Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 мая 2009 г. № 470н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 5 ИЮЛЯ 2006 Г. № 811 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 30 НОЯБРЯ 2006 Г. № 1472,
ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. № 191, ОТ 9 ЯНВАРЯ 2008 Г. № 2,
ОТ 14 АПРЕЛЯ 2008 Г. № 452, ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. № 1222,
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 1816)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 151 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 5 июля 2006 г. № 811 "Об утверждении Положения об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области" (в редакции от 30 ноября 2006 г. № 1472, от 16 февраля 2007 г. № 191, от 9 января 2008 г. № 2, от 14 апреля 2008 г. № 452, от 12 сентября 2008 г. № 1222, от 30 декабря 2008 г. № 1816) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждено Положение об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются отношения, возникающие в связи с организацией системы исполнительных органов государственной власти Волгоградской области в сфере управления природопользованием и охраны окружающей природной среды.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 14.03.2009 № 32-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 09.02.2009 № 4-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 14.03.2009 № 32-ФЗ);
- Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции от 03.12.2008 № 250-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
В соответствии с пунктами "д" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды; установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Абзацем 2 статьи 6.1 Федерального закона "О животном мире" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области определено, что в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Частью 1 статьи 2 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что глава администрации возглавляет администрацию Волгоградской области, определяет структуру органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к указанному выше Закону Волгоградской области Управление охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области к полномочиям главы администрации области в сфере осуществления исполнительной власти отнесено утверждение структуры и штатного расписания территориальных и отраслевых подразделений администрации области, положений о них.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте исследуемого Постановления выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 2.24 Положения установлено, что Управление осуществляет введение ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Вместе с тем согласно статье 21 Федерального закона "О животном мире" введение ограничений и запретов на использование объектов животного мира отнесено к компетенции высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Устава (Основного закона) Волгоградской области высшим исполнительным органом в Волгоградской области является администрация Волгоградской области.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в наделении полномочиями по введению ограничений и запретов на использование объектов животного мира ненадлежащего органа исполнительной власти.
2. Пунктом 2.24 Положения установлено, что к полномочиям Управления относится осуществление проверки соблюдения предприятиями и организациями, деятельность которых связана с добычей, переработкой, использованием, воспроизводством объектов животного мира и водных биологических ресурсов, рыбоводством, действующего законодательства в установленной сфере деятельности.
На основании статьи 6 Федерального закона "О животном мире" субъекту Российской Федерации передано осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов. При этом в сфере рыболовства субъекту Российской Федерации переданы полномочия только по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Статьей 42 упомянутого Федерального закона установлено, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также абзацами 11 и 12 части первой статьи 6, частями третьей и четвертой статьи 16.1, статьями 16.2 и 49.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона "О животном мире" под охраной среды обитания животного мира понимается деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира, а под государственным контролем и надзором - осуществление проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В связи с этим в статье 5 Федерального закона "О животном мире" (абзацы 8 и 9) полномочия по осуществлению охраны объектов животного мира и государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира разграничены как два самостоятельных полномочия органов государственной власти Российской Федерации. Аналогичное разграничение данных полномочий закреплено и в статье 6 этого же Федерального закона (абзацы 2, 14).
Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что норма, позволяющая субъекту Российской Федерации осуществлять полномочия по государственному контролю и надзору в сфере охраны водных биоресурсов во внутренних водных объектах, отсутствует.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О Федеральном агентстве по рыболовству" осуществление полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, возложено на Федеральное агентство по рыболовству.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями федерального органа исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за водными биологическими ресурсами.
Кроме того, в тексте Постановления выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 2.2 Положения об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, утвержденного исследуемым Постановлением (далее - Положение), к полномочиям Управления в установленной сфере деятельности относится охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Однако согласно абзацу 12 части 1 статьи 6 Федерального закона "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочия по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в определении региональным актом федерального органа исполнительной власти, утверждающего перечни анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, не соответствующего федеральному органу, установленному федеральным законодательством.
2. В соответствии с пунктом 2.10 Положения к полномочиям Управления в установленной сфере деятельности относится установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения.
Абзацем 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О животном мире" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочия по установлению согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Таким образом, определение в исследуемом Постановлении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего согласование объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не соответствующего федеральному органу, установленному федеральным законодательством, необоснованно.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru