Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. № 174-Пр

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2025 ГОДЫ

В целях совершенствования системы транспортного комплекса области:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009 - 2025 годы.
2. Министерству по развитию транспортного комплекса области осуществлять разработку и реализацию областных целевых программ по развитию транспортного комплекса Саратовской области с учетом основных положений Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009 - 2025 годы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов, городских округов области, предприятиям транспортного комплекса области при решении возложенных на них задач, связанных с обеспечением транспортного обслуживания населения области, руководствоваться основными положениями Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009 - 2025 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина А.М.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ





Приложение
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 29 июля 2009 г. № 174-Пр

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2025 ГОДЫ

1. Место и роль транспорта
в социально-экономическом развитии Саратовской области

Для Саратовской области, как и для России в целом, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, выполняя перевозки к местам потребления практически всей продукции, а также обеспечивая поездки населения с трудовыми, культурно-бытовыми и другими целями, транспорт оказывает влияние на всю жизнедеятельность страны.
Транспортные коммуникации объединяют все административные районы Саратовской области и связывают ее с другими регионами. Выгодное географическое положение Саратовской области позволяет рассчитывать в перспективе на значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок из зарубежных стран по коммуникациям на территории области.
О месте и значении транспортной системы в экономике области свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах области, существенная доля транспортных услуг в валовом региональном продукте, в инвестициях на развитие отраслей хозяйства, в численности занятых на них работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла и ряде других важных показателей.
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Роль транспорта в социально-экономическом развитии региона определяется также рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания. Работа и развитие производства и учреждений социальной сферы существенно зависит от полноты объема и своевременности удовлетворения спроса на перевозки, от стоимости перевозок, их скорости, своевременности, ритмичности и безопасности.
Объем удовлетворения спроса на перевозки современной транспортной системой определяется уровнем развития необходимой транспортной инфраструктуры, ее географической и технологической доступности, а также балансом стоимости, скорости, своевременности, ритмичности, безопасности и устойчивости перевозок.
Стоимость перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражается непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на ее производство и влияет на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта.
Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а в некоторых случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Скорость транспортного сообщения накладывает ограничения на транспортно-экономические связи и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.
В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так сокращает время ожидания поездки. Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, может стать существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса.
Развитие транспортной системы должно быть ориентировано не только на полное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, но и на оправданное смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью и условиями перевозок на функционирование отраслей производства, внешнеэкономическую деятельность и социальную сферу.
Формирование концептуальных направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития Саратовского региона.
На территории области утверждена "Схема территориального планирования Саратовской области" (далее Схема). Она призвана обеспечить устойчивое развитие территории, безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также способствовать рациональному использованию природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Применительно к транспорту в Схему включены предложения по развитию транспортного комплекса с целью более активного включения области в систему евроазиатских транспортных связей. В рамках развития системы международных транспортных коридоров по территории России Саратовский транспортный узел способен стать одним из основных центров грузопереработки и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях; предложения по развитию трубопроводного транспорта и сети автомобильных дорог.
Транспорт выступает не только инфраструктурной составляющей территории Саратовского региона, но и важнейшей частью его экономической базы, градообразующей базы городов, а также одним из основных конкурентных преимуществ для его развития, одним из главных факторов его инвестиционной привлекательности. Обслуживание международных транспортных потоков способствует включению региона в международные программы с привлечением наиболее эффективных инвестиций.
С целью создания эффективной, доступной и устойчивой транспортной системы региона, как инфраструктурного базиса для экономического роста экономики Саратовской области и создания условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения, министерством по развитию транспортного комплекса области осуществляется разработка комплексной программы развития транспортного комплекса области (2010 - 2015 годы).

2. Цели и приоритеты развития транспорта
на долгосрочную перспективу

Цель Концепции. Целью настоящей Концепции является определение на региональном уровне основных направлений повышения эффективности функционирования транспортной системы, создание транспортных условий для обеспечения инновационного развития Саратовской области, а также улучшение качества и расширение доступности транспортного обслуживания жителей области.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих первоочередных задач региональной транспортной политики:
Задача 1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике региона и формирование единого транспортного пространства региона. Решение этой задачи должно позволить:
обеспечить динамичный рост экономики Саратовской области, социальное развитие и укрепление внутри- и межрегиональных связей;
устранить территориальные и структурные диспропорции на транспорте, вовлечь в хозяйственный оборот новые территории за счет создания дополнительных транспортных связей;
обеспечить повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки;
обеспечить рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
Единое транспортное пространство Саратовской области должно включать в себя единую сбалансированную систему транспортных коммуникаций, интегрированную систему товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единые стандарты технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующие их взаимодействие, единые стандарты технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.
Задача 2. Обеспечение доступности услуг транспортного комплекса для населения Саратовской области. Решение данной задачи заключается в:
удовлетворении в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями;
обеспечении устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций;
обеспечении ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость.
Прежде всего, в рамках решения данной задачи необходимо обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в городском и пригородном сообщении. Предполагается развитие систем городского и пригородного пассажирского транспорта, парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные высоко-скоростные перевозки пассажиров.
В дальнейшем транспортная отрасль должна принять участие в разработке минимальных социальных транспортных стандартов. Использование стандартов должно способствовать обеспечению возможности перемещения всех слоев населения по территории нашей области и страны в целом. Эти стандарты должны определить модель необходимых коммуникаций всех видов пассажирского транспорта, соответствующий подвижной состав, покупательскую способность, ценовую доступность транспортных услуг для населения.
Задача 3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы области и реализация ее транзитного потенциала.
Решение данной задачи должно способствовать формированию прочной основы для успешной интеграции Саратовской области в транспортную систему России и в мировую транспортную систему. Уникальное географическое положение нашей области по территории которой проходят два международных транспортных коридора: "Север-Юг", "Запад-Восток" ("Транссиб") позволяют создать на территории области мощный мультимодальный транспортный узел. В состав которого могут входить инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы. Реализация подобного проекта будет способствовать превращению экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов Саратовского региона. Решение указанной задачи предполагает, прежде всего, развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов. Для этого необходим мониторинг рынка экспорта транспортных услуг, изучение преимуществ конкурентов, выработка комплекса мероприятий по улучшению технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, планирование их развития и согласование в рамках международного сотрудничества по транспортным коридорам.
Задача 4. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Саратовской области.
Решение этой задачи позволит повысить безопасность движения грузового и пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта, полетов и судоходства, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень мобилизационной готовности и, таким образом, позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня транспортной безопасности и снижения террористических рисков.
Обеспечение транспортной безопасности, как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, позволит повысить состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса. Помимо средств и мероприятий прямого обеспечения безопасности на транспорте, огромное значение в достижении данной цели играет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта. Без их совершенствования управление повышением безопасности транспортной системы будет лишено эффективной обратной связи. Важную роль в достижении высокого уровня безопасности должно сыграть также обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.
Задача 5. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Решение указанной задачи будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли. В рамках решения этой задачи предполагается:
выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран;
профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств;
рационализация маршрутов следования транспортных потоков.
Задача 6. Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Серьезный износ транспортной инфраструктуры и подвижного состава, который характерен для всех видов транспорта, требует для ликвидации сложившейся ситуации привлечения значительных инвестиций. Технологическое отставание является одним из главных препятствий развития транспорта. Объемы инвестиций, необходимые для достижения современного уровня развития отрасли, весьма значительны. Основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности и решения указанной задачи являются:
развитие частно-государственного партнерства;
стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий;
привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры к модернизации отдельных объектов.
Реализация указанных направлений позволит вызвать интерес потенциальных инвесторов и привлечь к инвестиционным проектам крупные банки, которые могут аккумулировать значительный объем финансовых средств.

3. Общая характеристика транспортной системы
Саратовской области

По своему географическому положению Саратовская область обладает потенциалом для перспективного развития мощной транспортной системы. Железнодорожные пути и автомобильные дороги связывают область с центром России, Уралом, Сибирью, Кавказом, Средней Азией. Водный путь соединяет Саратов с Москвой, Западным Уралом, Прибалтикой, Черным и Белым морями. По территории Саратовской области проходят два международных транспортных коридора: "Север-Юг", "Запад-Восток" ("Транссиб"). Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел. В состав транспортного комплекса Саратовской области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.
Транспортную систему Саратовской области в настоящее время образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг. Часть перевозочной работы выполняется индивидуальными предпринимателями.
Главными принципами функционирования транспортной системы Саратовской области в условиях рыночных отношений являются перевод деятельности всех транспортных организаций на коммерческую основу, развитие здоровой конкуренции и формирование и развитие рынка транспортных услуг, на котором каждый пользователь мог бы свободно выбирать наиболее приемлемый для него вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества.
Объем перевозок грузов по транспорту общего пользования составил в 2007 году 24,5 млн. тонн. Наблюдается тенденция роста этого показателя, так в 2007 году рост составил 8 процентов к уровню 2006 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика перевозки грузов по видам
транспорта общего пользования (без трубопроводного),
млн. тонн

Рисунок не приводится.

Объем перевозок пассажиров по всем видам транспорта сокращается и в 2007 году составил 313 млн. пассажиров, исключением является перевозка пассажиров автобусами, объем перевозок на котором имеет тенденцию роста. (рис. 2).
Тенденция роста наблюдается и в грузообороте, который составил в 2007 году 56089,5 млн. т км, прирост к уровню 2006 года составляет 15,5 процентов, а также по пассажирообороту - 4,5 процента к уровню 2006 года. (7608 млн. пасс. км в 2007 году).

Рис. 2. Динамика перевозки пассажиров
по видам транспорта общего пользования, млн. пасс.

Рисунок не приводится.

По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Казахстана и Центральной Азии. По удельному весу автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования область занимает 9 место среди регионов Российской Федерации.
Показатели протяженности путей сообщения и густота путей сообщения (таблица 1) в последние годы сохраняют свое стабильное значение. Небольшой прирост протяженности путей сообщения отмечен по железнодорожным путям (0,3 процента) и автомобильным дорогам (0,2 процента). В целом дорожно-транспортная инфраструктура нуждается в серьезной модернизации и развитии.

Таблица 1. Протяженность путей сообщения (на конец года), км

+-------------------------------+-----------------------------------------+
¦        Вид транспорта         ¦                  Годы                   ¦
¦                               +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦                               ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Железнодорожные   пути   общего¦2296 ¦2288 ¦2287 ¦2287 ¦2297 ¦2297 ¦2304 ¦
¦пользования                    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Автомобильные дороги, с твердым¦14652¦14520¦13931¦13482¦13202¦12692¦12645¦
¦покрытием - всего              ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦   в    том    числе:    общего¦10231¦10303¦10364¦10419¦10469¦10470¦10502¦
¦пользования                    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Трамвайные пути                ¦65,3 ¦65,3 ¦65,3 ¦65,3 ¦65,3 ¦65,3 ¦65,3 ¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Троллейбусные линии            ¦126,6¦126,6¦127,9¦124,5¦123,7¦123,7¦123,7¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Внутренние  водные   судоходные¦ 701 ¦ 732 ¦ 723 ¦ 723 ¦ 710 ¦ 709 ¦ 709 ¦
¦пути                           ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области

По показателям системы расселения следует отметить положительную тенденцию уменьшения времени доступности областного центра, которая в 2007 году составила 2,65.
Инвестиции на транспорте Саратовской области составили в 2007 году почти 10 млрд. рублей, что составляет около 4 процентов ВРП области, это превышает российское значение (3,5 процента в 2007 году). Основной объем инвестиций приходится на железнодорожный транспорт, в 2007 году инвестиции в него составили 4,7 млрд. руб. Динамика изменения объема инвестиций позволяет сделать вывод о некотором их сокращении в последние 2 года (на 33,1 процент в 2006 и 11,6 процентов в 2007 году).
Серьезную проблему и угрозу для инновационного развития транспортного комплекса представляет существенный износ основных фондов организаций транспорта. Особенно остро данная проблема стоит для городского электрического транспорта (степень износа в 2007 году 71 процент), воздушного (степень износа в 2007 году 66,5 процентов, внутреннего водного (степень износа в 2007 году 62,2 процента). В последние годы наблюдается незначительное улучшение состояния основных фондов (таблица 2).

Таблица 2. Степень износа основных фондов организаций транспорта Саратовской области, %

+-------------------------------+-----------------------------------------+
¦        Вид транспорта         ¦                  Годы                   ¦
¦                               +------+------+------+------+------+------+
¦                               ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦Транспорт - всего              ¦ 64,0 ¦ 17,0 ¦ 23,5 ¦ 25,3 ¦ 34,0 ¦ 32,2 ¦
¦из него по видам деятельности: ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦   железнодорожный             ¦ 66,0 ¦  2,3 ¦ 10,2 ¦ 16,4 ¦ 24,2 ¦ 23,8 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦   автобусный пассажирский     ¦  -   ¦ 55,5 ¦ 54,0 ¦ 54,1 ¦ 52,1 ¦ 45,9 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦   городской электрический     ¦ 70,4 ¦ 70,5 ¦ 69,4 ¦ 70,3 ¦ 73,3 ¦ 71,0 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦   автомобильный грузовой      ¦  -   ¦ 56,9 ¦ 55,6 ¦ 53,9 ¦ 54,1 ¦ 52,8 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦   внутренний водный           ¦ 69,2 ¦ 63,8 ¦ 51,6 ¦ 52,2 ¦ 61,5 ¦ 62,2 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦   воздушный                   ¦ 61,8 ¦ 78,6 ¦ 76,6 ¦ 77,3 ¦ 75,3 ¦ 66,5 ¦
+-------------------------------+------+------+------+------+------+------+

по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области

В 2007 году в транспортном комплексе и в учреждениях связи Саратовской области было занято 59,3 тыс. человек, что составляет порядка 5 процентов от общей численности занятых в экономике области. Прирост с 2005 года составил 3,1 процента (таблица 3).

Таблица 3. Распределение численности занятого населения Саратовской области по видам экономической деятельности, тыс. человек

+--------------------------------------------+--------------------+-------+
¦             Отрасль экономики              ¦        Годы        ¦ Доля  ¦
¦                                            +------+------+------+отрасли¦
¦                                            ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦в 2007 ¦
¦                                            ¦      ¦      ¦      ¦году, %¦
+--------------------------------------------+------+------+------+-------+
¦Всего занято в экономике                    ¦1172,1¦1173,4¦1173,4¦ 100,0 ¦
+--------------------------------------------+------+------+------+-------+
¦В том числе:                                ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
¦   сельское хозяйство, лесное хозяйство     ¦ 178,6¦ 173,9¦ 173,9¦  14,8 ¦
+--------------------------------------------+------+------+------+-------+
¦   транспорт                                ¦  57,5¦  59,1¦  59,3¦   5,0 ¦
+--------------------------------------------+------+------+------+-------+
¦   образование                              ¦ 109,9¦ 111,3¦ 111,3¦   9,5 ¦
+--------------------------------------------+------+------+------+-------+

по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области

Уровень заработной платы в отрасли один из наиболее высоких и составил в 2007 году 12,2 тыс. руб., что превышает на 34 процента средний по области показатель. Динамика его роста в 2007 году к уровню 2006 года составила 23,6 процента (таблица 4).

Таблица 4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Саратовской области по видам экономической деятельности, руб.

+----------------------------------------+--------------------+-----------+
¦           Отрасль экономики            ¦        Годы        ¦ Индекс к  ¦
¦                                        +------+------+------+среднему по¦
¦                                        ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ экономике ¦
¦                                        ¦      ¦      ¦      ¦значению, %¦
+----------------------------------------+------+------+------+-----------+
¦Всего в экономике                       ¦5439,3¦7009,7¦9153,4¦    100    ¦
+----------------------------------------+------+------+------+-----------+
¦   сельское хозяйство, лесное хозяйство ¦2627,1¦3639,6¦4910,2¦     54    ¦
+----------------------------------------+------+------+------+-----------+
¦   строительство                        ¦4976,9¦8440,5¦9368,2¦    102    ¦
+----------------------------------------+------+------+------+-----------+
¦   транспорт                            ¦8300,0¦10109 ¦12795 ¦    139    ¦
+----------------------------------------+------+------+------+-----------+
¦   образование                          ¦3444,6¦4707,6¦5611,2¦     61    ¦
+----------------------------------------+------+------+------+-----------+

по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Саратовской области

Анализ изменения тарифов показывает, что в целом наблюдается их рост, что объясняется удорожанием топлива, ростом цен на запасные части, ростом заработной платы водителей и увеличением других эксплуатационных расходов. Индексы роста сопоставимы с инфляцией и ростом тарифов по другим видам деятельности (таблица 5).

Таблица 5. Индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта Саратовской области (декабрь к декабрю предыдущего года), %

+-----------------------------------------+-------------------------------+
¦             Виды транспорта             ¦             Годы              ¦
¦                                         +-------+-------+-------+-------+
¦                                         ¦ 2004  ¦ 2005  ¦ 2006  ¦ 2007  ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Транспорт - всего                        ¦ 118,3 ¦ 118,4 ¦ 109,9 ¦  93,6 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦   железнодорожный                       ¦ 113,4 ¦ 113,9 ¦ 110,5 ¦ 109,6 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦   автомобильный                         ¦ 108,5 ¦ 119,1 ¦ 109,0 ¦ 111,0 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦   внутренний водный                     ¦ 209,2 ¦ 119,5 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+

по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области

3.1. Характеристика отдельных видов транспорта

Железнодорожный транспорт является одной из основных отраслей развития всей транспортной системы региона и выполняет одну из ведущих ролей в его экономике. На долю железнодорожного транспорта приходится более 80 процентов от суммарного объема услуг, предоставляемых транспортным комплексом, а по некоторым показателям, например, грузооборот - достигает 96 процентов.
Перевозка пассажиров и грузов на территории области осуществляется Саратовским отделением Приволжской железной дороги - филиалом ОАО "РЖД" и Ртищевским отделением Юго-Восточной железной дороги - филиалом ОАО "РЖД".
]]>
Рисунок не приводится.

Рис. 4 Прогноз изменения объема перевозок пассажиров
общественным транспортом Саратовской области

Рисунок не приводится.





Приложение № 2
к "Концепции развития транспортного комплекса
Саратовской области на 2009 - 2025 годы"

ЗНАЧЕНИЯ
ИНДИКАТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

+-------------------+----------------+---------------+----------------+-----------------+
¦   Наименование    ¦    2010 год    ¦   2015 год    ¦    2020 год    ¦    2025 год     ¦
¦                   +--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦                   ¦  min   ¦  max  ¦  min  ¦  max  ¦  min  ¦  max   ¦  min   ¦  max   ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦1. Объем перевозок, млн. т                                                             ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦Транспорт - всего  ¦  24,3  ¦ 28,62 ¦ 30,45 ¦ 35,54 ¦ 34,45 ¦ 46,34  ¦ 38,45  ¦ 56,54  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦в том числе:       ¦  16,1  ¦ 18,96 ¦ 20,59 ¦ 24,04 ¦ 22,69 ¦ 32,99  ¦  23,9  ¦ 35,15  ¦
¦железнодорожный    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦автомобильный      ¦   7    ¦ 8,15  ¦ 8,41  ¦ 9,80  ¦ 9,93  ¦ 13,35  ¦ 12,31  ¦ 18,11  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦внутренний водный  ¦  1,2   ¦ 1,51  ¦ 1,45  ¦ 1,70  ¦ 1,83  ¦  2,45  ¦  2,23  ¦  3,28  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦воздушный          ¦ 0,0009 ¦0,0011 ¦0,0015 ¦0,0017 ¦0,0017 ¦ 0,0023 ¦ 0,0025 ¦ 0,0037 ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦2. Грузооборот, млн. т км                                                              ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦Транспорт - всего  ¦56290,4 ¦66224,4¦77851,1¦91382,2¦93106,3¦ 131110 ¦108361,6¦174547,4¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦в том числе:       ¦54534,8 ¦64157,2¦75257,6¦88340,7¦ 90036 ¦126805,5¦104413,9¦168188,5¦
¦железнодорожный    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦автомобильный      ¦ 1594,6 ¦ 1876  ¦2360,7 ¦2771,1 ¦ 2791  ¦ 3931,2 ¦ 3582,8 ¦  5771  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦внутренний водный  ¦ 131,0  ¦ 154,2 ¦ 164,4 ¦ 193,0 ¦ 206,6 ¦ 291,0  ¦ 275,5  ¦ 443,8  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦воздушный          ¦   30   ¦  37   ¦ 68,4  ¦ 77,4  ¦ 72,7  ¦  82,3  ¦  89,4  ¦ 144,1  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦3. Объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования, млн. пасс.               ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦Транспорт - всего  ¦  310   ¦335,78 ¦ 309,6 ¦379,34 ¦ 316,5 ¦ 444,34 ¦ 325,4  ¦ 529,1  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦в том числе:       ¦ 11,16  ¦ 12,10 ¦ 11,29 ¦ 13,84 ¦ 11,68 ¦ 16,25  ¦ 10,95  ¦ 17,60  ¦
¦железнодорожный    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦автобусный         ¦ 189,15 ¦204,88 ¦196,29 ¦240,50 ¦196,38 ¦ 275,71 ¦ 195,88 ¦ 318,51 ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦трамвайный         ¦ 49,09  ¦ 53,18 ¦ 45,57 ¦ 55,84 ¦ 48,47 ¦ 68,04  ¦ 52,97  ¦ 86,13  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦троллейбусный      ¦ 60,08  ¦ 65,08 ¦ 55,77 ¦ 68,33 ¦ 59,31 ¦ 83,27  ¦ 64,83  ¦ 105,41 ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦внутренний водный  ¦  0,20  ¦ 0,21  ¦ 0,23  ¦ 0,29  ¦ 0,22  ¦  0,31  ¦  0,23  ¦  0,38  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦воздушный          ¦ 0,315  ¦ 0,325 ¦ 0,441 ¦ 0,532 ¦ 0,441 ¦ 0,760  ¦ 0,535  ¦ 1,065  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦4. Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс. км                        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦Транспорт - всего  ¦  7847  ¦ 8719  ¦ 8858  ¦ 10852 ¦ 9616  ¦ 13499  ¦ 10322  ¦ 16780  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦в том числе:       ¦ 4047,3 ¦4497,0 ¦4482,2 ¦5491,1 ¦4989,3 ¦ 7004,0 ¦ 4580,0 ¦ 7445,5 ¦
¦железнодорожный    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦автобусный         ¦ 3185,0 ¦3538,9 ¦3655,5 ¦4478,3 ¦3814,0 ¦ 5354,1 ¦ 4759,6 ¦ 7737,5 ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦трамвайный         ¦ 144,4  ¦ 160,4 ¦ 129,2 ¦ 158,2 ¦ 160,5 ¦ 225,3  ¦ 171,9  ¦ 279,4  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦троллейбусный      ¦ 189,8  ¦ 210,9 ¦ 169,8 ¦ 208,0 ¦ 210,9 ¦ 296,1  ¦ 225,9  ¦ 367,3  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦внутренний водный  ¦  4,1   ¦  4,6  ¦  5,1  ¦  6,3  ¦  5,3  ¦  7,4   ¦  5,8   ¦  9,5   ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦воздушный          ¦ 276,4  ¦ 307,1 ¦ 416,3 ¦ 510,0 ¦ 436,1 ¦ 612,2  ¦ 578,8  ¦ 940,9  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦5. Густота транспортной сети, км на 10000 кв. км территории:                           ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦железные дороги    ¦  22,8  ¦ 27,36 ¦ 22,9  ¦ 27,48 ¦  23   ¦  27,6  ¦   23   ¦  27,6  ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦автомобильные      ¦  103   ¦ 123,6 ¦  121  ¦ 145,2 ¦  165  ¦  198   ¦  190   ¦  228   ¦
¦дороги             ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦6. Протяженность   ¦11371,25¦13645,5¦12362,5¦ 14835 ¦13353,7¦16024,5 ¦ 14345  ¦ 17214  ¦
¦автомобильных дорог¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦общего пользования,¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦км                 ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦7. Скорость        ¦  295   ¦  354  ¦  305  ¦  366  ¦  325  ¦  390   ¦  350   ¦  420   ¦
¦доставки грузовых  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦отправок           ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦железнодорожным    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспортом,       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦км/сутки           ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦в том числе:       ¦  350   ¦  420  ¦  550  ¦  660  ¦  700  ¦  840   ¦  1000  ¦  1200  ¦
¦контейнеров в      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транзитном         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦сообщении          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦8. Увеличение      ¦  105   ¦  107  ¦  115  ¦  117  ¦  125  ¦  128   ¦  140   ¦  143   ¦
¦коммерческой       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦скорости доставки  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦продукции          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автомобильным      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспортом (% к   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦уровню 2007 года)  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦9. Доля            ¦   12   ¦  13   ¦  20   ¦  22   ¦  50   ¦   56   ¦   75   ¦   85   ¦
¦контейнерных и     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦контрейлерных      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦перевозок в общем  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦объеме перевозок   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦контейнеропригодных¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦грузов             ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автомобильным      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспортом , %    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦10. Доля           ¦  0,19  ¦ 0,22  ¦ 0,19  ¦ 0,22  ¦ 0,20  ¦  0,24  ¦  0,23  ¦  0,27  ¦
¦автомобильного     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспорта общего  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦пользования в общем¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦объеме перевозок   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦грузов             ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автомобильным      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспортом        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦11. Средний возраст¦   11   ¦  8,8  ¦ 10,5  ¦  8,4  ¦  9,5  ¦  7,6   ¦  8,5   ¦  6,8   ¦
¦парка грузовых     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автотранспортных   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦средств, лет       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦12. Доля парка     ¦   8    ¦  10   ¦  25   ¦  30   ¦  55   ¦   66   ¦   90   ¦   95   ¦
¦подвижного состава ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автомобильного и   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦городского         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦наземного          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦электрического     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспорта общего  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦пользования,       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦оборудованного для ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦перевозки          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦маломобильных      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦граждан, %         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦13. Средний возраст¦   11   ¦  8,8  ¦ 10,5  ¦  8,4  ¦  9,5  ¦  7,6   ¦  8,5   ¦  6,8   ¦
¦парка пассажирских ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автотранспортных   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦средств, лет       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦14. Подвижность    ¦  3489  ¦ 3877  ¦ 3776  ¦ 4720  ¦ 4248  ¦  6068  ¦  4484  ¦  6406  ¦
¦населения, пасс.   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦км/год на 1 пасс.  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦15. Рост экспорта  ¦  144   ¦  173  ¦  254  ¦  305  ¦  424  ¦  508   ¦  678   ¦  814   ¦
¦транспортных услуг,¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦(% к уровню 2007   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦года)              ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦16. Снижение       ¦   97   ¦ 98,9  ¦ 93,6  ¦ 95,4  ¦ 90,0  ¦  91,8  ¦  85,6  ¦  87,3  ¦
¦энергоемкости      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦перевозок на       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦железнодорожном    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦транспорте         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦(% к уровню 2007   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦года)              ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦17. Объем          ¦   98   ¦ 88,2  ¦  90   ¦  81   ¦  83   ¦   74   ¦   81   ¦   62   ¦
¦загрязняющих       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦вредных веществ от ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автотранспортного  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦комплекса (% к     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦уровню 2007 года)  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦18. Доля           ¦   5    ¦  5,5  ¦  11   ¦ 12,1  ¦  13   ¦   15   ¦   15   ¦   32   ¦
¦альтернативных     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦топлив в общем     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦топливопотреблении ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автотранспортных   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦средств, (% к      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦уровню 2007 года)  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦19. Доля парка     ¦   7    ¦  7,7  ¦  10   ¦  11   ¦  25   ¦  27,5  ¦   35   ¦  38,5  ¦
¦грузовых           ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦автомобилей,       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦использующих       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦альтернативные виды¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
¦топлива, %         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru