Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) от 02.09.2008 по делу № 3-73/08
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 9 СТАТЬИ 62 ЗАКОНА РС(Я) ОТ 11.07.2007 477-З № 969-III "О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)">

Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 1, 14.01.2009


Определением Верховного Суда РФ от 19.11.2008 № 74-Г08-47 данное решение оставлено без изменения.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2008 г. по делу № 3-73/08

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием прокурора Илларионова А.С.,
представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"02" сентября 2008 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 9 ст. 62 (в части) Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", суд

установил:

первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 9 ст. 62 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" в части предусматривающей обязательное изготовление избирательных бюллетеней на русском и якутском языках, мотивируя тем, что федеральным законодательством вопрос об изготовлении бюллетеней на государственном языке республики и языках народов Российской Федерации отнесен к ведению избирательной комиссии. Указание в республиканском законодательстве на конкретные языки в качестве обязательного требования к избирательным бюллетеням противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем просит признать ч. 9 ст. 62 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" в этой части противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
На судебном заседании прокурор Илларионов А.С. требования поддержал, суду пояснил, что необходимость изготовления бюллетеней на том или ином языке, помимо государственного языка РФ, решается избирательной комиссией в зависимости от местных условий.
Представитель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю. с заявлением не согласился, суду пояснил, что оспариваемое положение ч. 9 ст. 62 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия) направлено на обеспечение равноправия для участия в выборах граждан РФ, в том числе и невладеющих русским языком. Толкование ч. 9 ст. 62 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" во взаимосвязи со ст. 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 № 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)", в соответствии с которой избирательные бюллетени печатаются на языках, которыми пользуется население избирательного округа, позволяет сделать вывод о соответствии оспариваемых положений федеральному законодательству. Просит в заявлении отказать.
Представители Центральной избирательной комиссии, Отдела законодательства субъектов РФ федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Главного управления Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федерального округу в суд не явились, были извещены, о причине неявки не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает положение ч. 9 ст. 62 в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству, поскольку Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" правом решать, на каком языке помимо государственного языка РФ изготавливать бюллетени, наделена соответствующая комиссия.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" при подготовке и проведении выборов обязательному применению подлежит русский язык, как государственный язык Российской Федерации.
Как следует из ст. 14 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" республики при подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации наряду с государственным языком Российской Федерации вправе использовать свои государственные языки и языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Тем самым обеспечивается равноправие граждан РФ для участия в выборах, и создаются дополнительные гарантии для лиц, не владеющих государственным языком РФ. Механизм реализации указанных гарантий согласно п. 10 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 8 ст. 73 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" таков, что соответствующая избирательная комиссия самостоятельно решает вопрос о выпуске бюллетеней на государственном языке республики, а в необходимых случаях также на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Следовательно, закрепление в ч. 9 ст. 62 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" того или иного языка, помимо государственного языка РФ, на котором должны быть изготовлены бюллетени, вступает в противоречие с положениями федерального законодательства, относящими решение указанного вопроса к ведению избирательной комиссии.
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,

решил:

заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу часть 9 статьи 62 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" в части предусматривающей обязательное изготовление избирательных бюллетеней на русском и якутском языках.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий:
Е.В.ПУХОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru