Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


Справочная информация: "ОТЧЕТ АССОЦИАЦИИ "СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ" ЗА 2008 Г. И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ В 2009 Г."

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

АССОЦИАЦИЯ "СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

ОТЧЕТ АССОЦИАЦИИ "СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ" ЗА 2008 Г. И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ В 2009 Г.

В непростой ситуации, обусловленной мировым экономическим кризисом, в 2008 году муниципальные образования области в тесном сотрудничестве с органами государственной и федеральной власти выполняли задачи, определенные Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - 131-ФЗ) и III Съездом муниципальных образований.
За прошедший период в области были созданы территориальные, правовые, экономические и организационные основы местного самоуправления, создана и действует консультативная общественная структура - Совет муниципальных образований, являющаяся связующим звеном государственной власти и органов местного самоуправления.
В области сформировался механизм государственной поддержки муниципальных образований и отраслей хозяйственного комплекса в виде налогового стимулирования, субсидирования процентов по банковским кредитам, прямой финансовой поддержки развития территорий с низким экономическим потенциалом, в том числе через создание особых экономических зон регионального уровня.
Основными направлениями деятельности Совета муниципальных образований в прошедшем году были: законотворческая деятельность; оказание методической и правовой помощи органам местного самоуправления; разработка модельных правовых актов и методических материалов; проведение совместно с органами государственной власти семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления.
В рамках осуществляемого Советом мониторинга реализации муниципальными образованиями 131-ФЗ особое место уделялось таким вопросам, как готовность органов местного самоуправления к самостоятельному решению всех вопросов местного значения, предусмотренных законом; межмуниципальному сотрудничеству; повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в их состав; уточнению правового статуса и полномочий органов местного самоуправления; реализации прав органов местного самоуправления во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами.
Основным итогом муниципальной реформы явилась высокая степень подготовленности муниципалитетов к самостоятельному решению вопросов местного значения, определенных Федеральным законом. В настоящее время лишь 13 поселений Измалковского района (3,3%) делегировали району полномочия по решению 9 вопросов местного значения. В Елецком, Грязинском, Долгоруковском, Задонском и Краснинском районах передано всего по 4 полномочия. 18 территорий: 2 городских округа, 11 муниципальных районов, 5 поселений исполняют полномочия по решению вопросов местного значения за счет собственных доходов, а 7 дотационных районов имеют перспективу по размещению инвестиционных проектов с помощью механизма создания и развития региональных экономических зон.
Расходы местных бюджетов обеспечены собственными доходами на 47%, за счет безвозмездных поступлений из областного бюджета покрывается около 50% расходов, дефицит составляет 5%.
Муниципалитеты получили в свое распоряжение все, что ближе всего к жизни, - школы, детские сады, жилье, дороги, водопроводы, линии электропередачи, уличное освещение. Люди почувствовали, что они сами могут что-то решать в своем городе или селе. Имея реальный бюджет и осознавая свою значимость, они начали собственные планы реализовать в конкретные дела.
В формировании внебюджетных фондов на благоустройство территорий поселений в 2008 году приняли участие 119 муниципальных образований области, и их количество с каждым годом увеличивается. И, как результат, за три последних года в поселениях проложено 795 км дорог общего пользования, введено сетей уличного освещения более 193 км, 222 км водопроводных сетей. При поддержке области за два последних года введены в эксплуатацию 12 плавательных бассейнов, 30 спортивных площадок, 14 офисов для врачей общей практики.
Особое внимание муниципальные образования уделяют решению вопросов жилищного строительства. В 2008 году введено в эксплуатацию 721,9 тыс. кв. метров жилья, рост к уровню 2007 года - 105%. Положительная динамика ввода жилья достигнута в Тербунском (129%), Краснинском (129%), Добровском и Долгоруковском (103%), Чаплыгинском, Хлевенском и Грязинском (102%), в городах Липецке (112%), Ельце (101%). Индивидуальными застройщиками сдано в эксплуатацию 365,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, а его доля в общем объеме составляет 51%. Повсеместно муниципальными образованиями реализуются областные жилищные программы. Государственная поддержка, оказанная в рамках этих программ, составила 464,6 млн. руб., или почти 640 руб. на 1 кв. метр.
На выравнивание финансовых возможностей муниципалитетов по решению закрепленных за ними вопросов местного значения в 2008 году из областных фондов финансовой поддержки было выделено 4,6 млрд. руб. Кроме того, на условиях софинансирования органам местного самоуправления выделено субсидий в размере 2,2 млрд. руб.
Бюджетам двух городских округов и восьми муниципальных районов, обеспечивших наивысшие показатели в социально-экономическом развитии, качества управления финансами и платежеспособности, были выделены дополнительные субсидии (гранты) из общего фонда софинансирования на общую сумму 10 млн. руб.
В формировании внебюджетного фонда на благоустройство территорий поселений в 2008 году приняли участие 119 муниципальных образований. На цели благоустройства населенных пунктов, формирование комфортной среды обитания жителей области из областного бюджета в течение года было выделено 447 млн. руб.
Определенная работа проводится на перспективу развития муниципалитетов. На сегодняшний день Стратегические планы социально-экономического развития территорий утверждены во всех городских округах и муниципальных районах, 14 сельских поселениях из 302. Отсутствие таких планов в остальных муниципальных образованиях приводит к значительной дифференциации максимальных и минимальных значений показателей в разрезе муниципалитетов.
Так, показатель уровня инвестиций в основной капитал на душу населения различается в 34 раза, уровень безработицы в 4 раза, ввода общей площади жилья на одного человека в 8 раз, уровня заработной платы в 2 раза.
Отдельные муниципальные образования слабо помогают налоговым органам в формировании налогооблагаемой базы и сбору налогов. Велика недоимка по налоговым платежам в территориальный и местные бюджеты. Только недоимка в территориальный бюджет составляет почти 336 млн. руб. В общей сумме большая составляющая - налог на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог.
В Лебедянском районе есть Ольховский сельсовет (глава администрации - Носова Надежда Николаевна), где собственных доходов собрано 644,4 тыс. руб., а расходная часть бюджета составила 11,5 млн. руб., или обеспеченность расходной части собственными доходами составила 5,6%. В Краснинском районе - Гудовском, Ищеинском, Пятницком, Сергиевском сельсоветах (главы администраций - Волков Сергей Анатольевич, Конаныхин Михаил Иванович, Федюкин Василий Викторович, Шилин Валентин Иванович) расходы на содержание аппарата в 2 раза превышают объемы собственных доходов. И этот список можно продолжить.
Есть много хороших примеров, где территории динамично развиваются. В Казинском сельсовете Грязинского района (глава администрации - Ульянич Любовь Ивановна); Требунском сельсовете Данковского района (глава администрации - Андреевичева Наталия Николаевна); Нижневоргольском сельсовете Елецкого района (глава администрации - Загрядских Любовь Васильевна); Ленинском и Сенцовском сельсоветах Липецкого района (главы администраций - Жуков Иван Иванович, Холопкин Алексей Иванович) налоговый потенциал обеспечивает выполнение закрепленных расходных обязательств.
Самый общий пример по Краснинскому району - нашей глубинке. Суходольский сельсовет (глава администрации - Кондрашин Василий Иванович) доходную часть бюджета выполнил почти на 172%, Сотниковский сельсовет (глава администрации - Горбунов Вячеслав Михайлович) эту же статью выполнил на 165,3%. В Лев-Толстовском районе по Гагаринскому сельсовету (глава администрации - Кондрашева Надежда Николаевна) контрольные цифры по сбору собственных средств в доходную часть бюджета перевыполнены на 274 тыс. руб. На эти средства удалось отремонтировать учреждение культуры, в котором открылся класс по обучению детей музыке, щебнем отсыпана дорога протяженностью 7,2 км, отремонтирована дорога с асфальтовым покрытием, обустроена зона отдыха на пруду, высажено более 1 тыс. деревьев, дополнительно установлено 8 лавочек для отдыхающих, 12 урн, разбиты клумбы. Разве это не пример для подражания!
В области из 20 муниципальных районов и городских округов - 9 (47%) являются дотационными. Дотационны все сельские поселения, за исключением 5. (В Российской Федерации 72% муниципальных районов и 68% сельских поселений являются дотационными.)
Следовательно, если налоги не собираются, то надо спросить, прежде всего, с глав администраций, налоговых органов. А если нет налоговой базы, тогда нужно применять меры по стимулированию создания такой налоговой базы. Как это делать? Можно идти по пути интеграции.
В области апробирован механизм укрупнения муниципальных образований на примере Тербунского района, где из 5 сельских поселений вновь образовано 2. В этом году проведены референдумы в 2-х поселениях Добринского и 4-х поселениях Лев-Толстовского районов. Естественно, вопрос по объединению должен решаться с учетом мнения жителей муниципалитетов, но инициатива не рождается на пустом месте.
Финансовые основы местного самоуправления должны быть достаточно прочными, чтобы обеспечить поддержку инициативы и инноваций, динамичное движение вперед. Местное самоуправление должно иметь средства не только на покрытие расходов, но и для финансирования развития. Для многих сельских поселений такая перспектива еще даже не определена.
Задача Совета муниципальных образований области совместно с органами государственной власти - сделать такую перспективу реальной. При этом в центре внимания была и остается проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены. Пока у местных сообществ не хватает средств на их реализацию.
В регионе есть немало примеров эффективных инновационных проектов, которые реализуются силами муниципальных образований, при активной помощи органов государственной власти. В 2008 году было продолжено развитие региональных экономических зон.
В особой экономической зоне регионального уровня промышленно-производственного типа "Тербуны" зарегистрировано 5 участников с общим объемом инвестиций 14,7 млрд. руб. В особой экономической зоне "Чаплыгинская" 3 резидента с общим объемом 4,4 млрд. руб.
На территории Данковского муниципального района в особой экономической зоне предполагается выпуск бумаги на основе переработки вторичного сырья, кирпичный завод, крахмало-паточное производство.
В Лев-Толстовском районе функционирует экономическая зона промышленного типа "Астапово". Дальнейшее развитие получает ОЭЗ "Липецк". Создаются туристско-рекреационные зоны в г. Ельце и Задонске.
Во всех районах в настоящее время сформированы залоговые фонды, создаются потребительские кооперативы, торгово-закупочные предприятия, совместно с органами государственной власти разработаны и внедряются мероприятия по импортозамещению.
На III Съезде муниципальных образований 23 апреля прошлого года глава администрации Липецкой области О.П. Королев подчеркнул: "...Любому государству устойчивое развитие и отсутствие революционных потрясений дают две гарантии - местное самоуправление и малый бизнес. Если в этом государстве культом жизни олицетворен смысл и значимость семьи, тогда получается три вещи: семья - как святость, местное самоуправление и малый и средний бизнес".
Перечисленные социальные константы не требуют доказательств. Всего в малом и среднем бизнесе области трудятся 28% от занятых в экономике, или более 160 тыс. человек. В области зарегистрировано 6,6 тыс. малых предприятий, почти 200 средних предприятий, свыше 33 тыс. индивидуальных предпринимателей, около 1200 крестьянско-фермерских хозяйств. Налоговые поступления от предприятий малого бизнеса составили 2,5 млрд. руб., что на 22% выше уровня 2007 года.
В разрезе муниципальных районов доля налогов от субъектов малого бизнеса в территориальный бюджет различна: от Чаплыгинского района поступило - 34%, Усманского - 21%, Липецкого - 18%. В то же время от Становлянского, Краснинского, Добринского, Тербунского - всего от 4% до 6%.
Многое делается по развитию и становлению малого бизнеса в Задонском, Лев-Толстовском, Грязинском, Хлевенском районах, г. Липецке. Например, в бюджете Липецкого района доля от малого бизнеса составляет 44%.
Положительный опыт по развитию фермерского хозяйства накоплен в Стегаловском сельсовете Долгоруковского района, Новополянском сельсовете Чаплыгинского района, динамично развивается предпринимательство в г. Лебедянь.
18 декабря с участием В.В. Путина в г. Липецке прошло заседание Президиума Совета по развитию местного самоуправления. Здесь Председатель Правительства РФ отметил: "...Руководители муниципалитетов наиболее близки к реальным проблемам людей. Положение дел на местах, на каждом конкретном предприятии, в населенном пункте они знают лучше, чем кто-либо другой. Более того, участие в решении проблем занятости, поддержка малого бизнеса прямо отнесена законом именно к полномочиям муниципалитетов. И сейчас эти направления должны стать зоной особого внимания местных властей, а успешное решение возникающих проблем - экзаменом на их реальную дееспособность".
Некоторый опыт этой работы накоплен в Чаплыгинском районе. Пример. Семейная ферма Катасонова Н.Н. из Новополянского сельсовета занялась разведением овец. Уделив внимание племенному делу, они добились двух окотов в год, выхода 4 - 5 овец на каждую голову.
По целевой районной программе в районе выделено малому бизнесу 48,7 млн. руб., в том числе на 2009 год более 12 млн. руб. Эта поддержка дает свои результаты. Будет создано дополнительно 480 рабочих мест. В рамках этой программы в первом квартале текущего года уже создано 70 рабочих мест.
В феврале месяце предприниматель Осетров из Жабино запустил оцилиндрованый станок и занялся распиловкой и обработкой древесины. Предприниматель Тарасов Игорь Михайлович из Пиковского сельсовета сегодня имеет уже 42 металлообрабатывающих станка по изготовлению скобяных изделий. Закончена разработка проекта по развитию сельского туризма в с. Буховом.
Администрация района совместно с субъектами малого бизнеса осуществляют работу по созданию кооператива по откорму крупнорогатого скота и развитию молочного скотоводства. В личных подсобных хозяйствах оказывается содействие откорму гусей, кур, уделяется внимание развитию кролиководства.
Создан и функционирует муниципальный торгово-закупочный кооператив. В текущем году он закупает молоко от населения и реализует горожанам по цене 16 руб. за 1 литр. Кооператорами в торговых рядах на рынке будет осуществляться закупка и реализация картофеля, лука, капусты, моркови, огурцов и их переработка. Оказана помощь в создании тепличного хозяйства, принимаются меры по передаче водоемов в аренду для организации рыбного хозяйства и любительского рыболовства.
Совет муниципальных образований Липецкой области в предстоящий период видит свою задачу в распространении опыта работы по защите человека в кризисной ситуации, созданию новых рабочих мест, поддержке малоимущих граждан. Образно говоря, органы местного самоуправления обязаны дать человеку удочку, чтобы жить нормально. В этом - наша задача на ближайшее время.
Экономический кризис стал реальной проверкой каждого муниципального образования на жизнеспособность. Оценка любой власти - региональной или муниципальной, - напрямую связана с ситуацией в жизни людей: хорошо живет население - хорошая власть, плохо живется - власть становится плохой. В то же время следует постоянно помнить, что в условиях кризиса негативная оценка власти будет возрастать вне зависимости от ее реальных действий либо возможности повлиять на причины кризисных явлений.
В сегодняшнее непростое время многое зависит и от "расторопности" власти на местах. Руководители многих муниципальных образований не удовлетворены состоянием жилищного фонда, инженерных сетей и т.п. Государство признало необходимость масштабной финансовой поддержки муниципального уровня власти. Первые подвижки в этом есть - хотя бы в создании Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Государство признало свои обязательства по проведению капитального ремонта жилья в домах, подлежащих ремонту по нормативным срокам, но не отремонтированным до их приватизации, а также по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Характеризуя работу в этом направлении, следует отметить, что администрацией области выполнены все необходимые мероприятия для привлечения средств Фонда.
Однако в 2008 году Фондом содействия реформирования ЖКХ рассмотрены были всего две заявки от Липецкой области на выделение средств федерального бюджета на проведение капремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного только в семи муниципальных образованиях: городах Липецке, Ельце, Грязи, Данкове, Усмани, Чаплыгине и одном сельском поселении - Добринском сельсовете. В третьей заявке участвуют лишь города Липецк и Елец, в четвертой - города: Данков, Усмань, Лебедянь, Задонск и четыре сельских поселения Добринского муниципального района.
Заявок от остальных муниципальных образований нет. Разве нет потребности в капремонте и переселении граждан из аварийного жилья? Лимит Фонда содействия реформированию ЖКХ для Липецкой области выделен в объеме 2 млрд. 349 млн. руб. Солидная сумма, и надо использовать эту возможность. Другого случая может не быть, так как период действия Фонда всего до 2012 года.
Ассоциация строит свою работу в соответствии с Уставом общественной некоммерческой организации и в тесном контакте с государственными органами власти, отстаивая интересы муниципальных образований. За прошедший период больше внимания стало уделяться совершенствованию нормативной базы, регулирующей вопросы местного значения.
На муниципальном уровне принято 96 нормативно-правовых актов, в т.ч. 34 Закона Липецкой области. В реестр муниципальных правовых актов внесено 370 документов.
В процессе реализации 131-ФЗ существенные изменения претерпела структура муниципальных органов власти. На сегодня общая численность муниципальных служащих по сравнению с 2006 годом сократилась на 548 человек. 67 служащих в 2008 году закончили вуз. На заочном отделении Липецкого филиала Орловской академии государственной службы половина всех слушателей - муниципальные служащие. Сформирован и пополняется резерв кадров на замещение муниципальных должностей.
В отчетном году была продолжена работа по обобщению и распространению передового опыта муниципальных органов власти по решению вопросов местного значения. Администрацией области при участии Ассоциации в 2008 году проведено 3 зональных семинара-совещания по проблемам реализации 131-ФЗ. На них рассмотрены самые актуальные вопросы местного самоуправления, такие, как использование муниципального имущества, организация досуга населения, формирование бюджетов с учетом дополнительных резервов налогооблагаемой базы, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, охрана правопорядка и др.
Ассоциацией совместно с Управлением организационной работы и взаимодействия с органами местного самоуправления администрации области в отчетном году издано четыре сборника научно-практических материалов, методических рекомендаций, модельные нормативные правовые акты для руководителей органов местного самоуправления. Муниципальные образования широко использовали в своей работе информацию на постоянно обновляющемся электронном веб-сайте со сменными страницами.
Используя возможности сайта в сети Internet и электронную почту, налажен деловой контакт с большинством муниципальных образований области, дирекцией Общероссийского конгресса муниципальных образований. Практически вся переписка с Конгрессом, Советами муниципальных образований других регионов производится электронной почтой, что значительно удешевило документооборот и повысило оперативность.
За отчетный период подготовлено четыре заседания Правления по вопросам исполнения полномочий, определенных 131-ФЗ. К рассмотрению на них предлагались наиболее актуальные вопросы развития местного самоуправления, рекомендации по разрешению имеющихся проблем. Такие, как "О состоянии дел по выделению земельных участков для жилищного строительства и обеспечению их коммунальной инфраструктурой в муниципальных образованиях Елецкого района"; "О ходе выполнения мероприятий по благоустройству и санитарному содержанию населенных пунктов в муниципальных образованиях Воловского района"; "О работе органов местного самоуправления Измалковского района по обеспечению населения качественным водоснабжением" и др.
Члены Правления, исполнительная дирекция Ассоциации принимали участие во всех мероприятиях, проводимых Общероссийским конгрессом, во всех итоговых административных советах городов и районов области.
В 2008 году муниципальное сообщество Липецкой области принимало делегацию Ульяновской области в количестве 22 человек. Цель их приезда - изучение липецкого опыта работы муниципальных образований. Своими материалами АСМО обменивалась и с другими регионами Российской Федерации.
Представители муниципальных образований области ведут большую общественную работу за пределами региона: Авдеев Александр Сергеевич, глава г. Грязи, является членом Президиума Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ; Гулевский Михаил Владимирович, глава г. Липецка, - член национальной делегации в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, где выступил с докладом: "Муниципальные образования в условиях кризиса - пример г. Липецка". Им внесено предложение включить муниципальные займы в ломбардный список Центрального банка. Это позволит муниципалитетам с большей вероятностью остаться на рынке заимствований и профинансировать городское хозяйство в следующем году, в том числе принять и антикризисные меры.
За положение дел в городских округах и поселениях несут ответственность муниципальные власти. Не в стороне от этих задач и управления областной администрации, руководители территориальных федеральных органов власти, бизнес-сообщество, депутаты всех уровней потому, что это - не только округ или поселение, но и область, страна, место нашего жительства. Считаем необходимым выработать такой механизм взаимодействия между различными уровнями власти, который обеспечит реальные результаты, а не только контроль и координирование.
Жизнь требует дальнейшего совершенствования законодательства, особенно в сфере разделения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Серьезные проблемы остаются в налоговом законодательстве: вступление в силу второй части Налогового кодекса РФ ограничило налоговые доходы муниципальных образований, и по сей день не установлены твердые долгосрочные нормативы отчислений от федеральных налогов в местные бюджеты.
Нужен также четкий порядок взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов. По этим причинам фактически сложилась порочная практика, когда муниципальным образованиям выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции региональных бюджетов, а не создавать условия для роста экономической деятельности на собственной территории.
Совет муниципальных образований считает, что ситуацию усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое без учета реальных возможностей местных бюджетов возложило на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан, полностью компенсировать которые не могут и органы государственной власти области. По этой причине не покрываются все затраты, понесенные в процессе выполнения возложенных отдельных государственных полномочий.
Решением этого вопроса станет перенос на федеральный уровень расходных полномочий по реализации мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также педагогических работников образовательных учреждений на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности.
Одной из причин ухудшения финансового положения муниципальных образований стало закрепление за муниципалитетами дополнительных вопросов местного значения без передачи бюджетам соответствующих доходных источников. На создание условий для развития малого предпринимательства, размещение рынка сельскохозяйственной продукции, осуществление мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и другие вопросы местного значения требуются дополнительные расходы местных бюджетов. Уход от решения этих проблем приводит к нарушению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
В условиях недостаточного финансирования муниципальных образований ограничены возможности использования средств местных бюджетов на обучение муниципальных служащих.
Нельзя не обратить внимание на крайне недостаточный уровень гарантий участия населения в решении вопросов местного значения. По этой причине многие наказы населения не учитываются при составлении бюджетов муниципальных образований, что порождает пассивность людей, утрату доверия к власти.
Ассоциация "Совет муниципальных образований Липецкой области" на своих заседаниях и в ходе изучения мнения органов местного самоуправления проанализировала отдельные аспекты реформы местного самоуправления и выносит на рассмотрение Съезда рекомендации по ее совершенствованию. В частности: в настоящее время существует ряд правовых проблем, которые необходимо урегулировать непосредственно в Федеральном законе № 131-ФЗ. Кроме этого, необходимо устранить коллизии между нормами данного Федерального закона и положениями некоторых отраслевых федеральных законов.
Одним из вопросов, требующих разрешения в этой сфере, является отсутствие четкого разграничения полномочий в сферах деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. К таковым вопросам относятся, например, транспортное обслуживание населения, поддержка сельскохозяйственного производства, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований.
Указанные вопросы входят одновременно и в компетенцию органов местного самоуправления, и в компетенцию органов государственной власти. Как следствие, на практике при их реализации возникают проблемы, в том числе в финансировании данных полномочий.
За период с 2006 года объем доходов муниципальных образований увеличился вдвое, но и расходы в связи с ростом решаемых вопросов местного значения существенно увеличились. Причем динамика указанных показателей не свидетельствует о достаточном финансовом обеспечении расходных обязательств.
Статистические данные годового отчета об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, на основании которых осуществляется анализ финансового состояния муниципальных образований, отражают только фактически произведенные расходы местных бюджетов, но не учитываются реальные потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.
Для определения достаточности финансового обеспечения важна оценка расходных обязательств муниципальных образований. В целях распределения налоговых доходов и межбюджетных трансфертов между бюджетами разного уровня необходима разработка методических рекомендаций для оценки средней финансовой потребности на выполнение расходных обязательств по области в целом и учет специфики городских и сельских поселений с использованием индексов бюджетных расходов.
В результате принятия целого ряда федеральных законов в период с 2005 по 2008 год произошло расширение на треть перечня вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований, что привело к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Однако доходная база местных бюджетов в связи с решением органами местного самоуправления указанных вопросов не была увеличена адекватно.
В этой связи в настоящее время остаются актуальными вопросы укрепления налоговой базы местного самоуправления. Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц), введение налога на недвижимость. При этом необходимо не только стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала, но также увеличить нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных, региональных налогов и специальных налоговых режимов.
Согласно статьям 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления всех типов муниципальных образований относится оказание содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Учитывая, что субъекты малого и среднего предпринимательства в основном применяют упрощенную систему налогообложения (доходы от которой поступают в региональные бюджеты) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (зачисляемого в бюджеты городских округов и муниципальных районов), которые являются взаимосвязанными режимами налогообложения, назрела необходимость рассмотрения вопроса о закреплении за местными бюджетами налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 90 процентов. При передаче указанного налога в местные бюджеты общий объем их налоговых доходов мог бы возрасти на 10%.
В целях реализации инновационного пути развития муниципальных образований необходимо формирование бюджетов их развития, а также повышение эффективности использования бюджетных средств, что требует увеличения объема инвестиций из бюджетов вышестоящего уровня, а также совершенствования механизма отбора инвестиционных проектов с учетом не только их экономической, но и социальной эффективности.
Федеральный закон № 131-ФЗ установил принцип целевого назначения муниципального имущества. Согласно данному принципу в муниципальной собственности может находиться только имущество, предназначенное для решения публичных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Однако 131-ФЗ не предусмотрены виды муниципального имущества для решения таких вопросов местного значения, как содействие в развитии сельскохозяйственного производства, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, участие в профилактике терроризма и экстремизма и некоторых других.
Более того, практика показывает, что органы местного самоуправления не могут обеспечить предоставление населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных отраслях экономики и социальной сфере. Данная проблема особенно актуальна для небольших населенных пунктов, для населенных пунктов с низким уровнем социально-экономического развития. Например, не в каждую деревню бизнес идет даже с торговлей, не говоря уже о других сферах деятельности.
Таким образом, необходим перечень видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, в том числе с учетом социально-экономических возможностей и развития муниципальных образований, задачи обеспечения роста неналоговых доходов местных бюджетов.
Федеральным законом № 122-ФЗ установлен порядок безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Вместе с тем остается неурегулированным порядок перераспределения имущества в случае недостижения договоренностей между органами публичной власти о передаче или принятии в собственность отдельных имущественных объектов.
Не определены также порядок и условия передачи в собственность муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта, в том числе порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества.
Кроме того, процесс безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами значительно затруднен в связи с отсутствием в местных бюджетах необходимых средств на проведение инвентаризации, оценки, оформления технической документации передаваемых в муниципальную собственность земельных участков и имущества.
При этом не предусмотрена возможность разграничения имущества между уровнями публичной власти, а также между поселениями, муниципальными районами и городскими округами без осуществления его государственной регистрации, оформления технических паспортов, кадастровых планов земельных участков и принадлежащего указанным муниципальным образованиям непосредственно в силу закона. В связи с этим существует необходимость рассмотрения вопроса упрощения порядка разграничения такого имущества.
Следует отметить, что выделения значительных средств из местных бюджетов требует эксплуатация и содержание имущественных комплексов в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Анализ правоприменительной практики показывает, что необходимо урегулировать порядок и сроки разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ.
Важно отметить, что основная цель деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений - улучшение качества и увеличение объема предоставления бюджетных услуг населению за счет создания механизмов по повышению эффективности использования муниципального имущества и расширения возможностей доступа частных инвесторов к его использованию. Для решения данных вопросов требуется разработка инвестиционных целевых программ, направленных на поддержание и модернизацию объектов муниципальной собственности.
Органам местного самоуправления в ходе их формирования необходимо осуществлять инвентаризацию объектов муниципальной собственности и определить порядок оценки экономической и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов. В связи с этим в каждом муниципальном образовании важно найти необходимое соотношение между объемом общественных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления населению, потребностью в муниципальном имуществе и объемом средств местных бюджетов. Сделать подобное своими силами с нужным качеством сложно.
Кроме того, в целях повышения контроля за эффективностью использования муниципального имущества в законодательстве требуется определить единые требования к порядку учета муниципального имущества.
Необходимо отметить наличие значительных трудностей и в функционировании жилищно-коммунального хозяйства в связи с тем, что более половины жилищного фонда находится в технически неисправном состоянии. Средний износ домов уже превышает 50 процентов. Сильно изношены коммунальные сети. В результате потери по теплу составляют 37 процентов, по воде - 30 процентов, растет число аварий на сетях. Из-за нехватки очистных сооружений в открытые водоемы ежегодно сбрасываются неочищенные или полуочищенные стоки.
Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает оказание финансовой поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации путем софинансирования мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов и переселением граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Однако ориентация указанного Федерального закона только на те многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых объединились в товарищество собственников жилья, ставит под сомнение возможность полноценного решения проблемы и сужает возможность внедрения иных форм эффективного управления жилыми домами, в частности двухквартирными, которых много в сельской местности.
Кроме того, представляется неоправданным, что органы местного самоуправления не стали полноправными участниками отношений по получению финансовых средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Анализ условий оказания финансовой поддержки за счет средств Фонда дает основания сделать вывод о том, что муниципальные образования с низким уровнем социально-экономического развития не могут попасть в сферу реализации этого Федерального закона.
Решение жилищных проблем не замыкается только на вопросы ремонта и восстановления. Необходимо рассматривать и вопросы, связанные с возведением нового жилья.
В настоящее время более 80% жилищного фонда оказались в частной собственности и доля жилых помещений, занимаемых по договорам найма, продолжает сокращаться. Вместе с тем очевидно, что даже при условии увеличения доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, потребность в муниципальном жилье, предоставляемом по договору социального найма, не исчезнет.
В связи с этим назрела необходимость предусматривать целевые меры, направленные на строительство жилья, предоставляемого по договору социального найма, в том числе и в части поддержки муниципальных образований, не имеющих в настоящее время возможности строить собственный жилищный фонд социального использования.
В число форм решения гражданами жилищных проблем должна вернуться аренда жилья. Для этого в законодательство должны быть включены дополнительные гарантии защиты прав добросовестных арендаторов, а органы местного самоуправления должны быть включены в число потенциальных субъектов права собственности на жилищный фонд коммерческого использования.
При этом следует учесть, что в соответствии с нормой части 2 статьи 6 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В то же время и Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон относят к компетенции органов местного самоуправления обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан. Однако далеко не все граждане, вставшие в очередь на получение жилья 20 и более лет назад, являются в настоящее время малоимущими. В результате с обеспечением таких граждан жильем может возникнуть серьезная правовая проблема.
Требует разрешения задача взаимного согласования положений Федерального закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в части компетенции органов местного самоуправления в жилищной сфере.
В ситуации возрастания стоимости жилья следует разрабатывать механизмы, направленные на оптимизацию административных процедур в строительстве (включая и выделение земли), а также сокращение нерыночных издержек застройщиков (отмена платы за подключение).
На сегодняшний день важнейшей задачей, стоящей перед органами местного самоуправления, является принятие в установленном порядке документов территориального планирования: генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки.
Содержание разработки генеральных планов обусловлено решением двух основных вопросов: стоимостью этих работ и кадрами, необходимыми для их проведения. По экспертным оценкам, стоимость работ по составлению генерального плана на одно поселение составляет 0,3 - 1,5 млн. руб.
При этом следует учитывать, что за последние годы количество специализированных организаций уменьшилось. Кроме того, большинство учреждений не имеют необходимого количества кадров, а квалификация имеющихся не всегда соответствует требуемому уровню. Как следствие, разрабатываемые проекты не обеспечивают комплексный подход, не опираются на современные методы в определении темпов и направлений развития населенных пунктов. Без указанных планов нельзя ни землю выделять, ни жилье строить.
С 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования запрещается распоряжаться муниципальной и государственной землей. В настоящее время правила землепользования и застройки не приняты ни одним муниципальным образованием области.
Для выхода из сложившейся ситуации необходимо включение механизмов стимулирования данной работы. Эта задача может быть решена только совместными усилиями всех уровней публичной власти, как в части выпуска необходимых нормативных правовых актов, финансирования, так и в части методического, информационного и технологического обеспечения. Г. Липецк заложил в бюджете 2009 года около 2 млн. руб. на их разработку. Это похвально. Но у остальных таких средств нет.
Современное развитие территории находится в тесной связи с земельными отношениями, в частности, связанными с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Представляется, что в условиях, когда поселения обладают комплексом полномочий в градостроительной сфере, лишение их права распоряжаться такими участками недостаточно оправдано.
Эта проблема касается и городских округов, которые могут лишаться права распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена. Помимо этого требует дальнейшей законодательной проработки сама процедура разграничения государственной собственности на землю.
В частности, по завершении этапа оформления в собственность земельных участков под зданиями, сооружениями, а также входящих в состав имущественных комплексов, возникнет вопрос разграничения свободных, не занятых какими-либо объектами земель, а в настоящее время четкие критерии их разграничения отсутствуют.
Очевидно, что конструктивный подход к законодательному регулированию земельных отношений откроет, в том числе, реальные перспективы для комплексного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.
В целом государственные подходы к градостроительной политике должны быть направлены на формирование комфортной среды обитания человека и в части планировки территории, и в части размещения объектов деловой и социальной инфраструктуры для оптимального распределения транспортных потоков, и в части развития инженерных и транспортных сетей. В этой связи будет правильным ускорить принятие нормативных правовых актов во исполнение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации.
Все это в комплексе могло бы стать потенциальным "направлением роста" национального проекта по доступному жилью, например, в виде федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры городов России", предусматривающей оказание государственной поддержки решения таких проблем, как развитие транспортно-дорожной инфраструктуры (автодороги, эстакады, мосты, транспортные развязки), строительство объектов социальной сферы (объекты образования, в том числе дошкольного, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, подростковых и молодежных центров), вынос промышленных производств на окраины городов и утилизация твердых бытовых и промышленных отходов, развитие объектов энергетики.
Совет муниципальных образований Липецкой области считает необходимой определенную корректировку норм законодательства, регулирующих организационный аспект осуществления местного самоуправления. Это касается осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В частности, необходимо внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части требования к работодателю освобождать работника для осуществления обязанностей в выборных органах местного самоуправления.
Представляется необходимым установить на федеральном уровне обязанность государственных органов и организаций всех форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, рассматривать по существу обращения депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления данного муниципального образования.
Важной особенностью реформы местного самоуправления является ее комплексность, которая предполагает структуризацию институтов местного самоуправления и решение самых актуальных экономических задач. Главная же состоит в том, что преобразования направлены на расширение непосредственного, прямого участия граждан во всех сферах местной жизни, на рост влияния и усиления контроля жителей той или иной территории за действиями избранной ими муниципальной власти. Активная гражданская позиция жителей будет способствовать улучшению ситуации в муниципальных образованиях.
Однако существует ряд моментов, которые препятствуют активному участию населения в решении вопросов местного значения. Это недостаток знаний, компетентности, неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения, недоверие к органам и должностным лицам местного самоуправления, а порой просто безразличие к общим делам.
Несомненно, повышение ответственности жителей за судьбы своего поселения станет стратегическим направлением развития местного самоуправления, способным внести существенный вклад в развитие муниципальных образований. Для того, чтобы поддержать движение в этом направлении, необходима системная работа по популяризации лучшего опыта. Немаловажным фактором, способным стимулировать рост гражданской активности, может стать регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальных образованиях.
Эффективность муниципального управления определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:
- спецификой муниципального образования как сложного объекта управления, имеющего иерархическую структуру;
- трудностями формализованного описания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования;
- сложностью получения достоверной исходной информации;
- трудностями измерения отдельных показателей, носящих комплексный, обобщенный характер.
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 введен в действие новый инструмент реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в стране - институт оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р были утверждены все необходимые документы, вытекающие из этого Указа.
Основной задачей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является не только встраивание их в общенациональные цели и их оценка с учетом задач региональной политики, но и обеспечение раскрытия самого широкого круга информации о деятельности органов местного самоуправления. Это первая попытка создать унифицированную систему показателей, которая будет общедоступно размещаться в сети Интернет, что позволит всем желающим сравнивать результаты деятельности своих муниципальных образований с результатами деятельности в других муниципальных образованиях.
Показатели, закрепленные в Указе № 607, согласуются с уже осуществляемыми на федеральном уровне шагами по развитию реформ на муниципальном уровне: с мероприятиями, осуществляемыми для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов; с мероприятиями, проводимыми в рамках административной реформы; с поощряемой на федеральном уровне программой социально-экономического развития; с мероприятиями в рамках реформирования ЖКХ.
Однако чрезвычайно актуальным является закрепление в законодательстве научно обоснованного содержания таких понятий, как "план комплексного социально-экономического развития" и "программа комплексного социально-экономического развития", а также разработка критериев устойчивого развития муниципальных образований. Содержание указанных понятий надо тесно увязать с объемом компетенции органов местного самоуправления.
Все перечисленное рождено практикой самоуправления. Оно сложно в реализации, но Ассоциация "Совет муниципальных образований Липецкой области" ставит целью добиваться претворения этих идей в жизнь, что, безусловно, пойдет только на пользу общему делу.





ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ АССОЦИАЦИИ "СОВЕТ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ" ЗА 2008 ГОД

Заслушав и обсудив доклад председателя ревизионной комиссии Осипова В.В. и руководствуясь Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996, действующими нормативными документами Министерства финансов и Центрального банка РФ, Уставом ассоциации "Совета муниципальных образований Липецкой области", Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
Утвердить смету доходов и расходов ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области" за 2008 год.
По доходам - 2 млн. 575 тыс. руб. По расходам - 2 млн. 384 тыс. руб. (смета и заключение ревизионной комиссии прилагаются).

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВЛЕНИЯ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

На основании Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6.3 Устава ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области" Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
Утвердить состав Правления Совета муниципальных образований Липецкой области в количестве 23 (двадцать три) человека:
1. Багров Сергей Петрович - глава Воловского муниципального района.
2. Гулевский Михаил Владимирович - глава г. Липецка.
3. Герасимов Владимир Алексеевич - глава Становлянского муниципального района.
4. Глазунов Анатолий Иванович - глава Добровского муниципального района.
5. Долгополов Игорь Анатольевич - глава Краснинского муниципального района.
6. Иванов Сергей Вячеславович - глава Тербунского муниципального района.
7. Климов Николай Петрович - глава Чаплыгинского муниципального района.
8. Копылов Анатолий Алексеевич - глава Лебедянского муниципального района.
9. Коростелев Александр Андреевич - глава Липецкого муниципального района.
10. Котов Евгений Васильевич - глава Лев-Толстовского муниципального района.
11. Коршиков Владимир Алексеевич - глава Измалковского муниципального района.
12. Лисов Михаил Алексеевич - глава Хлевенского муниципального района.
13. Мосолов Григорий Иванович - глава Задонского муниципального района.
14. Мазо Владимир Михайлович - глава Усманского муниципального района.
15. Никишин Владимир Алексеевич - глава Долгоруковского муниципального района.
16. Осипов Виктор Владимирович - глава Данковского муниципального района.
17. Панов Сергей Алексеевич - председатель Совета депутатов г. Ельца.
18. Рощупкин Владимир Тимофеевич - глава Грязинского муниципального района.
19. Савенков Николай Иванович - глава Елецкого муниципального района.
20. Соковых Виктор Алексеевич - глава г. Ельца.
21. Синюц Валерий Иванович - председатель Совета депутатов г. Липецка.
22. Тонких Валерий Васильевич - глава Добринского муниципального района.
23. Попов Петр Иванович - исполнительный директор Совета муниципальных образований Липецкой области.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





ОБ ИЗБРАНИИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с п. 8.1 Устава ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области" Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
Избрать Ревизионную комиссию Совета муниципальных образований Липецкой области в количестве 7 (семь) человек:
1. Бутов Иван Иванович - глава Черкасского сельсовета Елецкого муниципального района.
2. Иншаков Валерий Александрович - председатель Лебедянского районного Совета депутатов.
3. Пополитов Иван Александрович - глава Дмитряшевского сельсовета Хлевенского муниципального района.
4. Смольянинов Александр Николаевич - глава Плехановского сельсовета Грязинского муниципального района.
5. Тельнов Александр Николаевич - председатель Долгоруковского районного Совета депутатов.
6. Фаустов Юрий Анатольевич - глава Гнилушинского сельсовета Задонского муниципального района.
7. Требунских Валентина Владимировна - глава Девицкого сельсовета Усманского муниципального района.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





О СОСТАВЕ КОМИТЕТОВ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав и обсудив вопрос о составе Комитетов Совета муниципальных образований Липецкой области, и в соответствии с Положением о Комитете п. 3.2 Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
Избрать в состав Комитетов:

1. Комитет по нормотворчеству и правовым вопросам:

1. Рощупкина Владимира Тимофеевича - главу Грязинского муниципального района.
2. Тонких Валерия Васильевича - главу Добринского муниципального района.
3. Зотова Николая Васильевича - председателя Усманского районного Совета депутатов.
4. Денисова Петра Михайловича - главу Краснинского сельсовета Краснинского муниципального района.
5. Аксенову Валентину Ивановну - главу Кривополянского сельсовета Чаплыгинского муниципального района.
6. Ульянич Любовь Ивановну - главу Казинского сельсовета Грязинского муниципального района.
7. Мельникова Николая Ивановича - главу Чернавского сельсовета Измалковского муниципального района.
8. Числова Александра Тихоновича - главу г. Задонска.
9. Кошелеву Любовь Ивановну - главу Юрского сельсовета Воловского муниципального района.

2. Комитет по бюджету и финансам:

1. Лисова Михаиа Алексеевича - главу Хлевенского муниципального района.
2. Коростелева Александра Андреевича - главу Липецкого муниципального района.
3. Васильеву Валентину Ивановну - главу Никольского сельсовета Усманского муниципального района.
4. Глотова Николая Ивановича - главу Каликинского сельсовета Добровского муниципального района.
5. Невейкина Михаила Сергеевича - главу Добринского сельсовета Добринского муниципального района.
6. Сухинину Татьяну Николаевну - главу Телегинского сельсовета Становлянского муниципального района.
7. Трепалину Нину Ивановну - главу Стегаловского сельсовета Долгоруковского муниципального района.
8. Овсянникова Вадима Николаевича - главу Лавского сельсовета Елецкого муниципального района.
9. Лысикову Анну Александровну - главу Баловневского сельсовета Данковского муниципального района.

3. Комитет по комплексному социально-экономическому развитию и безопасности среды обитания:

1. Герасимова Владимира Алексеевича - главу Становлянского муниципального района.
2. Долгополова Игоря Анатольевича - главу Краснинского муниципального района.
3. Маторина Дмитрия Владимировича - главу Лев-Толстовского сельсовета Лев-Толстовского муниципального района.
4. Шустикова Николая Ивановича - главу Новоникольского сельсовета Данковского муниципального района.
5. Кузнецова Геннадия Николаевича - главу Воловского сельсовета Воловского муниципального района.
6. Артюхову Галину Николаевну - главу Кривского сельсовета Усманского муниципального района.
7. Ульшина Владимира Алексеевича - главу Тербунского Второго сельсовета Тербунского муниципального района.
8. Югова Сергея Ивановича - главу Введенского сельсовета Хлевенского муниципального района.
9. Попову Веру Трофимовну - главу Преображеновского сельсовета Добровского муниципального района.

4. Комитет по жилищному фонду и коммунальным услугам:

1. Савенкова Николая Ивановича - главу Елецкого муниципального района.
2. Попова Александра Ивановича - председателя Добринского районного Совета депутатов.
3. Новикова Виктора Ивановича - главу Хмелинецкого сельсовета Задонского муниципального района.
4. Говорова Виктора Филипповича - главу Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района.
5. Щукина Александра Васильевича - главу Становлянского сельсовета Становлянского муниципального района.
6. Рогачева Михаила Михайловича - главу Урусовского сельсовета Чаплыгинского муниципального района.
7. Черникову Ирину Васильевну - главу Тербунского сельсовета Тербунского муниципального района.
8. Клещину Татьяну Ивановну - главу Княжебайгорского сельсовета Грязинского муниципального района.
9. Кузнецову Ольгу Николаевну - главу Ровенского сельсовета Измалковского муниципального района.

5. Комитет по социальным вопросам и общественным связям:

1. Глазунова Анатолия Ивановича - главу Добровского муниципального района.
2. Котова Евгения Васильевича - главу Лев-Толстовского муниципального района.
3. Сенчакову Лидию Николаевну - главу Архангельского сельсовета Елецкого муниципального района.
4. Пальчикова Николая Васильевича - главу Конь-Колодезского сельсовета Хлевенского муниципального района.
5. Аксенову Валентину Васильевну - главу Круто-Хуторского сельсовета Липецкого муниципального района.
6. Косинова Евгения Николаевича - главу Агрономовского сельсовета Лебедянского муниципального района.
7. Карпову Римму Константиновну - главу Сторожевского сельсовета Усманского муниципального района.
8. Прокаеву Ольгу Николаевну - главу Верхнетелелюйского сельсовета Грязинского муниципального района.
9. Хлебникова Николая Анатольевича - главу г. Данкова.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ
И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТОВ

Заслушав и обсудив вопрос о руководителях Комитетов Совета муниципальных образований Липецкой области, и в соответствии с Положением о Комитете п. 3.2 Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
Избрать председателями Комитетов:
- председателем Комитета по нормотворчеству и правовым вопросам - Рощупкина Владимира Тимофеевича - главу Грязинского муниципального района;
- заместителем председателя - Тонких Валерия Васильевича - главу Добринского муниципального района;
- председателем Комитета по бюджету и финансам - Лисова Михаила Алексеевича - главу Хлевенского муниципального района;
- заместителем председателя - Коростелева Александра Андреевича - главу администрации Липецкого района;
- председателем Комитета по комплексному социально-экономическому развитию и безопасности среды обитания - Герасимова Владимира Алексеевича - главу Становлянского муниципального района;
- заместителем председателя - Долгополова Игоря Анатольевича - главу Краснинского муниципального района;
- председателем Комитета по жилищному фонду и коммунальным услугам - Савенкова Николая Ивановича - главу Елецкого муниципального района;
- заместителем председателя - Попова Александра Ивановича - председателя Добринского районного Совета депутатов;
- председателем Комитета по социальным вопросам и общественным связям - Глазунова Анатолия Ивановича - главу Добровского муниципального района;
- заместителем председателя - Котова Евгения Васильевича - главу Лев-Толстовского муниципального района.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ АССОЦИАЦИИ "СОВЕТ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 ГОД

Рассмотрев информацию исполнительного директора ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области" Попова Петра Ивановича о предложенной смете доходов и расходов на 2009 год, Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
1. Утвердить смету доходов и расходов ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области":
по доходам - 3521,6 тыс. руб.;
по расходам - 3521,6 тыс. руб.
2. Довести до сведения глав муниципальных образований Липецкой области о необходимости своевременной уплаты и в полном объеме членских взносов в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом АСМО Липецкой области.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЕЖЕГОДНЫХ ЧЛЕНСКИХ
ВЗНОСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 - 2010 ГГ.

Рассмотрев вопрос о размере и порядке уплаты ежегодных членских взносов муниципальными образованиями Липецкой области, Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
1. Информацию о размере и порядке уплаты ежегодных членских взносов принять к сведению.
2. Установить на 2009 - 2010 годы размер ежегодных членских взносов 3 рубля с жителя, проживающего на территории городского округа и муниципального района.
3. Рекомендовать руководителям муниципальных образований в срок до 1 июня 2009 года погасить образовавшуюся задолженность по членским взносам за 2008 - 2009 годы и в дальнейшем не нарушать установленный порядок уплаты.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





О ПРИНЯТИИ РЕЗОЛЮЦИИ IV СЪЕЗДА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав и обсудив резолюцию IV Съезда муниципальных образований Липецкой области "О работе муниципальных образований Липецкой области по реализации Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" за 2008 год и задачах на 2009 год", Съезд муниципальных образований Липецкой области решил:
1. Утвердить резолюцию IV Съезда муниципальных образований Липецкой области "О работе муниципальных образований Липецкой области по реализации Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" за 2008 год и задачах на 2009 год".
2. Исполнительной дирекции ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области" довести данную резолюцию до сведения государственных и муниципальных органов власти.

Председатель
Съезда муниципальных
образований Липецкой области
Н.П.КЛИМОВ





РЕЗОЛЮЦИЯ
IV СЪЕЗДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

IV Съезд муниципальных образований Липецкой области отмечает, что 2008 год был определяющим в муниципальной сфере. Реформа местного самоуправления уже реализуется повсеместно. Работа в условиях Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - 131-ФЗ) побудила руководителей органов местного самоуправления по-иному оценить свою роль в создании более комфортных условий для населения области.
За время реализации 131-ФЗ в Липецкой области были решены задачи, связанные с разграничением полномочий между районами и поселениями, исполнительными и представительными органами местного самоуправления, упорядочены межбюджетные и имущественные отношения, усилена ответственность выборных должностных лиц и муниципальных служащих за состояние дел в муниципальных образованиях, получили дальнейшее развитие демократические основы за счет более полного включения населения в принятие решений на местном уровне.
По мере увеличения доходности бюджетов сельских поселений наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества полномочий, передаваемых ими на исполнение муниципальным районам. Для самостоятельного и более качественного исполнения своих полномочий поселениями заключались соглашения с предприятиями и организациями ЖКХ, договоры с поставщиками газа, электрической и тепловой энергии, проводилась работа по инвентаризации муниципальной собственности, урегулированию земельных отношений, уточнению доли в собственном обслуживании дорог, сетей и объектов инфраструктуры.
Приоритетной в работе органов местного самоуправления за прошедший год была работа по решению местных проблем, развитию экономической активности населения, созданию благоприятного инвестиционного климата, налаживанию деловых контактов с предпринимателями.
Оптимизирована структура администраций, усилено внимание имущественным и земельным отношениям, муниципальные образования области заметно укрепили свою доходную базу.
Совершенствовалась система управления муниципальными предприятиями, повышалась эффективность использования муниципального имущества. Вовлекались в хозяйственный оборот выявленные безхозяйные объекты, начата работа по оформлению технических паспортов на объекты недвижимости, пересматриваются договоры аренды, в том числе в связи с мерами поддержки малого предпринимательства.
В Липецкой области сформировалась достаточно развитая система законодательства о местном самоуправлении, что позволило конкретизировать роль местного самоуправления в системе управления социально-экономическим развитием территорий, более четко определить межмуниципальные взаимоотношения и взаимодействие с органами государственной власти.
Реализации областной целевой программы "Административная реформа в Липецкой области" в значительной мере способствовала консультационно-методическая помощь АСМО Липецкой области и издание ряда методических материалов, в числе которых разработка регламентов, должностных инструкций, модельных нормативно-правовых актов, рекомендаций по созданию многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Сегодня реализация муниципальной реформы в Липецкой области сопряжена с трудностями мирового финансово-экономического кризиса. Для скорейшего устранения его последствий и снижения напряженности на рынке труда органами местного самоуправления реализуются мероприятия по содействию занятости населения, в т.ч. - расширяется использование временных общественных работ и практикуется профессиональное обучение и переобучение безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке. Создаются льготные условия для малого бизнеса, особенно на селе.
Накопленный в Липецкой области опыт сделал возможным сформировать предложения по совершенствованию Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализовать которые возможно только Правительству России и Федеральному Собранию РФ.
Слабое ресурсное обеспечение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения все еще продолжает оставаться определяющим фактором недостаточной обустроенности ряда поселений, медленного решения проблем по оказанию услуг здравоохранения, образования, коммунальной сферы многих поселений.
Одной из причин низких темпов улучшения финансового положения муниципальных образований стало закрепление за ними уже в ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам адекватных доходных источников.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований сдерживается также непроработанностью механизмов правового регулирования вопросов формирования и разграничения муниципального имущества и прав собственности на землю. Их отсутствие давно отмечается всем муниципальным сообществом, но решения проблемы пока нет.
Длительное время не решаются проблемы финансирования социально значимых объектов, которые передаются либо принимаются из одного уровня собственности в другой в аварийном состоянии и требуют значительных финансовых затрат на их ремонт и содержание. Объекты жилищно-коммунальной сферы, переданные и предлагаемые к передаче сельским поселениям, имеют значительные убытки прошлых лет, покрыть которые невозможно.
В связи с недостаточностью налоговой и статистической информации органы местного самоуправления все еще не имеют реальной возможности обеспечить совместное создание единой базы налогоплательщиков по местным налогам, обеспечить полноту учета налогооблагаемой базы, а также планировать соответствующие расходы на проведение работы с плательщиками местных налогов в рамках их администрирования и сбора. И, как следствие, доходы муниципальных бюджетов от местных налогов и сборов значительно ниже других источников доходов.
IV Съезд муниципальных образований Липецкой области, обсудив проделанную работу и перспективы органов местного самоуправления по выполнению Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принимает следующую Резолюцию:
1. Рекомендовать Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Выработать систему нормативно-правовых актов, способствующих формированию самодостаточности муниципалитетов как за счет укрепления собственной доходной базы, так и за счет совершенствования инструментов финансовой поддержки территорий в целях обеспечения устойчивого и сбалансированного развития территорий муниципальных образований.
1.2. Прекратить практику принятия законодательных актов, увеличивающих расходы местных бюджетов без соответствующего перераспределения доходных источников.
1.3. Внести изменения в ст. 56 Федерального закона 131-ФЗ и предоставить возможность муниципальным образованиям выносить вопросы самообложения не только на референдум, но и на собрания, конференции граждан либо решать их представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования.
1.4. Наделить органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по ведению регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в муниципальных образованиях, где отсутствуют органы федеральной регистрационной службы, с соответствующей компенсацией затрат по их осуществлению.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

1.4. Предусмотреть при внесении поправок в федеральный бюджет средства на софинансирование расходов региональных и местных бюджетов по:
- учету, инвентаризации, оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки и муниципальное имущество;
- составлению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки территорий, документации по планировке территорий;
- профессиональной переподготовке и повышению квалификации депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих;
- компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с передачей в собственность соответствующего муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта.
1.5. Внести в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ изменения, предусматривающие увеличение размера налоговой ставки, по которой исчисленная сумма налога на прибыль организаций, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ, будет распределяться с учетом зачисления ее части в местные бюджеты, а также изменить процедуру администрирования налога на доходы физических лиц, с целью зачисления его по месту проживания плательщика с учетом того, что социальное обслуживание плательщика и членов его семьи несет муниципалитет по месту проживания, а не работы.
1.6. Внести изменения в статью 136 Бюджетного кодекса РФ в части увеличения размера ограничения для доли межбюджетных трансфертов в сумме собственных доходов для муниципальных образований с 10% до 20% либо замены слов "из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций)" словами "из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций и субсидий)".
1.7. Устранить противоречия, возникающие из-за жесткой привязки в Федеральном законе № 131 вопросов местного значения, определяемых ст. 14 - 15, к пообъектному составу муниципального имущества (ст. 50), а также смягчить императивность требований, установленных ч. 8 ст. 85 ФЗ № 131 и ст. 154 ФЗ № 122 о передаче муниципального имущества.
1.8. Внести в Земельный кодекс РФ изменения и дополнения, предусматривающие наделение органов местного самоуправления полномочиями по применению административных мер воздействия за нарушение земельного законодательства.
1.9. Создать правовую базу для финансового обеспечения выполнения муниципалитетами следующих полномочий:
- организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения (в части формирования материальной базы);
- строительство и содержание мостов, автомобильных дорог и иных транспортных инженерных коммуникаций (в части финансирования затрат на проектирование и строительство);
- обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (в части финансирования затрат по их строительству или приобретению);
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательной службы (в части формирования материальной базы);
- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений (в части создания и поддержания необходимых материальных резервов).
1.10. Федеральным нормативным правовым актом обеспечить передачу органам местного самоуправления полномочий территориальных органов Федеральной налоговой службы в части администрирования местных налогов.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
2.1. Установления в качестве одного из показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления использование органами местного самоуправления имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в соответствии с его целевым назначением.
2.2. Пересмотра перечня видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, с учетом уровня социально-экономического развития муниципальных образований, их географического положения, численности населения и климатических факторов.
2.3. Определения единого порядка ведения реестров муниципальной собственности, а также законодательного регулирования порядка учета и налогообложения имущества.
2.4. Установления порядка разрешения споров относительно определения пообъектного состава муниципальной собственности.
2.5. Урегулирования в законодательстве Российской Федерации порядка и условий передачи в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разного типа непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта, в том числе порядка возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть возможность внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о бюджетных правоотношениях изменений, предусматривающих:
- разработку механизма для оценки полной стоимости бюджетных услуг с целью повышения эффективности распределения доходных источников между бюджетами разного уровня и расчета межбюджетных трансфертов;
- создание системы государственного и муниципального финансового контроля.
3.2. Рассмотреть возможность внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах изменений, предусматривающих:
- исключение практики установления в Налоговом кодексе Российской Федерации льгот по региональным и местным налогам с одновременной отменой существующих льгот по таким налогам, установленных в Кодексе, или обеспечение компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в случае необходимости предоставления таких льгот, осуществление инвентаризации предоставленных льгот;
- дополнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 в части установления обязанности по предоставлению территориальными органами Федеральной налоговой службы финансовым органам муниципальных образований необходимой информации в разрезе конкретных налогоплательщиков, в том числе информации о физических показателях, используемых для расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- улучшение администрирования налогов, отчисления от которых поступают в местные бюджеты: земельного налога (установление единого задания на разработку программ и создание единой базы по учету земель и начислению земельного налога), налога на имущество физических лиц и транспортного налога (направление территориальными налоговыми органами и органами Росрегистрации органам местного самоуправления сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения); налога на доходы физических лиц (введение отчетности по налогу на доходы физических лиц для отслеживания полноты поступлений по данному налогу в бюджетную систему);
- определение администраторов доходов местных бюджетов в муниципальных образованиях.
3.3. Поручить Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации разработать:
- методические рекомендации для отнесения объектов имущества с учетом их целевого назначения и на основании установления комплекса критериев (признаков) к тому или иному виду публичной собственности;
- методические рекомендации по порядку преобразования муниципальных бюджетных учреждений в автономные учреждения;
- критерии оценки эффективности использования муниципального имущества.
3.4. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности.
4. Липецкому областному Совету депутатов и администрации Липецкой области:
4.1. Организовать методическую поддержку органам местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения.
4.2. Принять нормативный правовой акт, обязывающий городские округа и муниципальные районы утверждать методику отбора инвестиционных проектов.
4.3. Учесть средства на государственную поддержку органов местного самоуправления и создание условий для выполнения ими своих полномочий в бюджете области на 2009 - 2012 гг.
4.4. Проводить регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальных образованиях на территории своего региона.
4.5. Разработать и принять нормативные правовые акты в развитие Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 (методические рекомендации по порядку ранжирования муниципальных образований и для выделения им грантов; порядок распределения и предоставления местным бюджетам городских округов и муниципальных районов субсидий по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и др.).
4.6. Рассмотреть возможность увеличения размеров нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях увеличения налоговых доходов местных бюджетов.
4.7. Предусматривать в бюджетах Липецкой области на соответствующий финансовый год (среднесрочную перспективу), кроме субсидий из федерального бюджета на эти же цели, средства на:
- софинансирование расходов местных бюджетов на капитальный ремонт сетей и объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации), а также зданий и объектов муниципальной собственности в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
- компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с передачей в собственность соответствующего муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта;
- проведение инвентаризации муниципального имущества и оформление правоустанавливающих документов на муниципальное имущество.
5. Органам местного самоуправления Липецкой области:
5.1. Принимать меры по минимизации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и повышению эффективности своей работы по созданию комфортных условий для населения.
5.2. В условиях финансового экономического кризиса усилить работу по развитию малых форм хозяйствования, созданию сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, активизировать в этих целях работу по привлечению инвесторов, сегментов малого бизнеса.
5.3. Организовать на территории муниципального образования обучение активистов органов ТОС и ТСЖ, предусматривать участие органов ТОС при проведении публичных слушаний, комиссий и других мероприятий по вопросам жизнеобеспечения населения и развитию территорий.
5.4. Организовать постоянную разъяснительную работу с населением о необходимости оформления прав собственности на используемые земельные участки и объекты недвижимости.
5.5. Действующие нормативные правовые акты по взиманию арендной платы за землю и объекты имущества привести в соответствие с федеральным и областным законодательством.
5.6. Активизировать работу по уточнению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, выявлению необоснованно необлагаемых имущественных объектов, сокращению задолженности по данным налогам.
5.7. Принять все меры по повсеместному исполнению условий, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 21.07.2008 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
5.8. Обеспечить своевременное освоение средств Фонда, областного и местного бюджетов на капитальный ремонт и переселение.
5.9. Расширить практику заслушивания отчетов должностных лиц местного самоуправления об исполнении должностных обязанностей, а нерадивых руководителей побуждать к досрочному сложению своих полномочий.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

5.9. Усилить работу по снижению неэффективных расходов бюджета за счет оптимизации управления и штатов, увеличения поступлений местных налогов, привлечения инвесторов.
5.10. В целях повышения эффективности деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих широко продолжить практику выездных приемов граждан, заседаний коллегиальных органов, пресс-конференций, брифингов руководителей администрации области, муниципальных районов, городских округов и их заместителей, выступлений в средствах массовой информации.
5.11. Усилить контроль за реализацией антикоррупционного законодательства, используя в этих целях местные СМИ, письменные и устные обращения граждан, анализ работы должностных лиц и муниципальных служащих в решении вопросов местного значения в интересах населения муниципальных образований.
5.12. Продолжить работу по модернизации и развитию производства, выявлению и привлечению к решению вопросов местного значения потенциальных инвесторов.
5.13. Продолжить работу с убыточными организациями и организациями, представляющими нулевые балансы, с последующей публикацией ее итогов по легализации заработной платы. Совместно с фискальными и другими заинтересованными службами активизировать действия по выявлению задолженности по налогу на доходы физических лиц, принятию в установленном порядке мер к взысканию указанного налога.
6. Ассоциации "Совет муниципальных образований Липецкой области":
6.1. На основе мониторинга правоприменения федерального законодательства о местном самоуправлении, а также анализа социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях разрабатывать и вносить на рассмотрение Липецкому областному Совету депутатов, администрации Липецкой области, органам местного самоуправления обоснованные предложения по решению проблем реализации вопросов местного значения, формирования муниципальной собственности, устранению пробелов в правовом регулировании указанных вопросов и повышению эффективности управления и распоряжения данной собственностью.
6.2. Осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях Липецкой области.
6.3. Продолжить мониторинг реализации программ органов государственной власти на территории Липецкой области в части, затрагивающей интересы муниципальных образований.
6.4. Способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения.
6.5. Продолжить работу по повышению компетентности руководителей ОМСУ (подготовку методической литературы, проведение семинаров, круглых столов, совещаний) в целях распространения знаний о методах повышения эффективности их работы, формах участия населения в решении вопросов местного значения среди должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальной общественности.
6.6. Разрабатывать и реализовывать, в том числе через СМИ, акции, направленные на повышение доверия населения к органам местного самоуправления.
6.7. В целях обмена информацией и наращивания практического опыта работы продолжить укрепление межмуниципального сотрудничества, развивать связи с Общероссийским конгрессом муниципальных образований, с ассоциациями соседних областей.

Выступая на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что "насущной проблемой является совершенствование законодательства о местном самоуправлении".
Мы, участники IV Съезда муниципальных образований Липецкой области, выражаем надежду, что внесенные предложения будут учтены и найдут свое отражение в законах Российской Федерации, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru