Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.07.2009 № 177-Р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 июля 2009 г. № 177-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития общественной инфраструктуры в Новосибирской области на период до 2015 года.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ





Утверждена
распоряжением
Губернатора Новосибирской области
от 13.07.2009 № 177-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития

Общественная инфраструктура - это совокупность организаций различных отраслей, объединенных функцией оказания населению социально значимых (общественно потребляемых) услуг, финансируемых, как правило, за счет общественных финансов.
Главной функцией отраслей социальной сферы является удовлетворение потребностей населения в особом социально-экономическом продукте - услугах, сама же инфраструктура - это материально-техническая база, позволяющая осуществлять набор функций и мер для создания необходимой услуги.
Сеть объектов общественной инфраструктуры является сложной, территориально рассредоточенной многоуровневой, иерархической системой, включающей элементы различной степени развитости, масштабности, функционального назначения.
Объектами общественной инфраструктуры являются учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обслуживания. В равной степени к объектам общественной инфраструктуры относятся организации транспорта и связи, кредитно-финансовые учреждения, органы охраны правопорядка и другие.
Стратегическая задача развития общественной инфраструктуры заключается в обновлении условий и методов оказания услуг и достижения на этой основе нового качества результатов их оказания. Главным аспектом развития будет обеспечение способности общественной инфраструктуры гибко реагировать на запросы личности и изменение потребностей экономики. Для решения этой задачи необходимо сформировать инновационный сценарий развития общественной инфраструктуры на долгосрочную перспективу.
Данная Концепция, в первую очередь, определяет основы формирования и реализации политики органов власти в развитии общественной инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта Новосибирской области на период до 2015 года.
Основы развития общественной инфраструктуры Новосибирской области были заложены в середине двадцатого века и опирались на возможности и принципы того времени. За последние двадцать лет произошли существенные изменения в социально-экономическом устройстве страны, что в свою очередь привело к значительным изменениям в демографическом, экономическом и территориальном развитии Новосибирской области.
Кардинально изменились требования, предъявляемые к услугам общественной инфраструктуры, новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, признаком времени стала территориальная и профессиональная мобильность населения.
В то же время существующая общественная инфраструктура Новосибирской области по многим показателям не соответствует современным и перспективным требованиям, определяющим основные тенденции развития.
Основные проблемы развития общественной инфраструктуры Новосибирской области:
1. Существующая на сегодняшний момент сеть объектов общественной инфраструктуры не соответствует сложившейся системе расселения и демографической структуре населения:
1) изменения в размещении производительных сил и демографической структуре населения области оказывают значительное влияние на формирование системы расселения. Эти факторы приводят к нарастанию диспропорций в обеспеченности объектами социальной сферы между муниципальными образованиями. В Новосибирской области в сфере здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, физической культуры и спорта, культуры и искусства наблюдается существенная дифференциация уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы;
2) диспропорции в развитии общественной инфраструктуры усиливаются проблемами пространственной доступности: жители отдаленных и малых населенных пунктов сталкиваются с повышенными трудностями в получении различных услуг общественной инфраструктуры;
3) развитие объектов общественной инфраструктуры зачастую происходит без учета возможностей оптимального, комплексного межотраслевого и межмуниципального использования объектов, перспектив развития того или иного района. Фактическое развитие объектов общественной инфраструктуры не увязывается с формированием перспективных межрайонных социально-культурных и экономических центров, территорий инновационного развития и массового жилищного строительства.
2. Фактическое состояние большинства объектов общественной инфраструктуры, уровень их благоустроенности и безопасности не соответствует современным требованиям:
Основная часть объектов общественной инфраструктуры Новосибирской области была построена во второй половине прошлого века. Нормативные требования к проектированию и строительству таких зданий и сооружений существенно отличаются от современных подходов к уровню благоустроенности, функциональности, безопасности, энергоэффективности и долговечности:
1) сохраняется высокий уровень износа объектов общественной инфраструктуры и низкий уровень их благоустроенности;
2) требуется приведение значительного количества объектов общественной инфраструктуры в соответствие с современными стандартами обеспечения безопасности;
3) изношенность и устаревание (отсталость) инженерных решений приводят к избыточным затратам на содержание объектов общественной инфраструктуры, повышенному потреблению тепловой энергии и воды.
3. Уровень оснащенности объектов общественной инфраструктуры не позволяет обеспечивать значительную часть населения услугами, отвечающими современным стандартам качества:
1) объекты здравоохранения, особенно в сельской местности, в недостаточной степени обеспечены современным лечебно-диагностическим и технологическим оборудованием, существующее оборудование характеризуется высокой степенью износа;
2) объекты инфраструктуры для занятий массовой физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства слабо укомплектованы современным спортивным оборудованием и инвентарем;
3) значительная часть образовательных учреждений характеризуется высоким износом основных средств;
4) высокий уровень износа основных фондов значительной части учреждений социального обслуживания населения не позволяет качественно и своевременно предоставлять услуги по месту проживания;
5) при предоставлении услуг по медицинскому, социальному обеспечению населения, а также образовательных и библиотечных услуг не в полной мере используются современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить предоставление той или иной услуги дистанционно.
4. В малочисленных и территориально рассредоточенных поселениях не реализуется комплексный подход использования объектов общественной инфраструктуры.
На территориях поселений находятся объекты общественной инфраструктуры, имеющие разную степень износа, благоустроенности, оснащенности специализированными помещениями и оборудованием. Часть объектов характеризуются как ветхие и аварийные. В то же время для обеспечения жителей отдельных территорий услугами социальной сферы не всегда целесообразно строительство новых объектов или капитальный ремонт существующих. Отсутствие подхода, который бы заключался в организации комплексного обслуживания населения на базе объектов, имеющих низкий уровень износа и избыточные мощности, не позволяет решать задачи оптимизации сети.
5. Не созданы условия стимулирующие привлечение частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры.

II. Системы целей и задач Концепции

Стратегическая цель - повышение качества и доступности услуг общественной инфраструктуры для наибольшего количества жителей области в соответствии с социальными и градостроительными нормативами.
Реализация цели концепции предполагает решение следующих задач:
1. Пространственная оптимизация сети общественной инфраструктуры, приведение ее в соответствие фактической и перспективной системе расселения.
Для приведения существующей сети общественной инфраструктуры в соответствие со сложившейся системой расселения и создания условий для оказания необходимого количества услуг с учетом прогнозной мобильности населения, необходимо решить следующие задачи:
1) разработка документов территориального планирования, региональных и местных градостроительных нормативов, содержащих расчетные показатели обеспеченности и пространственной доступности объектов и услуг общественной инфраструктуры для населения разных муниципальных образований Новосибирской области, с учетом современных коммуникационных и транспортных технологий;
2) обеспечение приоритета развития новых объектов общественной инфраструктуры в поселениях, определенных в Схеме территориального планирования Новосибирской области в качестве межрайонных центров межселенного обслуживания;
3) проведение комплексной инвентаризации объектов общественной инфраструктуры во всех поселениях Новосибирской области;
4) реконструкция сети объектов общественной инфраструктуры в населенных пунктах сельской зоны с учетом требований оптимизации и комплексного использования, ликвидация ветхих и аварийных объектов общественной инфраструктуры;
5) обеспечение развития новых объектов общественной инфраструктуры на территориях интенсивного экономического роста, массового жилищного строительства.
2. Приведение объектов общественной инфраструктуры в соответствие современным требованиям (благоустроенности, безопасности, экономичности, долговечности):
1) обеспечение повышения уровня благоустроенности объектов общественной инфраструктуры до нормативных значений показателей;
2) приведение условий безопасности объектов в соответствие с современными стандартами;
3) разработка и применение новых технологических и проектных подходов к реконструкции существующих и строительству новых объектов общественной инфраструктуры, переход на строительство модульных комплексов;
4) перевод на более экономичные способы обеспечения коммунальными услугами объектов общественной инфраструктуры посредством применения эффективных проектных и технологических решений в коммунальной и энергетической сфере;
5) реконструкция существующих объектов общественной инфраструктуры с учетом расширения функциональных возможностей до нормативного уровня.
3. Приведение уровня оснащенности объектов общественной инфраструктуры в соответствие современным требованиям:
1) повышение уровня обеспеченности объектов общественной инфраструктуры современным технологическим оборудованием, инвентарем, компьютерной техникой, а также телекоммуникационным оборудованием для получения дистанционного доступа к услугам общественной инфраструктуры населением вне зависимости от места проживания;
2) расширение возможностей использования мобильных передвижных комплексов для оказания услуг общественной инфраструктуры.
4. Формирование системы новых требований к условиям оказания услуг общественной инфраструктуры.
Современные требования к качеству оказания услуг социальной сферы определяют необходимость формирования новых подходов к условиям их оказания. Переход от системы, ориентированной, в первую очередь, на организацию процессов оказания услуг к системе, ориентированной на достижение результатов в интересах отдельной личности и общества в целом, предполагает формирование новых подходов к разработке нормативной базы развития общественной инфраструктуры путем решения следующих задач:
1) разработка региональных и местных градостроительных нормативов, содержащих расчетные показатели обеспеченности и пространственной доступности объектов и услуг общественной инфраструктуры для населения разных муниципальных образований Новосибирской области;
2) разработка единых нормативных требований к объектам общественной инфраструктуры, учитывающих отраслевую и территориальную специфику условий оказания услуг;
3) разработка отраслевых стандартов условий оказания услуг общественной инфраструктуры по видам услуг и типам объектов;
4) разработка региональных нормативов оснащенности объектов общественной инфраструктуры.
5. Формирование условий для развития государственно-частного партнерства в сфере общественной инфраструктуры.
6. Создание и обеспечение работы информационно-аналитической системы учета состояния и развития объектов общественной инфраструктуры.

III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих
измеримость результатов достижения целей и решения
задач по временным периодам

Решение комплексной задачи развития общественной инфраструктуры должно обеспечить качественно иной уровень комфортности и качества жизни населения.
Развитие общественной инфраструктуры будет характеризоваться следующими целевыми показателями:
1) формирование системы нормативов в 2009 - 2010 годах;
2) доведение до 80% доли объектов социально-культурного назначения с уровнем износа в соответствии с нормативными требованиями, ликвидация ветхих и аварийных объектов;
3) полное соответствие всех объектов общественной инфраструктуры стандартам безопасности;
4) количество объектов с нормативным уровнем благоустроенности и оснащенности не менее 70%;
5) обеспеченность объектами общественной инфраструктуры и их доступность в соответствии с градостроительными нормативами;
6) полное оснащение существующих объектов социальной сферы приборами учета потребления энергоресурсов, вновь строящихся - приборами учета и регулирования;
7) снижение расходов на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг на объектах общественной инфраструктуры не менее чем на 15 - 20% к 2015 году в сопоставимых ценах.

IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий,
необходимые для решения задач и достижения целей

Важнейшим механизмом является система обновленных норм и нормативов, касающихся услуг социального характера, что предполагает:
1) создание новой системы требований к условиям оказания услуг, развитию сети и функционированию объектов общественной инфраструктуры:
а) разработка региональных и местных норм градостроительного проектирования как расчетных показателей обеспеченности объектами общественной инфраструктуры и рекомендаций для их размещения. Содержанием новых градостроительных нормативов должна стать система показателей, характеристик распределения услуг социальной сферы на территориях поселений, учитывающих прогнозное и сезонное распределение населения. Реализация нормативов должна обеспечить социально необходимый объем услуг социальной сферы, отражать специфику как региона, так и отдельных поселений, способствовать их развитию;
б) разработка отраслевых стандартов условий оказания услуг. Реализация данных нормативов должна обеспечить приведение существующих условий и методов предоставления услуг общественной инфраструктуры к современным требованиям.
Реализация данного механизма предполагает:
организацию комплексного обследования и инвентаризации сети объектов общественной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях на предмет уточнения их состояния, соответствия современным требованиям к безопасности объектов, уровню благоустройства, обеспеченности специализированными помещениями, оснащенности, энергоэффективности эксплуатации. Определение фактических затрат на содержание и ремонт зданий, оборудования; оплату коммунальных расходов по объектам;
формирование новых, дифференцированных требований к условиям оказания услуг общественной инфраструктуры на основании современных технологических, телекоммуникационных, транспортных, информационных и иных подходов;
в) разработка единых региональных нормативных требований к объектам общественной инфраструктуры в части:
применения объемно-планировочных решений;
обеспечения безопасности при эксплуатации;
использования инженерного оборудования;
энергосбережения и ресурсоэффективности;
обеспечения долговечности и ремонтопригодности объектов и оборудования;
обеспечения специализированными помещениями;
г) разработка нормативов оснащенности объектов, на основании современных требований к условиям оказания услуг общественной инфраструктуры. Данные нормативы будут определять обеспеченность различных объектов специальным технологическим оборудованием и инвентарем, необходимым для оказания той или иной услуги;
2) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений социальной сферы, предприятий и организаций в сфере развития общественной инфраструктуры, предполагает:
а) создание системы стимулов деятельности муниципальных образований по оптимизации и развитию сети объектов общественной инфраструктуры;
б) развитие практики государственно-частного партнерства и привлечения предприятий негосударственного сектора в социальную сферу по следующим направлениям: проектирование, строительство, модернизация и эксплуатация объектов общественной инфраструктуры; оказание услуг во всех отраслях общественной инфраструктуры и на всей территории Новосибирской области;
3) создание межотраслевого исполнительного органа по реализации концепции.
Межотраслевой характер концепции требует создания эффективной модели управления развитием сети объектов общественной инфраструктуры на основе использования проектного подхода.
Данный подход позволит сконцентрировать разрозненные усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных задач развития общественной инфраструктуры, обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, увязывать решение задач и этапов их реализации с ресурсами под управлением единого органа - проектной группы, входящей в структуру государственного заказчика программы;
4) разработка и реализация областных целевых программ по направлениям:
а) отраслевые программы модернизации и развития сети объектов общественной инфраструктуры, приведение ее в соответствие градостроительным нормативам и требованиям к условиям оказания услуг общественной инфраструктуры с учетом принципов энергосбережения (в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты и социального обеспечения населения);
б) программа модернизации и комплексного использования объектов общественной инфраструктуры на территориях малых муниципальных образований;
в) программы инфраструктурного обустройства центров межмуниципального обслуживания населения и центров интенсивного экономического развития;
5) содействие в разработке и реализации инвестиционных программ муниципальных образований, реализуемых при поддержке областного бюджета Новосибирской области, включающие строительство (реконструкцию) объектов общественной инфраструктуры.

V. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи
социально-экономического развития Новосибирской области

Модернизация, реорганизация, развитие сети объектов общественной инфраструктуры предполагает вовлечение больших объемов бюджетных средств. Реализация поставленных задач с необходимостью требует увеличения в областном бюджете доли бюджетных расходов капитального характера за счет оптимизации текущих издержек.
Развитие общественной инфраструктуры не является прерогативой областного уровня управления, значительная часть общественной инфраструктуры относится к сфере управления муниципального уровня. Даже в условиях существенных ограничений местных бюджетов на капитальные вложения именно органы местного самоуправления должны инициировать развитие общественной инфраструктуры на своей территории и подкреплять свои планы средствами местных бюджетов. Средства областного бюджета при этом должны играть стимулирующую роль в развитии общественной инфраструктуры.
Значительным резервом финансовых ресурсов для развития общественной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры являются средства федерального бюджета Российской Федерации. Необходимо организовать системную работу с федеральными агентствами по привлечению средств федерального бюджета на развитие общественной инфраструктуры области.
В прошедшем периоде обозначился интерес частного бизнеса к данной сфере экономики, к участию в предоставлении населению социально значимых услуг. Данные тенденции определяют необходимость развития механизмов стимулирования негосударственного сектора для привлечения дополнительных ресурсов в социальную сферу.
Успешность решения задачи развития общественной инфраструктуры обусловливает необходимость консолидации ресурсов всех уровней бюджетов и частных инвесторов, оптимизации бюджетных расходов на развитие сети общественной инфраструктуры посредством создания комплексной системы нормативов, повышения эффективности инженерных и проектных решений.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru