Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2009 г. № 8-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ
НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2009 ГОДУ

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края
от 23.03.2009 № 165-п, от 20.04.2009 № 235-п,
от 13.07.2009 № 445-п)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в целях принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы Правительство Пермского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году.
2. Министерству финансов Пермского края включить в реестр расходных обязательств Пермского края на 2009 год расходы на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в объемах, предусмотренных Программой, указанной в пункте 1 настоящего Постановления.
     1
    2 . Определить  Агентство  по  занятости  населения   Пермского    края
уполномоченным  органом  для  осуществления  взаимодействия  с  Федеральной
службой по труду и занятости.
     1
(п. 2  введен Постановлением Правительства  Пермского  края  от  23.03.2009
№ 165-п)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Галицыну Т.В.

Председатель
Правительства края
В.А.СУХИХ





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 20.01.2009 № 8-п

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2009 ГОДУ

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края
от 23.03.2009 № 165-п, от 20.04.2009 № 235-п,
от 13.07.2009 № 445-п)

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке¦
¦Программы       ¦труда Пермского края в 2009 году (далее - Программа)           ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦Агентство по занятости населения Пермского края                ¦
¦уполномоченного ¦                                                               ¦
¦органа          ¦                                                               ¦
¦исполнительной  ¦                                                               ¦
¦власти края     ¦                                                               ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Основание для   ¦Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1       ¦
¦разработки      ¦"О занятости населения в Российской Федерации",                ¦
¦Программы       ¦Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря ¦
¦                ¦2008 г. № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из       ¦
¦                ¦федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на¦
¦                ¦реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение¦
¦                ¦напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"   ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Участники       ¦Исполнительные органы государственной власти Пермского края,   ¦
¦Программы       ¦органы местного самоуправления Пермского края, организации     ¦
¦                ¦Пермского края, работники организаций, находящиеся под риском  ¦
¦                ¦увольнения, незанятое население, безработные                   ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Срок реализации ¦2009 год                                                       ¦
¦Программы       ¦                                                               ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Этапы Программы ¦1-й этап - февраль-апрель 2009 г. - подготовка к реализации    ¦
¦                ¦мероприятий Программы;                                         ¦
¦                ¦2-й этап - май-декабрь 2009 г. - реализация мероприятий        ¦
¦                ¦Программы                                                      ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Цель Программы  ¦Снижение негативных социально-экономических последствий        ¦
¦                ¦возможного увольнения работников и предупреждение роста        ¦
¦                ¦безработицы                                                    ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы¦1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников,  ¦
¦                ¦находящихся под риском увольнения.                             ¦
¦                ¦2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.          ¦
¦                ¦3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения края¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Основные        ¦1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае   ¦
¦мероприятия     ¦угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего   ¦
¦Программы       ¦времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков ¦
¦                ¦без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению  ¦
¦                ¦работников).                                                   ¦
¦                ¦2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, ¦
¦                ¦стажировки в целях приобретения опыта работы безработных       ¦
¦                ¦граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников           ¦
¦                ¦образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы ¦
¦                ¦массового увольнения.                                          ¦
¦                ¦3. Содействие развитию малого предпринимательства и            ¦
¦                ¦самозанятости безработных граждан.                             ¦
¦                ¦4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию  ¦
¦                ¦их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в   ¦
¦                ¦том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых  ¦
¦                ¦программ и инвестиционных проектов                             ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Объемы и        ¦Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 902,1 млн.  ¦
¦источники       ¦рублей, в том числе:                                           ¦
¦финансирования  ¦субсидия федерального бюджета - 819,9 млн. рублей;             ¦
¦Программы       ¦средства бюджета Пермского края - 82,1 млн. рублей             ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Целевой         ¦Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне 2,3%      ¦
¦показатель      ¦(к численности экономически активного населения края) на конец ¦
¦Программы       ¦2009 года                                                      ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Показатели      ¦Прохождение профессиональной переподготовки (повышения         ¦
¦результативности¦квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом    ¦
¦Программы       ¦рабочем месте) - не менее 6,3 тысячи работников организаций,   ¦
¦                ¦находящихся под риском увольнения;                             ¦
¦                ¦создание не менее 31,9 тысячи временных рабочих мест в рамках  ¦
¦                ¦организации общественных работ и временного трудоустройства для¦
¦                ¦41,1 тысячи работников, находящихся под риском увольнения,     ¦
¦                ¦незанятых и безработных граждан;                               ¦
¦                ¦создание не менее 963 новых рабочих мест в сфере малого        ¦
¦                ¦предпринимательства и самозанятости;                           ¦
¦                ¦оказание адресной финансовой поддержки не менее 500 жителям    ¦
¦                ¦края, переехавшим в другую местность для замещения рабочих мест¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+
¦Система         ¦Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по     ¦
¦организации     ¦занятости населения Пермского края на основе постоянного       ¦
¦управления и    ¦взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы согласно  ¦
¦контроль за     ¦приложению 2 и Федеральной службой по труду и занятости.       ¦
¦исполнением     ¦Агентство по занятости населения Пермского края ежеквартально, ¦
¦Программы       ¦в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом,¦
¦                ¦представляет:                                                  ¦
¦                ¦в Правительство Пермского края отчет о ходе реализации         ¦
¦                ¦Программы;                                                     ¦
¦                ¦в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах     ¦
¦                ¦субсидий из федерального бюджета краевому бюджету Пермского    ¦
¦                ¦края на реализацию мер по поддержке рынка труда по форме,      ¦
¦                ¦утверждаемой Минздравсоцразвития России.                       ¦
¦                ¦Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет            ¦
¦                ¦Правительство Пермского края                                   ¦
+----------------+---------------------------------------------------------------+

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края

В IV квартале 2008 года и январе текущего года на рынке труда Пермского края наметился целый ряд негативных тенденций, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.

2.1.1. Высвобождение работающих из экономики

В соответствии с уведомлениями, полученными государственными учреждениями - центрами занятости населения городов и районов (далее - ГУ ЦЗН) от организаций Пермского края, в течение января-декабря 2008 года из организаций региона были высвобождены 13,8 тыс. работающих.
Начиная с октября 2008 года организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией (на основании пунктов 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации):
в январе 2009 года предполагается высвободить 3918 чел. (на 15,4% выше декабря 2008 г. и в 2,8 раза выше соответствующего показателя января 2008 г.), в том числе в крупных городах: г. Перми - 637 чел., г. Кудымкаре - 515 чел., г. Березники - 514 чел., г. Краснокамске - 412 чел;
в феврале 2009 года, по полученным сведениям, объемы высвобождений возрастут и составят 4265 чел. (на 8,9% выше января и в 4,4 раза выше февраля 2008 г.), в том числе в г. Перми - 1364 чел., г. Чайковском - 486 чел., г. Краснокамске - 448 чел., г. Лысьве - 244 чел., Нытвенском районе - 230 чел., Очерском районе - 167 чел., Александровском районе - 151 чел.
Кроме того, уже получены уведомления о планируемых в марте высвобождениях в количестве 805 чел., в т.ч. в г. Перми - 265 чел., г. Лысьве - 175 чел., Гремячинском муниципальном районе - 134 чел.
Общая численность работников, получивших предупреждения о возможном высвобождении в январе-марте 2009 года, составляет 9008 чел. (в 3,0 раза выше аналогичного периода 2008 г.).
Наибольший объем высвобождений придется в ближайшие месяцы на обрабатывающие производства (3871 чел.), в т.ч. производство целлюлозы, бумаги и изделий из них (838 чел.), производство электрических машин и оборудования (769 чел.), химическое производство (647 чел.), металлургическое производство (394 чел.), производство машин и оборудования (286 чел.), а также на отрасли бюджетной сферы и государственного управления (здравоохранение - 1334 чел., образование - 988 чел.).

2.1.2. Массовые высвобождения и неполная занятость

С октября 2008 года Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) осуществляется ежемесячный мониторинг массовых увольнений и неполной занятости работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. № 682.
По состоянию на 28 января 2009 года массовые высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простой) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы отмечены в организациях 22 муниципальных образований Пермского края (из 48):
город Пермь - 34 организации;
Лысьвенский муниципальный район - 9 организаций;
Чусовской муниципальный район - 9 организаций;
город Соликамск - 8 организаций;
Верещагинский, Чайковский, Чернушинский муниципальные районы - по 6 организаций;
Александровский, Горнозаводский, Краснокамский муниципальные районы - по 4 организации;
Очерский и Частинский муниципальные районы - по 3 организации;
город Березники, город Кунгур, Гремячинский, Красновишерский, Куединский, Косинский, Кочевский, Октябрьский, Ординский, Пермский муниципальные районы - по 1-2 организации.
В краевой перечень организаций, заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, по состоянию на 28 января т.г. входят 109 организаций.
Из них:
6 - градообразующие предприятия;
47 - организации обрабатывающих производств;
13 - организации бюджетной сферы.
Общая численность работающих на вошедших в перечень организациях составила 97576 чел., к увольнению планируется 5925 чел., из них на градообразующих предприятиях - 1192 чел. (7,5% среднесписочной численности).
Наиболее значительные высвобождения ожидаются в следующих организациях Пермского края:
ОАО "ЦБК "Кама" - 810 чел. (градообразующее);
ООО "Камский кабель" - 730 чел.;
ООО "МЗ "Камасталь" - 500 чел.;
ООО "Уралоргсинтез" - 484 чел. (градообразующее);
ОАО "Кунгурский машзавод" - 325 чел.;
ОАО "Лысьвенский металлургический завод" - 290 чел. (градообразующее);
МУЗ "ЦРБ Октябрьского района" - 224 чел.;
ОАО "Чусовской металлургический завод" - 268 чел. (градообразующее);
ОАО "Галоген" - 206 чел.;
ОАО "Бератон" - 206 чел.;
ООО "Технология-сервис" - 141 чел.;
ООО "Метил-М" - 130 чел.;
ОАО "Пермский маргариновый завод" - 129 чел.;
ЗАО "Сибур-Химпром" - 114 чел.;
ОАО "Александровский машиностроительный завод" - 116 чел. (градообразующее);
ОАО "Уралалмаз" - 107 чел. (градообразующее).
Из числа работников, предполагаемых к увольнению:
1024 чел. (17,3%) уже уволены, в т.ч.:
491 чел. (47,9% от численности уволенных) трудоустроены, из них:
284 чел. - в своих организациях,
266 чел. оформлена трудовая пенсия по старости,
407 чел. обратились в ГУ ЦЗН, в т.ч.:
147 чел. признаны безработными.
Информацию о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы представили 86 организаций:
численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, составляет 8873 чел. (9,1% общей численности работников, вошедших в перечень организаций);
численность работников, работающих неполное рабочее время, составляет 30235 чел. (31,0%);
численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателей, составляет 462 чел. (0,5%).

2.1.3. Задолженность по выплате заработной платы

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2009 года, в целом по краю суммарная задолженность составила 70,9 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 декабря 2008 года на 28,5 млн. рублей.
Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 7,1 тыс. человек.
Наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате приходится на обрабатывающие производства (71,4% от общей суммы задолженности), сельское хозяйство (21,8%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3,5%), строительство (2,6%).
Размер просроченной задолженности по заработной плате составляет 167,4% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности, то есть имеет тенденцию к росту (1 декабря - 117,9%). В расчете на одного работника сумма просроченной задолженности сложилась в размере 9976 рублей.

2.1.4. Состояние регистрируемого рынка труда

В период с 2005 г. по ноябрь 2008 г. состояние регистрируемого рынка труда Пермского края было достаточно стабильным. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости, колебалась в пределах 20-22 тыс. человек. Однако в декабре 2008 года произошел резкий скачок численности безработных (+6,9 тыс. чел.), который специалисты краевой службы занятости связывают, кроме нарастания кризисных явлений в экономике, с ожидаемым ростом привлекательности условий предоставления госуслуги по осуществлению социальных выплат безработным (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности зарегистрированных безработных
в Пермском крае в 2005-2008 годах (в среднем за год)

Рисунок не приводится.

В начале 2009 года обострение ситуации на регистрируемом рынке труда региона продолжилось. По данным оперативной отчетности, по состоянию на 28 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН Пермского края, составила 32285 человек. За два с половиной месяца (с 1 ноября 2008 г.) численность безработных увеличилась на 13934 чел. (+75,9%), а уровень безработицы возрос с 1,3 до 2,1% к численности экономически активного населения.
При наложении данной тенденции на ожидаемый рост обращаемости высвобожденных работников общая численность граждан, обращающихся в ГУ ЦЗН в целях поиска работы, может возрасти уже в I квартале 2009 года.
С другой стороны, в последние месяцы отмечается резкое сокращение потребности в работниках, заявленных работодателями в ГУ ЦЗН, - с 19,7 тыс. ед. (на 01.11.2008) до 6,7 тыс. ед. (на 28.01.2009), то есть в 2,9 раза. Соответственно, напряженность регистрируемого рынка труда выросла за этот период с 0,9 до 4,8 безработных в расчете на 1 вакансию, то есть более чем в пять раз. Это самым неблагоприятным образом сказывается на показателях трудоустройства обратившихся, а значит, является дополнительным фактором роста численности безработных.

2.2. Прогноз на 2009 год

2.2.1. Динамика спроса на рабочую силу

По оценкам департамента экономического развития аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождения работников по инициативе работодателей из экономики региона в 2009 году могут составить 30-50 тыс. человек, или 2-3% от численности занятого населения, то есть окажутся в 3-4 раза выше сложившихся в последние годы объемов. Не меньший объем, то есть около 50 тыс. человек, составит сокращение численности работающих по другим причинам (увольнение по собственному желанию, расторжение контрактов по соглашению сторон и т.д.).
По отраслям экономики основной объем высвобождений придется на обрабатывающие производства (40 тыс. чел.), торговлю (20 тыс. чел.), транспорт и связь (20 тыс. чел.), строительство (12 тыс. чел.).
По профессионально-квалификационным группам высвобождения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (30-50% общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (20-30%).
С другой стороны, в результате реализации ряда федеральных, краевых и муниципальных программ и проектов в отдельных видах деятельности и территориях будет создано ориентировочно 16,0 тыс. рабочих мест, однако это количество не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу в результате кризисных явлений в экономике.
Прогнозный баланс движения численности занятого населения Пермского края в 2009 году по видам экономической деятельности приведен в приложении 1 к Программе.
В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2009 году прогнозируется заметное ухудшение показателей занятости и общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) - среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) сократится до 1280-1240 тыс. чел., что соответствует уровню занятости 60% и менее. Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 130-150 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 9-10% к численности экономически активного населения (август 2008 г. - 109 тыс. человек и 7,5% соответственно).

2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда

Деятельность краевой службы занятости населения по реализации переданных полномочий осуществляется на основе Указа губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. № 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы", а также ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы", утвержденной Приказом Агентства от 5 декабря 2008 г. № 126/1.
В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности Агентства в рамках реализации переданных полномочий, финансируемых за счет субвенции федерального бюджета, на 2009 год планировалось:
обеспечить обращение в ГУ ЦЗН за содействием в поиске работы не менее 120 тыс. человек;
оказать содействие в трудоустройстве не менее 90,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 20,8 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 6,2 тыс. человек;
выдать предложения на оформление пенсии по возрасту досрочно 1,0 тыс. безработных граждан;
поддерживать численность зарегистрированных в установленном порядке безработных не более 24,0 тыс. человек (в среднегодовом исчислении);
обеспечить поддержание регистрируемой безработицы в целом по краю на уровне 1,5-1,7%.
В целом за счет реализации переданных полномочий государственные услуги в сфере содействия занятости должны получить не менее 300,0 тысяч жителей Пермского края.
Однако в связи с неблагоприятным прогнозом развития ситуации в экономике и на рынке труда края численность незанятых граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в ГУ ЦЗН, может резко возрасти и составить от 200 до 250 тыс. человек (рост в 2 раза по сравнению с 2008 г.), что на фоне выраженного ухудшения возможностей трудоустройства может вызвать стремительный рост численности безработных (до 50-70 тыс. чел. в среднемесячном исчислении) и уровня безработицы (до 3,5-5,0% к численности экономически активного населения (далее - ЭАН). В моноэкономических поселениях, на отдаленных и в депрессивных территориях уровень безработицы может достигать 20-30%, что влечет за собой угрозу социальных катаклизмов.

2.3. Основные направления стабилизации ситуации на рынке труда

Для предотвращения негативного развития ситуации на рынке труда Пермского края, вызванного последствиями мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края (далее - работодатели). Инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных сторон к улучшению ситуации на рынке труда Пермского края является данная Программа. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как в своей организации (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и в других организациях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для значительного количества проживающих в них длительно незанятых граждан;
развитие территориальной трудовой мобильности населения Пермского края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории Пермского края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала Пермского края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Пермского края составляет не менее 5 тыс. человек, кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 8-10 тыс. человек. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность организаций в квалифицированных рабочих кадрах, таких, как станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, сварщики, водители, машинисты подвижного оборудования, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, слесари-ремонтники, обработчики древесины, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава. В рамках создания новых прорывных продуктов в двигателестроении (ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Авиадвигатель") будут востребованы высококвалифицированные специалисты инженерного состава.

2.3.1. Регулирование трудовой миграции

Регулирование трудовой миграции может стать дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края.
В 2008 году Пермскому краю определена квота на привлечение иностранных работников в размере 21151 чел., в том числе для визовых стран - 6663 чел., для безвизовых стран (СНГ) - 14488 чел.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, в течение года получили разрешение на работу в регионе 19391 чел., выполнение квоты составило 91,7%, в том числе 2655 граждан из визовых стран (39,8% от квоты) и 16736 граждан из стран СНГ (115,5% квоты).
Таким образом, общие объемы привлечения в регион иностранной рабочей силы не превышают 1,5% от численности занятого населения Пермского края, то есть не оказывают существенного влияния на объем предложения рабочей силы.
Политика привлечения трудовых ресурсов в Пермском крае предполагает в 2009 году приоритетное использование труда отечественных работников. В целях сокращения численности привлекаемых иностранных работников органами службы занятости будет проводиться работа по замещению отечественными работниками рабочих мест, планируемых организациями для иностранной рабочей силы. Данная работа является адресной, учитывающей экономические и социальные последствия, особенности привлечения иностранной рабочей силы (страна происхождения, категория, квалификация иностранных работников, привлечение инвестиций и др.)
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда Пермского края планируется дополнительное снижение на 38% (с 28,9 тыс. чел. до 18,0 тыс. чел.) объема привлечения иностранной рабочей силы, в первую очередь за счет снижения использования иностранных работников в строительстве и лесозаготовках.

2.3.2. Угрозы и риски

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда могут стать:
несистемное решение стоящих задач в области занятости, нескоординированные усилия исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края;
неэффективное расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, привлечение незначительных средств из внебюджетных источников для решения проблем с занятостью высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников;
рост напряженности на рынке труда Пермского края.

]]>
¦ 5 ¦Единый социальный налог (26,2%)         ¦    ¦ 1,262  ¦ 1,262  ¦ 1,262 ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+-------+
¦ 6 ¦Размер субсидий на стимулирование       ¦тыс.¦775587,2¦705079,3¦70507,9¦
¦   ¦создания работодателями временных       ¦руб.¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦рабочих мест (организация общественных  ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦работ, временного трудоустройства,      ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦стажировки в целях приобретения опыта   ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦работы безработных граждан, граждан,    ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦ищущих работу, включая выпускников      ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦образовательных учреждений, а также     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦работников в случае угрозы массового    ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦увольнения) рассчитывается по следующей ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦формуле (стр. 1 x стр. 2 x стр. 3 x     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
¦   ¦стр. 4 x стр. 5)                        ¦    ¦        ¦        ¦       ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+-------+

3. Оказание адресной поддержки гражданам, включая
организацию их переезда в другую местность для замещения
рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации
федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

+---+-----------------------------------------+----+-------+-----------------+
¦ № ¦               Показатели                ¦Ед. ¦ Всего ¦   В том числе   ¦
¦   ¦                                         ¦изм.¦       +-------+---------+
¦   ¦                                         ¦    ¦       ¦Феде-  ¦ Бюджет  ¦
¦   ¦                                         ¦    ¦       ¦ральный¦Пермского¦
¦   ¦                                         ¦    ¦       ¦бюджет ¦  края   ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 1 ¦                    2                    ¦ 3  ¦   4   ¦   5   ¦    6    ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 1 ¦Численность участников мероприятия       ¦чел.¦  500  ¦  450  ¦   50    ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 2 ¦Средний размер компенсации транспортных  ¦тыс.¦ 1,500 ¦ 1,500 ¦  1,500  ¦
¦   ¦расходов по переезду в другую местность  ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦одного гражданина, в том числе в среднем ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦по краю - 750 рублей (средняя стоимость  ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦проезда на маршрутах междугороднего      ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦сообщения из отдаленных поселений края по¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦данным ОАО "Пермский автовокзал")        ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 3 ¦Компенсация транспортных расходов по     ¦тыс.¦1500,0 ¦1350,0 ¦  150,0  ¦
¦   ¦переезду в другую местность (к месту     ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦работы и обратно), всего (стр. 1 x стр. 2¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦x 2)                                     ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+

    
    В  официальном   тексте    документа,   видимо,    допущена   опечатка:
Постановление Правительства РФ № 729 издано 02.10.2002, а не 20.10.2002.

¦ 4 ¦Размер суточных расходов одного          ¦тыс.¦ 0,100 ¦ 0,100 ¦  0,100  ¦
¦   ¦гражданина, основание - Постановление    ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦Правительства РФ от 20 октября 2002 г.   ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦№ 729                                    ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 5 ¦Размер суточных расходов, всего (стр. 1 x¦тыс.¦ 100,0 ¦ 90,0  ¦  10,0   ¦
¦   ¦стр. 4 x 2)                              ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 6 ¦Расходы по найму жилого помещения одного ¦тыс.¦ 0,550 ¦ 0,550 ¦  0,550  ¦
¦   ¦гражданина, основание - Постановление    ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦Правительства РФ от 20 октября 2002 г.   ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦№ 729                                    ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 7 ¦Расходы по найму жилого помещения, всего ¦тыс.¦24750,0¦22275,0¦ 2475,0  ¦
¦   ¦(стр. 1 x стр. 6 x стр. 8)               ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 8 ¦Средняя продолжительность пребывания в   ¦дней¦  90   ¦  90   ¦   90    ¦
¦   ¦другой местности                         ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+
¦ 9 ¦Размер субсидии на оказание адресной     ¦тыс.¦26350,0¦23715,0¦ 2635,0  ¦
¦   ¦помощи гражданам для переезда в другую   ¦руб.¦       ¦       ¦         ¦
¦   ¦местность (стр. 3 + стр. 5 + стр. 7)     ¦    ¦       ¦       ¦         ¦
+---+-----------------------------------------+----+-------+-------+---------+

4. Содействие развитию малого предпринимательства
и самозанятости безработных граждан

+---+----------------------------------------+----+--------+------------------+
¦ № ¦                                        ¦Ед. ¦ Всего  ¦   В том числе    ¦
¦п/п¦                                        ¦изм.¦        +--------+---------+
¦   ¦                                        ¦    ¦        ¦Феде-   ¦ Бюджет  ¦
¦   ¦                                        ¦    ¦        ¦ральный ¦Пермского¦
¦   ¦                                        ¦    ¦        ¦бюджет  ¦  края   ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦ 1 ¦                   2                    ¦ 3  ¦   4    ¦   5    ¦    6    ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦ 1 ¦Численность участников мероприятия (Чуп)¦чел.¦  963   ¦  763   ¦   200   ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦ 2 ¦Продолжительность выплаты пособия по    ¦мес.¦   12   ¦   12   ¦    X    ¦
¦   ¦безработице безработным гражданам       ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦ 3 ¦Максимальный размер пособия по          ¦руб.¦   X    ¦  5635  ¦    X    ¦
¦   ¦безработице с учетом районного          ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦коэффициента 1,15                       ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦ 4 ¦Расчетный размер пособия по безработице ¦руб.¦   X    ¦  4234  ¦    X    ¦
¦   ¦(рп) с учетом районного коэффициента    ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦1,15                                    ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦ 5 ¦Размер субсидии из средств федерального ¦тыс.¦44766,0 ¦38766,0 ¦ 6000,0  ¦
¦   ¦бюджета на содействие развитию малого   ¦руб.¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦предпринимательства и самозанятости     ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦безработных граждан рассчитывается по   ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦формуле:                                ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦Смпр = Чуп x SUM рп = 763 x (4234 руб. x¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦x 12) = 38766 тыс. руб.                 ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦Расчетный размер пособия                ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦рп = 4234 руб. = 0,4 x 5635 руб. + 0,6 x¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦x 3306 руб. (по результатам мониторинга,¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦проведенного в 4 ГУ ЦЗН, установлено,   ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦что примерно 40% предполагаемых         ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦участников данной программы получают    ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦пособие 5635 руб. (с учетом районного   ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦коэффициента 1,15), а 60% участников -  ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦пособие 3306 руб. = (5635 руб. +        ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦+ 977,5 руб.) / 2 (с учетом районного   ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦коэффициента 1,15).                     ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦Размер средств бюджета Пермского края на¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦содействие развитию малого              ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦предпринимательства и самозанятости     ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦безработных граждан рассчитывается по   ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦формуле:                                ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦Смпр = Чуп x SUM сб = 200 x 30 тыс. руб.¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦= 6000 тыс. руб.,                       ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦где SUM сб = размер субсидии для        ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦безработных граждан - членов малоимущих ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦семей, имеющих несовершеннолетних детей ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦(по согласованию с территориальными     ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦управлениями Министерства социального   ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
¦   ¦развития Пермского края)                ¦    ¦        ¦        ¦         ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+
¦   ¦Всего по Программе                      ¦тыс.¦902083,2¦819940,3¦ 82142,9 ¦
¦   ¦                                        ¦руб.¦        ¦        ¦         ¦
+---+----------------------------------------+----+--------+--------+---------+

Расчет произведен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".





Приложение 9
к Программе
дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда
Пермского края в 2009 году

Перечень
образовательных учреждений Пермского края, на базе которых
будет организовано профессиональное обучение работников,
находящихся под риском увольнения

+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ № ¦       Направление        ¦                      Учебное заведение                      ¦ Численность ¦
¦п/п¦(специальность, профессия)¦                                                             ¦граждан, чел.¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 1 ¦            2             ¦                              3                              ¦      4      ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 1 ¦Металлообработка          ¦Пермский политехнический колледж им. Н.Г.Славянова, Пермский ¦    1132     ¦
¦   ¦                          ¦авиационный техникум им. А.Д.Швецова, ПЛ № 1, Нытвенский     ¦             ¦
¦   ¦                          ¦промышленно-экономический техникум, УЦ "Газпром-Трансгаз",   ¦             ¦
¦   ¦                          ¦ПУ № 10, внутрифирменное обучение, Чайковский государственный¦             ¦
¦   ¦                          ¦техникум профессиональных технологий и экономики             ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 2 ¦Эксплуатация и ремонт     ¦НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", ПУ № 9, 51, 84, ПЛ № 47, Очерский ¦     257     ¦
¦   ¦оборудования              ¦профессионально-педагогический колледж, Березниковский       ¦             ¦
¦   ¦электростанций и сетей    ¦строительный техникум                                        ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 3 ¦Строительные, монтажные и ¦НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", Пермский краевой центр подготовки ¦     768     ¦
¦   ¦ремонтно-строительные     ¦кадров строительной отрасли и ЖКХ, НОУ "Учебный              ¦             ¦
¦   ¦работы                    ¦аттестационный центр", ПУ № 39, 51, ПЛ № 47, НОУ "Прогресс", ¦             ¦
¦   ¦                          ¦Нытвенский промышленно-экономический техникум, Березниковский¦             ¦
¦   ¦                          ¦строительный техникум                                        ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 4 ¦Производство целлюлозы,   ¦ПУ-32, Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум, ПУ-78,    ¦      50     ¦
¦   ¦бумаги и картона          ¦НОУ "Прогресс"                                               ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 5 ¦Специалисты для нефте-    ¦Уральский хим.-тех. колледж, ПУ № 85, 35, 51, ПЛ № 47,       ¦     566     ¦
¦   ¦химической промышленности ¦Соликамский технологический техникум, ЦПКК "Пермь-нефть",    ¦             ¦
¦   ¦                          ¦внутрифирменное обучение, Березниковский колледж экономики и ¦             ¦
¦   ¦                          ¦коммерции                                                    ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 6 ¦Специалисты сельского     ¦НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", ПУ № 2, 17, 68, ПУ № 84           ¦      49     ¦
¦   ¦хозяйства                 ¦                                                             ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦   ¦Общеотраслевые:           ¦                                                             ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 7 ¦Бухгалтер                 ¦Пермский колледж экономики и информатики, УЦ службы          ¦      63     ¦
¦   ¦                          ¦занятости, Пермский институт (филиал) Российского            ¦             ¦
¦   ¦                          ¦государственного торгово-экономического университета, НОУ ВПО¦             ¦
¦   ¦                          ¦"Пермский гуманитарно-технологический институт"              ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 8 ¦Менеджер                  ¦АНОО "Пермский открытый институт конверсии кадров", Высшая   ¦     224     ¦
¦   ¦                          ¦школа приватизации и предпринимательства - институт, НОУ ВПО ¦             ¦
¦   ¦                          ¦"Пермский гуманитарно-технологический институт"              ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦ 9 ¦Инженер (повышение        ¦Пермский государственный технический университет             ¦      50     ¦
¦   ¦квалификации по отраслям) ¦                                                             ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦10 ¦Эксплуатация программно-  ¦Пермский колледж экономики и информатики, УЦ службы          ¦     237     ¦
¦   ¦вычислительных комплексов ¦занятости, Пермский институт (филиал) Российского            ¦             ¦
¦   ¦                          ¦государственного торгово-экономического университета, НОУ ВПО¦             ¦
¦   ¦                          ¦"Пермский гуманитарно-технологический институт", Пермский    ¦             ¦
¦   ¦                          ¦государственный технический университет, Региональный        ¦             ¦
¦   ¦                          ¦межотраслевой центр переподготовки кадров ПГТУ               ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦11 ¦Специалисты по складским  ¦АНОО "Пермский открытый институт конверсии кадров", УЦ службы¦     115     ¦
¦   ¦операциям                 ¦занятости                                                    ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦12 ¦Транспорт                 ¦Школы РОСТО, НОУ "Учебный аттестационный центр"              ¦     453     ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦13 ¦Общественное питание,     ¦ПЛ № 77, ПУ № 10, НОУ "Пермский учебный комбинат             ¦     195     ¦
¦   ¦торговля и производство   ¦потребкооперации"                                            ¦             ¦
¦   ¦пищевой продукции         ¦                                                             ¦             ¦
¦   ¦(повышение квалификации)  ¦                                                             ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦14 ¦Бытовое обслуживание,     ¦Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и     ¦     115     ¦
¦   ¦легкая промышленность     ¦дизайна, НОУ "Пермский учебный комбинат потребкооперации"    ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦15 ¦Гуманитарные специальности¦Пермский государственный педагогический университет, Пермский¦     230     ¦
¦   ¦(мастер производственного ¦государственный университет, Пермский государственный        ¦             ¦
¦   ¦обучения, преподаватель,  ¦технический университет, Региональный межотраслевой центр    ¦             ¦
¦   ¦психолог, юрист)          ¦переподготовки кадров ПГТУ                                   ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦16 ¦Электрогазосварщик        ¦НОУ "ПЦПО","Кадр-Информ", Пермский краевой центр подготовки  ¦     301     ¦
¦   ¦                          ¦кадров строительной отрасли и ЖКХ, НОУ "Прогресс", Очерский  ¦             ¦
¦   ¦                          ¦профессионально-педагогический колледж, Березниковский       ¦             ¦
¦   ¦                          ¦строительный техникум, ПЛ № 47, ПУ № 51                      ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+
¦17 ¦Все профессии             ¦Внутрифирменное обучение                                     ¦    1002     ¦
¦   ¦(специальности)           ¦                                                             ¦             ¦
+---+--------------------------+-------------------------------------------------------------+-------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru