АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июля 2009 г. № 418-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 335), постановлением
Губернатора Курской области от 16.05.2006 № 232 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Курской области", постановлением Губернатора Курской области от 17.04.2007 № 167 "О совершенствовании территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Курской области":
1. Утвердить прилагаемые Положение
о Дежурно-диспетчерской службе Курской области и ее структуру
.
2. Признать утратившим силу распоряжение Администрации Курской области от 23.11.2005 № 787-р (в редакции распоряжения Администрации Курской области от 19.06.2007 № 237-р).
3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель Губернатора
Курской области
В.Н.ЗУБКОВ
Утверждено
распоряжением
Администрации Курской области
от 28 июля 2009 г. № 418-р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДДС КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Общие положения
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 335) и другие законодательные акты определяют, что главным объектом обеспечения безопасности является человек. Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности.
Характерной особенностью населенных пунктов Курской области является большая плотность населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов, что определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
В экстремальных случаях ЧС могут привести к возникновению чрезвычайной обстановки и повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС являются важными задачами органов исполнительной государственной власти областного и районного уровней, ДДС Курской области, экстренных оперативных служб, служб жилищно-коммунального хозяйства и др. и требуют их тесного взаимодействия.
Для приема сообщений от населения и организаций о пожарах, авариях, опасных природных явлениях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый телефонный номер "112".
ДДС Курской области является структурным подразделением областного государственного учреждения "Центр обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Курской области" и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Курской области и Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Администрацией Курской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года № 886.
1.2. Назначение ДДС Курской области
Целью создания ДДС Курской области является повышение оперативности реагирования Администрации Курской области и служб области на угрозу или возникновение ЧС, эффективности работы привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, информирование Администрации Курской области и служб области о подобных фактах и принятых по ним мерам.
Дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) Курской области является органом повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) регионального уровня.
ДДС Курской области предназначена для приема сообщений, в том числе и по единому телефонному номеру "112", о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС, доведения их до ДДС экстренных оперативных служб, жилищно-коммунального хозяйства, организаций (объектов) и их оперативного реагирования, а также для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Особенностью ДДС Курской области является наличие в ее структуре круглосуточной дежурной смены, предназначенной для приема сообщений о ЧС, их обработки и оперативного оповещения всех заинтересованных ДДС, а также информирования населения в местах массового пребывания людей.
ДДС Курской области имеют свою символику и эмблему, а личный состав - установленную форменную одежду.
1.3. Основные задачи ДДС Курской области
Основными задачами ДДС Курской области в пределах ее компетенции являются:
прием сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения пожаров и ЧС природного и техногенного характера, их анализ и оценка достоверности, доведение поступившей информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение, и контроль принятых ими мер;
прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу в установленном порядке;
сбор от ДДС, систем мониторинга окружающей среды и распространение между ДДС информации об угрозе или факте возникновения пожаров и ЧС, требующих совместных действий служб;
представление докладов об угрозе или возникновении пожаров и ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ее ликвидации вышестоящими органами управления по подчиненности;
оповещение органов исполнительной государственной власти Курской области, органов местного самоуправления, а также информирование населения о приведении в готовность системы гражданской обороны, возникновении (угрозе возникновения) пожаров, угрозе террористических акций в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
II. СОСТАВ, ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ДДС КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Состав ДДС Курской области
ДДС Курской области является структурным подразделением областного государственного учреждения "Центр обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Курской области" (далее - ОГУ ЦОД ГОЧС Курской области).
ДДС Курской области включает в себя: личный состав, пункты управления и автоматизированную систему (система связи, система оповещения, система информирования и комплекс средств автоматизации).
2.2. Личный состав ДДС Курской области
В состав ДДС Курской области входят: отдел планирования и взаимодействия с ЕДДС муниципальных образований, защищенный пункт управления (ЗПУ), загородный запасный пункт управления (ЗЗПУ).
В состав дежурной смены ДДС Курской области включаются оперативные и дежурно-диспетчерские смены из расчета несения круглосуточного дежурства.
Смена личного состава производится один раз в сутки в установленное время.
При функционировании ДДС в режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ численный состав круглосуточной дежурной смены подлежит уточнению.
После завершения приема, сдачи дежурства и оформления соответствующих записей в книге приема и сдачи дежурства личный состав заступающей дежурной смены докладывает по подчиненности о состоянии дел и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, и принятых по ним мерах.
2.3. Пункты управления ДДС Курской области
Пункты управления (далее - ПУ) ДДС Курской области представляют собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.
2.3.1. Состав технических средств управления ПУ:
- средства проводной, радиосвязи и передачи данных;
- средства автоматизации управления;
- системы оповещения и персонального вызова;
- система информирования населения;
- система видеонаблюдения.
2.3.2. Состав оперативной документации на ПУ:
- журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений, сигналов управления и оповещения;
- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;
- инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ;
- инструкции по мерам пожарной и техники безопасности;
- схемы и списки оповещения в случае угрозы или возникновения ЧС;
- рабочие карты области;
- схемы управления и связи;
- телефонные справочники;
- формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
- рабочие тетради.
2.4. Автоматизированная система ДДС Курской области
Автоматизированная система ДДС Курской области (далее - АС ДДС) представляет единую локальную вычислительную сеть, объединяющую совокупность взаимосвязанных систем, средств связи, оповещения, информирования и автоматизации управления, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц постоянного состава и дежурной смены на базе персональных ЭВМ, другие программно-технические средства.
АС ДДС сопрягается с федеральной и региональной автоматизированными информационно-управляющими системами РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС.
АС ДДС выполняет одновременно и функции абонентского пункта.
2.4.1. Система связи ДДС Курской области
Представляет собой организационно-техническое объединение средств проводной и радиосвязи, обеспечивающих обмен аудио- и видеоинформацией, передачу данных, а также команд и сигналов оповещения.
Система связи ДДС Курской области обеспечивает:
- передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной и телеграфной связи, сигналов и команд;
- прямые телефонные связи с ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ЕДДС муниципальных районов, ДДС организаций (объектов) (в первую очередь, экстренных вызовов "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства и др.);
- прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- коммутацию передаваемого сообщения (избирательно или циркулярно) до соответствующих ДДС;
- громкоговорящую селекторную связь;
- обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими службами, организационно входящими в структуру ДДС Курской области.
2.4.2. Система оповещения ДДС Курской области
Представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
Основными задачами системы оповещения являются:
- обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц соответствующих администраций и взаимодействующих ДДС;
- обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ДДС;
- оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.
Системой оповещения обеспечиваются следующие виды информации:
- сигналы вызова;
- речевые (текстовые) сообщения;
- условные сигналы.
2.4.3. Система-112
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требует развития механизма быстрого реагирования на угрозы.
Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития.
Основной целью создания Системы-112 является организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения.
Основными задачами Системы-112 являются:
- прием, обработка и переадресовка вызовов, поступающих на единый телефонный номер "112";
- координация, управление и поддержка взаимодействия экстренных оперативных служб для своевременной обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по телефонному номеру "112";
- профилактика происшествий и чрезвычайных ситуаций, информирование населения;
- сбор и обработка статистики, представление информации на уровень принятия решений по предотвращению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Нумерация подпунктов пункта 2.4 дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.4.3. Система информирования населения "ОКСИОН"
Представляет собой организационно-техническое объединение современных технических средств оперативного информирования населения в местах массового пребывания.
Основными задачами системы информирования являются:
- информирование и оповещение населения при угрозе или возникновении ЧС;
- повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения, контроля за радиационной и химической обстановкой;
- оптимизация порядка доведения информации, необходимой для безопасного поведения в природной, техногенной и социальной сферах;
- профилактика ЧС и правонарушений, а также сбор информации о предпосылках возникновения ЧС;
- формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, методическое руководство в подготовке в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- организация взаимодействия с системами видеонаблюдения, отображения информации системами видеонаблюдения, информирования и оповещения других государственных органов, частных предприятий и организаций, в том числе зрелищно-спортивных, торговых, транспортных и т.п.
III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДДС КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Режимы функционирования ДДС Курской области
ДДС Курской области функционирует круглосуточно и после получения данных об угрозе или возникновении ЧС (в рамках предоставленных полномочий) немедленно приступает к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации.
ДДС Курской области функционирует в трех режимах мирного времени (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации), а также при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время.
В режиме повседневной деятельности на ДДС Курской области осуществляется круглосуточное дежурство, в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС.
В этом режиме ДДС Курской области обеспечивает:
прием от ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ЕДДС муниципальных районов, ДДС организаций (объектов) сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;
обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;
осуществление контроля за готовностью ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
осуществление плановых трансляций в зоне ответственности, обеспечивающих отображение оперативной, обучающей и иной информации на специализированных технических средствах информирования и оповещения населения;
внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС.
В режим повышенной готовности ДДС Курской области и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе ЧС в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС, взаимодействующих с ДДС Курской области.
В этом режиме ДДС Курской области дополнительно обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области, комитета ГОЧС и пожарной безопасности Курской области, ЕДДС муниципальных районов, подчиненных сил и средств постоянной готовности;
трансляцию в зоне ответственности, обеспечивающую отображение оперативной информации при угрозе ЧС на специализированных технических средствах информирования и оповещения населения;
получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей природной среды;
прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
корректировку алгоритмов действий привлекаемых ДДС при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с другими ДДС;
координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
В режим чрезвычайной ситуации ДДС Курской области переводится при возникновении ЧС.
В этом режиме ДДС выполняет задачи:
координации действий ДДС и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;
контроля за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;
оповещения и передачи оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
трансляции, обеспечивающей отображение оперативной информации о ЧС, действий населения, находящихся в зоне ЧС, ходе аварийно-спасательных работ на специализированных технических средствах информирования и оповещения населения;
контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
Функционирование ДДС Курской области при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время, осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории Курской области от ЧС и инструкциями дежурному персоналу ДДС по действиям в условиях особого периода.
При функционировании ДДС Курской области в условиях особого периода, в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории Курской области от ЧС предусматривается размещение дежурно-диспетчерских смен на защищенном ПУ.
3.2. Порядок работы ДДС Курской области
Информация об угрозе или возникновении ЧС в ДДС Курской области поступает от ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ЕДДС муниципальных районов, ДДС организаций (объектов) и населения.
Дежурно-диспетчерский состав ДДС Курской области при получении информации об угрозе или возникновении ЧС осуществляет свою работу по оценке обстановки, уточнению состава привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проведению их оповещения, отдачи распоряжений на необходимые действия и контролю за их выполнением в соответствии с инструкциям и алгоритмами действий, утвержденными начальником ОГУ ЦОД ГОЧС Курской области.
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения оперативно доводится информация о способах защиты.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ЧС.
3.3. Порядок комплектования и подготовки кадров
ДДС Курской области
Комплектование личным составом ДДС Курской области осуществляется начальником ОГУ ЦОД ГОЧС Курской области.
Начальник ДДС Курской области назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке и подчиняется начальнику ОГУ ЦОД ГОЧС Курской области.
Начальник ДДС Курской области:
- в пределах предоставленных полномочий организует и осуществляет меры по выполнению задач гражданской обороны, повышению устойчивости функционирования ДДС Курской области при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организует повседневную деятельность ДДС Курской области и несет персональную ответственность за решение стоящих перед ней задач, выполнение возложенных на него функций и реализацию предоставленных полномочий;
- представляет интересы ДДС Курской области в органах государственной власти области, органах местного самоуправления и иных организациях любых организационно-правовых форм в установленном порядке;
- участвует в осуществлении разработки и реализации мер по правовой и социальной защите работников ДДС Курской области и членов их семей;
- принимает решения по другим вопросам, отнесенным к компетенции ДДС Курской области.
Личный состав ДДС Курской области обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, уметь применять их в практической работе.
Основными формами обучения работников ДДС Курской области являются: тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятиях по профессиональной подготовке.
Совместные учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с личным составом ДДС Курской области, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным начальником ОГУ ЦОД ГОЧС Курской области.
Профессиональная подготовка работников ДДС Курской области проводится ежемесячно, по специально разработанной программе.
3.4. Финансовое обеспечение развития ДДС Курской области
Финансовое и материально-техническое обеспечение создания и обеспечения функционирования ДДС Курской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств областного бюджета.
Утверждена
распоряжением
Администрации Курской области
от 28 июля 2009 г. № 418-р
СТРУКТУРА
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
┌───────────────────┐
│ ГУ МЧС России │
│по Курской области │
└─────────┬─────────┘
│
│
┌──────────────────┴────────────────┐
│ЦУКС МЧС России по Курской области │
└──────────────────┬────────────────┘
│
┌─────────┴─────────┐
┌────────────────────┤ДДС Курской области├───────────────┐
│ └─────────┬─────────┘ │
│ │ │
┌─────────┴───────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌────────┴──────┐
│Отдел планирования и │ │ Защищенный │ │ Загородный │
│взаимодействия с ЕДДС│ │ пункт управления │ │запасной пункт │
│ муниципальных │ │ (ЗПУ) │ │ управления │
│ образований │ │ │ │ (ЗЗПУ) │
└─────────┬───────────┘ └─────────┬─────────┘ └────────┬──────┘
│ │ │
└────┐ └─────────────┬───────────┘
┌-----------------│---------------------------------------│----------------------┐
│ │ Дежурная смена │
│ │ │
│ ┌──────────┴──────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐
│ Группа по приему, │ │Группа по обеспечению выполнения │ │
│ │ обработке сообщений │ │ мероприятий ГО │
└──────────┬──────────┘ └─────────────────────────────────┘ │
│ │
┌──────────┴──────────┐ ┌───────────────┐ │
│ │ Группа по │ ┌───────────────────┐ │ Группа по │
│ обслуживанию ├────┤Группа по поддержке├──────┤ мониторингу и │ │
│ │ системы "ОКСИОН" │ │ принятия решений │ │ прогнозу │
└─────────────────────┘ └───────────────────┘ └───────────────┘ │
└--------------------------------------------------------------------------------┘