Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА"

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2009 г. № 115

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" ОТ 28.11.2007 № 157
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ"

На основании статей 26, 43 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума городского округа "Город Калуга"
РЕШИЛА:

1. Внести изменения в постановление Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 28.11.2007 № 157 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы", изложив целевую Программу "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" в новой редакции (приложение).
2. Настоящее Решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по вопросам социального развития (Ставиская М.В.) и на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Шорохов А.М.).

Городской Голова
городского округа
"Город Калуга"
Н.В.Любимов





Приложение
к Решению
Городской Думы
городского округа
"Город Калуга"
от 8 июля 2009 г. № 115

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ"

Паспорт
муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного
образования на территории городского округа "Город Калуга"
на 2008-2011 годы"

+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Муниципальная целевая Программа "Развитие        ¦
¦                       ¦дошкольного образования на территории городского ¦
¦                       ¦округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" (далее -¦
¦                       ¦Программа)                                       ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для          ¦- Закон Российской Федерации от 10.07.1992       ¦
¦разработки Программы   ¦№ 3266-1 "Об образовании";                       ¦
¦                       ¦- областная целевая программа "Комплексная       ¦
¦                       ¦программа развития системы образования в         ¦
¦                       ¦Калужской области в 2006-2010 гг." (подпрограмма ¦
¦                       ¦"Развитие системы дошкольного образования "Юный  ¦
¦                       ¦калужанин")                                      ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы     ¦Городская Управа (исполнительно-распорядительный ¦
¦                       ¦орган) городского округа "Город Калуга"          ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчик Программы  ¦Городская Управа (исполнительно-распорядительный ¦
¦                       ¦орган) городского округа "Город Калуга"          ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цель Программы         ¦- Обеспечение конституционных гарантий           ¦
¦                       ¦общедоступности дошкольного образования в        ¦
¦                       ¦г. Калуге за счет расширения и рационализации    ¦
¦                       ¦сети дошкольных образовательных учреждений,      ¦
¦                       ¦развития их видового разнообразия;               ¦
¦                       ¦- совершенствование экономических, социальных,   ¦
¦                       ¦организационных, финансовых механизмов           ¦
¦                       ¦функционирования муниципальной системы           ¦
¦                       ¦дошкольного образования                          ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи Программы       ¦- Развитие сети муниципальных дошкольных         ¦
¦                       ¦образовательных учреждений; развитие             ¦
¦                       ¦материально-технической базы муниципальных       ¦
¦                       ¦дошкольных образовательных учреждений;           ¦
¦                       ¦- повышение качества дошкольного образования;    ¦
¦                       ¦- совершенствование кадрового потенциала и       ¦
¦                       ¦социальная поддержка педагогических кадров;      ¦
¦                       ¦- совершенствование экономических механизмов     ¦
¦                       ¦развития муниципальной системы дошкольного       ¦
¦                       ¦образования;                                     ¦
¦                       ¦- создание независимой системы оценки качества   ¦
¦                       ¦дошкольного образования;                         ¦
¦                       ¦- развитие организационно-правовых основ         ¦
¦                       ¦деятельности муниципальных дошкольных            ¦
¦                       ¦образовательных учреждений                       ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые      ¦Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие   ¦
¦индикаторы и показатели¦сети муниципальных дошкольных образовательных    ¦
¦Программы              ¦учреждений":                                     ¦
¦                       ¦- обеспеченность детского населения местами в    ¦
¦                       ¦МДОУ;                                            ¦
¦                       ¦- процент охвата детей дошкольного возраста,     ¦
¦                       ¦проживающих в городе, детскими садами;           ¦
¦                       ¦- количество новых форм дошкольного образования, ¦
¦                       ¦предоставляемых на территории города Калуги для  ¦
¦                       ¦детей в возрасте от 1 года до 7 лет.             ¦
¦                       ¦Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие   ¦
¦                       ¦материально-технической базы муниципальных       ¦
¦                       ¦дошкольных образовательных учреждений":          ¦
¦                       ¦- количество образовательных учреждений, имеющих ¦
¦                       ¦лицензию на право ведения образовательной        ¦
¦                       ¦деятельности.                                    ¦
¦                       ¦Целевые индикаторы реализации задачи "Повышение  ¦
¦                       ¦качества дошкольного образования":               ¦
¦                       ¦- уровень заболеваемости детей в МДОУ;           ¦
¦                       ¦- охват детей дошкольного возраста коррекционным ¦
¦                       ¦образованием.                                    ¦
¦                       ¦Целевые индикаторы реализации задачи             ¦
¦                       ¦"Совершенствование кадрового потенциала и        ¦
¦                       ¦социальная поддержка педагогических кадров":     ¦
¦                       ¦- уровень обеспеченности персоналом дошкольных   ¦
¦                       ¦образовательных учреждений.                      ¦
¦                       ¦Целевые индикаторы реализации задачи             ¦
¦                       ¦"Совершенствование экономических механизмов      ¦
¦                       ¦развития муниципальной системы дошкольного       ¦
¦                       ¦образования":                                    ¦
¦                       ¦- уровень оплаты труда сотрудников системы       ¦
¦                       ¦дошкольного образования относительно среднего    ¦
¦                       ¦уровня заработной платы в регионе;               ¦
¦                       ¦- затраты на содержание одного ребенка в         ¦
¦                       ¦муниципальном дошкольном образовательном         ¦
¦                       ¦учреждении;                                      ¦
¦                       ¦- доля дошкольных образовательных учреждений,    ¦
¦                       ¦переведенных на нормативно-подушевое             ¦
¦                       ¦финансирование путем внесения соответствующих    ¦
¦                       ¦изменений в нормативные правовые акты            ¦
¦                       ¦муниципального образования "Город Калуга";       ¦
¦                       ¦- доля дошкольных образовательных учреждений,    ¦
¦                       ¦переведенных на новую систему оплаты труда путем ¦
¦                       ¦внесения соответствующих изменений в нормативные ¦
¦                       ¦правовые акты муниципального образования "Город  ¦
¦                       ¦Калуга".                                         ¦
¦                       ¦Целевые индикаторы реализации задачи "Создание   ¦
¦                       ¦независимой системы оценки качества дошкольного  ¦
¦                       ¦образования":                                    ¦
¦                       ¦- выполнение требований государственного         ¦
¦                       ¦образовательного стандарта дошкольного           ¦
¦                       ¦образования.                                     ¦
¦                       ¦Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие   ¦
¦                       ¦организационно-правовых основ деятельности       ¦
¦                       ¦муниципальных дошкольных образовательных         ¦
¦                       ¦учреждений":                                     ¦
¦                       ¦- развитие общественных форм управления          ¦
¦                       ¦образовательными учреждениями                    ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации       ¦2008-2011 годы                                   ¦
¦Программы              ¦                                                 ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и источники     ¦Всего на 2008-2011 годы - 112182,3 тыс. рублей, в¦
¦финансирования         ¦том числе по годам:                              ¦
¦Программы              ¦2008 год - 23200,0 тыс. рублей;                  ¦
¦                       ¦2009 год - 25306,3 тыс. рублей;                  ¦
¦                       ¦2010 год - 28855,0 тыс. рублей;                  ¦
¦                       ¦2011 год - 34821,0 тыс. рублей                   ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные     ¦- Повышение эффективности использования бюджетных¦
¦результаты реализации  ¦средств в сфере дошкольного образования за счет  ¦
¦Программы и показатели ¦создания системы обеспечения качества            ¦
¦ее                     ¦образовательных услуг;                           ¦
¦социально-экономической¦- содействие развитию различных                  ¦
¦эффективности          ¦организационно-правовых форм образовательных     ¦
¦                       ¦организаций;                                     ¦
¦                       ¦- повышение уровня образовательной информации, ее¦
¦                       ¦качества, прозрачности и доступности для всех    ¦
¦                       ¦заинтересованных сторон;                         ¦
¦                       ¦- внедрение новых услуг дошкольного образования; ¦
¦                       ¦- модернизация технологической и социальной      ¦
¦                       ¦инфраструктуры дошкольного образования;          ¦
¦                       ¦- повышение уровня доходов работников сферы      ¦
¦                       ¦дошкольного образования;                         ¦
¦                       ¦- предотвращение оттока перспективных            ¦
¦                       ¦педагогических кадров в другие отрасли;          ¦
¦                       ¦- сохранение и развитие системы подготовки       ¦
¦                       ¦квалифицированных педагогических кадров          ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+

1. Характеристика проблемы развития дошкольного образования
на территории городского округа "Город Калуга"

Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" обусловлены возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "Город Калуга", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения спектра услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
Кроме того, развитая система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. В названных документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:
- открытость к общественным запросам и требованиям времени;
- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
- внедрение новых организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов;
- переход на современные образовательные технологии;
- повышение качества и доступности образования.
С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г. № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер).
Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.
В целях обеспечения устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования на основе возможного полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей, а также для повышения качества дошкольных образовательных услуг, общественного статуса дошкольного образования города разработана данная Программа.
В основу Программы заложены приоритетные цели развития дошкольной образовательной системы Российской Федерации: улучшение содержания дошкольного образования, развитие системы обеспечения качества дошкольных образовательных услуг, сохранение и улучшение здоровья дошкольников, совершенствование экономических и правовых механизмов, создание системы оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.
Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием как в целом по России, так и по городу Калуге со 109 в 1992 году (из них 23 муниципальных, 86 ведомственных) до 77 в 2007 году (из них 72 муниципальных, 5 негосударственных). Анализ этой проблемы в городе показал, что среди причин, обусловивших сокращение сети детских садов и контингента детей в них, в качестве основных можно выделить следующие: снижение рождаемости; закрытие детских садов, в основном ведомственных, из-за отсутствия средств на их содержание; недоступность дошкольных образовательных услуг для определенного контингента населения в связи с низкими доходами этой категории.
В настоящее время дошкольное образование в городе Калуге представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 69, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3, негосударственные образовательные учреждения - 5.
Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, начинается увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях от 7814 в 2002 году до 11317 в 2007 году.
Показатель охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 1 сентября 2006 года составил 74%. Данный показатель находится на уровне значения среднероссийского показателя 72,3%. В то же время общий охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2006-2007 году составил 71%, что отличается от среднероссийского показателя в лучшую сторону 58,3%.
Увеличение процента охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием стало результатом целенаправленной работы органов местного самоуправления и органов управления образованием по реализации решения Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. по развитию дошкольного образования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста в частности.
Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатель очередности в дошкольные образовательные учреждения остается высоким. В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2007 года 3781 человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет - 67,3%, в возрасте от 5 до 7 лет - 6,4% (данные показатели находятся на уровне значений среднероссийских 62,9% и 7,9% соответственно).
Программа направлена на обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей города Калуги. В результате интенсивного жилищного строительства в 1,3-1,5 раза увеличилось количество детей в дошкольных образовательных учреждениях в таких микрорайонах города, как Терепец, ул. Кубяка, Правобережье, Северный, Сосновая роща, центр города. Из-за отсутствия дошкольных образовательных учреждений по улицам Салтыкова-Щедрина, Болдина, Хрустальной, в п. Росва, п. Дубрава, микрорайоне Байконур с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 83% учреждений. В настоящее время возможности дополнительного обеспечения местами в муниципальные ДОУ исчерпаны, фактическая "уплотненность" групп превышает существующие нормы (на 100 мест в ДОУ приходится 128 детей). Согласно прогнозу МУЗ "Детская городская больница" (отдел медицинской статистики) демографическая ситуация в дальнейшем будет улучшаться, следовательно, проблема с устройством детей в ДОУ будет усугубляться. Требуется в кратчайшие сроки решить вопрос доступности услуг дошкольного образования.
В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня путем развития различных форм дошкольного образования, а также создания более гибкого режима пребывания детей в ДОУ.
В практику работы дошкольных образовательных учреждений внедряются группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время накоплен определенный опыт организации таких групп разной направленности: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы для детей-инвалидов. В целом по городу на 1 сентября 2007 года группы кратковременного пребывания детей организованы в 5 дошкольных образовательных учреждениях (9% от общего количества ДОУ).
Наряду с традиционным режимом функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), используется также 14-часовой режим. Как показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Кроме того, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования существует необходимость апробирования новых моделей создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также систематического образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
В целях обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий граждан в городе действует система дифференцированной родительской платы за содержание детей в МДОУ. Размер взимаемой с родителей платы не превышает 20% общего содержания и составляет 500, 514, 524, 540 рублей в зависимости от категории учреждения. В городе Калуге также приняты нормативные правовые акты по определению категорий граждан, пользующихся льготами по оплате содержания детей в МДОУ. Однако продолжают оставаться актуальными проблемы вовлечения в систему дошкольного образования детей из неблагополучных семей, оказания им адресной социальной помощи. В связи с этим актуальным становится реализация положений статьи 52.2 Закона РФ "Об образовании", в которой устанавливаются компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.
В Программе представлены различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования: строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений, использование внутренних резервов системы образования, открытие закрытых ранее детских садов, организация дополнительных групп в действующих ДОУ, организация работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. Решение проблемы общедоступности дошкольного образования в городе предполагается решить путем формирования муниципального задания (для МДОУ) и муниципального заказа (для частного сектора) на услуги дошкольного образования. На конкурсной основе будут определяться учреждения и организации (помимо муниципальных дошкольных образовательных учреждений), предоставляющие населению услуги дошкольного образования. Указанный подход позволит сократить очередность в дошкольные образовательные учреждения, привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществить контроль за качеством предоставляемых услуг дошкольного образования.
С учетом мер, принятых в рамках Программы, планируется увеличить охват детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием до 80% при соблюдении нормативных требований; расширить сеть учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на оснащение образовательного и социально-бытового процессов в МДОУ. В области дошкольного образования обозначился ряд проблем, одной из которых является несоответствие технологического оборудования ДОУ современным требованиям. В дошкольных учреждениях устарело 80% технологического оборудования, необходимого для оснащения пищеблоков, что создает угрозу безопасности качества детского питания. Также неудовлетворительным является и состояние оборудования для прачечных. Дата выпуска большей части оборудования - 1976-80 гг., нормативный срок эксплуатации истек. Требуется замена и оснащение прогулочных площадок для детей, обновление асфальтового покрытия территорий (дата ввода 79% учреждений - до 1985 г.), ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, пожарная безопасность и др.). По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах и др.) отсутствуют современные обучающие пособия и тренажеры. Остается актуальной проблема эффективности планирования и расходования бюджетных средств, выделяемых на образование. Высокий удельный вес в общей структуре затрат на образование занимают расходы МДОУ на коммунальные услуги, которые зачастую предоставляются им не в полном объеме. Задача Программы - оптимизировать использование бюджетных средств, направляемых на развитие материально-технической базы для создания нормальных условий содержания и развития детей.
Предоставление качественного дошкольного образования становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. В настоящее время существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного возраста, в характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, средств и методов образования, что значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, проявляется тенденция со стороны педагогов совершенствовать способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия. Новые положительные тенденции затронули не только содержание и методы, но и формы организации жизнедеятельности детей. В дошкольных образовательных учреждениях развивается дополнительное образование, что позволяет удовлетворять индивидуальные потребности детей и их родителей, делает педагогический процесс более гибким и дифференцированным с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.
Наряду с положительными тенденциями отмечаются и недостатки. Во-первых, происходящие в системе образования изменения показали неготовность части МДОУ к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей.
Во-вторых, в методическом обеспечении программ нового поколения раскрывается только предметно-тематическое содержание, тогда как организация воспитательного процесса на практике остается проблематичной. Недостаточно стимулировалась экспериментальная работа педагогических работников, а также дошкольных образовательных учреждений в целом. Медленно идет процесс освоения и введения инновационных образовательных программ и педагогических технологий в образовательных учреждениях.
В-третьих, анализ практической деятельности показал, что проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном общем образовании. Разный уровень подготовки детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию их к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревожность, снижается или завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе). Особенно остро стоит этот вопрос перед детьми, не воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях. Министерством образования и науки РФ в качестве одного из приоритетных направлений развития российского образования определено обеспечение равных стартовых условий для всех детей при поступлении в школу. В связи с этим организацию различных моделей предшкольного образования детей 5,5-7 лет можно рассматривать как создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в первый класс.
В-четвертых, уровень заболеваемости детей в МДОУ имеет тенденцию к росту (с 26,9 дня, пропущенных в среднем 1 ребенком по болезни в 2004 г., до 27,7 дня - в 2006 г.). В структуре детской заболеваемости велика доля острых респираторных заболеваний, отмечается тенденция к росту % часто болеющих детей (с 14% в 2003 г. до 15,9% - в 2005 г.), что требует расширения профилактической работы с детьми, включая витаминизацию питания, йодопрофилактику и т.д.
Государственная аккредитация муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста является механизмом государственного контроля за качеством образования.
В городе Калуге на сегодняшний день аттестовано и аккредитовано 98,7% дошкольных образовательных учреждений. Результаты их аттестации позволяют определить приоритетные направления в развитии муниципальной системы дошкольного образования. Лидирующие позиции среди направлений деятельности МДОУ, превышающих государственные требования, принадлежат художественно-эстетическому направлению и физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (в 10% аттестованных МДОУ развитие ребенка в изобразительной, музыкальной, театрализованной и физкультурно-оздоровительной деятельности было определено как приоритетное). Существенным показателем повышения качества дошкольного образования в городе является увеличение количества МДОУ, подтвердивших повышенный уровень работы по интеллектуальному развитию детей (8% в 2007 году по сравнению с отсутствием таковых в 2000 году), а также изменение в вариативном разнообразии дошкольных образовательных учреждений. Из всех аккредитованных дошкольных образовательных учреждений 4% учреждений имеют вид "Центр развития ребенка - детский сад", 55% являются учреждениями следующих видов: "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников", "Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников", "Детский сад комбинированного вида".
Для того, чтобы аккредитация стала действительно рычагом управления качеством образования в городе Калуге, необходимо ввести различные модели финансирования МДОУ по результатам аккредитации путем внесения изменений в нормативные правовые акты муниципального образования "Город Калуга".
Программа предусматривает как поддержку и развитие функционирующих в традиционном режиме дошкольных учреждений, так и развитие вариативных форм организации дошкольного образования в целях обеспечения его общедоступности.
Развитие новых форм дошкольного образования в городе идет по нескольким направлениям. Первое направление - развитие сети групп кратковременного пребывания детей различной направленности в дошкольных образовательных учреждениях. Наиболее приемлемой для города стала модель включения "приходящих" детей в состав функционирующих групп, где они находятся в течение 3-3,5 часов, принимая участие в занятиях, играх, прогулках. Второе направление - открытие дошкольных групп кратковременного пребывания детей, функционирующих в режиме детского сада, при учреждениях дополнительного образования. За последние годы в решении данного вопроса в целом отмечается положительная динамика: количество подобных групп и контингент детей их посещающих, увеличился в два раза. Третье направление - организация дошкольных групп по подготовке детей к школе на базе общеобразовательных учреждений. Отмечается ежегодное увеличение контингента детей, охваченных этими услугами. В 2006-2007 учебном году подготовку к школе прошли 90 детей. В настоящее время в стадии разработки находится вопрос организации детских садов семейного типа.
Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели развития детей дошкольного возраста, таких как: Центр игровой поддержки развития детей, семейный клуб, создание игровых клубов для детей разных возрастов, открытие социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах.
Дети с проблемами в развитии традиционно обучаются в специализированных дошкольных группах учреждений компенсирующего и комбинированного видов.
В настоящее время Российской Федерацией ратифицированы международные конвенции, определившие новую стратегическую задачу государства в области образования - интеграцию детей, испытывающих трудности в обучении, в единую образовательную систему, обеспечение каждому ребенку равного с другими детьми права на образование в условиях интеграции. В городе Калуге имеется опыт инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который необходимо развивать, разрабатывая различные модели интеграции и инклюзии.
В последнее время в городе активизировались миграционные процессы, в результате которых наблюдается приток граждан других национальностей. Актуальным, становится вопрос создания учреждений, способствующих оказанию поддержки семьям в понимании и приобщении к другим культурам, успешной социальной адаптации детей иностранных граждан. С целью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в школе детям, для которых русский язык не является родным, необходимо организовать обучение их русскому языку как средству коммуникации на уровне дошкольного образования. Для этого разработать и апробировать модель образовательного учреждения с билингвальным (двуязычным) и поликультурным компонентами.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от роста профессионального уровня педагогических кадров. В кадровом составе системы дошкольного образования продолжаются качественные изменения, общее число специалистов с высшим образованием имеет тенденции к росту. В то же время образовательный уровень дошкольных работников остается невысоким: число воспитателей с высшим образованием в педагогическом составе кадров составляет 29%, из них с профильным образованием только 11%. Намечается тенденция к росту педагогов без педагогического образования (от 6% в 2004 году до 10% в 2007 году). В городе обостряется проблема дефицита педагогических кадров, так как идет отток наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности, старение педагогических кадров. Приток молодых специалистов явно недостаточен по причинам низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников дошкольной сферы, низкого уровня оплаты труда. Средний размер заработной платы воспитателей значительно ниже среднего заработка учителя, а у молодого специалиста он еще меньше.
Система оплаты труда работников дошкольного образования, основанная на тарифной сетке не позволяет учитывать особенности труда различных категорий работников, не создает заинтересованности в повышении качества и результативности труда. Главными недостатками существующей системы оплаты в отрасли образования являются сложившаяся в результате применения тарифной сетки "уравниловка" в оплате труда педагогических работников, а также крайне низкий уровень ставок (окладов) заработной платы и отсутствие стимулирующих факторов.
Таким образом, реформирование системы оплаты труда в дошкольном образовании определяется необходимостью:
- повышения мотивации специалистов к качественному результату труда;
- создания условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;
- учета особенностей условий труда отдельных категорий педагогических работников по критериям ответственности и напряженности;
- повышения уровня оплаты труда;
- усиления стимулирующего воздействия оплаты труда.
Настоятельной необходимостью сегодняшнего дня является укрепление статуса работников дошкольных образовательных учреждений, в том числе посредством изменения условий оплаты труда. Подобное изменение условий находится в тесной связи с процессом улучшения качества дошкольного образования.
В городе предпринимаются меры по повышению престижа профессии работников дошкольного образования в части повышения оплаты их труда. Органы муниципальной власти используют законодательно закрепленные за ними полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников муниципальных учреждений, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Эти полномочия реализуются в виде установления муниципальных надбавок к заработной плате педагогов, медицинских работников, администрации дошкольных образовательных учреждений.
В целях стимулирования инновационных процессов в муниципальной системе образования ежегодно присуждается премия Городского Головы городского округа "Город Калуга" лучшим педагогам, педагогическим коллективам учреждений, авторским (творческим) коллективам педагогов.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы дошкольного образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также унифицированные показатели, характеризующие развитие системы дошкольного образования. Необходимо разработать и легитимизировать критерии оценки качества дошкольного образования.
Данная Программа связывает воедино социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты модернизации дошкольного образования, определяет план действий по обеспечению устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования. Все это позволит обеспечить соблюдение государственных гарантий доступности дошкольного образования.

2. Основные цели, задачи и целевые индикаторы реализации
муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного
образования на территории городского округа
"Город Калуга" на 2008-2011 годы"

2.1. Целями Программы являются:
- обеспечение конституционных гарантий общедоступности дошкольного образования в г. Калуге за счет расширения и рационализации сети дошкольных образовательных учреждений, развития их видового разнообразия;
- совершенствование экономических, социальных, организационных, финансовых механизмов функционирования муниципальной системы дошкольного образования.

]]>
¦организационно-правовых ¦       ¦       ¦       ¦       ¦               ¦
¦основ деятельности      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦               ¦
¦муниципальных дошкольных¦       ¦       ¦       ¦       ¦               ¦
¦образовательных         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦               ¦
¦учреждений              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦               ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+---------------+
¦ИТОГО                   ¦23200,0¦28306,3¦28855,0¦34821,0¦       112682,3¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+---------------+

--------------------------------
<*> Средства предусматриваются в рамках текущих расходов бюджета, утвержденного управлению образования города Калуги на соответствующий год.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы на 2008-2011 годы составляет 112182,3 тыс. рублей. Мероприятия по реализации всех направлений Программы, сроки их реализации и объемы финансирования представлены в разделе 3 Программы.
В целях эффективного расходования бюджетных средств необходимо определять объемы финансирования мероприятий данной Программы на очередной финансовый год исходя из реальных объемов доходов бюджета муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год при утверждении нормативно-правового акта муниципального образования "Город Калуга" о бюджете.
Планируется привлечение средств федерального бюджета для реализации программных мероприятий посредством участия в конкурсе муниципальных программ развития дошкольного образования в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы.

5. Механизм реализации Программы

Заказчиком-координатором Программы является Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга".
Заказчик-координатор:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы и управления ею;
- осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также анализу и рациональному использованию средств бюджета;
- организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям.
В целях привлечения общественности к управлению Программой заказчиком-координатором Программы создается Совет по реализации Программы. Регламент работы Совета, персональный состав утверждается Городской Управой (исполнительно-распорядительным органом) городского округа "Город Калуга".
Координацию работы по реализации мероприятий Программы осуществляет управление образования города Калуги, которое:
- ежегодно представляет отчет о ходе выполнения Программы в адрес управления делами Городского Головы города Калуги и Городской Думы городского округа "Город Калуга";
- готовит в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- проводит мониторинг результатов выполнения программных мероприятий;
- организует размещение в электронном виде на сайте Городской Управы информации о ходе и результатах реализации Программы.

6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития системы дошкольного образования. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
- расширение системы дошкольного образования;
- повышение качества дошкольного образования;
- повышение конкурентоспособности дошкольного образования;
- повышение эффективности финансирования дошкольного образования;
- расширение социального партнерства.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отстроченные социально-экономические эффекты:
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере дошкольного образования за счет создания системы обеспечения качества образовательных услуг;
- содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- внедрение новых услуг дошкольного образования;
- модернизацию технологической и социальной инфраструктуры дошкольного образования;
- повышение уровня доходов работников сферы дошкольного образования;
- предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
- сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических кадров.


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru