Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. № 737-ПП

О КОНЦЕПЦИИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"

В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 27.11.2008 № 1270-ПП "О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 11-3, ст. 1930) и улучшения сохранения здоровья детей Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года" (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.) в срок до 1 сентября 2009 года подготовить план мероприятий по реализации Концепции "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года".
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области принять участие в реализации Концепции "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.

Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ





К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 26 июня 2009 г. № 737-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"

Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Дети школьного возраста (7 - 18 лет) составляют 22,9 млн. человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в Свердловской области - 59,7 процента детского населения. За период с 2003 года по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на 150 тыс. человек, а доля детей в процентном отношении к общему населению составляет 18,4 процента (в 2003 году - 20,7 процента). В этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Оптимизация системы охраны здоровья детей школьного возраста на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В структуре заболеваемости управляемые причины связаны прежде всего с особенностями организации учебного процесса, недостатками реализации профилактических и реабилитационных подходов. Отдельно следует выделить подростковый возраст как период высокого социального и медицинского риска, а также высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем будущем ждет призыв в армию, выбор профессии, вступление в пору студенчества, смена ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов, начало реализации репродуктивной функции. По статистическим данным Российской Федерации, в последние 10 лет за период обучения в общеобразовательных учреждениях заболеваемость детей школьного возраста увеличилась более чем на 50 процентов. За период обучения в современных школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента.
За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской области распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, а нарушение осанки - в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза, патология органов пищеварения - в 13 раз. В образовательных учреждениях Свердловской области на стабильном уровне по сравнению с многолетним уровнем сохраняется "острая заболеваемость". Ведущими причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков, травмы, несчастные случаи и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных школах за последние 5 лет превышает многолетние средние показатели. Ведущими отклонениями в состоянии здоровья, выявляемыми во время профилактических осмотров, являются: болезни опорно-двигательного аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения (77 на 1000), болезни глаза и его придатков (84 на 1000), нервной системы (100 на 1000). Данная динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых "профессиональных" болезнях школьников. Кроме того, все это усугубляется еще низкой санитарно-гигиенической грамотностью педагогов, родителей, детей, недостаточным межведомственным взаимодействием между системой образования и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья учащимися и педагогами в процессе школьного обучения. Разобщенность действий и взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни всех участников образовательного процесса.
Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются:
1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе связанных с семейными ситуациями и учебным процессом;
2) ухудшение питания детей как в образовательном учреждении, так и в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления основных продуктов питания;
3) повышение нагрузки на организм ребенка факторами экологического риска;
4) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное);
5) высокая учебная нагрузка при недостаточной двигательной активности детей;
6) неудовлетворительная организация профилактической и оздоровительной работы в школе в течение года;
7) низкая информированность о факторах формирования здоровья и санитарно-гигиенической грамотности населения, включая детей, подростков, родителей и педагогов;
8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни.
Современные особенности формирования факторов поведенческого риска среди детей характеризуются ростом частоты и снижением возраста приобщения к употреблению алкоголя, увеличением интенсивности курения. В результате растет число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Отмечается увеличение доли детей подросткового возраста, начинающих половую жизнь до 16 лет.
В структуре детско-подростковой популяции до 80 процентов составляют дети с I и II группами здоровья. Пятая часть детей страдает хроническими заболеваниями и относится к III группе здоровья.
Структура распространенности поражения различных органов и систем у школьников к возрасту 15 лет такова: болезни органов дыхания встречаются в 29,5 процента случаев, болезни нервной системы и органов чувств - в 19,5 процента, болезни органов пищеварения - в 10,1 процента, мочеполовой системы - в 6,4 процента, поражения костно-мышечной системы - в 6,3 процента случаев.
Каждый пятый ученик с пятого по девятый класс и каждый третий старшеклассник не получает горячие завтраки или обеды в школьной столовой. Это приводит к дефициту питания школьников по следующим позициям:
1) редкое употребление в пишу молочных продуктов - половина детей подросткового возраста;
2) редкое употребление в пищу мясных продуктов, свежих овощей, фруктов, соков - более трети детей подросткового возраста;
3) дефицит важнейших витаминов у лиц подросткового возраста составляет от 25 (фолиевой кислоты) до 90 процентов (витамина C);
4) энергообеспечение организма подростка в течение учебного дня в 2 раза ниже необходимого уровня.
Таким образом, особенности состояния здоровья детей в современных условиях характеризуются:
1) снижением числа детей, имеющих нормальную массу тела, 80 процентов детей имеют ее дефицит или избыток;
2) снижением жизненной емкости легких на 15 процентов, силовых возможностей на 18 процентов у мальчиков, на 21 процент у девочек;
3) более трети юношей и девушек имеют дефекты полового развития. Более половины детей подросткового возраста имеют болезни, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.
Велико влияние состояния здоровья на выбор будущей профессии. Так, 70 процентов подростков имеют ограничения к получению профессии по состоянию здоровья; среди подростков, получающих профессиональное образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования, пятая часть по состоянию здоровья не сможет работать по выбранным специальностям; три четверти учащихся, имеющих профессиональные ограничения, нуждаются в индивидуальном подборе места дальнейшей работы.
Ухудшение состояния здоровья детей имеет следующие медицинские и социальные последствия:
1) ограничение в будущем возможности реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек);
2) ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству - с 14 лет);
3) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, конфликтность и иное);
4) низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной службе (не более 70 процентов);
5) снижение демографического и трудового потенциала.
В настоящее время назрела жизненная необходимость обратить особое внимание на систему оказания первичной медико-санитарной помощи детям школьного возраста в условиях непрерывного учебного процесса за счет совершенствования работы медицинских работников.
Это позволит организовать динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей в образовательных учреждениях, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, осуществлять наблюдение за детьми с хроническими патологиями и детьми из групп риска, проведение реабилитационных и оздоровительных мероприятий, обеспечить медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Целью Концепции является формирование комплексной системы организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на основании межведомственного взаимодействия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Основные задачи Концепции:
1) мониторинг состояния здоровья детей и подростков, кадрового потенциала, технического оснащения медицинской службы общеобразовательных учреждений;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию приверженности к здоровому образу жизни - формированию здоровой школьной среды;
3) совершенствование системы оказания медицинской и профилактической помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях;
4) создание и поддержание постоянно действующей информационной и образовательной системы, направленной на мотивацию детей, родителей и педагогов к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом;
5) внедрение в общеобразовательных учреждениях программ по формированию здорового образа жизни;
6) внедрение в общеобразовательных учреждениях профилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Глава 3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

На всех этапах реализации Концепции разрабатываются и внедряются мероприятия, имеющие четкое экономическое и медико-социальное обоснование. Основными принципами реализации Концепции являются:
1. Определение приоритетов:
1) совершенствование организации медицинского обеспечения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;
2) оздоровительные и профилактические технологии в сфере охраны здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;
3) доступность мероприятий по оздоровлению и профилактике детей и подростков - учащихся общеобразовательных учреждений во всех муниципальных образованиях в Свердловской области.
2. Непрерывность, системность проводимых мероприятий.
3. Межведомственный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, к формированию здорового образа жизни.
4. Конечный результат - формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наблюдение за состоянием здоровья детей в общеобразовательных учреждениях осуществляется медицинским работником отделения организации медицинской помощи детям и подросткам детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
Врач (фельдшер) общеобразовательного учреждения подчиняется главному врачу и заведующему отделением детской поликлиники и может курировать несколько общеобразовательных учреждений. Медицинская сестра должна находиться в общеобразовательном учреждении во время учебного процесса постоянно.
Организация и проведение профилактических медицинских осмотров регламентированы Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 № 186/272, от 14.03.95 № 60, от 07.05.98 № 151, от 05.05.99 № 154, от 03.07.2000 № 241. Для более систематизированного наблюдения за состоянием здоровья - мониторинга - в порядок проведения осмотров внесены изменения, касающиеся периодичности осмотров и состава бригады врачей. Каждый ребенок за период с 6 до 18 лет должен быть осмотрен врачами-специалистами при профилактических осмотрах 8 раз.
В те возрастные периоды, когда осмотры не проводятся, наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом-педиатром, работающим в общеобразовательном учреждении.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области "Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям в Свердловской области" от 24.11.2008 имеет номер 2095-п; 01-01-01-01/453, а не 2095-п; 01-01-01-01-01/453.

Организация и проведение профилактических прививок регламентированы Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 24.11.2008 № 2095-п; № 01-01-01-01-01/453 "Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям в Свердловской области".
В соответствии со статьями 32 и 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала, а также обеспечить условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и работников общеобразовательного учреждения.
В случае если медицинские работники будут находиться в штате образовательного учреждения, лицензию будет получать сама школа в порядке, установленном для лицензирования медицинской деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности").
Отсутствие медицинского работника в образовательном учреждении приводит к значительному ослаблению или полному отсутствию контроля качества питания, физического воспитания, организации учебного процесса, ухудшению учета и анализа заболеваемости, к снижению качества проведения профилактических медицинских осмотров.

Глава 5. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Период реализации Концепции - 2009 - 2025 годы.
1 этап - 2009 - 2010 годы - формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление подготовительных мер для реализации мероприятий Концепции.
2 этап - 2010 - 2024 годы - реализация мероприятий Концепции, подготовка и утверждение областной государственной целевой программы "Совершенствование организации медицинского обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений".
3 этап - 2024 - 2025 годы - оценка эффективности проводимых мероприятий.

Глава 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В основе реализации Концепции лежит программно-целевой принцип планирования, а также принцип стратегического планирования.
Предполагается:
1) создание Совета при Правительстве Свердловской области;
2) внедрение мероприятий Концепции с проведением мониторинга их выполнения с использованием пилотных территорий;
3) информационное сопровождение выполнения Концепции по приверженности к здоровому образу жизни детей и подростков.

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Решение проблемы совершенствования системы медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях позволит способствовать формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений и проводить своевременную профилактику, диагностику и реабилитацию патологических состояний и заболеваний у детей и подростков, формируя здоровое поколение, что будет способствовать решению демографических проблем, улучшению здоровья учащихся, предупреждению заболеваний.
Планируется:
1) проведение анализа состояния здоровья, кадрового потенциала, технического оснащения медицинской службы общеобразовательных учреждений;
2) мониторинг внедрения Территориального стандарта "Организация медицинского обеспечения в муниципальных общеобразовательных учреждениях Свердловской области (МОУ)";
3) повышение квалификации медицинских кадров;
4) техническое оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений;
5) внедрение учебных программ по формированию здорового образа жизни;

]]>
6) формирование здоровой школьной среды на основании положений данной Концепции;
7) реализация психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях.
Научно-практическое сопровождение:
совместно с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" - разработка научных направлений или программ по скрининговым методикам и профилактическим мероприятиям по охране здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.
Вопросы совершенствования организации медицинской помощи в системе образования решаются через подготовку квалифицированных специалистов по охране здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, в сочетании с внедрением системы непрерывного повышения квалификации и постдипломного образования, участия в конференциях, семинарах, "круглых столах" по проблемам здоровья детей и подростков.
Комплекс мероприятий по сохранению здоровья в школе включает следующие мероприятия:
1) образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья.
Цель - здоровье как необходимая составляющая общей культуры;
2) физическое воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников;
3) профилактика и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства, умение работать с хронически больными детьми;
4) система питания, обеспечивающая детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, способствующая умению выбирать здоровую еду, формирующая и отслеживающая правила питания;
5) оценка службой здоровья школы состояния здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья поддерживают работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся;
6) обеспечение в школе психологического консультирования и социальной помощи ребенку и семье;
7) консолидированными усилиями (педагоги, родители, дети) обеспечение здорового психологического и физического климата в школе;
8) участие родителей в сохранении и улучшении здоровья школьников;
9) информационное обеспечение формирования здорового образа жизни школьника (плакаты, буклеты, санбюллетени, видеоролики).
Охрана здоровья детей в общеобразовательных учреждениях состоит из следующих компонентов:
1) рациональное построение учебного процесса;
2) санитарно-гигиеническое сопровождение учебного процесса;
3) медико-психологическая работа по профилактике психологической дезадаптации;
4) медико-педагогическая работа по формированию стереотипов здорового образа жизни (ЗОЖ);
5) медицинское обеспечение детей в общеобразовательных учреждениях;
6) социальная и юридическая поддержка детей-сирот и детей-инвалидов.

Глава 8. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Профилактика заболеваний является главной задачей в формировании здорового поколения. Решение этой задачи даст результаты только в том случае, если станет предметом совместных усилий педагогов, медицинского персонала, родителей и школьников.
В школе возможны следующие виды планирования мероприятий и действий по предотвращению заболеваний:
1) предотвращение заболеваний в результате несчастных случаев. В школе, как правило, это травмы, неосторожное обращение с предметами повышенной опасности, пищевые отравления или несчастные случаи в походах и поездках. В каждой школе есть места и учебные кабинеты, которые являются зоной повышенной травмоопасности: мастерские, кабинеты химии и физики, спортивные залы, школьные подвалы. Но в последнее время, благодаря растущему количеству и разнообразию технических средств обучения, такими кабинетами стали почти все кабинеты школы. Кроме того, если проследить расстояния и маршруты, которые преодолевает современный школьник и преодолевал его сверстник лет 15 назад, видны резкий рост географической мобильности, разнообразие поездок, обилие и разнообразие мест, посещаемых в настоящее время учеником. Все это тоже служит источниками дополнительной опасности. В школе важно прививать учащимся жизненные навыки безопасной деятельности, которые заложены в курсе ОБЖ, проводить системные мероприятия по охране школьной среды, организации питания в школьной столовой;
2) ранняя диагностика заболеваний, оперативная разработка системы мероприятий по организации медицинской помощи детям на основании индивидуальной оценки состояния здоровья, в том числе детям, имеющим отклонения в ментальной и эмоциональной сфере, возможны в случае вовлечения в данный процесс всего коллектива общеобразовательного учреждения;
3) консолидация совместной деятельности медицинских работников, педагогов, ребенка, родителей по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваемости составляет основу службы здоровья, а открытый и гласный характер ее деятельности, анализ и планирование служат страховкой от неожиданностей. Раньше считалось, что охрана здоровья детей и подростков должна обеспечиваться врачами, медсестрами и другими специалистами, пришедшими в школу. Роль профессиональных медиков по-прежнему велика, но они взаимодействуют с руководителем общеобразовательного учреждения, педагогами, детьми, родителями и общественностью. Вместе они обеспечивают профилактическую работу в школе и вне ее. Помощь может быть оказана и тогда, когда врачей нет рядом. Достаточно актуален для этих целей курс ОБЖ, санитарно-просветительская работа, практические занятия и лекции для родителей и педагогов. Знания и навыки, полученные при изучении этого курса, должны стать базой для формирования здорового образа жизни у детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Для реализации комплексной программы укрепления здоровья в школе педиатр совместно со школьной администрацией решает следующие задачи:
1) анализ актуальной ситуации в школе. В ходе анализа выявляется с помощью обследований состояние здоровья педагогов и детей, отношение к проблеме здоровья учителей, самих учащихся и их родителей. Происходит поиск среди администрации, педагогов, детей и родителей тех, кто по разным причинам заинтересован в предполагающихся изменениях и мог бы стать "локомотивом" перемен;
2) постановка ближайших и отдаленных целей, разработка стратегии их достижения. На этом этапе тщательно продумываются ожидаемые результаты, разрабатывается план, то есть последовательность достижения результатов; методы, приемы, способы действий, которые будут использованы при движении к целям; критерии оценки успешности этого движения. Рекомендуется ставить цели, которые могут быть измерены количественно. Например, уменьшить количество острых респираторных инфекций на 10 - 12 процентов;
3) анализ имеющихся ресурсов. Речь идет как о финансовых и материальных ресурсах, необходимых для решения поставленных задач, так и о ресурсах кадровых (профессиональная компетентность учителей, готовность учителей, детей, родителей приложить свои силы для реализации изменений), о ресурсах времени, информационных ресурсах, а также об административном ресурсе (возможности школы привлечь к участию в реализации задуманных планов муниципальные власти, более или менее крупные бизнес-структуры, местные государственные предприятия и учреждения здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и иные);
4) начало практической реализации задуманного проекта. Выполнение первых шагов намеченного плана. Оценка взятого направления и темпа продвижения к цели, наличия/отсутствия необходимых ресурсов и их поиск. Организация и координация работ по проекту;
5) оценка и контроль происходящих изменений. Коррекция деятельности. На этом этапе происходит оценка изменений, происходящих в образовательном учреждении под влиянием реализации проекта. Для оценки используются первоначально разработанные критерии. Если обнаруживается отклонение от планов, принимается решение о коррекции деятельности по проекту: постановка новых задач и использование других средств, методов, приемов деятельности;
6) окончание проекта. Происходит тогда, когда, по мнению большинства участников, цель достигнута и можно переходить от этапа развития школы к этапу ее функционирования на новом уровне.
Рекомендуется использовать следующие стратегии:
1) использование научных знаний и результатов различных экспериментов инновационных школ, экспериментальных площадок, мировых достижений;
2) систематический тренинг учителей. Тренинги вырабатывают те элементы профессионального подхода, которые могут развиваться только на основе навыков. Поэтому разумно сочетать такие формы, как тренинги, семинары, технологии погружения в решаемые проблемы;
3) "естественное" развитие. Суть заключается в том, чтобы все начинания воспринимались как органически необходимые, возникающие на основе реального развития такой сложной гуманитарной системы, каковой является школа;
4) создание школьных советов, разрабатывающих профилактическое направление деятельности общеобразовательного учреждения по формированию здорового образа жизни (медицинские работники, педагоги, родители, дети).
Чем больше из перечисленных направлений реализуются одновременно в одном общеобразовательном учреждении, тем больше шансов на достижение результатов.
Последовательное претворение в жизнь намеченных стратегий приводит к созданию модели школы, уделяющей первостепенное внимание здоровью всех участников образовательного процесса.
Большая роль отводится комплексным медицинским осмотрам, которые, в первую очередь, направлены на выявление детей и подростков групп риска с целью профилактики заболеваний.
Под комплексным профилактическим медицинским осмотром понимается осмотр детей, посещающих образовательное учреждение, педиатром и врачами-специалистами. Бригада врачей-специалистов формируется из сотрудников детской поликлиники, в районе обслуживания которой находится общеобразовательное учреждение. В случае отсутствия специалистов в детской поликлинике могут быть привлечены специалисты областных учреждений здравоохранения. Периодичность комплексных профилактических осмотров детей и подростков (для целей мониторинга состояния здоровья) в общеобразовательных учреждениях:
перед поступлением в школу (в 6 - 7 лет);
в конце первого класса (в 7 - 8 лет);
в конце третьего класса (в 9 - 10 лет, предпубертатный период);
в пятом классе (в 11 - 12 лет при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода);
в седьмом классе (в 13 - 14 лет в связи с тем, что в этот период у большинства девочек формируется менструальный цикл);
в девятом классе (в 15 - 16 лет в период окончания основной школы);
в десятом классе (в 16 - 17 лет);
в одиннадцатом классе (в 17 - 18 лет).
Профилактические осмотры детей лучше всего организовывать в каждом образовательном учреждении во второй половине учебного года, приблизительно в одно и то же время с применением современных технологий и оборудования. При обеспечении детских поликлиник переносными автоматизированными комплексами диспансерного обследования диспансеризация будет проводиться с их помощью. Внедрение этого метода позволит оптимизировать процесс проведения диспансеризации, снизить экономические затраты на проведение диспансеризации, а также даст возможность максимально раннего, доступного и эффективного выявления заболеваний на начальном этапе.

Глава 10. СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Создание условий для укрепления здоровья обучающихся и персонала общеобразовательных учреждений.
Улучшение материально-технического обеспечения школьного здравоохранения:
1) организация, ремонт и оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений оборудованием;
2) оснащение медицинских кабинетов медикаментами (комплекты аптечек доврачебной помощи в учительские, мастерские и спортивные залы);
3) оборудование стоматологических кабинетов в общеобразовательных учреждениях (выборочно - "базовые центры" для муниципальных образований);
4) оборудование школьных кабинетов (или дошкольно-школьных отделений детских поликлиник) аппаратно-программными комплексами профилактических осмотров детского населения и подростков, а также современными автоматизированными комплексами диспансерного обследования;
5) приобретение в школьные кабинеты офтальмотренажеров;
6) разработка и выполнение программ производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в общеобразовательных учреждениях;
7) открытие на базе школ летних городских оздоровительных учреждений, в том числе санаторного типа.
Повышение качества медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях.
Программы укрепления здоровья в общеобразовательных учреждениях: нарушение зрения, патология опорно-двигательного аппарата, вегетативные дисфункции, репродуктивное здоровье, питание школьников, программа по формированию здорового образа жизни.
Внедрение программы профилактической диспансеризации работников общеобразовательных учреждений - в продолжение и развитие приоритетного национального проекта "Здоровье".
Введение комплекса здоровьесберегающих технологий в практику работы общеобразовательных учреждений на основе взаимодействия администрации школ, педагогов, психологов и медицинских работников, в том числе:
1) разработка и апробация вариативных моделей и программ медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях (школьный центр здоровья, диспансеризация на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ, школа здоровья для родителей);
2) разработка и издание нормативно-правовых актов, касающихся охраны здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях (порядок взаимодействия специалистов педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в условиях общеобразовательного учреждения);
3) организация странички "Школьная медицина" на сайте Министерства здравоохранения Свердловской области.
Обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными кадрами осуществляются путем проведения:
1) курсов тематического усовершенствования для врачей-педиатров, фельдшеров и медицинских сестер, работающих в общеобразовательных учреждениях;
2) курсов тематического усовершенствования для руководителей, психологов и учителей общеобразовательных учреждений (возможно выделение средств на курсовую гигиеническую подготовку в отдельных муниципальных образованиях). Разработка методических рекомендаций по курсовой гигиенической подготовке руководителей, учителей и медицинских работников общеобразовательных учреждений;
3) тематических семинаров и научно-практических конференций, разработка методических документов для медицинских работников школ по темам:
подготовка к школе;
медицинский контроль занятий физической культурой и спортом;
медицинский контроль организации питания в школе;
методика врачебной профессиональной консультации;
подготовка юношей к призыву в армию, оценка физической подготовленности;
организация вакцинопрофилактики в школе;
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим в школе;
методическое пособие по гигиеническому воспитанию учащихся и родителей;
организация диспансеризации школьников с основными группами заболеваний в условиях школы;
оказание неотложной медицинской помощи в условиях школы.
Укомплектование медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений необходимо осуществить в целях проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений, снижение заболеваемости и формирование у них стереотипа здорового образа жизни.
Обеспечение взаимодействия образования, здравоохранения и науки в вопросах укрепления здоровья в общеобразовательных учреждениях осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
1) развитие стимулирования успешной профессиональной деятельности медицинских работников общеобразовательных учреждений должно осуществляться путем проведения конкурсов:
"Лучший школьный врач" и "Лучшая школьная медсестра";
"Школа - территория здоровья";
"Здоровое питание" и корректировки региональных стандартов;
2) разработка компьютерной программы оценки физического развития детей и подростков Свердловской области;
3) разработка "Паспорта здоровья" (учет и анализ показателей здоровья, физического развития, физической подготовленности и психического здоровья обучающихся на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ);
4) оценка фактического питания школьников Свердловской области с последующей корректировкой технологических карт для организованного школьного питания и рекомендуемых 4-недельных меню школьных завтраков, обедов и полдников с учетом региональных особенностей;
5) исследование поведенческих факторов риска среди учащихся и учителей общеобразовательных учреждений Свердловской области;
6) оценка качества оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Свердловской области.
Информационное обеспечение и мониторинг осуществляются путем проведения следующих мероприятий:
1) мониторинг профессиональных потребностей специалистов школьной медицины;
2) подготовка печатной продукции для гигиенического воспитания (памяток, листовок и брошюр) в школах;
3) оценка эффективности результатов производится на основании соответствия определенным критериям:
укомплектованность сертифицированными медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений;
отсутствие групповой и вспышечной заболеваемости;
охват учащихся профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям не менее 95 процентов от подлежащих;
охват учащихся декретированных возрастов профилактическими осмотрами в объеме 90 - 95 процентов от общего количества детей данного возраста на всех этапах:
процент детей с отклонениями в состоянии здоровья;
процент детей, физически незрелых и обучающихся в школе;
процент детей с нарушением состояния здоровья, вызванным адаптацией;
количество детей, занимающихся в основной группе по физкультуре;
количество детей в I и II группах здоровья;
физическая подготовленность;
процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
количество детей (процент) с двумя и более хроническими заболеваниями при поступлении в муниципальное общеобразовательное учреждение (в начале и конце учебного года);
процент перехода детей из подготовительной в основную группу по физическое подготовке;
процент детей, не имевших обострения хронического заболевания в течение года, от общего количества детей с хронической патологией;
процент охвата учащихся горячим питанием;
процент учащихся, рассаженных за учебной мебелью в соответствии с ростом.

Глава 11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Внедрение Концепции позволит совершенствовать систему медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях, способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, проведению своевременных профилактических мероприятий, ранней диагностике и реабилитации заболеваний у детей и подростков.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru