее учтенном, в том числе, по вине заявителя, в результате чего границы смежных участков при их образовании, межевании не были согласованы с землепользователем ГСК "З" и данные участки были поставлены на кадастровый учет несмотря на то, что имеет место наложение земельных участков. По вопросу суда представитель пояснил также, что в настоящее время образованный земельный участок никому не предоставлен, здание муниципальное, привлекать к участию в деле иных лиц не нужно.
Представитель третьего лица поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление, письменных объяснениях, в том числе о том, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, так как на момент проведения кадастровых действий учреждение не располагало сведениями о спорном земельном участке как ранее учтенном.
Как следует из материалов дела, ГСК "З" зарегистрировано Исполнительным комитетом совета народных депутатов Ленинского района г. Томска, состоит на учете в ИФНС РФ по г. Томску.
На основании решения Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 14.06.1990 № 779р гаражно-строительному кооперативу под строительство индивидуальных гаражей на 10 машиномест отведен земельный участок общей площадью 0, 05 га по ул. Р.Люксембург, в границах, согласно прилагаемой к решению выкопировке.
Решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 10.09.1990 № 1283р гаражно-строительному кооперативу "З" прирезан земельный участок площадью 0, 01 га по ул. Р.Люксембург, в границах, согласно прилагаемой к решению выкопировке.
На основании указанных решений ГСК "З" выдан государственный акт на право пользования землей за № 1439, согласно которому за кооперативом закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0, 06 гектаров земли в границах согласно плану землепользования для строительства индивидуальных гаражей по ул. Р. Люксембург.
Мэром г. Томска вынесено постановление от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности", согласно п.п. 1.7 которого по адресу: ул. Р.Люксембург образован земельный участок с учетным номером 70:21:011037:16 общей площадью 1 620, 1 кв. м. для эксплуатации нежилых помещений. В постановлении указано, что оно вынесено целях приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством на основании материалов геодезической съемки.
27.02.2004 первым заместителем мэра г. Томска вынесено постановление № 688з, в соответствии с п. 1 которого образован земельный участок путем разделения ранее образованного земельного участка по адресу: ул. Р.Люксембург (учетный номер 70:21:011037:16), в том числе: земельный участок площадью 158, 45 кв. м., S2, учетный номер 70:21:011037:42 (п.1.1 постановления), земельный участок площадью 1 461, 75 кв. м., S учетный номер 70:21:011037:41 (п. 1.2 постановления). Кроме того, пунктом 3 указанного постановления внесены изменения в постановление от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности", п.п. 1.7 которого изложен в следующей редакции: "1.7 ул. Р.Люксембург с учетным номером 70:21:011037:41 общей площадью 1461, 75 кв. м. для эксплуатации нежилых помещений".
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области осуществило постановку на государственный кадастровый учет земельного участка и присвоило ему кадастровый номер 70:21:0100058:0151.
Признание недействительными постановления мэра г. Томска от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности" в части п. 1.7, постановления мэра г. Томска от 27.02.2004 № 688 "О внесении изменений в постановления мэра г. Томска от 06.02.2004 г. № 380-з и от 02.07.2002 г. № 2165-з" в части п. 1.2, п. 3 является предметом требований ГСК "З" по настоящему делу.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителей, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону или иным правовым актам и нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Правовые основы проведения землеустройства установлены Федеральным законом РФ "О землеустройстве" от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ.
В силу ст. 15 Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя в том числе: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Согласно абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из содержания постановления от 03.07.2002 № 2165-з а также из объяснений представителя Администрации г. Томска земельный участок по адресу г. Томск, ул. Р.Люксембург, был образован для эксплуатации нежилых помещений и в целях упорядочения земельных отношений. Исходя из целей образования земельного участка, указанных в оспариваемом постановлении, и изложенных выше норм, при проведении мероприятий по образованию земельного участка должен был быть обеспечен учет прав и законных интересов заинтересованных лиц, в том числе границы земельного участка должны определяться с учетом границ земельных участков смежных землепользователей.
Заявителем в материалы дела представлен государственный акт на право пользования землей от 15 июля 1991 года, выданный ГСК "З", согласно которому Исполнительным комитетом Томского городского Совета народных депутатов на основании решений горисполкома от 14.06.1990 № 779, от 10.09.1990 № 1283р за кооперативом закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 0,06 гектаров земли в границах согласно плану землепользования для строительства индивидуальных гаражей по ул. Р. Люксембург, акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за № 1439. также заявителем представлены копии решений горисполкома от 14.06.1990 № 779, от 10.09.1990 № 1283р, на основании которых кооперативу был выдан указанный акт.
Оснований считать данные документы недействующими не усматривается, участвующими в деле лицами доказательств того, что государственный либо право бессрочного пользования, предоставленное по нему, были оспорены в установленном законом порядке не представлено. При этом в материалах дела имеется решение Ленинского районного суда от 18.09.2007 с отметкой о вступлении в законную силу, из которого следует, что Ленинским районным судом г. Томска рассмотрено гражданское дело № 2-1811/07 по исковому заявлению ГСК "З" к Администрации г. Томска о признании права собственности. Решением суда требования были удовлетворены, за ГСК "З" признано право собственности на гаражный бокс № 4 по адресу: г. Томск, ул. Р.Люксембург, состоящий из 2-х этажей, общей площадью по внутреннему обмеру 55,8 кв. м., в тексте решения установлено то обстоятельство, что указанное строение расположено на земельном участке, предоставленном истцу в установленном законом порядке (государственный акт на право пользования землей), разработанные и утвержденные красные линии на земельном участке отсутствуют.
В силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с указанными нормами государственный акт на право пользования землей за № 1439, представленный в материалы дела заявителем, имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом представленных в порядке ст.ст. 65, 66, 69 АПК РФ документов подтверждает право ГСК "З" бессрочного постоянного пользования на земельный участок площадью 0,06 га по ул. Р.Люксембург.
Таким образом, для вновь образованного земельного участка по адресу: ул. Р. Люксембург площадью 1461, 75 кв. м. (учетный номер 70:21:011037:41), ГСК "З" является смежным землепользователем, за которым в бессрочное и бесплатное пользование закреплен земельный участок площадью 0, 06 гектаров земли по ул. Р.Люксембург (государственный акт на право пользования землей за № 1439), что соответствует представленному в материалы дела ситуационному плану, который не оспаривается участвующими в деле лицами, а также данными в судебном заседании объяснениями сторон.
Вместе с тем, документов, подтверждающих, что при проведении мероприятий по образованию земельного участка был фактически обеспечен учет прав и законных интересов заинтересованных лиц, в частности ГСК "З", в том числе что границы образованного земельного участка были определены с учетом границ земельных участков смежных землепользователей в материалы дела не представлено, в ситуационном плане отражено наложение земельных участков, что соответствует также объяснениям участвующих в деле лиц, сам факт наложения земельных участков которыми не оспаривается.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ "О землеустройстве" при образовании новых и упорядочивании существующих объектов землеустройства определяется местоположение границ объектов землеустройства. При этом в силу статьи 17 данного закона работы по установлению на местности границ земельных участков являются межеванием объектов землеустройства и производятся с обязательным согласованием с заинтересованными лицами.
Также пунктом 9.1. Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, закреплено, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. Согласно абз. 2 п. 9.2. указанной Инструкции результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
При этом из материалов дела следует, что при определении границ объекта землеустройства на местности их согласование с ГСК "З" как со смежным землепользователем фактически не производилось, акт согласования не составлялся, не производилось такое согласование и в какой-либо иной форме. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, доказательства, опровергающие доводы заявителя, в материалы дела не представлены. Представитель ответчика в судебном заседании указал, что при принятии оспариваемых постановлений и подготовке межевых дел не были учтены права на земельный участок ГСК "З" в связи с отсутствием сведений о государственном акте. Таким образом, п. 1.7 оспариваемого постановления от 03.07.2002 № 2165-з, в которое впоследствии были внесены изменения постановлением от 27.02.2004, по сути уточняющие площадь образованного для эксплуатации нежилых помещений земельного участка, вынесен Администрацией г. Томска без документов об учете прав и законных интересов заинтересованного лица ГСК "З" при определении границ земельного участка.
Доводы ответчика о том, что государственный акт на право пользования землей не был учтен в электронной версии отводов земель в границах муниципального образования "город Томск", а также на планшетах топосновы в масштабе 1:500, в результате технической ошибки, не отклоняются судом исходя из того, что указанные обстоятельства, а также то, что ответчик не располагал сведениями об участке ГСК "З" как ранее учтенном (до 1992 года), не свидетельствуют о соблюдении им порядка межевания, образования земельных участков и не могут быть расценены как обстоятельства, освобождающие от надлежащего согласования границ земельного участка.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
С учетом того, что от заявителя поступили документы по обстоятельствам, на которые он ссылается, тогда как документы, подтверждающие соответствие постановлений мэра г. Томска в оспариваемой части Земельному кодексу РФ, ФЗ РФ "О землеустройстве", Администрацией г. Томска не представлены, пункт 1.7 постановления мэра г. Томска от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности", пункты 1.2, 3 постановления мэра г. Томска от 27.02.2004 № 688 "О внесении изменений в постановление мэра г. Томска от 06.02.2004 № 380-з и от 02.07.2002 № 2165-з", подлежат признанию недействительными, при этом Администрация г. Томска обязывается устранить нарушения прав и законных интересов землепользователя.
В силу ч. 4 ст. 110 АПК РФ, с учетом согласования сторонами вопроса об отнесении судебных расходов по государственной пошлине, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

пункт 1.7 постановления мэра г. Томска от 03.07.2002 № 2165-з "Об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также нежилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в муниципальной собственности", пункты 1.2, 3 постановления мэра г. Томска от 27.02.2004 № 688з "О внесении изменений в постановление мэра г. Томска от 06.02.2004 № 380-з и от 02.07.2002 № 2165-з", проверенные на соответствие Земельному кодексу РФ, ФЗ РФ "О землеустройстве", признать недействительными.
Обязать Администрацию г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГСК "З".
Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на ГСК "З".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru