Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2008 г. по делу № А29-4427/2008

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 3 декабря 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2008 г.
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску муниципального учреждения "Центральная районная больница"
к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми,
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства по Республике Коми)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании
от ответчиков - Т. по доверенности ФОМС РК от 04.04.2008 г., П. по доверенности УФК по РК от 09.01.2008 г.,

установил:

МУ "Центральная районная больница" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства по Республике Коми) о взыскании 19780 руб. убытков в виде разницы в заработной плате, установленной перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006 - 2007 годы.
Ответчики в судебном заседании и в отзывах на иск отклонили заявленные требования.
Судом рассмотрено ходатайство УФК по РК о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования и вынесено протокольное определение об отказе в его удовлетворении в связи с отсутствием правовых оснований.
Истец извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 123, 124, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в отсутствие представителя истца.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчиков, суд удовлетворяет исковые требования на основании следующего.
В обоснование своих требований истец указал, что в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения медицинским работникам первичного звена - врачам-терапевтам, врачам-педиатрам, участковым, а также их медицинским сестрам осуществляются денежные выплаты, производимые на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 г. № 825 "О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи".
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному ФОМС на финансовое обеспечение государственного задания, включают в себя средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Расходование средств субвенций, выделенных на указанные цели, на иные виды расходов, а именно: включение сумм субвенций в базу для исчисления среднего заработка, не предусмотрено.
Как видно из материалов дела заочным решением мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми от 07.11.2007 г. по делу № 2-1365/07 исковые требования Д. к МУ "ЦРБ г. Вуктыл" о перерасчете среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006 - 2007 годы и взыскании разницы невыплаченных денежных сумм удовлетворены. Суд обязал МУ "ЦРБ г. Вуктыл" произвести перерасчет среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006 - 2007 годы Д.
Дополнительным решением от 14.12.2007 г. по делу № 2-1365/07 суд взыскал с МУ "ЦРБ г. Вуктыл" в пользу Д. разницу в заработной плате установленную перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006 - 2007 годы в сумме 51772 руб. 87 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007 г. № 833 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 г. № 825" финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьями Трудового кодекса Российской Федерации - 114; ч. 4 ст. 139; статьями 167, 183 и 187. Данное постановление вступило в силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г.
ФОМС РК на данные расходы были перечислены денежные средства в МУ "ЦРБ г. Вуктыл" в сумме 31992 руб. 87 коп., которые были выплачены Д. 28.03.2008 г., что подтверждается платежной ведомостью № 354 от 28.03.2008 г. Разница с присужденной суммой составила 19780 руб., которые были выплачены Д. за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности МУ "ЦРБ г. Вуктыл", что подтверждается расходными кассовыми ордерами № 180 от 21.02.2008 г. на сумму 12522 руб.; № 536 от 08.05.2008 г. на сумму 6314 руб.; № 569 от 20.05.2008 г. на сумму 944 руб.
Истец полагает, что действие постановления Правительства Российской Федерации № 833 от 01.12.2007 г. должно распространяться и на 2006 г., поэтому просит взыскать с ответчиков свои расходы в сумме 19780 руб.
УФК по РК в отзыве на иск возражает против удовлетворения исковых требований. По мнению ответчика, порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 г. установлен Законом № 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации № 851.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 671 определен источник погашения задолженности учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников - это средства нераспределенного резерва Федерального ФОМС. Решение о перераспределении средств принимается Федеральным ФОМС на основании сведений, предоставляемых территориальным ФОМС. В связи с этим ответчик полагает, что бездействие органов государственной власти Российской Федерации в виде неопределения источника финансирования отсутствует.
ФОМС РК в отзыве на иск отклонил заявленные требования и указал, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой госгарантий на 2006 г. являлось расходным обязательством Российской Федерации. На федеральном уровне не принято решение по вопросу, касающемуся порядка и условий начисления отпускных и других выплат медицинским работникам первичного звена, участвовавшим в оказании дополнительной медицинской помощи в 2006 г. В связи с тем, что включение сумм указанных выплат в расчет среднего заработка в 2006 г. законодательством не предусмотрено, расходование федеральных средств ФОМС РК на эти цели будет являться нарушением положений статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и квалифицироваться как нецелевое использование средств.
По мнению ФОМС РК, оснований для взыскания разницы в заработной плате, возникшей в связи с перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособий по временной нетрудоспособности за 2006 г. с ФОМС РФ не имеется. Расходы истца в размере 19780 руб., произведенные во исполнение решения мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми от 01.11.2007 г. и дополнительного решения от 14.12.2007 г. в пользу Д., на основании пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать убытками. Законодателем не определен источник финансирования расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 г. В связи с чем, ФОМС РК полагает, что убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Судом установлено, что порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Законом № 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом ОМС в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 ТК РФ, у истца возникли убытки.
В то же время частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания, выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, осуществляется с учетом предоставления соответствующим медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 ТК РФ.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации бездействовали и не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников, выполнявших в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суд признает доводы истца и возражения ФОМС РК правомерными.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
При таких обстоятельствах, изучив материалы дела, проверив расчет иска, а также доводы и возражения сторон, суд признает исковые к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются судом на ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства по Республике Коми) за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения "Центральная районная больница" 19780 руб. убытков и 791 руб. 20 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru