Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. № 33-3689

Судья: Буренкова А.Н.

19 мая 2009 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Цыпкиной Е.Н., Пятовой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.
дело по кассационной жалобе начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области Основина А.Н.
с участием представителя Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области - по доверенности Зотина Д.Ф. и З.
на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 31 марта 2009 года по иску З. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Нижегородской области о вменении в обязанность исчисления транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля

установила:

истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что владеет автомобилем ГАЗ-2217 Соболь "Баргузин" 2006 года выпуска, государственный номер С 739 ВХ/52, идентификационный номер Х9622170060476868, паспорт транспортного средства 52 № МВ032633, свидетельство о регистрации 5200210462. Заводом-изготовителем присвоена марка транспортного средства (ТС) ГАЗ-2217, что в соответствии с отраслевой нормалью ОН025270-66 означает, что автомобиль относится к классу автобусов особо малой длины до 5,5 м. На это указывают первая и вторая цифры индекса марки ТС "22". Так же автомобиль классифицируется и в ГИБДД, о чем подаются сведения в налоговую инспекцию для исчисления транспортного налога. Отнесение транспортного средства к определенному типу проводится в соответствии с Классификацией транспортных средств, принятой на конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 8 ноября 1969 года. Конвенция о дорожном движении, принятая на указанной конференции, была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года № 5938-8. Согласно Классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) его автомобиль относится к категории "В" и соответствует категории Ml - автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме водителя) и классифицируется как легковой автомобиль. Автомобиль ГАЗ-2217 имеет всего 6 посадочных мест, кроме места водителя. К классу автобусов относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя). Истец просил суд обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Нижегородской области исчислять транспортный налог в отношении принадлежащего ему транспортного средства ГАЗ-2217 как легкового автомобиля.
Представитель ответчика - по доверенности Зотин Д.Ф. исковые требования не признал. Пояснил, что отнесение транспортных средств к тому или иному виду производится на основании данных, поступивших из органов внутренних дел. Транспортное средство, принадлежащее З., числится в органах ГИБДД как автобус. Завод-изготовитель также относит указанное транспортное средство к автобусам. Истец ссылается на положения Венской конвенции, однако не учитывает, что автомобиль относится к категории "В", которая не указывает, что это именно легковой автомобиль.
Представитель третьего лица - УВД по Городецкому району, в судебное заседание не явился.
Решением суда от 31 марта 2009 года постановлено исковые требования З. удовлетворить - обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Нижегородской области исчислять транспортный налог в отношении транспортного средства ГАЗ-2217, 2006 года выпуска, цвета ОМЕГА2, идентификационный номер Х9622170060476868, номер двигателя 40522А63067295, номер шасси отсутствует, номер кузова 22170060251139, мощность двигателя 103 кВт, государственный номер С 739 ВХ/52, принадлежащего З., как легкового автомобиля.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Нижегородской области в пользу З. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
В кассационной жалобе начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области Основина А.Н. поставлен вопрос об отмене решения, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и, в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.
С доводами кассационной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 г. № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.
В соответствии с упомянутым выше ОКОФ к подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, в том числе, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы).
В составе подраздела "Средства транспортные" объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.
Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств - в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено разработать и утвердить положение о паспорте транспортного средства и его образец.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.06.1997 № 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения в строке 3 паспорта транспортного средства "Наименование (тип транспортного средства (ТС))" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
Из п. 2.2.4 Положения следует, что в строке 4 "Категория транспортного средства (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29.04.1974 г.
При этом к категории "В" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, к категории "С" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином "автомобиль" понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.
Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005.
В данной таблице выделена, в частности, категория "В" - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: "M1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; "M1С" - механические ТС специального назначения (автодом); "N1" - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
Согласно ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:
Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория № 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 г. № САЭ-3-09/363@ "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 № БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств" установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 № БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002, № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178@.
При этом, Минфин России в письме от 29.03.2007 № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 г. № 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "В" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные ТС зарегистрированы.
Из материалов дела следует, что З. является собственником ТС - автомашины ГАЗ-2217 гос. № С 739 ВХ/52, 2006 года выпуска, тип которого определен как автобуса длиной до 5,5 м, категории "В" с особыми отметками в ПТС и свидетельстве о регистрации о том, что автомобиль является специальным пассажирским ТС (6 мест), масса без нагрузки составляет 2130 кг, разрешенная максимальная масса - 2 900 кг, мощность двигателя 103 кВт (л.д. 5, 7).
Транспортный налог за указанное ТС исчислен для З. Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области как для автобуса (л.д. 8 - 9).
Разрешая заявленные З. требования, суд первой инстанции установил, что указанное ТС в техпаспорте и ПТС как грузовой автомобиль или автобус не классифицировано, при этом его разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу "В" соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу "М1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции дал аргументированное суждение о том, что отнесение транспортного средства к категории "В" дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория "С", ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория "D".
С учетом изложенного, учитывая отнесение законодателем к категории "B" как легковых, так и грузовых автомобилей с определенными параметрами, суд правомерно применил положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, исходя также из недоказанности факта принадлежности спорного автомобиля в налоговых целях к категории грузовых.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
В решении суда в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 31 марта 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области Основина А.Н. - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru