УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 1 июля 2009 года
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ
(ОБ ОТКАЗЕ В ПРИВЛЕЧЕНИИ) К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ,
А ТАКЖЕ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В 2009 ГОДУ
Решение задачи по совершенствованию деятельности налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов сохраняет актуальным решение проблем, связанных с правомерностью и обоснованностью действий должностных лиц и принимаемых налоговыми органами ненормативных актов.
Высокий процент удовлетворения исков налогоплательщиков, обжаловавших в суде действия или акты налоговых органов, требует всестороннего ведомственного анализа причин признания действий или актов налоговых органов незаконными, в том числе и в тех случаях, когда причиной возникновения судебных разбирательств выступает отсутствие однозначного толкования существующих норм законодательства о налогах и сборах и различный подход к некоторым проблемным вопросам налогоплательщиков и налоговых органов. При этом пробелы в законодательстве о налогах и сборах, противоречия норм действующего законодательства приводят порой к спорным ситуациям, которые налоговые органы обязаны внимательно рассматривать, отслеживать, анализировать и вырабатывать меры по их дальнейшему исключению.
Необходимо также учитывать, что совершенствование работы налоговых органов происходит в условиях реализации в Российской Федерации административной реформы, которая предъявляет свои требования по оптимизации функционирования государственных органов, внедрения приоритетных стандартов государственных услуг, формирования эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" была введена статья 101.2 "Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", одним из важнейших новшеств которой является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, которое не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (пункт 5). В соответствии с пунктом 16 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ данная новация вступила в силу по правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем при подаче жалобы в вышестоящий орган до 1 января 2009 года одновременно или последовательно подать аналогичную жалобу в суд. Начиная с 2009 года обращению в суд в некоторых случаях должно предшествовать обжалование решений налоговых органов в вышестоящем органе. Такое правило закреплено в пункте 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статья введена Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Досудебное обжалование предусмотрено только для решений, которые вынесены по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, иные акты (например, решение об отказе в зачете или возврате налога; требование об уплате налога, пеней, штрафа), а также действия или бездействие налоговых органов могут быть обжалованы в суде без предварительного рассмотрения в вышестоящем органе.
Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение 10 дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю. Даная норма предусмотрена пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации. Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения. Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов. Срок рассмотрения жалобы на не вступившее в силу решение не увеличивается, поскольку согласно пункту 3 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через принявшую решение инспекцию, которая передает ее вместе со всеми материалами в вышестоящий орган. О принятом по жалобе решении налогоплательщику сообщается в течение трех дней со дня его принятия. Вышестоящий налоговый орган может утвердить или отменить обжалуемое решение, а также изменить его или принять новое (пункт 2 статьи 101.2, пункт 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, досудебные процедуры - это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы начинают действовать уже как власть, которая выполняет не только фискальные функции, но и выходит на новый качественный уровень своей правоприменительной деятельности, то есть усиливает свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях. Необходимо также отметить, что институт досудебного урегулирования не является новым и для зарубежных стран, в которых накоплен значительный опыт по его использованию. Считается, что если ведомство допустило нарушение, оно обязано само устранить его законным путем.
Советник государственной
гражданской службы III класса РФ
М.М.ЖОЛОБОВ