Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ДУМА ХАСАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
от 1 июня 2009 г. № 19-НПА

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАСАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Принят
решением
Думы Хасанского
муниципального района
от 27.05.2009 № 98

Настоящий нормативный правовой акт разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196, Законом Приморского края от 10.03.2009 № 387-КЗ "О противодействии коррупции в Приморском крае", Уставом Хасанского муниципального района и определяет порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов Думы Хасанского муниципального района, постановлений администрации Хасанского муниципального района (далее - проектов муниципальных правовых актов) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов решений Думы района и постановлений администрации района, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (далее - проекты муниципальных правовых актов, имеющих нормативное содержание).
1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится юристами - специалистами органов местного самоуправления Хасанского муниципального района (далее - экспертиза на коррупциогенность, проводимая органами местного самоуправления) и общественными организациями (далее - общественная антикоррупционная экспертиза), в соответствии с прилагаемой Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика).

2. ЭКСПЕРТИЗА НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ, ПРОВОДИМАЯ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

2.1. Экспертиза на коррупциогенность проводится юристом Думы Хасанского муниципального района при рассмотрении проектов муниципальных правовых актов Думы Хасанского муниципального района, имеющих нормативное содержание.
Экспертиза на коррупциогенность проектов муниципальных правовых актов может не проводиться юристом Думы района в случае, если указанная экспертиза проведена юридическим отделом администрации Хасанского муниципального района.
2.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится юридическим отделом администрации Хасанского муниципального района при рассмотрении проектов муниципальных правовых актов, имеющих нормативное содержание, администрации Хасанского муниципального района.
2.3. Экспертиза на коррупциогенность может проводиться специалистами, привлеченными к работе на договорной основе, в случае, если такое решение принято руководителем органа местного самоуправления.
2.4. Результаты экспертизы на коррупциогенность, проводимой органами местного самоуправления, оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, подготовленном по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ АНТИКОРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

3.1. По инициативе общественных организаций может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов. Финансирование проведения общественной антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов осуществляется за счет средств инициатора проведения общественной антикоррупционной экспертизы.
3.2. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
3.3. Независимыми экспертами не могут являться специалисты органов местного самоуправления Хасанского муниципального района.
3.4. Для проведения общественной экспертизы на коррупциогенность проекта муниципального правового акта заинтересованные лица обращаются к руководителю органа местного самоуправления Хасанского муниципального района, в компетенцию которого входит издание данного проекта муниципального правового акта, с ходатайством о ее проведении.
3.5. Ходатайство рассматривается главой Хасанского муниципального района, председателем Думы Хасанского муниципального района в 10-дневный срок со дня его поступления. В случае принятия решения о проведении независимой экспертизы она проводится в соответствии с Методикой.
3.6. По результатам общественной антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
3.7. Экспертное заключение направляется в орган местного самоуправления, подготовивший проект муниципального правового акта, по почте или курьерским способом, либо в виде электронного документа и обязательно для рассмотрения органами местного самоуправления, их должностными лицами, разработавшими проект муниципального правового акта.

4. УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ

4.1. Положения проекта муниципального правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки проекта документа его разработчиком.
4.2. В случае несогласия разработчика проекта нормативного правового акта с результатами экспертизы на коррупциогенность разработчик направляет главе Хасанского муниципального района ходатайство о повторном рассмотрении проекта с обоснованием своего несогласия с результатами экспертизы.

5. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Хасанского муниципального района
А.С.НАРЫЖНЫЙ





Приложение
к нормативному правовому акту
Думы Хасанского
муниципального района
от 01.06.2009 № 19-НПА

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
1.2. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии проектов документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ

2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3. КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии проекта нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц);
з) заполнении пробелов в системе муниципальных нормативных правовых актов при помощи муниципальных правовых актов меньшей юридической силы в отсутствие нормативного регулирования, например, в установлении общеобязательных правил поведения постановлением администрации района в условиях отсутствия решения Думы района, устанавливающих данные правила;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru