Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2009 года

Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи П.Т.
с участием прокуроров А., К.
при секретаре Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Кировской области от 8 июля 2008 года № 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области",

установил:

пунктом 4 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 8 июля 2008 года № 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" предусмотрено, что лицу, замещающему муниципальную должность гарантируется выплата ежемесячного денежного содержания до устройства на новое основное место работы (службы) в течение срока, установленного уставом муниципального образования, но не более шести месяцев со дня прекращения полномочий, в размере, равном ежемесячному денежному содержанию по занимаемой им муниципальной должности с учетом индексации.
Пунктом 5 части 3 статьи 2 оспариваемого Закона области гарантирована выплата разницы между размером денежного содержания по замещаемой муниципальной должности, установленного на дату прекращения полномочий, с учетом индексации и размером оплаты труда по нижеоплачиваемому месту работы (службы), но не более четырех месяцев со дня прекращения осуществления полномочий.
Исполняющий обязанности прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании указанных положений Закона области противоречащими федеральному законодательству и недействующими, указав, что приведенные положения Закона устанавливают преимущества лицам, замещающим муниципальные должности, в зависимости от должностного положения, а предоставление установленных Законом гарантий осуществляется по истечении срока полномочий, что не соответствует требованиям федерального законодательства.
Статья 172 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Вместе с тем, такие гарантии могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий, а не по окончании срока полномочий, как это предусмотрено в оспариваемых нормах.
Часть 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает прямой запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области А. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Гарантии указанным лицам могут устанавливаться только на период осуществления полномочий, после окончания работы у органа местного самоуправления не имеется оснований для выплаты каких-либо денежных сумм этим лицам.
Представитель Кировской областной прокуратуры К. заявленные требования поддержала, дала суду аналогичные объяснения. Указала, что оспариваемым Законом области нарушается статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающая установление прямых или косвенных преимуществ. Закрепляя указанные гарантии в Законе области, Законодательное Собрание установило особые гарантии прав для выборных лиц органов местного самоуправления.
Представитель Законодательного Собрания Кировской области, действующая на основании доверенности П.Н., заявленные требования не признала. Суду пояснила, что требование прокурора о признании оспариваемого Закона области в части противоречащим федеральному законодательству является необоснованным. Оспариваемый Закон области, которым предусматриваются гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной и непостоянной основе в органах местного самоуправления Кировской области, принят на основании части 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом Закон области непосредственно не устанавливает гарантий выборным лицам местного самоуправления, не регулирует порядок их предоставления. В соответствии со статьей 40 Федерального закона и частью 1 статьи 2 областного Закона № 257-ЗО гарантии устанавливаются уставом муниципального образования и являются установленными муниципальными правовыми актами расходными обязательствами, финансируемыми за счет средств местного бюджета. Положениями пунктов 4 и 5 части 3 статьи 2 Закона № 257-ЗО отношения работника и работодателя не регулируются. Законодатель не возлагает на работодателей не предусмотренную Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность по предоставлению указанных в Законе социальных гарантий, включению ее в трудовой договор и финансированию за счет средств работодателя. Социальные гарантии не относятся к определенным в соответствии со статьями 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиям - средствам, способам и условиям, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, предоставляемым за счет средств работодателя. Устанавливаемая в соответствии с Законом области муниципальным правовым актом гарантия является обеспечиваемой за счет средств местного бюджета дополнительной гарантией социальной поддержки лиц, прекративших исполнение полномочий, которым не может быть предоставлена прежняя работа или другая равноценная работа, средством, обеспечивающим их социальную защищенность.
При установлении социальных гарантий указанным лицам нормы Трудового кодекса не применяются, следовательно, оспариваемые положения Закона области не противоречат статье 172 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя Законодательного Собрания Кировской области П.Н., представителей прокуратуры Кировской области А. и К., исследовав материалы дела, суд находит требования исполняющего обязанности прокурора Кировской области подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подсудны Кировскому областному суду, поскольку оспариваемый правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, издан органом государственной власти субъекта Российской Федерации и является нормативным правовым актом.
Закон Кировской области от 8 июля 2008 года № 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" опубликован в газете "Вятский край" 16 июля 2008 года № 130-131, в "Сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области" 20 августа 2008 года № 13, часть 1 и является действующим.
Согласно п. п. "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Федеральным законодательством не урегулирован вопрос предоставления гарантий депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления.
В силу указанного обстоятельства и положений пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ такие гарантии устанавливаются уставом муниципального образования на основании закона субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Законодательное Собрание Кировской области приняло Закон "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" № 257-ЗО от 8 июля 2008 года в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Вместе с тем, полномочия Законодательного Собрания Кировской области по установлению гарантий депутатской деятельности, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не могут распространяться на регулирование статуса выборных лиц местного самоуправления по окончании срока полномочий указанных лиц.
По смыслу статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц на период выполнения ими своих полномочий, а не по окончании срока полномочий, как это предусмотрено в оспариваемом Законе области.
Доводы представителя Законодательного Собрания Кировской области П.Н. о том, что оспариваемым Законом не устанавливаются гарантии выборных лиц местного самоуправления и не регулируется порядок их предоставления, поскольку такой порядок устанавливается уставом муниципального образования, не могут быть приняты во внимание. Как было изложено выше, гарантии выборным лицам местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии федерального регулирования указанного вопроса оспариваемый Закон Кировской области является основополагающим при установлении этих гарантий и подлежащим применению.
Нельзя согласиться с доводом представителя Законодательного Собрания Кировской области о том, что установленные Законом гарантии не относятся к гарантиям, с помощью которых обеспечивается осуществление прав работника в области социально-трудовых отношений.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают, в том числе, в результате избрания на должность.
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
В соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления определяется статьей 172 Трудового кодекса Российской Федерации. После прекращения полномочий выборных лиц местного самоуправления трудовые отношения прекращаются и не имеется оснований для установления каких-либо гарантий указанным лицам.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Закон Кировской области от 8 июля 2008 года № 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" принят Законодательным Собранием Кировской области с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству. В этой связи заявление исполняющего обязанности прокурора Кировской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление исполняющего обязанности прокурора Кировской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 4 и 5 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 8 июля 2008 года № 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

--------------------------------
Решение вступило в законную силу 29 июня 2009 года.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru