Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ивановской областной Думы от 28.05.2009 № 164
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ И ЗАКОНОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено




Свод законодательства




ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. № 164

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ И ЗАКОНОВ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрев проект методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов и законов Ивановской области, внесенный комитетом Ивановской областной Думы по государственному строительству и законности (решение от 19.05.2009 № 07-08), руководствуясь Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ (в действующей редакции) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Ивановская областная Дума постановляет:

1. Утвердить методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов и законов Ивановской области (прилагаются).

2. Предложить субъектам права законодательной инициативы в Ивановской областной Думе при внесении проектов законов в Ивановскую областную Думу руководствоваться положениями методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов и законов Ивановской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в "Собрании законодательства Ивановской области".

Председатель
Ивановской областной Думы
С.А.ПАХОМОВ





Приложение
к постановлению
Ивановской областной Думы
от 28.05.2009 № 164

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ
И ЗАКОНОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Уставом Ивановской области, Законом Ивановской области "О гербе Ивановской области", Законом Ивановской области "О законодательном процессе в Ивановской области", с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных к применению Советом Государственной Думы Российской Федерации, исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий.
Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты Ивановской области, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.
Цель методических рекомендаций - обеспечение единообразия в оформлении законопроектов, вносимых на рассмотрение Ивановской областной Думы.

I. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА

1. В структуру законопроекта входят:
- наименование законопроекта;
- преамбула;
- структурные единицы законопроекта: часть законопроекта, раздел, глава, статья.
Законопроект оформляется на бланке с изображением герба Ивановской области. В правом верхнем углу первой страницы вносимых на рассмотрение Ивановской областной Думы законопроектов в обязательном порядке указываются субъект права законодательной инициативы, а также сведения о количестве пройденных чтений данного законопроекта. Текст законопроекта завершается указанием должностного лица, уполномоченного подписывать закон. В левом нижнем углу последней страницы указываются наименования реквизитов: дата и номер. Названные указания не входят в структуру законопроекта.
Текст законопроекта печатается на бланке формата А4, верхнее поле - 25 мм, нижнее - 25 мм, левое - 30 мм, правое - 15 мм. Текст печатается шрифтом Times New Roman размером № 14 через один межстрочный интервал с абзацным отступом 12,5 мм.
При оформлении текста законопроекта на двух и более страницах вторая и последующая страницы нумеруются. Порядковые номера страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами.
2. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование законопроекта печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.
Под наименованием законопроекта по центру располагаются слова "Принят Ивановской областной Думой".

Пример:

ПРОЕКТ
Вносит _____________

Герб Ивановской области

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке решения вопросов местного значения городских
и сельских поселений в муниципальных районах
Ивановской области

Принят Ивановской областной Думой

.......................................................................
.......................................................................
.......................................................................

Губернатор
Ивановской области М.А. МЕНЬ

г. Иваново
________________ 2009 г.
№ ________-ОЗ

или

ПРОЕКТ
Внесен _____________
Принят __.__.____
в первом чтении

Герб Ивановской области

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О землях особо охраняемых территорий регионального значения
в Ивановской области

Принят Ивановской областной Думой

.......................................................................
.......................................................................
.......................................................................

Губернатор
Ивановской области М.А. МЕНЬ

г. Иваново
________________ 2009 г.
№ ________-ОЗ

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д., например, Закон Ивановской области от 31.12.2008 № 188-ОЗ "О выделении субвенций бюджетам городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области для предоставления субсидий организациям, поставляющим тепловую энергию населению на нужды отопления жилищного фонда, на возмещение недополученных доходов от разницы между тарифами на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, и тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда". Целесообразно указывать тематику правового регулирования без излишней детализации в наименовании.
В наименовании закона о внесении изменений в действующий закон Ивановской области необходимо указывать вид нормативного правового акта полностью. Например, "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О _________".
3. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи. В случае если областные законы разрабатываются и принимаются на основании федеральных законов, Устава Ивановской области и областных законов, в преамбуле указываются их наименования. При этом дата и номер законодательных актов могут не указываться.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
4. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
часть законопроекта;
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
4.1. Часть законопроекта:
обозначается словами и может иметь наименование. Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим полужирным шрифтом.

Пример:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.2. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение раздела печатается полужирным шрифтом строчными буквами по центру страницы.
Наименование раздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера раздела, после которого ставится точка.

Пример:

Раздел I. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

4.3. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Пример:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

4.4. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка. В случае если наименование главы занимает две и более строчки, вторая и последующие строчки выравниваются по левому краю относительно начала наименования (первой строчки).

Пример:

Глава 3. Организация и осуществление голосования, подсчет
голосов участников референдума, установление результатов
референдума и их опубликование

4.5. Параграф:
обозначается знаком §;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

4.6. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом, после номера статьи ставится точка.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи.
В случае если наименование статьи занимает две и более строчки, вторая и последующая строчки выравниваются по левому краю относительно начала наименования (первой строчки).

Примеры:

Статья 5. Реестр должностей государственной гражданской службы

или

Статья 33.

Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Пример:

Статья 4. Виды исполнительных органов государственной власти
Ивановской области

1. _______. (часть 1)
2. _______: (часть 2)
1) _______; (пункт 1 части 2)
2) _______: (пункт 2 части 2)
а) _______; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) _______. (подпункт "б" пункта 2 части 2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного
суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об
отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора.
(часть 2)
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются:
(абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)
график погашения задолженности. (абзац третий части 3)

или

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного
суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об
отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора.
(часть 2)
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе:
1) президиума; (пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)
а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских
правоотношений; (подпункт "а" пункта 2 части 3)
б) по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений. (подпункт "б" пункта 2 части 3)

5. Законопроекты об утверждении (расторжении) договоров Ивановской области, не содержащие никаких других нормативных предписаний, оформляются следующим образом:

Об утверждении договора № _____________ о ______________
_____________________________ от __ ______ 20__ года

Принят Ивановской областной Думой

Преамбула

Статья 1.
Утвердить Договор № ___________ о _____________________________ от __ _____ 20__ года, заключенный между _________________________ Российской Федерации и Ивановской областью (прилагается).

Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу....

Наименование договора Ивановской области в законопроекте об утверждении должно быть полностью идентично наименованию этого договора в подписанном оригинале. Внесение каких-либо изменений не допускается.

6. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 1.
Внести в Закон Ивановской области от _______ № _____ "О _____________________" (в действующей редакции) следующие изменения:

1).........; (пункт 1)
2).........; (пункт 2)
3).........: (пункт 3)
а)..........; (подпункт "а" пункта 3)
б)..........; (подпункт "б" пункта 3)
4).......... (пункт 4)

или

Статья 1.
Внести в Закон Ивановской области от ___ № ___ "О _____________________" (в действующей редакции) следующие изменения:

..........; (абзац второй)
..........; (абзац третий)
..........; (абзац четвертый)
............ (абзац пятый)

или

Статья 1.
Признать утратившими силу:

1).........; (пункт 1)
2).........; (пункт 2)
3)........... (пункт 3)

или

Статья 1.
Признать утратившими силу:

.........; (абзац второй)
.........; (абзац третий)
........... (абзац четвертый)

7. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми после точки после основного цифрового или буквенного обозначения.

Пример:

Статья 2.
Внести в Закон Ивановской области от ___ № ___ "О
_____________________" (в действующей редакции) следующие изменения:

1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

"Статья 15.1. ........
1. ..........
2. ..........";
2) в статье 16:
часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) __________;";
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2) ...........;".

8. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Уставом Ивановской области.

Пример:

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

9. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
10. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак "N" также не указывается.

Пример:

согласно приложению 4 к Закону Ивановской области "О ________"

Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта (реквизиты закона указываются после его подписания).
Наименование приложения печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.
В отдельных случаях при сложной структуре приложения первое слово наименования приложения может печататься прописными буквами.

Примеры:

Приложение
к Закону Ивановской области
"О муниципальной службе
в Ивановской области"

Типовые квалификационные требования для замещения
должностей муниципальной службы в Ивановской области

или

Приложение 1
к Закону Ивановской области
"О _______________________"

МЕТОДИКА
расчета показателей _________________

или

Приложение 2
к Закону Ивановской области
"О _______________________"

При оформлении приложения на двух и более страницах вторая и последующая страницы нумеруются. Порядковые номера страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами.
Страницы текста законопроекта и приложений к нему имеют отдельную (несквозную) нумерацию.

II. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК

11. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
12. Ссылки можно делать только на вступившие в силу законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
13. При необходимости сделать ссылку в тексте законопроекта на законодательный акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер, его наименование. Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.

Пример:

...установленных Законом Ивановской области от 18.07.2006 № 75-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области".

14. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
...в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях").
Далее в тексте при упоминании указанного закона применяется сокращенная форма.
15. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
...в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
16. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

Примеры:

...регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации...
...в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации,...
...в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях...

17. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

Пример:

...регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации...
...в соответствии со статьей 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации...

18. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица, начиная с наименьшей. В этом случае обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.

Примеры:

...указанным в главе 5 Закона Ивановской области "О ________"...
...изложенными в разделах III и IV...
...в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 10...
...указанным в подпункте "а.2" пункта 2 части 1 статьи 5...

19. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.

Примеры:

...абзац второй части 1 статьи 1...
...в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1...

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Пример:

Статья 33. Сертификация

1......: (абзац первый части 1)
...; (абзац второй части 1)
.... (абзац третий части 1)
2.......: (абзац первый части 2)
...; (абзац второй части 2)

20. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:

...содержащиеся в главе 3 настоящего Закона...
...в связи с положениями настоящей главы...
...в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Закона...
...в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Закона...
...регулируется подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона...
...в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи...

21. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе Ивановской области на постановление Правительства Ивановской области).
22. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
23. При подготовке проектов федеральных законов указания официальных источников публикации осуществляются в порядке, установленном Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными к применению Советом Государственной Думы Российской Федерации.

III. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

24. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
отмена (исключение) структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
признание утратившей силу структурной единицы вступившего в силу законодательного акта;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение структурными единицами законодательного акта;
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
25. Изменения могут вноситься в законы Ивановской области.
В Устав Ивановской области могут вноситься поправки в порядке, установленном Уставом Ивановской области и Законом Ивановской области "О законодательном процессе в Ивановской области".
26. В тексте законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование, могут содержаться самостоятельные положения о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
27. Внесение изменений в несколько законодательных актов оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.

Пример:

О внесении изменений в статью 5 Закона Ивановской области
"О ____" и в Закон Ивановской области "Об _____"

Статья 1.
Внести в статью 5 Закона Ивановской области от ___ № __ "О ____" (в действующей редакции) следующие изменения:
1) ______;
2) ______.

Статья 2.
Внести в Закон Ивановской области от ___№ __ "Об _____" следующие изменения:
1) _______;
2) _______;
3) _______;
4) _______.

28. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

Пример:

Статья 1.
Внести в Закон Ивановской области от ___ № __ "О _____" следующие изменения:
1) в статье 1 слова "___" заменить словами "___";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами "___";
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "___" исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. ________.";
6) в статье 6 слова "___" заменить словами "___".

29. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, наименование. В случае если в закон, в который вносится изменение, ранее были внесены изменения, то после номера указывается "(в действующей редакции)".

Пример:

Внести в Закон Ивановской области от 06.04.2005 № 69-ОЗ "О государственной гражданской службе Ивановской области" (в действующей редакции) следующие изменения:

30. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, отмена (исключение) структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, признание утратившей силу структурной единицы законодательного акта или отдельной статьи, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:

О внесении изменений в Закон Ивановской области "О _____"

или

О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Ивановской области в связи с принятием Устава
Ивановской области

То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения.

Пример:

Статья 1.

Внести в Закон Ивановской области от ____ № __ "О _____" (в действующей редакции) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1.
_____________.";
2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: "_______.";
3) в части 2 статьи 5 слова "_______" исключить.

31. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.

Примеры:

О внесении изменений в статьи 5 и 10 Закона
Ивановской области "О _____"

или

О внесении изменений в статью 5 Закона Ивановской области
"О _____" и статью 14 Закона Ивановской области "О _____"

32. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.
33. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
34. При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
35. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
36. При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть законодательного акта.

Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)

Главу 1 Закона Ивановской области от ___ № __ "О _____" (в действующей редакции) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

или

Главу 2 Закона Ивановской области от ___ № __ "О _____" (в действующей редакции) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

37. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
В статье 10 Закона Ивановской области от ____ № ____ "О _____" (в действующей редакции) слова "Глава Администрации" заменить словами "Губернатор Ивановской области".

или

Статью 14 Закона Ивановской области от ____ № ____ "О _____" (в действующей редакции) после слова "Правительства" дополнить словами "Ивановской области".

38. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
В статье 7 Закона Ивановской области от ____ № ___ "О _____" (в действующей редакции) слова "__ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)__" в соответствующих числе и падеже заменить словами "__ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)__" в соответствующих числе и падеже.

или

В статье 23 Закона Ивановской области от ___ № ___ "О _____" (в действующей редакции) слова "____ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ____" в соответствующем падеже заменить словами "____ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ____" в соответствующем падеже.
39. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.

Пример:

В статью 9 Закона Ивановской области от ___ № ___ "О _____" (в действующей редакции) внести следующие изменения:
часть 1 дополнить предложением следующего содержания: "______.";
в подпункте "в" пункта 2 части 3 слова "_____" заменить словами "_______".

40. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

Пример:

статью 1 после слов "_____" дополнить словами "_____".

41. В случае если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "_____".
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
42. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:

Статья 1.
Внести в Закон Ивановской области от ____ № ___ "О _____" (в действующей редакции) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова "____" заменить словами "_____";
часть 2 после слов "____" дополнить словами "_____";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) _______.";
часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "_____.";
2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ______
___________.".

43. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.

Примеры:

...статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ______."...
...часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) ______."...
...пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) ______."...

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).
44. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости включить новый абзац между уже имеющимися абзацами дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
45. Внесение изменений в законодательный акт в виде его новой редакции в целом не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
46. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
47. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
48. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Внести в статью 16 Закона Ивановской области от ____ № ___ "О _____" (в действующей редакции) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 16. ________.
_____________.".

В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:

О внесении изменения в статью 16 Закона Ивановской области
"О _____"

49. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта, а не является приложением к нему.
50. Внесение изменений в приложение к законодательному акту оформляется по правилам внесения изменений в структурные части законодательного акта. Если изменения вносятся только в приложение, то наименование законодательного акта должно быть следующим:

О внесении изменения в приложение к Закону
Ивановской области "О _____"

При внесении изменений в несколько приложений в наименовании применяется слово "приложения" - во множественном числе:

О внесении изменений в приложения к Закону
Ивановской области "О _____"

51. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".

Пример:

цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126"

52. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".

Пример:

слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"

53. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие таких законов или отдельной статьи может быть отражено в наименовании законопроекта.

Пример:

О внесении изменений в законодательные акты Ивановской
области и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Ивановской области в связи
с разграничением полномочий в сфере социальной
защиты населения

IV. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ПЕРЕЧНЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

54. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения;

Пример:

Статья 5.
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
Закон Ивановской области от _____ № ___ "Об _________";
часть 2 статьи 2 Закона Ивановской области от ____ № ____ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "Об ______";
Закон Ивановской области от _______ № _____ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "Об __________".

2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица законодательного акта, так и все законодательные акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения;

Пример:

статью 5 Закона Ивановской области от ____ № ____ "О _____";
Закон Ивановской области от ____ № ____ "О внесении изменений в статью 5 Закона Ивановской области "О _____".
3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).

55. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии с пунктом 28 настоящих методических рекомендаций.
56. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
57. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, его наименование, дата его подписания, регистрационный номер.
58. Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения (например, "признать утратившим силу Закон Ивановской области от ____ № ___ "О _____" и все законодательные акты, вносившие в него изменения"), не допускается.
59. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).
60. При признании утратившим силу всего законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный законодательный акт включается с его первоначальным наименованием. Законодательный акт, изменивший наименование первого законодательного акта, включается в перечень в виде отдельной позиции.
При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием.
При признании утратившей силу неотделимой части законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием.
61. При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:
данная структурная единица;
структурная единица законодательного акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
62. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
63. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
64. Если в законодательном акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту структурную единицу.
65. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
66. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
67. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включаются как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
68. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
69. Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
70. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.

Пример:

раздел III приложения 2 к Закону Ивановской области от ___ № ___ "О _______"

71. Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".

V. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЯЩИХ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

72. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
В законодательные акты, подготовка которых к рассмотрению Ивановской областной Думой осуществлялась в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, изменения вносятся также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законодательных актов или признание законодательного акта утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
73. На законодательные акты, которые были приняты до утверждения настоящих методических рекомендаций, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих методических рекомендаций.
Например, в полной мере методические рекомендации будут действовать в отношении ранее принятого закона, в котором статьи разделены на структурные единицы, пронумерованные арабскими цифрами с точкой, если никаких ссылок в тексте данного законодательного акта на то, чем является данная структурная единица (частью или пунктом), нет.
74. В отношении ранее принятых законодательных актов, не полностью отвечающих требованиям настоящих методических рекомендаций, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими методическими рекомендациями структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих законодательных актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законодательных актах.
75. Указанные в пункте 74 настоящих методических рекомендаций положения применяются на период действия законодательных актов, которые приняты до утверждения настоящих методических рекомендаций и не отвечают их требованиям.
Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих методических рекомендаций.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru