Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 18.06.2009 ГС № 476-IV
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "ИНТЕНСИВНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА"
(вместе с "РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "ИНТЕНСИВНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА")

Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 41, 08.07.2009


Вступил в силу с 18 июня 2009 года (пункт 4 данного документа).



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 г. ГС № 476-IV

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"ИНТЕНСИВНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ И РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА"

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять рекомендации парламентских слушаний "Интенсивное промышленное освоение Южной Якутии и развитие территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера".
2. Направить настоящее постановление Президенту Республики Саха (Якутия), Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), министру сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), министру экономического развития Республики Саха (Якутия), главам муниципальных образований.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
В.БАСЫГЫСОВ





Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 18 июня 2009 г. ГС № 476-IV

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "ИНТЕНСИВНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ
ОСВОЕНИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ КОМПАКТНОГО
ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА"

г. Якутск 26 мая 2009 года

В 20-х годах прошлого столетия Якутия вступила на путь индустриального развития, сопровождаемого кардинальными изменениями экономических, социальных отношений, а также психофизических свойств коренного населения, ведущего традиционный уклад жизни. Процессу промышленной разработки месторождений полезных ископаемых в первую очередь подверглись южные районы Якутии, где коренное население в большей степени замкнуто не на оседлость и занятие землепашеством и животноводством, а на охотничий промысел и оленеводство, связанные с освоением и эксплуатацией больших территориальных пространств.
Отторжение земель под промышленность, перевод на оседлость в рамках сельского поселения, очевидный разрыв в получении социальных благ в сравнении с жителями промышленных центров явились причиной национального кризиса, в результате которого этнические культуры оказались на грани исчезновения. В советское время принесенный моральный ущерб компенсировался государственным протекционизмом, итогом которого была полная занятость населения и социальное обустройство поселений за счет государства.
Переход на рыночные отношения вновь подверг стрессовому состоянию представителей коренных малочисленных народов Севера, вступив в противоречие с их традиционным социально-хозяйственным укладом жизни. Статистические данные как в целом по Российской Федерации, так и по Республике Саха (Якутия) показывают негативные тенденции в социально-экономическом положении коренного населения, что отмечено в ходе работы состоявшегося в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 20 апреля 2009 года "круглого стола", посвященного реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р.
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока предполагает укрепление социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов, сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства. Реализация указанной концепции, а также положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и законодательства Республики Саха (Якутия) в части защиты конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока становится особо актуальной в связи с реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, предусматривающей интенсивное промышленное освоение Южной Якутии. В ходе реализации указанной схемы резко усиливается давление на природную среду региона, сокращается ее экологическая емкость, в связи с чем коренные малочисленные народы Севера лишаются права на ведение традиционной хозяйственной деятельности и традиционного уклада жизни.
Проблема взаимоотношений между коренным населением и промышленными предприятиями, осваивающими территории их компактного проживания и традиционного природопользования, имеет позитивные примеры решения в других странах (США, Канаде, Скандинавских странах, Финляндии). Наработан некоторый опыт в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Сахалинской области.
В соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера относятся 70 населенных пунктов в 20 улусах (районах). Подвергаются промышленному освоению 12 населенных пунктов в пяти улусах (районах) (Алданском, Мирнинском, Нерюнгринском, Олекминском, Усть-Майском) Республики Саха (Якутия).
Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", каскада гидроэлектростанций, металлургических комбинатов и других объектов сокращает территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ухудшает экологическую среду. В настоящее время в период четкого разделения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления национальные наслеги, в которых проживают представители коренных малочисленных народов Севера, не имеют рычагов решения социальных проблем населения. Выделяемых государством дотаций, субсидий достаточно только на оплату труда работников бюджетной сферы и ряда коммунальных услуг. Выделяется недостаточно финансовых и материальных ресурсов для социально-экономического развития национальных наслегов.
С начала реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года руководители кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера в Алданском и Нерюнгринском улусах (районах), жители национальных наслегов обращались в инстанции различных уровней с просьбой учесть их интересы, выступали на всех общественных слушаниях, посвященных реализации проектов промышленного освоения Южной Якутии, с инициативами о заключении договоров о сотрудничестве, о возмещении наносимого материального ущерба и компенсации морального вреда.
16 июня 2008 года постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера рассмотрел на своем заседании вопрос "О положении эвенков Южной Якутии" и вынес соответствующее решение. В настоящее время исполнены лишь некоторые пункты данного решения.
В отношении муниципальных образований "Анаминский национальный наслег" и "Беллетский эвенкийский национальный наслег" Алданского улуса (района) и муниципального образования "Село Иенгра" Нерюнгринского улуса (района) составлены протоколы поручений Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, которые реализованы на одну треть.
Действующие промышленные предприятия оказывают лишь разовую поддержку по обращениям глав муниципальных образований и руководителей кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера. Конкретные соглашения между промышленными предприятиями и органами местного самоуправления, представителями коренных малочисленных народов Севера не заключены.
Федеральное законодательство фактически не регулирует отношения между промышленными структурами и представителями коренных малочисленных народов Севера.
В марте 2009 года в городе Нерюнгри состоялись III съезд эвенков России и V съезд эвенков Якутии, на которых были подняты вопросы о взаимоотношении представителей коренных малочисленных народов Севера и субъектов крупного бизнеса, действующих на территории Республики Саха (Якутия). Приняты обращения к органам государственной власти всех уровней.
На основании изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Президенту Республики Саха (Якутия):
1) рассмотреть исполнение протокольных поручений по вопросам национальных наслегов Южной Якутии;
2) создать попечительский совет по вопросам содействия коренным малочисленным народам Севера Республики Саха (Якутия) при Президенте Республики Саха (Якутия).
2. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (В.Н. Басыгысову):
1) рассмотреть проект закона Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе";
2) разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о компенсационном фонде охраны и воспроизводства охотничьих животных;
3) обратиться к Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением об ускорении рассмотрения законодательных инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о внесении изменений в отдельные федеральные законы в части защиты прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе в:
статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире";
4) рассмотреть вопрос о границах Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского улуса (района) во исполнение решений Конституционного суда Республики Саха (Якутия) и Верховного суда Республики Саха (Якутия).
3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
1) разработать и утвердить мероприятия по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Саха (Якутия);
2) совместно с органами местного самоуправления разработать республиканскую целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2015 года";
3) обратиться в Правительство Российской Федерации со следующими предложениями:
о разработке и утверждении положения о компенсационных выплатах представителям коренных малочисленных народов Севера за нарушение их традиционного образа жизни;
о разработке механизма мониторинга состояния среды обитания и экологической ситуации в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
об обеспечении мероприятий по картированию и оценке природных ресурсов на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
о разработке программы по развитию и сохранению уникальных природных комплексов особо охраняемых природных территорий, в том числе сохранению уникального водного объекта (озера Токко), уникальных источников пресных подземных вод (памятника природы местного значения "Тимптонский каскад").
4. Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), администрации муниципального образования "Алданский район" изучить возможность использования сельскохозяйственных угодий и производственного фонда, оставленного бывшими подсобными хозяйствами "Ударник" и "Пятилетка", выработать механизм их использования при реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
5. Предприятиям - инвесторам промышленных проектов комплексного развития Южной Якутии, руководствуясь положениями Декларации ООН о правах коренных народов, Конституции Российской Федерации, федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и "О соглашениях о разделе продукции", Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), заключить с органами местного самоуправления, родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера договоры, соглашения об условиях социально-экономического развития этих народов.
6. ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" (М.А. Брук), ОАО "Республиканская инвестиционная компания" (А.И. Федотов) предусмотреть обязательное включение в инвестиционные проекты договоров, соглашений, заключаемых между инвесторами проектов и органами местного самоуправления территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
7. Органам местного самоуправления, национальным наслегам, ассоциациям коренных малочисленных народов Севера в районах Южной Якутии принять участие в:
1) осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, реконструкции хозяйственных и других объектов в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
2) проведении экологических и этнологических экспертиз.
8. Постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера (В.Н. Губарев) направить таблицу проблемных вопросов национальных наслегов Южной Якутии в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), в администрации Алданского, Мирнинского, Нерюнгринского, Олекминского и Усть-Майского улусов (районов) в целях отражения их в программах социально-экономического развития указанных улусов (районов) и наслегов, а также в проектах соглашений, заключаемых с компаниями, ведущими промышленное освоение на территориях указанных наслегов.
9. Народным депутатам Республики Саха (Якутия) А.Н. Дудникову, А.П. Морозкину, М.Н. Евсееву, М.П. Деревяшкину, Е.Ю. Жуковой, О.В. Тарасову, Н.А. Чаусскому, В.Ф. Петрову, И.И. Слепцову, Д.Ф. Наумову осуществлять контроль за реализацией настоящих рекомендаций.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru