Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 28 мая 2009 г. № 7/3-12-08

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Леса в Российской Федерации занимают более 40 процентов территории страны, имеют важное экологическое, рекреационное и экономическое значение и располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов устанавливает Лесной кодекс РФ, действующий с 01.01.2007.
Лесная отрасль является одной из ведущих на территории Приморского края. Общая площадь земель лесного фонда на территории края, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации, составляет 11968 тыс. га.
Размер расчетной лесосеки на территории Приморского края на конец 2007 года составил 7458 тыс. куб. м (утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.12.2006 № 307). В счет расчетной лесосеки в 2007 году разрешено к рубке 4950 тыс. куб. м. Фактически в 2007 году заготовлено 4500 тыс. куб. м. Лесхозами края выписано 10634 лесорубочных билета.
Вместе с тем, проведение реформы лесной отрасли в 2007 году значительно усложнило ситуацию в управлении лесопромышленным комплексом и осуществлении государственного лесного контроля и надзора в данной сфере.
Основная причина связана с тем, что, при принятии нового Лесного кодекса РФ законодателями данный нормативный правовой акт введен в действие в отсутствие подзаконных правовых актов, обеспечивающих реализацию требований Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства, а также полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с 01.01.2007 переданы субъектам Российской Федерации. Согласно Положению об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па, реализация данных полномочий возложена на управление лесным хозяйством Приморского края.
Во исполнение ст. 11 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении и действие Лесного кодекса РФ" приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.06.2007 № 313 "Об определении количества лесничеств на территории Приморского края и установлении их границ" в течение 2007 года осуществлялась реорганизация управления лесами по территориям. В настоящее время произведено преобразование действовавших ранее 31 лесхоза (129 лесничеств), 5 сельских лесхозов - филиалов Краевого природоохранного учреждения "Приморская администрация особо охраняемых природных территорий" в 12 филиалов вновь созданного Краевого государственного учреждения "Приморское лесничество". Кроме того, на территории края образовано Краевое государственное учреждение "Учебно-опытный лесхоз "Дальневосточный" Приморской сельскохозяйственной академии.
Распоряжением Губернатора Приморского края от 08.11.2007 № 788-ра в целях реализации полномочий по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению мер ухода за лесами за счет субвенций из федерального бюджета, принято решение о создании казенного предприятия Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение".
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ Федеральным агентством лесного хозяйства согласована структура уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений и назначение на должность начальника управления лесным хозяйством Приморского края Егорова Е.В.
Таким образом, реорганизация органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью реализации переданных Лесным кодексом РФ полномочий в лесной сфере, а также длительный период отсутствия подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих реализацию переданных полномочий, создают острую необходимость в усилении координирующей роли органов прокуратуры в организации борьбы с преступностью и правонарушениями в данной сфере, а также проведении систематических проверок соблюдения законности в деятельности управления лесным хозяйством Приморского края, филиалов Приморского лесничества, органов местного самоуправления, органов контроля, их должностных лиц, независимо от поступления информации о допущенных нарушениях.
Как показывает практика, наиболее частыми нарушениями законодательства об охране и использовании лесов являются незаконная рубка леса, самовольное занятие лесных участков, нарушение требований пожарной и санитарной безопасности в лесах, нарушение правил использования лесов. Нередки случаи повреждения леса отходами производства и потребления.

1. Основаниями для проведения прокурорских проверок являются:

1.1. анализ состояния законности на подназорной территории;
1.2. непосредственные обращения граждан и общественных организаций в прокуратуру о нарушениях лесного законодательства;
1.3. сообщения в средствах массовой информации;
1.4. официальные обращения должностных и юридических лиц, государственных органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов экологического контроля;
1.5. иная информация, в которой содержатся достаточные данные о нарушениях указанного законодательства.
Особое внимание в надзорной деятельности следует обратить на соответствие федеральному законодательству правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органами госконтроля, а также сигналам о действиях (бездействии), в которых усматриваются признаки преступлений.

2. Общие вопросы организации проверок исполнения лесного законодательства

При подготовке к проведению проверок подлежит выяснению:
2.1. состояние окружающей среды в этой сфере на поднадзорной территории;
2.2. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;
2.3. приказы и иные руководящие указания Генерального прокурора РФ, методические указания и рекомендации, относящиеся к предмету проверки;
2.4. общие сведения о количестве проведенных контролирующими органами проверок, выявленных нарушениях, количестве лиц, привлеченных к административной ответственности, суммах наложенных штрафов, неустоек (за нарушения лесохозяйственных требований), ущербе, причиненном природной среде (здоровью граждан), взысканных суммах штрафов, неустоек, ущерба, а также конкретные сведения о выявленных ранее нарушениях указанного законодательства на объекте проверки.
Целесообразно привлечение к участию в проведении проверок специалистов органов государственного контроля, специализированных научных организаций (биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения Российской академии наук, биологический факультет Дальневосточного государственного университета и др.) и природоохранных общественных организаций ("Всемирный фонд дикой природы", "Кедр" и др.), при этом необходимо заранее формулировать вопросы, на которые должны быть получены ответ.

3. Проведение проверки исполнения лесного законодательства в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления

При проведении проверок исполнения рассматриваемого законодательства в органах государственной власти и органах местного самоуправления прокурору необходимо уточнить в первую очередь законность принимаемых правовых актов, касающихся охраны и использования лесов.
При этом следует учесть, что полномочия субъектов Российской Федерации в этой области определены ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса РФ.
Переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), зашиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
5) ведение государственного лесного регистра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление государственного лесного контроля и надзора;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В ходе проверок в органах власти субъектов Российской Федерации прокуроры могут выяснить следующие вопросы:
соблюдены ли положения Конституции РФ и Лесного кодекса РФ при установлении прав собственности на лесной фонд;
соблюдаются ли права и интересы коренных малочисленных народов при предоставлении лесных участков;
утверждены ли порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
установлен ли порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
установлен ли порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
Кроме того, в исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации прокурором могут быть выяснены следующие вопросы:
соблюдаются ли при проведении на территории субъекта Российской Федерации лесных аукционов требования Лесного кодекса РФ и нормы Гражданского кодекса РФ, а также интересы коренных малочисленных народов;
имеются ли в субъекте Российской Федерации планы мероприятий по профилактике лесных пожаров и как они выполняются, организованы ли проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному периоду.
Полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, определены ст. 84 Лесного кодекса РФ, к ним относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
При необходимости в органах власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления можно выяснить и другие вопросы, на основании которых устанавливается, правомерны ли действия этих органов по регулированию лесопользования и охране лесов.

4. Проведение проверки исполнения лесного законодательства в органах государственного контроля

Порядок осуществления контроля регулируется постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", в соответствии с которым государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управление лесным хозяйством Приморского края осуществляет государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств, находящихся на территории края. Управление Росприроднадзора по Приморскому краю осуществляет государственный лесной контроль и надзор в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения (государственные природные заповедники, национальные парки, заказники федерального значения).
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 81, 83 Лесного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370" управление Росприроднадзора по Приморскому краю осуществляет:
- государственный пожарный надзор в лесах;
- контроль и надзор за исполнением органами государственной власти края Приморского края переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориальных органов Росприроднадзора и учреждений, находящихся в ведении Росприроднадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2005 № 115.
Перечень должностных лиц управления лесным хозяйством Приморского края, уполномоченных осуществлять государственный лесной контроль, установлен постановлением Администрации Приморского края от 25.06.2007 № 147-па "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Приморского края".
В ходе проверки работы государственных лесных инспекторов необходимо проверить:
- проводятся ли проверки в порядке осуществления государственного лесного контроля, дать оценку законности, полноты и своевременности принятых мер;
- осуществляется ли лесничеством (филиалом лесничества) охрана лесов, выявлялись ли при проведении охранных мероприятий факты нарушений закона в деятельности лесозаготовителей или иных лиц;
- по всем ли выявленным нарушениям приняты меры в рамках предоставленных субъекту РФ полномочий;
- передавались ли при выявлении признаков уголовно наказуемых деяний материалы в правоохранительные органы (в соответствии с совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы лесного хозяйства от 14.05.1997 "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями Федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесонарушениях в правоохранительные органы");
- полнота поступления в бюджет штрафов по постановлениям, вынесенным государственными инспекторами;
- все ли вынесенные предписания по устранению нарушений исполнены;
- осуществляется ли контроль за выполнением предписаний, принимаются ли меры к привлечению к административной ответственности за невыполнение вынесенных предписаний;
- каким образом налажена работа по взысканию предусмотренных законом и договорами неустоек за нарушения лесохозяйственных требований;
- предоставляются ли гражданами и юридическими лицами отчеты по охране и защите лесов в соответствии со ст. 60 Лесного кодекса РФ.
По результатам контрольных мероприятий должны приниматься меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, меры гражданско-правового характера по возмещению ущерба.
Следует иметь ввиду при проведении проверки, что 13.03.2008 постановление Правительства РФ от 01.06.1998 № 551, которым утверждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, отменено. При осуществлении проверки соблюдения лесного законодательства (исчислении неустоек) следует руководствоваться Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами санитарной безопасности, Правилами пожарной безопасности в лесах, условиями договора аренды лесного участка, лесорубочного билета.
Также необходимо выяснять: направляются ли исполнительные листы в службу судебных приставов, полнота и законность принятых к принудительному взысканию мер.
Проверке подлежит исполнение требований действующего законодательства о передаче на реализацию древесины в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 № 694 "Об утверждении положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче".
Государственные лесные инспекторы при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право:
а) пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;
б) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
в) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям (далее - граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
г) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
д) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
е) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;
ж) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
з) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Кроме того, при проведении проверки в лесничествах (филиалах лесничеств) следует иметь ввиду, что реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
Необходимо также проверить: соблюдались ли вышеуказанными органами госконтроля требования законодательства РФ при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц по вопросам лесопользования. Ведется ли учет поступающих писем, заявлений и жалоб, а также осуществляются ли проверки и принимаются ли меры по отмеченным в сообщениях фактам, законность и полнота этих мер. Изучить материалы проверок, дать правовую оценку принятых решений.

5. Проверка законности использования лесных участков и насаждений гражданами и юридическими лицами по договорам безвозмездного пользования или аренды, законности использования лесов без предоставления лесного участка по договору купли-продажи лесных насаждений

Леса, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены: юридическим лицам - на праве постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования, а также аренды; гражданам - на праве постоянного срочного пользования.
Предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование лесопользователям осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ. Данное право закреплено в ст. 71 Лесного кодекса РФ.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. До 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
По договору аренды использование лесов допускается в целях: заготовки древесины; заготовки живицы; заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты; создания лесных плантаций и их эксплуатации.
Договор аренды на участок лесного фонда может быть заключен на срок от 10 до 49 лет, а в случаях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов - на срок от 1 года до 49 лет (ст. 72 Лесного кодекса РФ).
Право аренды предоставляется только по результатам лесных торгов (аукционов), на которых определяется конкретная величина платежей (ст. 74 Лесного кодекса РФ). Исключение - случаи предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (ст. ст. 43 - 45 Лесного кодекса РФ).
Размер арендной платы рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого:
- при изъятии лесных ресурсов и определяемого как произведение ставки платы за единицу объема и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке;
- без изъятия лесных ресурсов и определяемого как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и размера его арендуемой площади.
Ставки платы по договору аренды за единицу - куб. м или 1 га -устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом того, в чьей собственности находятся лесные участки (ст. 73 Лесного кодекса РФ). Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Заготовка леса юридическими и физическими лицами, а также заготовка древесины гражданами для собственных нужд регулируется ст. ст. 29 - 30 Лесного кодекса РФ. Договор заключается по результатам лесного аукциона.
Изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотакционный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора не может превышать одного года, исключительные случаи устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 75 Лесного кодекса РФ).
Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением приобретения гражданами леса для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, который рассчитывается как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

]]>
В случае выхода с целью проверки на конкретные участки лесозаготовительной деятельности следует учесть, что лесозаготовительный процесс состоит из трех фаз: лесосечных работ, транспорта леса и работ на нижнем складе.
Под лесосечными работами понимаются все работы, которые производятся на лесосеках и на погрузочных пунктах (валка деревьев, обрезка сучьев, раскряжовка (отделение верхушечной и комлевой частей ствола дерева), трелевка (буксировка трактором поваленных стволов деревьев, нацепленных на чекера), сортировка (разделка ствола дерева на деловую, дровяную и неликвидную (баланс) части), штабелевка, погрузка).
Лесосекой называют участок лесной площади, отведенной для заготовки растущего на нем леса. Лесосека, как правило, является местом работы мастерского участка. На ней размешаются бригады, машины, средства технического обслуживания машин и бытового обслуживания рабочих. Общая площадь лесосеки может достигать 200 га. Лесосеки обычно разбивают на делянки (часть лесосеки, закрепленная за одной бригадой), каждая из которых обычно состоит из участка площадью 5 - 8 га. На делянках в свою очередь выделяют пасеки - полосы леса шириной от 25 до 45 м вдоль трелевочного волока. На пасеках выполняются первоначальные лесозаготовительные действия - валка, обрубка сучьев.
На лесосеке выполняются подготовительные и основные работы. Подготовительные работы проводят для создания нормальных условий безопасного выполнения основных операций с высокой производительностью труда и к ним относятся строительство усов лесовозной дороги, расчистка площадки для погрузочного пункта (или верхнего склада, если на нем производится раскряжовка), прокладка общего магистрального и пасечных волоков (с целью последующей трелевки поваленных хлыстов деревьев на погрузочный пункт). К подготовительным работам предъявляются повышенные требования со стороны таких нормативно-технических документов как "Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ. ПОТ РМ 001-97" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997 № 15, с изм. от 08.09.1997), "Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесосечных и лесокультурных работах" (утв. Минтруда РФ 11.05.2004), приказ Рослесхоза от 23.12.1998 № 213 "Об утверждении типовых инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве".
Основные работы связаны непосредственно с получением основной продукции - лесоматериалов в виде хлыстов (нераскряжованные стволы деревьев, очищенные от сучьев) или сортиментов (бревна, обычно длиной 3 или 5 метров в зависимости от имеющегося для перевозки автотранспортного средства).
Деловая древесина - это круглые лесоматериалы всех разновидностей, кроме дров, разделяется на три сорта.
Дровяная древесина - низкокачественная древесина, используемая в качестве топлива, сырья для углежжения, гидролиза, производства древесных плит.
Неликвидная (балансовая) древесина - древесина с пороками (сучки, грибные поражения, гниль, червоточина, трещина и прорости, сложная кривизна), исключающими ее реализацию.
Основной задачей технологии лесосечных работ является разработка способов, которые позволяли бы получать лесоматериалы (деловую и дровяную древесину) с наименьшими затратами труда и средств, зачастую с грубейшими нарушениями лесного и других отраслей действующего законодательства об охране окружающей природной среды. В данном случае изготовленные или согласованные сотрудниками органов лесного хозяйства технологические карты разработки лесосек требуют повышенного внимания, т.к. на основании данных документов могут допускаться незаконные рубки в водоохранной зоне поверхностного водоема под размещение верхнего склада, прокладка трасс лесовозных дорог и волоков по руслам ручьев и рек, уничтожение подроста кедра, применение валочно-трелевочной техники с крутизной склона свыше 20 градусов, блуждающие волока с целью приисковой заготовки деревьев, запрещенных в рубку, и т.д.).
Также особого внимания требует проверка деятельности должностных лиц лесничеств при отводе и таксации лесосек, в том числе при отборе и клеймении деревьев назначенных в рубку, составлении перечетных ведомостей деревьев, назначенных в рубку, учет отпуска древесины особо ценных видов пород деревьев (дуб, ясень, кедр), качество проводимых освидетельствований мест рубок на предмет выявления допущенных нарушений лесохозяйственных требований.
Отдельно следует отметить, что при отпуске древесины на корню с учетом по площади рубки, если количество фактически заготовленной древесины превышает количество, указанное в лесорубочном билете или ином разрешительном документе более чем на 10 процентов, лесопользователь обязан немедленно принять меры к оформлению новых разрешительных документов на самовольно срубленные объемы древесины. Кроме того, правоохранительными органами должна быть дана надлежащая правовая оценка незаконным действиям виновных лиц в порядке ст. ст. 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Аналогичные доследственные проверки следует организовать в случаях:
- рубки, осуществленной не на том участке или за его границами,
- рубки запрещенных к рубке деревьев,
- рубки до или после установленных сроков рубки или после вынесения решения и приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

6. В органах внутренних дел необходимо:

- выяснить, проводились ли проверки по фактам злоупотреблений и иных должностных преступлений (в т.ч. нецелевого использования бюджетных средств, предназначенных для осуществления субъектом Российской Федерации отдельных полномочий в сфере лесных отношений), каковы результаты этих проверок;
- проанализировать в совокупности полученную информацию и при необходимости дать по указанным фактам правовую оценку на предмет наличия составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 260, 261 Уголовного кодекса РФ.
Также подлежит выяснению:
- фабула поступивших заявлений и сообщений о нарушениях в указанной сфере, содержавших признаки преступлений;
- источники поступивших материалов (наименование органа);
- проанализировать исполнение установленных уголовно-процессуальным законодательством сроков рассмотрения материалов и расследования дел, указать причины допущенной волокиты по каждому случаю;
- результаты рассмотрения судами указанных дел;
- трудности, встречающиеся при выявлении и расследовании указанных преступлений, предложения по усилению борьбы с подобными проявлениями.

7. Меры прокурорского реагирования по выявленным нарушениям лесного законодательства

В зависимости от характера нарушений, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных вредных последствий, степени вины правонарушителей, а также задач, стоящих перед прокурором, избираются соответствующие меры прокурорского реагирования: протест, предостережение о недопустимости нарушения закона, представление, возбуждение административного производства или уголовного дела, предъявление в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
Акты прокурорского реагирования должны быть направлены на реальное устранение нарушений закона и обстоятельств, им способствующих. Важно, чтобы в каждом случае прокурор, выбирая меры реагирования, стремился с их помощью активизировать деятельность государственных органов власти субъектов Российской Федерации, контроля и надзора в данной области, органов местного самоуправления, определить такие пути решения проблем, чтобы в максимальной степени обеспечить права граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, принимая во внимание неоднозначную и противоречивую практику расчета сумм ущерба, причиненного государству в результате лесонарушений, рекомендуем руководствоваться нижеприведенным порядком расчета размера ущерба, причиненного лесному фонду.
В части незаконных рубок
Объемы незаконных рубок устанавливаются на основании утвержденных приказом Гослесхоза СССР от 28.08.1987 № 203 "Сортиментных и товарных таблиц древесных пород Дальнего Востока" применительно к лесам Приморского края.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба и методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - Таксы и Методика).
Размер взыскания за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение деревьев до степени прекращения роста, в соответствии с пунктом 1 указанных Такс, определяется путем умножения стоимости древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, на различные коэффициенты в зависимости от размера и вида деревьев и кустарников, времени и места незаконной рубки.
Согласно п. п. 5, 6 Методики в случае исчисления размера ущерба исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (ред. от 30.06.2007).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 года" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.
Необходимо обратить внимание на то, что постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (под указанными насаждениями понимаются озеленительные насаждения на землях населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения).
Для исчисления размера вреда, связанного с уничтожением или повреждением деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям, применяется 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием деревьев, кустарников и лиан до возраста уничтоженных или поврежденных дерева, кустарника, лианы - за каждые уничтоженные или поврежденные дерево, кустарник, лиану.
За основу при исчислении стоимости указанных затрат рекомендуется принимать либо установленные на местном уровне тарифы восстановительной стоимости зеленых насаждений, либо заключение специалистов в области ведения лесного хозяйства.
Также постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 установлены фиксированные таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. № 162 "Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается".
Следует иметь ввиду, что согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
Суммы взысканного ущерба, причиненного лесным насаждениям, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.01.2008 № 8 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году" подлежат обращению в доход федерального бюджета по следующему коду:

053 1 16 25071 01 0000 140     Денежные  взыскания  (штрафы)  за  нарушение
                               лесного законодательства,  установленное  на
                               лесных  участках,  находящихся в федеральной
                               собственности.

Примеры расчета размера ущерба

№ 1
На территории Рощинского филиала КГУ "Приморское лесничество" (Красноармейский район) в эксплуатационных лесах незаконно срублено 25 куб. метров березы (дровяная древесина).
Согласно таблице 1 приложения к Ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310) все леса Приморского края относятся к Приморскому лесотаксовому району.
В связи с чем конкретная ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, установленная за деловую древесину березы средней категории крупности по первому разряду с учетом повышающих коэффициентов составит 56,718 (49,32 x 1,15) рублей за куб. м, где:
49,32 руб. - ставка платы за деловую древесину березы средней крупности по первому разряду (расстояние вывозки древесины на расстояние до 10 км) для Приморского лесотаксового района,
1,15 - повышающий коэффициент в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ.
При этом данная ставка умножается на коэффициент 50 согласно п. 1 Такс (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273) за незаконную рубку деревьев.
Размер ущерба = 25 x 56,718 x 50 = 70897,5 рублей.

№ 2
В Рощинском филиале КГУ "Приморское лесничество" незаконно срублено 25 куб. метров березы в защитных лесах.
Ставка платы за единицу объема лесных ресурсов - 56,718 рублей за куб. м березы.
При этом данная ставка умножается на коэффициент 50 согласно п. 1 Такс (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273), а также коэффициент 2 - согласно п. 9 Такс за незаконную порубку в защитных лесах.
Размер ущерба 25 x 56,718 x 50 x 2 = 141795 рублей.

№ 3
В Рощинском филиале КГУ "Приморское лесничество" на особо защитном участке защитных лесов в январе 2008 г. незаконно срублено 10 куб. метров кедра.
Конкретная ставка платы за единицу объема лесных ресурсов составляет 135,999 (118,26 x 1,15) рублей за куб. м кедра.
После чего указанная ставка умножается:
а) на коэффициент 50 согласно п. 1 Такс (постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273),
в) коэффициент 3 - согласно п. 9 Такс за незаконную порубку на особо защитных участках защитных лесов,
с) коэффициент 2 - за незаконную порубку деревьев хвойных пород в декабре - январе (п. 10 Такс).
Итого:
Размер ущерба = 10 x 135,999 x 50 x 3 x 2 = 407997 рублей.

№ 4
В Рощинском филиале КГУ "Приморское лесничество" на особо защитном участке защитных лесов в январе 2008 г. незаконно срублено 10 куб. метров пихты цельнолистной.
Пихта цельнолистная включена в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. № 162. Конкретная такса за рубку деревьев, заготовка древесины которых не допускается, установлена для Приморского края в размере 8856 руб. за куб. м.
После чего указанная такса умножается на коэффициент 3 - согласно п. 9. Такс за незаконную порубку на особо защитных участках защитных лесов.
Итого:
Размер ущерба = 10 x 8856 x 3 = 265680 рублей.

№ 5
В Хорольском районе в защитных лесах на землях сельскохозяйственного назначения незаконно срублено 25 куб. метров березы.
Ставка платы за единицу объема лесных ресурсов - 56,718 рублей за куб. м березы.
При этом данная ставка умножается на коэффициент 50 согласно п. 1 Такс (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273), а также коэффициент 2 - согласно п. 9 Такс за незаконную порубку в защитных лесах.
Размер ущерба = 25 x 56,718 x 50 x 2 = 141795 рублей.

В части уничтожения или повреждения лесных насаждений вследствие лесных пожаров или применения иного общеопасного способа

Размер причиненного ущерба исчисляется в полном соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273.
При этом согласно п. 3 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, при причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
Для определения объема уничтоженных и поврежденных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

Перечень нормативных правовых актов

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
2. Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации";
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
7. Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 № 314 (ред. от 20.12.2007) "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений";
8. Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 "Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора";
9. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об утверждении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства";
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 № 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства";
11. Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 № 694 "Об утверждении положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающимися быстрой порче";
12. Закон Приморского края от 23.10.2007 № 141-КЗ (ред. от 17.03.2008) "Об использовании лесов в Приморском крае";
13. Постановление Администрации Приморского края от 25.06.2007 № 147-па (ред. от 08.11.2007) "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Приморского края";
14. Постановление Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па (ред. от 18.03.2008) "Об утверждении положения об управлении лесным хозяйством Приморского края";
15. Приказ Управления внутренних дел Приморского края от 26.09.2001 № 1586 "Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом леса и лесоматериалов на территории Приморского края".

Начальник управления по надзору
за соблюдением федерального и
краевого законодательства
юрист 1 класса
А.Ю.ЕЛЬКИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru