Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ ЗА 2008 ГОД

Заключение подготовлено в соответствии с положением о Контрольно-счетной палате, положением о бюджетном процессе в городском округе и на основании материалов контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой. В соответствии со ст. 264.4 БК РФ в ходе подготовки заключения проведена проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Общая характеристика исполнения бюджета городского округа

Бюджет городского округа город Воронеж на 2008 год утвержден решением Воронежской городской Думы от 26.03.2008 № 61-II "О бюджете городского округа город Воронеж на 2008 год" с прогнозируемым общим объемом доходов в сумме 9231449,2 тыс. рублей (в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 1420328,2 тыс. рублей), расходов - 9923367,3 тыс. рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета городского округа утвержден в сумме 691918,1 тыс. рублей, или 8,9 процента к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Как и в предыдущих годах, проект бюджета городского округа город Воронеж на 2008 год не основывался на данных прогноза социально-экономического развития; это нарушение ст. 169 БК РФ неоднократно ранее отмечалось Контрольно-счетной палатой городского округа.
В то же время и сам прогноз имеет существенные недоработки - подготовлен в единственном варианте, не содержит прогноза развития муниципального сектора экономики, анализа всего комплекса муниципальных целевых программ, перспектив развития социально-культурной сферы городского округа. Это обусловлено тем, что экономическим управлением применяются исключительно формы, методические рекомендации и сценарные условия, доведенные департаментом экономического развития Воронежской области.
В течение 2008 года плановые показатели бюджета 9 раз уточнялись на основании решений Воронежской городской Думы и в результате составили:
- прогнозируемый общий объем доходов бюджета городского округа в сумме 9664600,9 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 1390601,9 тыс. рублей;
- общий объем расходов бюджета городского округа в сумме 10279912 тыс. рублей;
- прогнозируемый дефицит бюджета городского округа в сумме 615311,1 тыс. рублей, или 7,4 процента к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из областного бюджета.
При этом необходимо отметить, что увеличение плановых назначений по сравнению с первоначально утвержденной редакцией бюджета произведено по доходам на 433102 тыс. рублей (налоговые и неналоговые доходы увеличены на 432878 тыс. рублей, безвозмездные поступления снижены на 29726,3 тыс. рублей), по расходам - на 356544,7 тыс. рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ руководителем финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете плановые назначения доходной и расходной частей бюджета увеличены по безвозмездным перечислениям из вышестоящих бюджетов на основании уведомлений органов исполнительной государственной власти Воронежской области на 1975404,1 тыс. рублей.
В итоге плановые назначения по доходам составили 11640005 тыс. рублей (в том числе безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов в сумме 3396006 тыс. рублей), расходам - 12255316 тыс. рублей, дефицит - 615311 тыс. рублей (7,4%).
Фактическое поступление доходов составило 11258886,6 тыс. рублей, или 97% плановых назначений, кассовые расходы произведены на сумму 11306303 тыс. рублей (92% плана), дефицит сложился в сумме 47416,4 тыс. рублей.
Остатки средств на счетах бюджета и финансовые вложения составили:
- по состоянию на 01.01.2008 - 383245,7 тыс. рублей, в том числе:
- средства на счетах бюджета - 331512 тыс. рублей, из них средства в пути - 37944,3 тыс. рублей;
- финансовые вложения - 51733,7 тыс. рублей (в том числе: акции и иные формы участия в капитале - 51225,1 тыс. рублей, векселя АБ "Воронеж" - 508,6 тыс. рублей);
- по состоянию на 01.01.2009 составили 270284,7 тыс. рублей, в том числе:
- средства на счетах бюджета - 215986,8 тыс. рублей, из них средства в пути - 27388,7 тыс. рублей;
- финансовые вложения - 54297,9 тыс. рублей (в том числе: акции - 3789,4 тыс. рублей и иные формы участия в капитале - 50000 тыс. рублей (увеличение уставного фонда МУП "Воронежская горэлектросеть" в соответствии с постановлением главы городского округа от 05.08.2008 № 1081), векселя АБ "Воронеж" - 508,6 тыс. рублей). Снижение суммарной стоимости акций в 2008 году обусловлено продажей акций ОАО СК "Факел" в собственность администрации Воронежской области на сумму 47247,2 тыс. рублей.

Исполнение доходной части бюджета городского округа

За анализируемый период доходы поступили в сумме 11258886,6 тыс. рублей, или 97% плановых назначений, т.е. отклонение составило 381118,4 тыс. рублей. При этом фактическое поступление доходов выше первоначально утвержденного плана на 18%, или на 2027388,4 тыс. рублей (увеличение налоговых, неналоговых доходов на 67750 тыс. рублей, безвозмездных поступлений - на 1959687,4 тыс. рублей), и фактических поступлений 2007 года - на 24%, или на 2667460,6 тыс. рублей (увеличение налоговых, неналоговых доходов на 1449974 тыс. рублей, безвозмездных поступлений - на 1217486,6 тыс. рублей).
В общей сумме поступивших доходов налоговые и неналоговые доходы занимают 70%, безвозмездные поступления - 30%.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ зачислены в бюджет городского округа в размере 5510691,7 тыс. рублей (97% плана), что выше поступлений 2007 года на 986275,7 тыс. рублей (на 22%). Доля налоговых доходов в общей сумме поступлений составляет 49%, что на четыре процентных пункта ниже данного показателя 2007 года.
В 2008 году основными бюджетообразующими доходами, как и в 2007 году, являются: налог на доходы физических лиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход, транспортный налог, которые в общей сумме налоговых доходов составляют 94%.
Налог на доходы физических лиц исполнен на 95%, или 3815558,9 тыс. рублей, т.е. ниже плана на 199997,1 тыс. рублей. Невыполнение плана объясняется нестабильностью экономического положения крупных предприятий города (ОАО "Воронежшина", ОАО "Рудгормаш" и др.), которые были вынуждены в четвертом квартале 2008 года произвести сокращение численности работающих и отправить часть работников в отпуск без сохранения заработной платы, что привело к снижению поступлений на 125715,6 тыс. рублей. Кроме того, в октябре - декабре истекшего года возросла недоимка по данному налогу на 74291, 4 тыс. рублей.
К уровню 2007 года поступления возросли на 953378,9 тыс. рублей (на 33%), что обусловлено ростом средней заработной платы по данным статистики на 29% и погашением задолженности в сумме 122732 тыс. рублей.
Налоги на совокупный доход составили 565142,3 тыс. рублей (99% плана), т.е. недопоступило 8010,7 тыс. рублей, в том числе:
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 558990,9 тыс. рублей (99%), или ниже плановых назначений на 8010,7 тыс. рублей. В результате нестабильной экономической ситуации платежи по итогам работы за 9 месяцев снизились.
По сравнению с 2007 годом поступления увеличились на 32012,9 тыс. рублей, или на 6%. Увеличение обусловлено изменением значения коэффициента базовой доходности К2 (решение ВГД от 27.11.2007 № 249-II) в сумме 2126,4 тыс. рублей, а также увеличением количества плательщиков и отработки задолженности в сумме 11387 тыс. рублей. Кроме того, увеличились объемы платежей за счет расширения перечня видов деятельности (ООО "Надежда", МУП "Рынок "Придача", МУП "Центральный рынок", ООО "Центрторг").
В то же время, по оценкам Контрольно-счетной палаты, имеется резерв доходов бюджета от ЕНВД при условии экономически обоснованной дифференциации коэффициента базовой доходности К2 в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности;
- единый сельскохозяйственный налог - 6151,4 тыс. рублей (104% плана), что превышает плановые назначения на 236,4 тыс. рублей. Плановые назначения изменены с 1865 тыс. рублей до 5915 тыс. рублей, или увеличены на 4050 тыс. рублей. К соответствующему периоду 2007 года поступления возросли на 5839,4 тыс. рублей.
Налоги на имущество поступили в объеме 1005165,3 тыс. рублей (102%), или выше плановых назначений на 17487,3 тыс. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления увеличились на 2956,3 тыс. рублей, или 3%. Данный вид налогов включает в себя:
- налог на имущество физических лиц - 63697,3 тыс. рублей (105%), или выше плана на 2850,3 тыс. рублей, и поступлений 2007 года на 16702,3 тыс. рублей (на 36%) за счет увеличения количества объектов налогообложения.
- транспортный налог - 195065,5 тыс. рублей (105%), или сверх плана на 8840,5 тыс. рублей и выше поступлений 2007 года на 11441,5 тыс. рублей (на 6%). Данный налог формируется за счет двух источников:
- транспортный налог с организаций - 130802,1 тыс. рублей (105%), или выше плановых назначений на 5777,1 тыс. рублей, что обусловлено ростом налогооблагаемой базы (мощности и количества транспортных средств). К 2007 году также наблюдается увеличение поступлений на 80894,1 тыс. рублей (в 3 раза). Данное увеличение поступлений произошло в результате роста ставок по грузовым автомобилям в 1,3 раза, легковым - в 1,16 раза (Закон Воронежской области от 28.11.2007 № 141-ОЗ);
- транспортный налог с физических лиц - 64263,4 тыс. рублей (105%), или выше плана на 3063,4 тыс. рублей (на 5%), что обусловлено увеличением транспортных средств. Фактические поступления данного налога в 2008 году ниже поступлений 2007 года на 69452,6 тыс. рублей (в 2 раза) в связи с изменением сроков платежей, т.е. уплата транспортного налога производится не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, вместо действующего ранее срока не позднее 15 сентября налогового периода. Окончательный перерасчет производится в срок не позднее 15 сентября года, следующего за налоговым периодом (Закон Воронежской области от 07.06.2007 № 68-ОЗ). В результате изменения сроков платежей в проекте предполагалось их снижение на 237392 тыс. рублей;
- налог на игорный бизнес - 143428,6 тыс. рублей (109%), или выше плановых назначений на 12128,6 тыс. рублей (частично за счет погашения задолженности в сумме 9547 тыс. рублей).
Снижение поступлений к 2007 году на 58586,4 тыс. рублей (на 41%) произошло в связи с сокращением числа зарегистрированных объектов игорного бизнеса (Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ);
- земельный налог - 602974 тыс. рублей (99%), что ниже плана на 6332 тыс. рублей и выше поступлений 2007 года на 33399 тыс. рублей (на 6%) за счет увеличения количества плательщиков (выкуп земельных участков в собственность).
Налоги, сборы и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых) поступили в размере 3390,4 тыс. рублей (99%), или ниже плановых назначений на 25,6 тыс. рублей.
Увеличение поступлений 2008 года к уровню 2007 года на 1556,4 тыс. рублей (в 1,8 раза) произведено за счет роста объемов добычи полезных ископаемых и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Кроме того, появился новый налогоплательщик - ООО "Воронежнедрастрой".
Государственная пошлина превысила плановые назначения на 6% и составила 101365,4 тыс. рублей, т.е. выше плана на 5280,4 тыс. рублей. По сравнению с 2007 годом в 2008 году наблюдается увеличение поступлений на 23%, или на 19155,4 тыс. рублей. Данный вид поступлений формируется из двух источников:
- государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции мировыми судьями, - 37871,6 тыс. рублей (110%), выше плановых назначений на 3581,6 тыс. рублей и поступлений 2007 года на 12203,6 тыс. рублей (на 48%) в связи с ростом числа обращений граждан в суды общей юрисдикции;
- государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий - 63493,9 тыс. рублей (103%), выше плана на 1698,9 тыс. рублей, из них:
- государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемов квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами - 61741,9 тыс. рублей (102%), выше плана на 1296,9 тыс. рублей и поступлений 2007 года на 8467,9 тыс. рублей (на 16%), что обусловлено увеличением количества транспортных средств;
- государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции - 1752 тыс. рублей (130%), выше плана на 402 тыс. рублей.
Фактические поступления 2008 года ниже поступлений 2007 года на 1516 тыс. рублей (в 1,9 раза) в связи с массовым продлением срока договоров на размещение рекламных конструкций в конце 2007 года на пять лет, а также неурегулированным вопросом проведения торгов на право установки рекламных конструкций на землях, право государственной собственности на которые не разграничено.
Плановые назначения по уплате задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам перевыполнены на 31% и составили 20069,4 тыс. рублей, т.е. сверх плана поступило 4802,4 тыс. рублей. К 2007 году поступления снизились на 28623,6 тыс. рублей (в 2,4 раза). Данные налоги и сборы поступают в соответствии с графиком погашения задолженности.
По состоянию на 01.01.2009 задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджет городского округа увеличилась к началу года на 51137,8 тыс. рублей и составила 1502611 тыс. рублей, или 27% объема налоговых доходов, поступивших в местный бюджет. В общей сумме задолженности реструктуризированные платежи составляют 123 тыс. рублей (снижение на 629,1 тыс. рублей к началу года), приостановленные к взысканию - 268542 тыс. рублей (увеличение на 8169,9 тыс. рублей), пени и штрафы - 638008 тыс. рублей (увеличение на 68848,4 тыс. рублей) и недоимка - 595932 тыс. рублей (снижение в течение 2008 года на 25257,5 тыс. рублей). Основная сумма недоимки приходится на:
- налог на доходы физических лиц - 146352 тыс. рублей (рост к началу года на 42604,4 тыс. рублей);
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 38249 тыс. рублей (рост на 4664,6 тыс. рублей);
- единый сельскохозяйственный налог - 348 тыс. рублей (рост на 202,2 тыс. рублей);
- налог на имущество физических лиц - 32341 тыс. рублей (снижение на 980 тыс. рублей);
- транспортный налог - 136316 тыс. рублей (снижение на 58813 тыс. рублей);
- налог на игорный бизнес - 30093 тыс. рублей (снижение на 9547 тыс. рублей);
- земельный налог - 69696 тыс. рублей (рост на 12216 тыс. рублей);
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам - 142514 тыс. рублей (сокращение на 13973,1 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением главы городского округа от 31.07.2008 № 1065 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей в бюджет городского округа город Воронеж" администраторами доходов бюджета городского округа проведена работа по сокращению задолженности в бюджет. По результатам проведенной работы в 2008 году в бюджет городского округа мобилизовано доходов на сумму 193069 тыс. рублей.
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ в 2008 году исполнены на 93% плана и поступили в объеме 2371726,2 тыс. рублей, что составляет 21% суммы доходов бюджета городского округа. По сравнению с 2007 годом в 2008 году поступления увеличились на 467015 тыс. рублей, или на 25%.
В ходе проведенных проверок установлено, что ряд администраторов доходов не наделен статусом юридического лица (управление регулирования земельных отношений, управление главного архитектора, управление муниципальной собственности). Кроме того, не была своевременно проведена работа по заключению договоров с Управлением федерального казначейства по Воронежской области на ведение системы электронного документооборота. В результате работа администраторов доходов бюджета с июля по ноябрь 2008 года не осуществлялась, а платежи учитывались как "невыясненные поступления". Процедура уточнения платежей с УФК по Воронежской области произведена только в декабре 2008 года.
Наибольший удельный вес (46%) в неналоговых доходах занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые поступили в сумме 1151527,2 тыс. рублей (101% плана), т.е. выше плана на 9730,2 тыс. рублей. К предыдущему году поступления увеличились на 165623,2 тыс. рублей (на 17%).
Данный вид доходов формируется за счет следующих источников:
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), поступили выше плановых назначений на 7675,3 тыс. рублей, выше поступлений 2007 года на 166529,3 тыс. рублей и составили 1102173,3 тыс. рублей (101%), в том числе:
- доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 637902,2 тыс. рублей (98%), ниже плановых назначений на 14997,8 тыс. рублей (в результате нестабильной экономической обстановки снизились объемы платежей по сроку уплаты 01.12.2008).
По отношению к 2007 году поступления возросли на 137027 тыс. рублей, что обусловлено увеличением с 1 января 2008 года норматива отчисления в бюджет городского округа с 50 до 80 процентов (ст. 62 БК РФ).
В ходе проверки управления регулирования земельных отношений установлено, что при расчете арендной платы за земельный участок площадью 1857 кв. м по адресу: ул. Кольцовская, 43, предоставленный российско-германскому совместному предприятию "Казино "Фламинго", ГУГИ Воронежской области применен коэффициент 0,02 вместо утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 29.06.2006 № 514, а также решением городской Думы от 28.05.2008 № 168-II коэффициента 0,6. В результате в бюджет городского округа за 2008 год недопоступило 4561,9 тыс. рублей. В 2009 году на данный земельный участок оформлено право собственности городского округа;
- доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений), - 53861,6 тыс. рублей (146%), выше плана на 16964,6 тыс. рублей, выше поступлений 2007 года на 18447,6 тыс. рублей (на 52%). Данный рост поступлений произошел в результате увеличения коэффициентов, используемых для расчета размера арендной платы (решение ВГД от 28.05.2008 № 168-II).
Проверкой главного администратора доходов (управление регулирования земельных отношений) установлено, что при формировании проекта бюджета городского округа на 2008 год не соблюден принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ), поскольку представленный расчет по данному источнику не реалистичен. В расчете не учтен рост количества договоров аренды и соответственно площадей земельных участков, охваченных арендными отношениями. Планируемый процент собираемости на уровне фактически достигнутого значения отражает отсутствие ориентации на эффективное администрирование. Прогноз составлял 21000 тыс. рублей, в первоначально принятом бюджете - 27500 тыс. рублей, уточнение в течение года - 36897 тыс. рублей. При этом УРЗО как администратором информация о необходимости внесения изменений в бюджет не направлялась;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) - 410409,5 тыс. рублей (101%), выше плана на 5708,5 тыс. рублей, выше поступлений 2007 года на 11054,5 тыс. рублей (на 3%).
Данный вид доходов формируется за счет следующих источников:
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, не переданного в оперативное управление муниципальным учреждениям, - поступило 361054 тыс. рублей (101% уточненного плана), 110% к уровню доходов 2007 года.
Необходимо отметить, что существующие достаточно низкие ставки арендной платы не были в 2008 году своевременно проиндексированы - не с 1 июля, а с 1 сентября, что привело к недопоступлению средств в бюджет в размере 2,3% годового объема, или 8300 тыс. рублей, и также отразится на последующих периодах.
С 2006 года количество договоров аренды сократилось в 1,5 раза (с 1386 до 1072), площадь уменьшилась на 43% (с 257287 до 180146 кв. м), что обусловлено как продажей нежилых помещений, так и передачей их в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям.
Проверкой управления муниципальной собственности установлено, что сдача в аренду нежилых помещений осуществлялась неэффективно, в результате допущены:
- прямой ущерб бюджету в результате нарушения требований правовых актов - 2718,2 тыс. рублей, в том числе: 1792,8 тыс. рублей - в результате начисления арендной платы по договору с ООО "Гостиничный комплекс "Россия" по базовым ставкам 2005 года в нарушение п. 3.4 типовой формы договора аренды нежилых помещений, утвержденной распоряжением администрации города Воронежа от 20.11.2000 № 893-р; 925,4 тыс. рублей - от занижения ставок арендной платы;
- недополученные доходы бюджета вследствие неэффективной деятельности (низкий уровень работы по администрированию платежей и взысканию задолженности) - 88307,7 тыс. рублей, из них:
- 8249,7 тыс. рублей - в связи с неэффективной работой управления по взысканию задолженности;
- 9000 тыс. рублей - неначисление пени по договору с ООО "Гостиничный комплекс "Россия";
- 49394,2 тыс. рублей - в результате занижения стоимости продажи арестованного судебными приставами муниципального имущества (9 тыс. рублей за 1 кв. м);
- 13963,8 тыс. рублей - в результате превышения должностных полномочий при подписании дополнительных соглашений к договорам с ООО "Казино "Фламинго".
Таким образом, в городском округе имеется резерв увеличения доходной части бюджета от сдачи в аренду муниципального имущества при условии разработки качественной нормативно-правовой базы муниципального образования, повышения эффективности работы управления муниципальной собственности, повышения открытости, прозрачности процедур управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, переданного в оперативное управление муниципальным учреждениям, - поступили в сумме 49355,5 тыс. рублей.
Проверками администраторов доходов (управления образования и здравоохранения) установлено, что имеется резерв пополнения бюджета городского округа в части отработки задолженности по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений, которая составила 2171,3 тыс. рублей.
Кроме того, несвоевременное выполнение представления Контрольно-счетной палаты о применении рыночных расценок при заключении договоров на размещение базовых станций и антенн сотовой связи не позволило привлечь в бюджет городского округа более 2300 тыс. рублей только по учреждениям здравоохранения;
- платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий - 32748,3 тыс. рублей исполнены ниже плана на 1050,7 тыс. рублей (на 3%). Плановые назначения в течение 2008 года снижены с 54349 тыс. рублей до 33799 тыс. рублей.
Следует отметить, что плановые назначения изменялись по фактическим поступлениям и были снижены на 20550 тыс. рублей, при этом начисления по итогам 2008 года составили 61493,1 тыс. рублей.
Нормативы отчисления устанавливаются в зависимости от вида экономической деятельности предприятия, занимающего наибольший удельный вес в структуре его доходов (решение городской Думы от 06.09.2006 № 155-II "О порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом").
При этом предприятия МУП "ПАТП № 4", МУП "Донской водозабор", МУП "Ресурсосбережение", МУП "Муниципальный расчетный центр", МУП "Торгово-закупочная база "Воронежпродтехснаб", у которых наибольший удельный вес в структуре доходов занимают поступления от аренды муниципального имущества (норматив - 90%) фактически производят отчисления по нормативу, соответствующему основному виду деятельности МУП (10 - 20%).
Это свидетельствует о том, что анализ структуры доходов МУП, а также соответствия хозяйственной деятельности целям создания предприятия и вопросам местного значения в городском округе не осуществляется.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принят 14.11.2002, а не 14.02.2002.

Кроме того, не исполняются полномочия собственника, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 14.02.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в том числе отсутствует порядок составления, утверждения и установления показателей финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и не осуществляется контроль за их выполнением.
Задолженность муниципальных предприятий по отчислениям части прибыли за пользование муниципальным имуществом на 01.01.2009 увеличилась по отношению к 01.01.2008 на 16% (23001 тыс. рублей) и составила 162808,9 тыс. рублей.
Основная часть задолженности числится за муниципальными рынками - 49256,5 тыс. рублей (30%) и предприятиями транспорта - 29549,3 тыс. рублей (18%).
Следует отметить, что муниципальные рынки до 2006 года производили отчисление части прибыли по нормативу 25% в нарушение постановления Воронежской городской Думы от 30.04.2003 № 49-I, что привело к искусственно сформированной кредиторской задолженности в указанном размере.
Для погашения задолженности составлены графики реструктуризации со сроком погашения задолженности до 2012 года. Однако при сокращении своих расходов и с учетом увеличения тарифов на оказание услуг по предоставлению торговых мест и прочим услугам предприятия имеют резервы для погашения задолженности в более короткие сроки.
В ходе проверок установлено, что муниципальными рынками заключались договоры и соглашения, результатом которых было отчуждение объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, выделенных для организации рынков (МУП "Рынок "Южный", МУП "Рынок "Северный").
МУП "Рынок "Юго-Западный" 15.10.2007 заключены договоры о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков (перенайма) в нарушение п. 2 ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ, п. 4.7 распоряжения № 470-р, п. 5.2 договоров аренды в отсутствие согласия собственника, что свидетельствует об их недействительности в силу ст. ст. 166, 615 Гражданского кодекса РФ.
Передав права пользования земельными участками, а также расположенными на них помещениями, муниципальное предприятие лишило себя возможности осуществления деятельности.
В нарушение ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость передачи права аренды (перенайма) земельных участков не произведена.
Денежная компенсация за передаваемое право аренды земельного участка площадью 7032 кв. м согласно условиям договора перенайма составила 100 тыс. рублей, участка площадью 25610 кв. м - 200 тыс. рублей, таким образом, стоимость перенайма 1 кв. м участков - 14,2 рубля и 7,8 рубля соответственно. Контрольно-счетная палата считает цену договоров перенайма несоразмерной реальной стоимости земельных участков, что указывает на причинение предприятию ущерба, подлежащего возмещению в порядке ст. 25 Федерального закона № 161-ФЗ.
Вместе с тем на момент проведения проверки администрацией городского округа не принимались меры к возмещению причиненного предприятию ущерба, не заявлялись требования о признании недействительными сделок о переуступке права аренды. В настоящее время срок исковой давности по недействительным сделкам, предусмотренный ст. 181 ГК РФ, истек, срок подачи заявления о признании недействительной государственной регистрации договоров перенайма (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ) также пропущен.
Проведенные в отчетном году проверки муниципальных рынков показали отсутствие действенного контроля за исполнением требований Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и, как следствие, непрозрачность договорных и финансовых отношений в этой сфере.
В своих заключениях Контрольно-счетная палата неоднократно акцентировала внимание на необходимость формирования плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных рынков и показателей их экономической эффективности, а также осуществления контроля за исполнением указанных показателей, что позволит обеспечить сокращение необоснованных расходов и полное своевременное перечисление части прибыли в бюджет городского округа.
Также в бюджете городского округа по отчислениям части прибыли за пользование муниципальным имуществом числится задолженность в сумме 13507 тыс. рублей по ликвидированным муниципальным унитарным предприятиям и предприятиям, признанным банкротами.
Кроме того, в городском округе не установлен порядок разработки и утверждения программ деятельности казенных предприятий, а также порядок получения в бюджет части доходов МКП. Недополученный доход бюджета только по МКП "УГА", рассчитанный с использованием норматива, установленного на федеральном уровне, составил свыше 760 тыс. рублей.
Таким образом, в городском округе имеется резерв доходов бюджета от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, а также доходов ряда казенных предприятий при условии создания эффективной системы управления их финансово-хозяйственной деятельностью;
- прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), - 16575,6 тыс. рублей (123%), выше плана на 3075,6 тыс. рублей. Данные поступления - это плата за наем жилых помещений муниципального жилого фонда, которая стала поступать в бюджет городского округа в соответствии с постановлением главы городского округа от 06.05.2008 № 787 "О зачислении в бюджет городского округа город Воронеж платы за наем жилых помещений муниципального жилого фонда". Указанное постановление содержит норму, противоречащую ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, позволяющую МУП "МИВЦ" удерживать без зачисления в бюджет городского округа плату за обработку и сбор платежей. В результате в бюджет городского округа по данному источнику недопоступило 452,3 тыс. рублей, в том числе: доходы МП "МИВЦ" - 283 тыс. рублей, комиссионный сбор банков - 169,3 тыс. рублей.
Кроме того, как неоднократно отмечалось Контрольно-счетной палатой, деятельность МУП "МИВЦ" не согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", отсутствует экономическое и юридическое обоснование получаемого им вознаграждения.
Платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду) исполнены на 104%, или поступили сверх плана 960,7 тыс. рублей и составили 27456,7 тыс. рублей. Перевыполнение плана образовалось в результате погашения задолженности ГОУ ВПО ВГЛТА в сумме 101 тыс. рублей и ВМЗ - филиал ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева - 725 тыс. рублей. По сравнению с 2007 годом также наблюдается увеличение поступлений на 5601 тыс. рублей (на 26%) за счет увеличения в 2008 году коэффициентов индексации к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1,06 и 1,05 раза.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства поступили в 2008 году в меньшей сумме, чем в 2007, - на 2888,9 тыс. рублей, ниже плановых назначений на 6770,9 тыс. рублей и составили 335903,1 тыс. рублей (98%). По данному источнику поступают средства за оказание платных услуг учреждениями образования (28175,3 тыс. рублей), здравоохранения (296430,6 тыс. рублей), культуры (6609,9 тыс. рублей) и т.д.

]]>
7. При составлении бюджетной отчетности допущено искажение сведений о доходах бюджета от отчислений на развитие инженерной инфраструктуры в результате отражения средств в сумме 14300 тыс. рублей, поступивших от ООО "Касторама РУС" по договору об условиях строительства по коду "прочие безвозмездные поступления", администратором которых является ФКУ, без заявления плательщика.
8. В нарушение ст. 64 БК РФ льготы по неналоговым доходам (арендной плате за землю и нежилые помещения) предоставлялись в отсутствие соответствующих полномочий. Кроме того, в нарушение п. 2 вышеуказанной статьи решения о предоставлении льгот принимались в течение финансового года, а в отдельных случаях - после его окончания. В нарушение решения Воронежской городской Думы "О бюджете городского округа город Воронеж на 2008 год" неналоговые льготы предоставлялись не категориям плательщиков, а носили индивидуальный характер.
9. ФКУ ненадлежащим образом исполняет свои функции по исполнению бюджета, так как не использовало право и возможность при наличии лимитов привлечь заемные средства на сумму 464686 тыс. рублей и сократить документально подтвержденную задолженность, сложившуюся на конец года около 690000 тыс. рублей, тем самым сократить сумму недофинансирования к плановым назначениям расходной части бюджета (949013,1 тыс. рублей).
10. В нарушение ст. 6 БК РФ в течение 2008 года получателями бюджетных средств были определены предприятия: МУП города Воронежа МТК "Воронежпассажиртранс", ЗАО "Компания "Воронежский троллейбус", МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие № 4", МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие № 5", МКП "ВЖКК", ОАО "ЦКСР", МУП "ПО БПХ "Чайка". Это нарушение имело место также после исключения муниципальных предприятий из постановления главы городского округа от 07.12.2007 № 1768 "О наделении полномочиями муниципальных заказчиков".
11. Значительная часть городского бюджета ежегодно направляется на неэффективное и бесконтрольное субсидирование убытков хозяйствующих субъектов. Такой вид бюджетных расходов не только нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), но и оказывает угнетающее воздействие на городскую экономику, вынуждая предприятия искусственно формировать убытки.
При этом финансирование на покрытие убытков по перевозке пассажиров городским транспортом производилось в отсутствие экономического обоснования размера субсидии, целей, условий и порядка ее предоставления, без учета фактически оказанных транспортных услуг. Таким образом, преследовалась цель освоения бюджетных средств в полном объеме, а задача эффективного и рационального расходования бюджетных средств не предусматривалась.
12. Бюджетом городского округа на 2008 год финансирование целевой программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа город Воронеж на 2006 - 2010 годы" не было предусмотрено, в то же время средства бюджета направлены на реализацию программных мероприятий, что является отказом от программно-целевого метода бюджетирования и нарушает принципы достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 37, 38 БК РФ).
Расходы в сумме 6384,9 тыс. рублей на приобретение и установку приборов GSM в рамках реализации энергосберегающих мероприятий осуществлены в противоречие ст. 38 БК РФ, закрепляющей принципы достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств, поскольку установка данного оборудования не имеет целью сокращение расходов потребителей коммунальных услуг.
13. При заключении МУ "ГорДЕЗ ЖКХ" контракта на проведение капитального ремонта фасадов зданий к форуму на общую сумму 40000 тыс. рублей заказчиком не соблюден порядок, установленный Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также необоснованно уменьшен объем работ с 47 до 31 здания при сохранении общей стоимости, что привело к завышению средней стоимости выполненных работ по каждому дому на 439 тыс. рублей.
Вместе с тем произведен ремонт фасада здания - памятника истории и культуры регионального значения по ул. Платонова, 21, которое в период с 16 по 18 августа 2008 года незаконно снесено, что привело к неэффективному расходованию средств бюджета в сумме 583,7 тыс. рублей.
14. В ходе реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", при расходовании средств в сумме 315354,1 тыс. рублей допущено неисполнение требований указанного закона.
По проведению капитального ремонта МКД по состоянию на 01.01.2009 из 303 объектов акты о приемке выполненных работ представлены лишь по 47 домам (15% общего количества), которые не согласованы управлением ЖКХ.
15. При реформировании городской системы ЖКХ без должного внимания оставлен вопрос о задолженности населения, арендаторов (субабонентов) перед РайДЕЗами за жилищно-коммунальные услуги. Значительная часть этих долгов уже оплачена из бюджета на основании решений арбитражного суда по искам поставщиков коммунальных ресурсов. В то же время городской округ, выполнивший обязательства по оплате за третьих лиц, не приобрел прав требования к должникам (населению, арендаторам и др.) в порядке, установленном ст. 313, 382 ГК РФ. Учет этих требований, контроль за их погашением не осуществляется. По состоянию на 01.01.2009 по отдельным МУ "РайДЕЗ ЖКХ" числится переплата по бюджетным средствам на сумму 24700,4 тыс. рублей (МУ "РайДЕЗ ЖКХ" Коминтерновского района - 12927,5 тыс. рублей, МУ "РайДЕЗ ЖКХ" Ленинского района - 11772,9 тыс. рублей). Администрацией и ФКУ надлежащей работы по возврату денежных средств в бюджет городского округа не осуществлялось.
16. В сфере размещения муниципального заказа установлена тенденция завышения муниципальными заказчиками объемов работ и (или) их стоимости на 30 - 35%. В связи с чем КСП считает необходимым обратить особое внимание на вопросы контроля за формированием экономически обоснованной цены контрактов, применением мер обеспечения исполнения заказа и мер экономической ответственности к недобросовестным участникам размещения заказа (взыскание неустойки, расторжение контрактов и т.п.).
По результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета городского округа за 2008 год установлены нарушения и недостатки:
- нарушения и недостатки при получении средств в бюджет и возмещении средств из бюджета - 142615 тыс. рублей;
- нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств - 9563,8 тыс. рублей.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой, общая сумма нарушений и недостатков, допущенных бюджетополучателями при исполнении бюджета городского округа в 2008 году, составила 108899 тыс. рублей, в том числе:
- нарушения и недостатки при получении средств в бюджет и возмещении средств из бюджета - 8089 тыс. рублей;
- нарушения и недостатки при предоставлении средств в бюджет - 28025 тыс. рублей;
- нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств - 72785 тыс. рублей.

Председатель Контрольно-счетной палаты
Л.М.ДОРОХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru