Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 01.07.2009
"О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 37 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 124, 08.07.2009,
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 10.07.2009, № 21, ст. 397






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2009 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ
ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 37 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей М.Г.Аграновича, Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием А.П.Макаренко, главы муниципального образования городского округа "Ухта", обратившегося в Конституционный Суд Республики Коми с запросом; М.П.Сокерина, представителя главы муниципального образования городского округа "Ухта"; представителя Главы Республики Коми М.А.Архиповой, заместителя начальника Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми; представителей Государственного Совета Республики Коми: В.П.Маркова, первого заместителя Председателя Государственного Совета Республики Коми, Е.М.Закидальского, начальника отдела экономического законодательства Правового управления аппарата Государственного Совета Республики Коми; Д.С.Толстова, руководителя Управления Министерства юстиции РФ по Республике Коми; приглашенных в качестве свидетелей Л.Н.Тикушевой, главного специалиста-эксперта юридического отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми; Н.Н.Мелехина, главного специалиста-эксперта правового отдела Управления федеральной налоговой службы по Республике Коми; А.С.Паненкова, начальника отдела правового и кадрового обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Коми; представителей ООО "Лукойл-Коми": М.С.Доломанова, старшего партнера юридической фирмы (Доломанов и Партнеры), А.А.Аветисяна, начальника управления правового обеспечения ООО "Лукойл-Коми",
руководствуясь частью 4 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 3 статьи 3, статьей 99 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 2 статьи 37 Конституции Республики Коми.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части 1 статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" явилось обращение главы муниципального образования городского округа "Ухта" с просьбой дать толкование части 2 статьи 37 Конституции Республики Коми.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части 2 статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 2 статьи 37 Конституции Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.В.Гаврюсова, выступления приглашенных и свидетелей, исследовав документы и материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Коми обратился с запросом глава муниципального образования городского округа "Ухта" с просьбой дать толкование части 2 статьи 37 Конституции Республики Коми, установившей, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами их собственниками, а также владение и пользование землей и другими природными ресурсами иными лицами, имеющими такие права, осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. По мнению автора обращения, из текста данной конституционной нормы нельзя сделать вывод о том, существует ли обязанность у собственников земли и других природных ресурсов, иных лиц, владеющих земельными участками и другими природными ресурсами, платить законно установленные налоги, соблюдать требования лицензий на право пользования недрами, возмещать ущерб, причиненный окружающей среде.
2. Восприятие положений части 2 статьи 37 Конституции Республики Коми о порядке владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами следует осуществлять в единстве с другими конституционными нормами.
Земля, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Коми как основа жизни и деятельности народа. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Коми (статья 13). Существует право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 43). Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 47).
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми (пункты "в" и "д" статьи 64). В этих нормах выражается один из основных принципов правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Сохранение природы и окружающей среды, разработка полезных ископаемых, регулируемая на конституционном уровне, должна осуществляться таким образом, чтобы через реализацию конституционных обязанностей обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом, и гарантировались соблюдение и защита прав и свобод граждан. Ввиду этого на государство в лице его органов возложены контрольные, нормативно-регулятивные функции и ответственность за их выполнение. В частности, государство устанавливает основания для возникновения и прекращения права пользования недрами, налог на добычу полезных ископаемых, порядок возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
3. В Налоговом кодексе Российской Федерации определены виды налогов и сборов, в том числе налог на добычу полезных ископаемых, относящийся к федеральным налогам. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по нормативу 95 процентов, в бюджет субъектов Российской Федерации - по нормативу 5 процентов.
На основании статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации определяются объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога.
Отношения недропользовании в Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации "О недрах". Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2). В сфере регулирования отношений недропользования полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления закреплены в статьях 3 - 5. При этом примат принадлежит федеральным органам государственной власти, которые регулируют наиболее важные отношения. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (статья 11). Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (статья 20). Республика Коми заинтересована в реализации этой нормы, т.к. невыполнение лицензий и плана по добыче полезных ископаемых снижает размер налоговых поступлений.
Основания, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения экологического законодательства детально изложены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Гражданском кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, других нормативных правовых актах.
4. Таким образом, статья 37 Конституции Республики Коми в совокупности с другими конституционными положениями и законодательными нормами, предоставляя недропользователям право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, обязывает их бережно относиться к природе и не нарушать прав и законных интересов других лиц, т.е. своевременно и в полном объеме платить законно установленные налоги, соблюдать условия лицензий, возмещать нанесенный ущерб окружающей среде.
Неопределенности в восприятии статьи 37 Конституции Республики Коми не существует, поэтому и нет необходимости в ее толковании Конституционным Судом Республики Коми. В своих определениях от 7 декабря 1995 года № 80-О, 19 марта 1997 года № 36-О, 8 июня 1999 года № 107-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою правовую позицию, согласно которой толкование положений Конституции Российской Федерации, конкретизированных в действующем законодательстве, по существу, означало бы проверку конституционности формулировок, установленных законодателем в федеральных законах, которые заявителем не оспариваются. Федеральные законы, кроме того, не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми. О том, что нет неопределенности в положениях статьи 37 Конституции Республики Коми, прозвучало в выступлениях в судебном заседании представителей Управления федеральной налоговой службы по Республике Коми, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управления Росприроднадзора по Республике Коми, изложено в заключении Прокуратуры Республики Коми.
Поводом к обращению заявителя в Суд послужило существующее, по его мнению, несовершенство и несправедливость налогового законодательства, что не является основанием для толкования конституционной нормы. Как указал Конституционный Суд Республики Коми в решении от 8 августа 1995 года о толковании части 2 статьи 79 Конституции Республики Коми, несовершенство правовой нормы, противоречие между содержанием конституционной нормы и волей законодателя не позволяют осуществить ее толкование. В данном случае преодолеть несовершенство закона можно только законодательным путем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 66, 67, 68, 69 и 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Дело по запросу главы муниципального образования городского округа "Ухта" о толковании части 2 статьи 37 Конституции Республики Коми производством прекратить.
2. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru