Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. № 745-ПП

О ЕЖЕГОДНОМ ДОКЛАДЕ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2008 ГОДУ

Руководствуясь статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", с целью уточнения приоритетных направлений деятельности всех структур, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению выводы ежегодного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области" в 2008 году и предложения по обеспечению защиты прав потребителей на территории Свердловской области (прилагаются).
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С.М.), Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.):
1) при осуществлении деятельности учесть выводы ежегодного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области" в 2008 году;
2) принимать меры по обеспечению гарантий защиты прав потребителей в пределах установленных законодательством полномочий.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:
1) активизировать работу по консультированию потребителей по вопросам защиты прав потребителей и способам реализации их прав, а в муниципальных образованиях в Свердловской области, в которых нет специалистов по защите прав потребителей, организовать соответствующую работу;
2) с целью информирования населения публиковать материалы о защите прав потребителей в средствах массовой информации;
3) в рамках работы муниципальных комиссий по защите потребительского рынка разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и безопасности работ, услуг на территориях муниципальных образований в Свердловской области.
4. Предложить руководителям общественных организаций, деятельность которых касается защиты прав потребителей на территории Свердловской области, принимать активное участие в защите прав потребителей, используя полномочия, установленные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей".
5. Управлению государственного строительного надзора Свердловской области (Трефелов Б.А.), Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (Соколов С.Б.), а также рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Бусырев С.А.), Главному управлению внутренних дел по Свердловской области (Никитин М.А.), Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Михеева С.В.), Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Бекешев С.И.), Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу (Тарасов В.А.), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области (Трофимов И.М.), Уральскому управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Салаутин А.М.), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области (Гвоздецкая М.А.):
1) обеспечить в пределах предоставленных полномочий эффективный надзор на потребительском рынке товаров (работ, услуг) по приоритетным направлениям деятельности по обеспечению защиты прав потребителей;
2) активно взаимодействовать по вопросам защиты прав потребителей с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественными организациями, созданными с целью защиты прав потребителей;
3) активизировать работу по профилактике правонарушений на рынке товаров (работ, услуг), проводить мероприятия, направленные на повышение грамотности населения и хозяйствующих субъектов по вопросам защиты прав потребителей.

Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ





К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 29 июня 2009 г. № 745-ПП

ВЫВОДЫ
ЕЖЕГОДНОГО ДОКЛАДА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2008 ГОДУ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), утвержденным Приказом от 16.08.2006 № 251, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области осуществляет функцию по подготовке ежегодного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области".
Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономической жизни страны. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, развитием конкуренции и в полной мере способствует достижению стратегической цели - повышению уровня жизни населения.
Создание условий для обеспечения и защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Защиту прав потребителей в Свердловской области обеспечивает система органов, состоящая из федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей.
На федеральном уровне власти государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг): Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области, Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Главным управлением внутренних дел по Свердловской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, Инспекцией страхового надзора по Уральскому федеральному округу, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области, Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
На региональном уровне власти обеспечение защиты прав потребителей возложено на исполнительные органы государственной власти Свердловской области: Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области, Управление государственного строительного надзора Свердловской области, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественными организациями также проводится работа по защите прав потребителей, которая направлена на оказание практической помощи конкретному потребителю в восстановлении нарушенных прав. Тем не менее следует отметить снижение в 2008 году численности специалистов муниципальных образований, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, с 80 специалистов в 2007 году до 78 специалистов в 2008 году и сокращение общественных организаций потребителей с 6 организаций в 2007 году до 3 организаций в 2008 году.
С целью организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и общественных объединений по защите прав потребителей в 2005 году на территории Свердловской области были созданы две комиссии: Комиссия по защите прав потребителей Свердловской области и Межведомственная координационная комиссия по защите потребительского рынка Свердловской области от товаров и услуг, несущих угрозу жизни и здоровью жителям Свердловской области.
В полномочия Комиссии по защите прав потребителей Свердловской области входит разработка и проведение мероприятий по защите прав потребителей в Свердловской области, повышение уровня защищенности потребителей от недобросовестных действий продавцов товаров, исполнителей услуг и обеспечение заинтересованных органов власти объективной систематизированной аналитической информацией о защите прав потребителей.
Межведомственная координационная комиссия по защите потребительского рынка Свердловской области от товаров и услуг, несущих угрозу жизни и здоровью жителям Свердловской области, создана в целях:
эффективного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов на потребительском рынке Свердловской области;
анализа и разработки направлений, планов по осуществлению мероприятий по борьбе с нарушениями на потребительском рынке Свердловской области;
разработки мер по обеспечению безопасности товаров и услуг для жизни и здоровья потребителей;
подготовки предложений, проектов законодательных и иных инициатив для Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, Совета общественной безопасности Свердловской области.
По данным ежегодного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области" в 2008 году, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 2008 года было рассмотрено около 49 тыс. обращений, касающихся нарушений прав потребителей (в 2007 году - 36,6 обращений).
Распределение обращений граждан по видам деятельности приведено в таблице 1.

Таблица 1

┌───┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ № │   Вид деятельности   │                  2008 год                   │
│п/п│                      ├────────────────────────┬───────┬────────────┤
│   │                      │  количество обращений  │процент│увеличение, │
│   │                      ├──────────┬──────┬──────┤к итогу│ уменьшение │
│   │                      │письменных│устных│всего │       │по сравнению│
│   │                      │          │      │      │       │с 2007 годом│
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 1.│Торговля              │   9942   │ 16954│ 26896│  54,8 │    +0,3    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 2.│Коммунальные услуги   │   8415   │  2238│ 10653│  21,7 │    +2      │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 3.│Бытовые услуги        │    758   │  1854│  2612│   5,3 │    -1,5    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 4.│Услуги, предметом     │    634   │   107│   741│   1,5 │    -0,7    │
│   │которых являются      │          │      │      │       │            │
│   │денежные средства и   │          │      │      │       │            │
│   │страховые услуги      │          │      │      │       │            │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 5.│Услуги связи          │    186   │   263│   449│   0,9 │    -1,1    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 6.│Туристские услуги     │     80   │   116│   196│   0,4 │     -      │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 7.│Услуги транспорта     │     85   │   192│   277│   0,6 │    -0,1    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 8.│Медицинские услуги    │   2720   │   106│  2826│   5,8 │    -2,7    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│ 9.│Строительство         │     91   │    48│   139│   0,3 │    -0,2    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│10.│Общественное питание  │    572   │   167│   739│   1,5 │    +0,5    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│11.│Образовательные услуги│    219   │    65│   284│   0,6 │    +0,4    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│12.│Прочие                │   1623   │  1605│  3228│   6,6 │    +3,1    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼────────────┤
│   │Всего                 │  25325   │ 23715│ 49040│ 100   │            │
└───┴──────────────────────┴──────────┴──────┴──────┴───────┴────────────┘

Как видно из таблицы 1, большинство обращений в 2008 году связаны с нарушенными правами потребителей в сфере торговли, коммунальных, бытовых, медицинских услуг. Структура обращений по видам деятельности в сравнении с 2007 годом изменилась незначительно.
Основными причинами обращений граждан явились: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.
В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ, услуг) исполнительными органами государственной власти Свердловской области проводились проверки хозяйствующих субъектов. В течение 2008 года проведено 38,2 тыс. проверок (в 2007 году - 43,9 тыс. проверок), в том числе:
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведено 8603 проверки хозяйствующих субъектов, реализующих товары, оказывающих услуги населению (в 2007 году - 9613 проверок). Выявлено 16823 нарушения прав потребителей (в 2007 году - 16337 нарушений);
Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведено 2689 проверок субъектов перевозочной деятельности, в том числе проверки по перевозкам детей, школьников, пассажиров, опасных грузов (в 2007 году - 2723 проверки), из них 1852 проверки лицензиатов. Выявлено 4896 нарушений по несоблюдению правил перевозки пассажиров (в 2007 году - 4428 нарушений);
Главным управлением внутренних дел по Свердловской области проведено 19328 проверок (в 2007 году - 24648 проверок), в том числе 14830 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот алкогольной продукции; 1693 проверки организаций, осуществляющих фармацевтическую и медицинскую деятельность; 2705 проверок рыночной торговли;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области проведено 25 проверок хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере связи (в 2007 году - 593 проверки), выявлено 34 нарушения (в 2007 году - 318 нарушений);
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области проведено 653 проверки (в 2007 году - 920 проверок), выявлено 684 нарушения ветеринарного законодательства (в 2007 году - 647 нарушений), изъято из оборота 74,2 тонны мясной продукции;
Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии проведено 628 проверок (в 2007 году - 201 проверка), выявлено 334 правонарушения (в 2007 году - 100 правонарушений);
Инспекцией страхового надзора по Уральскому федеральному округу проведена экспертиза 480 обращений граждан (в 2007 году - 241 обращения), проведено 9 проверок страховых организаций, выявлено 31 правонарушение;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области проведено 1573 проверки учреждений здравоохранения и социальной защиты (в 2007 году - 1156 проверок), выявлено 997 правонарушений (в 2007 году - 60 правонарушений);
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области проведено 3528 проверок, выявлено 23919 правонарушений, из них правил эксплуатации и ремонта жилищного фонда - 22611 правонарушений, правил пользования жилищными помещениями - 522 правонарушения, несоблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами - 786 правонарушений (в 2007 году проведено 2030 проверок, выявлено 18514 правонарушений);
Управлением государственного строительного надзора Свердловской области проведено 189 проверок в сфере долевого строительства жилья, выявлено 105 правонарушений (в 2007 году данные не предоставлялись);
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области проверено 360 образовательных учреждений (в 2006 году - 56 проверок), выявлено 203 нарушения;
Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области проведена 621 проверка (в 2007 году - 866 проверок), в том числе 146 проверок объектов торговли, 399 проверок объектов общественного питания, 36 проверок объектов бытового обслуживания, 40 проверок розничных рынков, всего выявлено 303 нарушения (в 2007 году - 492 нарушения);
Министерством здравоохранения Свердловской области проведены 23 проверки финансовой и хозяйственной деятельности областных учреждений здравоохранения, в том числе по оказанию платных медицинских услуг (в 2007 году - 47 проверок).
Структура выявленных нарушений по видам деятельности представлена в таблице 2.

Таблица 2

┌───┬────────────────────────────┬─────────┬───────┬────────────┐
│ № │     Виды деятельности      │Выявлено │Процент│Увеличение, │
│п/п│                            │нарушений│к итогу│ уменьшение │
│   │                            │         │       │по сравнению│
│   │                            │         │       │   с 2007   │
│   │                            │         │       │   годом,   │
│   │                            │         │       │ процентов  │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 1 │             2              │    3    │   4   │     5      │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 1.│Торговля                    │38406    │   49,3│     -2,6   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 2.│Общественное питание        │ 1202    │    1,5│     -0,7   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 3.│Бытовые услуги              │  127    │    0,2│     +0,1   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 4.│Услуги транспорта           │ 4971    │    6,4│     -0,8   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 5.│Услуги связи                │  116    │    0,1│     -0,5   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 6.│Коммунальные услуги         │24639    │   31,6│     +1,0   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 7.│Строительство               │  216    │    0,3│     +0,2   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 8.│Туристские услуги           │  438    │    0,7│     +0,5   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│ 9.│Медицинские услуги          │ 2883    │    3,7│     +2,9   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│10.│Услуги, предметом           │   65    │    0,1│     +0,06  │
│   │которых являются денежные   │         │       │            │
│   │средства населения          │         │       │            │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│11.│Образовательные услуги      │  720    │    0,9│     +0,54  │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│12.│Прочие виды деятельности    │ 4073    │    5,2│     -0,7   │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────┼────────────┤
│13.│Всего                       │77856    │  100  │            │
└───┴────────────────────────────┴─────────┴───────┴────────────┘

Из таблицы 2 видно, что по-прежнему больше всего выявляется правонарушений в сфере торговли - 49,3 процента. С каждым годом увеличивается процент выявленных правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что связано с активной позицией Государственной жилищной инспекции Свердловской области.
По данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, наиболее распространенным нарушением законодательства о защите прав потребителей во всех сферах деятельности продолжает оставаться отсутствие полной и достоверной информации для потребителей о товарах (работах, услугах), изготовителях и продавцах, в том числе информации на русском языке на товарах иностранного производства, информации об обязательном подтверждении соответствия установленным требованиям продукции и услуг - 44,5 процента.
Нарушения, связанные с качеством товаров (работ, услуг), составляют 8,8 процента, безопасностью товаров (работ, услуг) - 3,4 процента, нарушением гарантийных обязательств, сроков годности - 4,9 процента, включением в договор условий, ущемляющих права потребителей, - 2,5 процента от всех выявленных правонарушений.
В торговле самыми распространенными остаются нарушения, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товарах, об их изготовителях, а также связанные с качеством и безопасностью товаров.
Результаты проведенных проверок показали значительный процент забраковок по дефектам производственного характера, таких, как несоответствие продукции заявленным требованиям по показателям качества и безопасности, с признаками фальсификации, с маркировкой, не содержащей сведений, предусмотренных действующим законодательством, нормативными документами.
По причине нарушения правил маркировки и оформления сопроводительной документации изъято из оборота 74 процента продукции. Среди отдельных групп проинспектированных товаров, например, этот показатель достигает 90 - 99 процентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что нарушения правил маркировки продукции носят массовый характер.
Как и в 2007 году, в 2008 году наибольшее внимание со стороны контролирующих органов уделялось качеству продуктов питания повседневного спроса: хлебобулочных и кондитерских изделий, масложировой продукции, молочной продукции, мясной продукции, в том числе колбасных изделий, иных продуктов питания.
При проведении мероприятий по контролю установлены многочисленные факты поступления на потребительский рынок недоброкачественной и фальсифицированной продукции. Товары, которые наиболее часто подвергаются подделке: масло из коровьего молока, консервированная продукция (консервы рыбные, мясные, молочные), колбасные изделия, масложировая продукция, кондитерские изделия.
По данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, количество потребления некачественных и опасных продуктов в год на 1 жителя составляет:

Таблица 3

┌───┬──────────────────────┬────────────┬──────────────────────┐
│ № │   Группа продукции   │  Годовое   │Количество потребления│
│п/п│                      │потребление │   некачественных и   │
│   │                      │ продукции, │  опасных продуктов   │
│   │                      │килограммов │     на 1 жителя      │
│   │                      │(декалитров)│     в 2008 году      │
│   │                      │            ├────────────┬─────────┤
│   │                      │            │килограммов │процентов│
│   │                      │            │(декалитров)│         │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 1.│Молочная продукция    │   215      │    36,5    │  17,0   │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 2.│Мясная продукция      │    57,6    │     5,4    │   9,4   │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 3.│Рыбная продукция      │     9,7    │     2,3    │  23,7   │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 4.│Масложировая продукция│    15,6    │     1,2    │   7,7   │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 5.│Хлебобулочные изделия │    93,9    │    13,2    │  14,1   │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 6.│Кондитерские изделия  │     6,6    │     1,3    │  19,7   │
├───┼──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 7.│Алкогольная продукция │    13,0    │     3,4    │  26,2   │
└───┴──────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────┘

Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в 2008 году проведено наиболее системное инспектирование по группам продовольственных товаров, указанным в таблице 4.

Таблица 4
┌──────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┬────────────┐
│ Наименование │ Количество │ Количество  │   Процент   │ Увеличение │
│  продукции   │проверенной │забракованной│забракованной│ уменьшение │
]]>
Тем не менее продолжается сокращение специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей. В 29 муниципальных образованиях в Свердловской области, среди которых Ивдельский городской округ, городской округ Нижняя Салда, Невьянский городской округ, Режевской городской округ, городской округ Староуткинск, Туринский городской округ, Шалинский городской округ, Кировградский городской округ и муниципальное образование город Алапаевск, специалистов по защите прав потребителей нет. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости преодоления негативной тенденции по сокращению специалистов и структур по защите прав потребителей, но главами муниципальных образований меры не принимаются.
На территории Свердловской области осуществляют деятельность три общественные организации. Основная работа общественных организаций сосредоточена на консультировании населения по вопросам защиты прав потребителей, оказании помощи потребителям при отстаивании своих интересов в суде. Так, по данным Свердловской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Свердловской области", в 2008 году рассмотрено 12 письменных и 2100 устных обращений потребителей, выявлено около 2000 нарушений прав потребителей, устранено в досудебном порядке 1300 нарушений. Оказана помощь в составлении 41 иска по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей, проведено четыре мероприятия консультативного характера с потребителями.
Обзор потребительского рынка товаров (работ, услуг) свидетельствует о массовых нарушениях прав потребителей во всех сферах потребительских отношений, что требует принятия адекватных мер со стороны всех уполномоченных органов.
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в 2008 году вынесено 12186 постановлений о наложении административного взыскания в виде штрафов на общую сумму 29,4 млн. рублей (в 2007 году вынесено 12528 постановлений на общую сумму 22,3 млн. рублей). Выдано 258 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (в 2007 году - 216 представлений), 6735 предписаний - по устранению нарушений прав потребителей (в 2007 году - 7274 предписания). Подано исковых заявлений в защиту неопределенного круга лиц - 16 (в 2007 году - 17 исков), удовлетворено - 11 исков, 5 исков на стадии рассмотрения. Специалистами направлено в суд 48 заключений по делам в целях защиты прав потребителей (в 2007 году - 18 заключений).
Значительное место в деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области занимала профилактическая работа, направленная на защиту прав потребителей. В результате деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в добровольном порядке удовлетворено 1073 обращения потребителей гражданско-правового характера, что составило 49,7 процента от общего числа обращений гражданско-правового характера. Предотвращено ущерба имуществу потребителей при оказании населению услуг, не соответствующих требованиям потребительского законодательства, на сумму 37,5 млн. рублей.
Как следует из ситуации, сложившейся на рынке товаров (работ, услуг), применение указанных выше мер недостаточно. Назрела необходимость в обеспечении условий для формирования человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке. С этой целью в 2008 году на базе федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" созданы отделы экспертиз в сфере защиты прав потребителей, которые осуществляют следующие виды деятельности:
консультирование по вопросам защиты прав потребителей при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг);
составление претензий, исковых заявлений;
экспертиза договоров (проектов договоров) на соответствие требованиям законодательства о защите прав потребителей.
В 2008 году специалистами отделов оказано 7 520 консультаций по вопросам защиты прав потребителей.
Кроме того, потребители получили квалифицированную правовую помощь в области разрешения спора в досудебном и судебном порядке. Так, в течение 2008 года потребителям была оказана помощь в составлении 454 претензий на общую сумму 12,8 млн. рублей, подлежащую возмещению; 56 исковых заявлений на сумму 4,1 млн. рублей.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области выдано: 34 предписания об устранении нарушений (в 2007 году - 318 предписаний), составлено 29 протоколов об административном правонарушении (в 2007 году - 197 протоколов), передано в Прокуратуру Свердловской области 1 дело.
Главным управлением внутренних дел по Свердловской области возбуждено 1288 уголовных дел (в 2007 году - 1432 уголовных дела). Составлено 2965 протоколов об административной ответственности, по ним вынесено административных взысканий в виде штрафов на сумму 6,2 млн. рублей (в 2007 году составлено 9907 протоколов, по ним вынесено административных взысканий на сумму 4,3 млн. рублей).
Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдано 1076 предписаний по устранению нарушений (в 2007 году - 828 предписаний), вынесено 534 постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа на сумму 2,4 млн. рублей (в 2007 году - 452 постановления на сумму 1,4 млн. рублей), передано в суды 620 дел (в 2007 году - 564 дела). Значительное место в деятельности Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта занимает профилактическая работа, а именно: постоянно проводится анализ аварийности на лицензируемом автомобильном транспорте, при этом особое внимание уделяется профессионализму водителей. Специалисты Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проводят регулярные консультации перевозчиков по вопросам организации перевозок пассажиров.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области выдано 164 предписания об устранении выявленных нарушений (в 2007 году - 579 предписаний), вынесено 174 постановления о наложении административного взыскания на сумму 0,4 млн. рублей (в 2007 году - 256 постановлений о наложении штрафов на сумму 0,6 млн. рублей).
Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии выдано 266 предписаний об устранении выявленных нарушений (в 2007 году - 27 предписаний), вынесено 217 постановлений на сумму 0,7 млн. рублей, сумма штрафов, взысканных по решению судебных органов, составила 0,7 млн. рублей (в 2007 году сумма штрафов, взысканных по решению судебных органов, составила 0,2 млн. рублей).
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области выдано 2966 предписаний (в 2007 году - 1668 предписаний), вынесено 755 постановлений на сумму 7,7 млн. рублей (в 2007 году - 622 постановления на сумму 6,3 млн. рублей). Кроме того, составлено 134 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которые направлены на рассмотрение в суд (в 2007 году - 47 протоколов).
Управлением государственного строительного надзора Свердловской области в 2008 году выдано 189 предписаний об устранении нарушений, вынесено 99 постановлений о назначении административных взысканий на сумму 4,8 млн. рублей. В целях профилактики правонарушений в сфере долевого строительства жилья использовались такие формы работы, как проведение семинаров с застройщиками, подготовка методических рекомендаций, консультирование застройщиков, работа со средствами массовой информации.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдано 206 предписаний о прекращении выявленных нарушений (в 2007 году - 60 предписаний), 92 протокола об административном правонарушении направлены для рассмотрения в суды (в 2007 году - 44 протокола).
Министерством здравоохранения Свердловской области в целях обеспечения мер по защите прав потребителей при оказании платных медицинских услуг, а также на получение доступной и качественной бесплатной медицинской помощи в 2008 году организовано: работа пейджера доверия (002 абонент Минздрав), прием населения в доме Правительства Свердловской области, проведение дней Министерства здравоохранения Свердловской области на территориях муниципальных образований в Свердловской области. Результаты проверок, а также информация консультативного характера по вопросу оказания платных медицинских услуг, доступной и качественной бесплатной медицинской помощи освещались в средствах массовой информации.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в адрес муниципальных образований направлялись информационно-методические материалы по результатам проведенных проверок, по улучшению работы по реализации политики по защите прав потребителей образовательных услуг. Деятельность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование", Комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области широко освещалась в средствах массовой информации. Всего в 2008 году в областных, районных и городских средствах массовой информации опубликовано и вышло в эфир около 200 материалов о деятельности Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, событиях в системе образования.
Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области работа в вопросах защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка строилась на основе различных форм взаимодействия с надзорными и контролирующими органами, администрациями муниципальных образований в Свердловской области, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, общественными организациями. В 2008 году проведено 4 заседания Межведомственной координационной комиссии по защите потребительского рынка от товаров и услуг, несущих угрозу жизни и здоровью жителям Свердловской области. С целью защиты потребителей Свердловской области Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области в 2008 году было подготовлено постановление Правительства Свердловской области о совершенствовании организации питания обучающихся студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
В части оказания консультационно-информационной помощи хозяйствующим субъектам, с целью выработки основных стратегических направлений по решению задач повышения качества и безопасности товаров и предоставляемых услуг Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области в 2008 году разработаны методические рекомендации по организации работы предприятий торговли в соответствии с действующим законодательством, по розничной продаже спиртосодержащей продукции, по вопросам организации и регулирования сфер общественного питания.
В части оказания консультативно-информационной помощи хозяйствующим субъектам и потребителям проведено 5 научно-практических конференций, серьезное внимание уделялось проведению обучающих семинаров для субъектов предпринимательской деятельности. С участием потребителей проведены "круглые столы", дискуссионные клубы, организованы две "горячие линии", акция "День потребителя". Акция проводилась с целью определения уровня знаний законодательства по защите прав потребителей.
Большое внимание в 2008 году федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области уделялось профилактической работе. Использовались различные формы работы: просвещение населения через средства массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только потребителям, но и предпринимателям, в составлении претензий и исковых заявлений потребителям, участие в "горячих линиях", "Днях министерств" и иные формы работы.
В 2008 году в результате деятельности системы органов, занимающихся защитой прав потребителей, предотвращенный ущерб потребителям составил около 250 млн. рублей (78,4 млн. рублей - в 2007 году), в том числе посредством изъятия из оборота некачественной и опасной продукции, подачи исков в защиту неопределенного круга лиц, досудебного урегулирования споров специалистами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области предотвращен ущерб в размере 130 млн. рублей.
Тем не менее экономический эффект от деятельности системы органов защиты прав потребителей не достаточен в существующих условиях.
По экспертным оценкам Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, величина экономического ущерба, причиненного потребителю в 2008 году из-за приобретения платных услуг, не соответствующих требованиям действующего законодательства, составляет около 102 млрд. рублей от оборота услуг в области (в 2007 году - 65 млрд. рублей) и 115 млрд. рублей от годового товарооборота (в 2007 году - 68 млрд. рублей). Основными хозяйствующими субъектами потребительского рынка являются представители малого бизнеса. Потери потребителей, исчисляемые миллиардами рублей, говорят о неготовности малого бизнеса нести экономическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями действующего законодательства.
Состояние потребительского рынка Свердловской области крайне неудовлетворительно, что в период глобального экономического кризиса создает дополнительное напряжение в обществе и не способствует развитию экономики в целом. Данная ситуация подчеркивает государственный характер задачи по дальнейшему повышению уровня защиты прав потребителей.
Вопрос социальной и экономической значимости оказываемых населению услуг имеет большое значение для любого региона. К сожалению, как следует из ежегодного доклада "О защите прав потребителей" в 2008 году, многие хозяйствующие субъекты не выполняют установленные законодательством требования, что приводит к потере качества реализуемых товаров и оказываемых услуг, снижению уровня их безопасности, и это при росте цен.
В такой ситуации необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для создания цивилизованного потребительского рынка товаров (услуг), таких, как, например, консультирование, просвещение, принятие мер, стимулирующих создание саморегулируемых организаций.
Решение вышеобозначенных проблем и задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также обеспечения баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей возможно в рамках реализации областной государственной целевой программы "Защита прав потребителей в Свердловской области".
С учетом выводов ежегодного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области" в 2008 году и с целью эффективного взаимодействия всех структур, реализующих национальную политику в сфере защиты прав потребителей в Свердловской области, предлагается:
1. Для обеспечения эффективной защиты прав потребителей признать приоритетными направлениями деятельности органов, входящих в региональную систему защиты прав потребителей, наиболее массовые и востребованные услуги: жилищно-коммунальные, по строительству жилья, платные медицинские, платные образовательные, туристские, по предоставлению потребительских кредитов, а также приоритетные группы товаров повседневного спроса: хлебобулочные и кондитерские изделия, молочная продукция, масложировая продукция, мясная продукция, рыбная продукция, алкогольная продукция, товары детского назначения.
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С.М.), Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.):
1) при осуществлении деятельности учесть выводы ежегодного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области" в 2008 году;
2) обеспечить меры по недопущению снижения государственных гарантий по защите прав потребителей.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:
1) активизировать работу по консультированию потребителей по вопросам защиты прав потребителей и способам реализации их прав, а в муниципальных образованиях в Свердловской области, в которых нет специалистов по защите прав потребителей, организовать соответствующую работу;
2) с целью информирования населения публиковать материалы о защите прав потребителей в средствах массовой информации;
3) в рамках работы муниципальных комиссий по защите потребительского рынка разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и безопасности работ, услуг на территориях муниципальных образований в Свердловской области.
4. Предложить руководителям общественных организаций, деятельность которых касается защиты прав потребителей на территории Свердловской области, принимать активное участие в защите прав потребителей, используя полномочия, установленные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей".
5. Управлению государственного строительного надзора Свердловской области (Трефелов Б.А.), Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (Соколов С.Б.), а также рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Бусырев С.А.), Главному управлению внутренних дел по Свердловской области (Никитин М.А.), Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Михеева С.В.), Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Бекешев С.И.), Инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу (Тарасов В.А.), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области (Трофимов И.М.), Уральскому управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Салаутин А.М.), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области (Гвоздецкая М.А.):
1) обеспечить в пределах предоставленных полномочий эффективный надзор на потребительском рынке товаров (работ, услуг) по приоритетным направлениям деятельности по обеспечению защиты прав потребителей;
2) активно взаимодействовать по вопросам защиты прав потребителей с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественными организациями, созданными с целью защиты прав потребителей;
3) активизировать работу по профилактике правонарушений на рынке товаров (работ, услуг), проводить мероприятия, направленные на повышение грамотности населения и хозяйствующих субъектов по вопросам защиты прав потребителей.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru