| |
Региональное законодательство / Новосибирская область
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.06.2009 № 150-Р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАДАЧИ "ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ, ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. № 150-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ
ЗАДАЧИ "ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ,
ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 № 164 "О разработке концепции решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области":
1. Утвердить прилагаемую концепцию решения комплексной задачи "Формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения Новосибирской области" (далее - Концепция).
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Филичева А.Г.
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
Утверждена
распоряжением
Губернатора Новосибирской области
от 10.06.2009 № 150-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАДАЧИ "ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ, ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития
1. Культура, духовность и нравственность определяют единение государственных и общественных начал. Формирование условий для развития духовности, нравственности и культуры предполагает тесную координацию деятельности органов власти, учреждений культуры, охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта, образовательных учреждений, общественных объединений и религиозных организаций.
Приоритетность ценностных подходов при разработке программ социального развития уже показала результативность, выраженную в росте государственно-патриотических идей и настроений в обществе, возрождении религиозности. Дальнейшая деятельность органов государственной власти по реализации принципов государственной культурной политики связана, в первую очередь, с формированием у населения устойчивых духовно-нравственных ориентиров, важнейшими из которых являются процессы эстетического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения, а также создание условий для плодотворных диалогов между светской и религиозной культурой. Поддержать усилия органов власти необходимо масштабной пропагандой духовно-нравственных ценностей, с упором на темы, значимые для каждого человека: крепкую семью; продуктивный труд, общественное служение, достоинство личности, здоровый образ жизни, патриотизм.
2. Сегодня в Новосибирской области накоплен уникальный творческий, кадровый и ресурсный потенциал для реализации целей и задач Концепции. К важнейшим достижениям в развитии культуры Новосибирской области в последние годы можно отнести:
1) создание широкой сети активно действующих учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, домов культуры, образовательных учреждений и др. (около двух с половиной тысяч сетевых единиц);
2) в области работают коллективы, артисты, музыканты, художники высокого профессионального уровня, постоянно участвующие в международных конкурсах и фестивалях;
3) в развитие материальной базы учреждений культуры и искусства вложены значительные средства. С 2000 года в сельских районах области введены в строй более 30 новых объектов культуры. За счет средств областных целевых программ "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004 - 2011 годы" и "Библиотеки Новосибирской области" с 2007 года отремонтировано и восстановлено более 200 муниципальных учреждений культуры. Все это привело к повышению качества их работы;
4) ведется систематическая работа по выявлению и поддержке талантливой молодежи. В 2008 году были присуждены 234 премии и стипендии для поддержки юных дарований;
5) Новосибирск стал одним из самых популярных в Российской Федерации центром гастрольной деятельности российских и зарубежных артистов;
6) в Новосибирске активно создаются негосударственные культурно-досуговые центры, располагающие современной материальной базой и высокотехнологичным оборудованием. В последние годы открыто более 40 кинозалов, они успешно работают в условиях рыночных отношений.
3. В Новосибирской области имеются следующие ключевые проблемы развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения:
1) хроническая нехватка квалифицированных кадров во всех учреждениях культуры области, несмотря на то, что в Новосибирской области имеется развитая сеть учреждений профессионального образования культуры и искусства;
2) отток талантливых деятелей искусства из Новосибирска в города - федеральные центры и за рубеж;
3) управленческая культура, ориентированная на плановые показатели, показывающая недостаточность внимания работе с целевыми аудиториями, низкое качество перспективного планирования, тенденции к расширению организационной структуры;
4) слабое управление государственными и муниципальными учреждениями в рыночных условиях;
5) неэффективная система стимулирования и оплаты труда работников;
6) моральное и физическое старение основных фондов культурной инфраструктуры;
7) неравномерная по муниципальным образованиям области доступность населения к центрам культуры.
4. Создание условий, способных разрешить существующие проблемы, можно объединить в три приоритетных направления:
создание условий для закрепления у населения Новосибирской области продуктивной системы жизненной ориентации;
создание условий для роста потребления населением культурных ценностей и его занятий самодеятельным культурным и духовным творчеством;
формирование образа Новосибирска как культурной столицы.
II. Система целей и задач
5. Стратегической целью решения комплексной задачи является обеспечение широкого общественного участия в формировании и проведении государственной культурной политики для расширения возможностей развития духовности, нравственности и культуры.
Данная цель направлена на обеспечение полноты и продуктивности жизни индивида и устойчивого развития общества. Достижение данной цели будет способствовать социальному развитию и повышению инвестиционной привлекательности области, обеспечит большую доступность услуг сферы культуры и досуга, позволит увеличить охват подрастающего поколения эстетическим и нравственным воспитанием.
Достижение цели обеспечивается реализацией приоритетных направлений.
Направление 1. Создание условий для закрепления
у населения Новосибирской области продуктивной
системы жизненной ориентации
6. Распространение в обществе ценностей семьи как основы общества, продуктивного труда как смысла жизни человека, общественного служения, достоинства личности, здорового образа жизни, патриотизма.
Пути решения:
а) разработка и реализация целевой программы духовно-нравственного просвещения населения;
б) распространение высоконравственных образцов поведения;
в) распространение в поселениях Новосибирской области традиций следования культурным хартиям (кодексам);
г) стимулирование и мотивирование к созданию систем государственной, корпоративной и профессиональной этики;
д) поощрение и общественное признание высоконравственного поведения;
е) создание современной системы культурного досуга, физической культуры и массового спорта с развитой инфраструктурой, ориентированной на семейное участие;
ж) создание условий для реализации религиозных потребностей.
7. Развитие системы государственных праздников и традиций.
Пути решения:
а) формирование позитивного исторического образа России;
б) масштабное распространение знаний об истории Сибири, Новосибирской области, о ее выдающихся представителях;
в) организация праздничных мероприятий с ориентацией на семейное участие в них.
8. Расширение возможностей для реализации потребности граждан в общественном служении.
Пути решения:
а) широкое развитие самоуправления;
б) государственная поддержка общественно значимых инициатив.
Направление 2. Создание условий для роста
потребления населением культурных ценностей и его занятий
самодеятельным культурным и духовным творчеством
9. Формирование потребности у жителей Новосибирской области в культурных ценностях, услугах в сферах культурного, интеллектуального, физического и эмоционального развития, в занятиях культурным и духовным творчеством.
Пути решения:
а) формирование масштабного предложения для расширения культурных потребностей населения, в том числе посредством повсеместной реализации в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, образовательных учреждениях программ эстетического, физического, эмоционального и художественного развития; создание системы культурного просвещения;
б) повышение общественной престижности потребления культурных ценностей и проявления культурных инициатив;
в) сохранение и развитие системы самодеятельного художественного творчества;
г) создание и поддержка деятельности площадок для общественного диалога по вопросам культуры, нравственности, духовности (телевидение, радио, пресса, Интернет).
10. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, увеличение предложения к проявлению культурных и духовных инициатив по количеству и качеству.
Пути решения:
а) развитие материально-технической базы учреждений культуры и повышение эффективности ее использования;
б) внедрение экономических стимулов, направленных на привлечение высококвалифицированных кадров для ведения массовой работы с населением в сфере культуры;
в) предоставление качественных услуг в сфере культуры в объеме достаточном для удовлетворения культурных потребностей населения;
г) обеспечение доступности культурных услуг для населения вне зависимости от мест проживания.
Направление 3. Формирование образа Новосибирска
как культурной столицы
11. Создание в Новосибирске разнообразной и насыщенной культурной среды.
Пути решения:
а) поддержка развития высокого искусства, в том числе академических творческих коллективов, деятелей искусства, получивших международное признание;
б) организация в городской инфраструктуре постоянно действующих площадок для проявления культурных инициатив населения;
в) создание объектов культуры, получающих широкое общественное признание за их художественные, эстетические, духовные и нравственные достоинства;
г) проведение масштабных культурных мероприятий всероссийского и международного уровня;
д) формирование особой визуальной городской среды;
е) развитие Новосибирского кинематографа.
12. Развитие информационной среды "Культурная жизнь Новосибирска".
Пути решения:
а) разработка и реализация информационных инвестиционных проектов в сфере культуры, в том числе, направленных на формирование имиджа Новосибирска как крупного культурного центра;
б) разработка и реализация комплексных инвестиционных проектов, направленных на развитие гастрольной деятельности деятелей культуры и искусства Новосибирской области в России и за рубежом;
в) государственная поддержка продуктивных инициатив общественных объединений, действующих в сфере культуры;
г) развитие культурного и досугового туризма, в том числе, ориентированного на семью.
III. Система целевых индикаторов,
обеспечивающих измеримость результатов достижения
целей и решения задач по временным периодам
13. Целевые индикаторы позволяют отслеживать ход реализации Концепции.
Основными целевыми индикаторами достижения цели и решения задач в сфере культуры и духовно-нравственного здоровья населения области являются:
----T-------------------------------------------------T---------T----T----¬
¦ № ¦ Целевые индикаторы ¦ Ед. ¦2009¦2015¦
¦п/п¦ ¦измерения¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦1 ¦Доля обучающихся общеобразовательных учреждений ¦% ¦ 15 ¦ 45 ¦
¦ ¦и учреждений начального и среднего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования, получающих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование по программам духовно-нравственного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦2 ¦Доля обучающихся общеобразовательных учреждений ¦% ¦ 20 ¦ 50 ¦
¦ ¦и учреждений начального и среднего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования, получающих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование по программам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦художественно-эстетической направленности ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦3 ¦Доля эфирного времени на новосибирских теле- ¦% ¦ 5 ¦ 15 ¦
¦ ¦и радиоканалах, посвященного пропаганде культуры,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦духовности и нравственности ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦4 ¦Доля организаций бюджетной сферы, использующих ¦% ¦ 0 ¦ 50 ¦
¦ ¦кодексы профессиональной этики ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦5 ¦Число меценатов ¦ед. ¦ 0 ¦500 ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦6 ¦Число коллективов самодеятельного творчества ¦тыс. ед. ¦6,8 ¦7,5 ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦7 ¦Число клубов по интересам, созданных на площадках¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры, спорта, образования ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦8 ¦Доля населения, положительно оценивающего ¦% ¦ - ¦ 50 ¦
¦ ¦изменения в сфере культуры ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦9 ¦Доля поселений, где созданы пункты свободного ¦% ¦ 10 ¦ 30 ¦
¦ ¦доступа к информационным культурным ресурсам ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦10 ¦Число проводимых в Новосибирской области ¦ед. ¦ 15 ¦ 40 ¦
¦ ¦культурных мероприятий всероссийского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и международного уровня в год ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦11 ¦Динамика роста числа публикаций, посвященных ¦% ¦100 ¦200 ¦
¦ ¦информации о культурной жизни Новосибирска ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в федеральных средствах массовой информации ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦12 ¦Динамика роста числа гастрольных туров, ¦% ¦100 ¦150 ¦
¦ ¦совершенных деятелями культуры и творческими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективами Новосибирской области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦13 ¦Динамика роста продаж туристических туров ¦% ¦100 ¦200 ¦
¦ ¦в Новосибирскую область ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦14 ¦Динамика роста числа постоянно действующих ¦% ¦100 ¦500 ¦
¦ ¦площадок для культурных проявлений населения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦15 ¦Динамика роста посещений музеев и культурных ¦% ¦100 ¦200 ¦
¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+----+----+
¦16 ¦Динамика роста числа организованных общественных ¦% ¦100 ¦300 ¦
¦ ¦"центров общения" подростков ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------------------+---------+----+-----
IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий,
необходимые для решения задач и достижения целей
14. Концепция является документом, определяющим стратегию и основные ориентиры реализации культурной политики для исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и подразделений администрации области. На его основе разрабатываются программы и системы мер по решению задач и достижению целевых индикаторов.
Общая координация реализации концепции осуществляется на принципах проектного управления.
15. Основные механизмы решения комплексной задачи:
1) единство управления реализацией интегрированных межведомственных программ;
2) нормативное финансирование учреждений культуры, внедрение новых систем оплаты труда работников культуры, создание автономных учреждений;
3) нормативно-правовое регулирование развития инвестиционных проектов в сфере культуры;
4) конкурсная поддержка общественных культурных, духовных и нравственно ориентированных инициатив по разработке и реализации программ и проектов в сфере культуры;
5) общественное участие в регулировании отношений в сфере культуры;
6) независимая экспертиза проектной и программной деятельности;
7) действие систем качества предоставления услуг в сфере культуры.
16. Развитие духовности, культуры и нравственного здоровья населения Новосибирской области должно базироваться на следующих основных принципах:
1) гуманистический характер формирования и реализации культурной политики;
2) самоценность духовности, культуры и нравственности в системе общественных отношений;
3) государственно-общественное попечительство в деятельности учреждений культуры;
4) равенство возможностей населения в доступности объектов культуры и проявлении культурных инициатив;
5) определяемая Конституцией и законодательством Российской Федерации свобода выбора гражданами форм проявления духовности, культуры и нравственности;
6) неприятие и противодействие проявлениям экстремизма и вандализма;
7) противодействие безнравственности.
V. Задачи исполнительных органов государственной власти
Новосибирской области по созданию условий для решения
комплексной задачи социально-экономического
развития Новосибирской области
17. Администрация Новосибирской области совместно с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и муниципальными образованиями Новосибирской области обеспечивает создание благоприятных институциональных условий в Новосибирской области для решения задач, способствующих росту духовности, культуры и нравственного здоровья населения.
18. Основными задачами исполнительных органов власти являются:
1) организация деятельности по реализации концепции на принципах проектного управления;
2) развитие частно-государственного партнерства (инвестиционной деятельности) в сфере культуры при приоритетности института меценатства;
3) инициирование создания государственно-общественных советов по реализации государственной культурной политики;
4) разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей широкомасштабную поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления культурных инициатив;
5) развитие регулирования деятельности общественных творческих союзов на основе размещения государственных заказов;
6) осуществление непрерывного мониторинга эффективности реализуемых культурных проектов;
7) разработка и внедрение новых экономических механизмов, направленных на эффективность работы учреждений культуры.
VI. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи
социально-экономического развития Новосибирской области
19. Финансирование реализации государственной политики в сфере культуры, духовно-нравственного здоровья населения области будет осуществляться:
за счет текущего финансирования органов исполнительной государственной власти;
за счет финансирование программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых в рамках настоящей Концепции;
за счет привлечения средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных фондов;
за счет привлечения средств частных инвесторов;
за счет добровольных пожертвований.
Мероприятия по реализации концепции будут формироваться на основе прогнозных объемов бюджетных ассигнований, а также, ориентируясь на объемы средств, поступающих из внебюджетных источников.
Предельные средства областного бюджета, направляемые на реализацию Концепции на период 2009 - 2011 годов, не будут превышать объемов, заложенных Законом Новосибирской области от 15.12.2008 № 296-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
На период 2012 - 2015 годов средства областного бюджета будут определяться исходя из методики расчета средств на данные цели и потребностей.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|