Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Тюмени от 03.06.2009 № 63
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Тюменский курьер", № 13, спецвыпуск, 11.06.2009


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 03.06.2009.
   ------------------------------------------------------------------




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2009 г. № 63

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГОРОДА ТЮМЕНИ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ
В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", постановлением Правительства Тюменской области от 11.02.2008 № 42-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени, Администрация города Тюмени постановила:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Руководителям отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени, муниципальных учреждений обеспечить осуществление проведения антикоррупционной экспертизы при подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени согласно Порядку проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
3. Информационно-аналитическому управлению административного департамента опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Главы Администрации города
Е.В.КУЙВАШЕВ





Приложение
к постановлению
от 03.06.2009 № 63

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях выявления коррупционных факторов в проектах муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени и иных документов (далее по тексту - муниципальные нормативные правовые акты).
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее по тексту - антикоррупционная экспертиза) - деятельность юридических служб (специалистов, осуществляющих правовое обеспечение деятельности органов Администрации города Тюмени) отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени, муниципальных учреждений, направленная на выявление в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов;
б) коррупциогенность - закрепленный в муниципальном нормативном правовом акте (его проекте) механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
в) коррупционный фактор - положения муниципального нормативного правового акта, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
г) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц решение или действие должностного лица, муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, вызванное наличием коррупционных факторов.
1.3. Проекты муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени, проекты нормативных правовых актов Тюменской городской Думы, вносимые Главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу, а также поправки в тексты проектов решений Тюменской городской Думы подвергаются антикоррупционной экспертизе в соответствии с настоящим Порядком, а также независимой экспертизе на коррупциогенность.

2. Коррупционные факторы

2.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц), выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления города Тюмени, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления города Тюмени, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
е) наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию муниципальных правовых актов города Тюмени, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления города Тюмени, принявшего первоначальный муниципальный нормативный правовой акт;
ж) принятии муниципального нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц) при принятии муниципальных нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте муниципального нормативного правового акта и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления города Тюмени, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага), если они явно целесообразны;
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта муниципального нормативного правового акта, - нормативные коллизии.
Нормативными коллизиями являются противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления города Тюмени, муниципальных учреждений (их должностных лиц).

3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
проектов муниципальных нормативных правовых актов

3.1. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется:
а) в ходе подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов юридическими службами (специалистами, осуществляющими правовое обеспечение деятельности органов Администрации города Тюмени) отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени, муниципальных учреждений, являющихся разработчиками проекта муниципального правового акта согласно Инструкции по подготовке муниципальных правовых актов Администрации города Тюмени, утвержденной распоряжением Главы города Тюмени от 04.07.2007 № 149-рг, Инструкции о порядке подготовки муниципальных правовых актов, иных документов, вносимых на рассмотрение Тюменской городской Думы, постоянных комиссий Тюменской городской Думы, утвержденной распоряжением Главы города Тюмени от 04.07.2006 № 137-рг (далее - лица, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта);
б) правовым департаментом Администрации города Тюмени в ходе осуществления правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводимой в соответствии с Инструкциями, указанными в подпункте "а" настоящего пункта.
3.2. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы лица, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта, отражают факт отсутствия в проекте муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта.
3.3. При выявлении коррупционных факторов:
а) должностные лица, осуществляющие согласование проектов муниципальных правовых актов, излагают свои замечания и возражения в отдельной справке или заключении, которые прикладываются к проекту муниципального нормативного правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование" проекта муниципального нормативного правового акта;
б) правовой департамент Администрации города Тюмени осуществляет подготовку заключения о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов.
3.4. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в нем коррупционных факторов решение данного вопроса возлагается на Совет по противодействию коррупции (далее - Совет). Положение о Совете и его персональный состав утверждаются распоряжением Администрации города Тюмени.

4. Независимая экспертиза на коррупциогенность

4.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), включенными Советом на основании их письменного обращения в перечень независимых экспертов, а также лицами, указанными в абзаце 3 настоящего пункта.
Совет рассматривает обращения физических и юридических лиц в течение 30 дней со дня их поступления и при соответствии требованиям, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка, включает их в перечень независимых экспертов, который размещается на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет (www.tyumen-city.ru).
Независимая антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов может также проводиться аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами, а также независимыми экспертами, включенными в перечень независимых экспертов в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 11.02.2008 № 42-п.
4.2. Требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы:
для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным абзацем 3 настоящего пункта;
для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.3. Для проведения независимой экспертизы разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов обеспечивают размещение проектов на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие территориальные, отраслевые (функциональные) органы Администрации города Тюмени и муниципальные учреждения. Разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть меньше максимального срока (7 дней).
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое направляется независимыми экспертами по адресу (почтовому или электронному), указанному на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет. По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта принимает меры по доработке проекта, а в случае несогласия с экспертным заключением готовит дополнение к пояснительной записке, в котором указывает, в том числе, аргументы своего несогласия (возражения).
4.4. К проекту нормативного правового акта, подлежащему направлению на согласование в правовой департамент, прилагаются все поступившие экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данной информацией дополняется пояснительная записка.

5. Ответственность

5.1. Ответственность за соответствие муниципального правового акта требованиям, установленным настоящим Порядком, в полном объеме возлагается на руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени и муниципальных учреждений, подготовивших проекты, а также на лиц, осуществляющих подготовку соответствующего проекта муниципального нормативного правового акта.
5.2. Совет вправе рассматривать на своих заседаниях информацию контрольного (надзорного) органа о выявлении в муниципальных нормативных правовых актах (их проектах) коррупционных факторов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru