Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 10 июня 2009 г. № 597-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.03.2009, ПРОТОКОЛ № 5
"ИТОГИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ"
В 2008 ГОДУ И ЗАДАЧИ НА 2009 ГОД"

В целях повышения эффективности управленческих решений Министерства здравоохранения Свердловской области, улучшения качества и доступности медицинской помощи населению Свердловской области, исполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи приказываю:
1. Утвердить Решение коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.03.2009, протокол № 5 "Итоги работы системы здравоохранения Свердловской области, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году и задачи на 2009 год".
2. Заместителям министра здравоохранения, начальникам отделов, главным специалистам Министерства здравоохранения Свердловской области, руководителям областных учреждений здравоохранения обеспечить выполнение решений коллегии в части, их касающейся.
3. Рекомендовать руководителям федеральных учреждений здравоохранения, руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам ЦГБ (ЦРБ) муниципальных образований в Свердловской области обеспечить выполнение решений коллегии в части, их касающейся.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр здравоохранения
В.Г.КЛИМИН





Утверждено
Приказом
министра здравоохранения
Свердловской области
от 10 июня 2009 г. № 597-п

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. Протокол № 5

ИТОГИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ"
В 2008 ГОДУ И ЗАДАЧИ НА 2009 ГОД

Заслушав доклад министра здравоохранения Свердловской области Климина В.Г., а также доклады исполнительного директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Семенова Ю.С., управляющей ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Зеленецкой Р.П., руководителя Территориального управления Росздравнадзора по Свердловской области Трофимова И.М., руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Бусырева С.А., ректора ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия Росздрава" Кутепова С.М. об итогах работы в 2008 году и задачах отрасли здравоохранения на 2009 год, коллегия отмечает, что в течение 2008 года проводилась работа по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", укреплению материально-технической базы здравоохранения, оптимизации сети учреждений и структуры объемов медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, лекарственному обеспечению населения, повышению эффективности управления отраслью, разработке индикаторных показателей деятельности.
2008 год характеризуется ростом объемов финансирования здравоохранения в сравнении с предыдущими годами. Консолидированный объем финансирования здравоохранения в 2008 году составил 38,5 млрд. рублей, расходы на 1 жителя - 8742 рубля. Заработная плата работников здравоохранения за последние 5 лет выросла более чем в 3 раза. В рамках проекта "Здоровье" в 2006 - 2008 годах приобретена 1231 единица оборудования, за счет областного бюджета - 3665 единиц; значительные средства направлены на капитальные ремонты учреждений здравоохранения; в больших объемах велось строительство объектов здравоохранения. В результате улучшилась материально-техническая база здравоохранения, возросло количество исследований на рентгеновском, ультразвуковом, эндоскопическом, лабораторном оборудовании (в расчете на 100 посещений в поликлинику). Вместе с тем ресурсы здравоохранения не всегда используются эффективно; основной причиной являются организационные недоработки.
Удельный вес финансовых средств местных бюджетов здравоохранения на стационарную помощь составляет 56,1 процента (при нормативе 40 процентов), на скорую медицинскую помощь - 17,1 (норматив - 10 процентов). Таким образом, в Свердловской области сохраняется затратная модель здравоохранения с преобладанием стационарной и скорой медицинской помощи. Амбулаторно-поликлиническая помощь, главной задачей которой является профилактика, до настоящего времени не стала приоритетным видом медицинской помощи в структуре расходов местных бюджетов.
В условиях сложной финансово-экономической ситуации лечебно-профилактические учреждения далеко не в полной мере используют финансовые возможности фонда социального страхования при лечении пациентов с производственной травмой.
7 процентов населения области получает медицинскую помощь на фельдшерско-акушерских пунктах, 8 процентов обслуживаются врачами общих врачебных практик, остальное население закреплено за поликлиниками. Деятельность фельдшерско-акушерских пунктов требует стандартизации, а их материально-техническое состояние - модернизации. К 2008 году построено 266 общих врачебных практик, однако 19 практик не были введены в строй по причине незавершения строительных работ в срок, отсутствия финансирования из местных бюджетов. 36 ОВП не имеют лицензии (нет заключения Роспотребнадзора, не урегулированы имущественные отношения, в 21 ОВП нет врача). У прикрепленного к общей врачебной практике населения отмечается рост выявленных случаев артериальной гипертонии, увеличение доли онкологических заболеваний, выявленных в ранней стадии. Уровень профилактических посещений на ОВП составляет 25%, доля диспансерных посещений - 5%. При этом в ряде ОВП количество посещений на 1 жителя составило 1 на 1000 населения, что гораздо ниже рекомендуемого. В каждой пятой общей врачебной практике доля удержанных средств по результатам проведенной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области экспертизы составила 40 процентов и выше.
Показателем доступности и интенсивности работы поликлинической службы является количество посещений к врачам на 1 жителя в год. В целом по итогам реализации Территориальной программы госгарантий этот показатель за 2008 год снизился по сравнению с 2007 годом и составил 8,5 посещения, что ниже федерального норматива на 7 процентов. Низкое исполнение плана связано, в первую очередь, с неукомплектованностью амбулаторного звена врачами. Муниципальные образования зачастую не создают условий для привлечения молодых специалистов, начиная с целевых наборов в медицинские учреждения образования и заканчивая контролем распределения выпускников, обучавшихся по целевому набору.
В настоящее время система планирования штатов на численность прикрепленного населения не отвечает идеологии, заложенной в программе государственных гарантий, которая заключается в планировании ресурсов исходя из потребности населения в медицинской помощи. Планирование штатной численности врачебных должностей в большинстве муниципальных образований осуществляется в отрыве от нормативной и фактической потребности населения в медицинской помощи. Устарели требования к планированию рабочего дня врача в амбулаторной службе, которые сегодня не соответствуют фактическим объемам посещений на дому.
Показатели эффективности использования коечного фонда постепенно приближаются к нормативным. Растут объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, но при этом они значительно ниже аналогичных показателей в европейских странах. Серьезной проблемой здравоохранения являются неупорядоченные потоки пациентов как по вертикали, так и по горизонтали, вплоть до прямого обращения в областные больницы за первичной помощью. Анализ миграции пациентов для получения специализированной стационарной помощи говорит о том, что в области нарушена этапность оказания медицинской помощи. Как результат - перегрузка областных учреждений здравоохранения при неэффективной работе муниципального звена.
Отмечается нерациональное использование дорогостоящего диагностического оборудования (маммографов, компьютерных томографов, магниторезонансных томографов: объемы проведенных исследований ниже расчетной пропускной способности оборудования и ниже потребностей населения в данных исследованиях).
С большой нагрузкой работает скорая медицинская помощь. Количество вызовов скорой медицинской помощи на 1000 жителей в среднем по области 328. При этом показатели по ряду муниципальных образований в 2 и более раз превышают среднеобластные. По 30 подразделениям скорой медицинской помощи показатель обращаемости 400 и более на 1000 жителей. Работа СМП организована нерационально: в части муниципальных образований вызовы врача на дом принимаются до 12 часов дня, в 3 муниципальных образованиях вызовы врача в поликлинике обслуживает скорая помощь. Таким образом, высокое количество вызовов СМП обусловлено в большинстве муниципальных образований замещением работы поликлиники.
По уровню информатизации здравоохранения Свердловская область находится далеко не на первых позициях в стране. Уровень информатизации по результатам анкетирования лечебно-профилактических учреждений: количество компьютеров на 100 врачей в областных лечебно-профилактических учреждениях - 168, в муниципальных - 64, в федеральных - 145. На каждые 100 компьютеров в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях в среднем приходится 2 сервера. Более половины всех компьютеров областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений объединены в локальную сеть, а каждый четвертый компьютер имеет выход в Интернет. С 2007 года в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области системно внедряются телемедицинские технологии. В настоящий момент организовано 13 телемедицинских пунктов. Автоматизированная диспетчерская система скорой медицинской помощи внедрена в 4 муниципальных образованиях области (городской округ Ревда, городской округ Первоуральск, МО "город Екатеринбург", город Нижний Тагил).
Конечными результатами деятельности здравоохранения являются показатели заболеваемости и демографии. Показатели заболеваемости в 2009 году снизились, но это не истинное снижение заболеваемости, а результат работы по упорядочению статистического учета в ряде муниципальных образований. Отмечается положительная динамика по заболеваемости и смертности от туберкулеза: при росте выявляемости туберкулеза в основном за счет ранних недеструктивных форм снижается смертность. Большая доля больных с туберкулезом выявлена на профосмотрах, уменьшилась доля пациентов с диагнозом деструктивной формы туберкулеза. Кроме того, отмечается снижение заболеваемости прививаемыми инфекционными болезнями. По ВИЧ-инфекции ситуация напротив неблагоприятная. Несмотря на реализацию федеральных и региональных программ, первичная заболеваемость продолжает расти. Сохраняются низкими показатели раннего выявления злокачественных новообразований. На 1 - 2 стадии выявлено всего 45 процентов онкозаболеваний, смертность на 1 году после установления диагноза составляет 29 процентов. В 180 муниципальных учреждениях здравоохранения сохранилось всего 67 смотровых кабинетов. Заболеваемость артериальной гипертонией растет, однако сохраняется высокий уровень смертности от инсультов, что свидетельствует о недостаточном контроле за артериальной гипертонией.
В 2008 году уровень рождаемости продолжил расти, а уровень смертности стабилизировался. Показатель смертности в трудоспособном возрасте снижается в большинстве территорий области. Прежде всего снижаются показатели смертности этой категории населения от онкологических заболеваний, травм и отравлений. Показатель младенческой смертности, несмотря на его снижение, имеет значительные резервы для дальнейшего снижения: почти треть случаев смерти детей до года происходит на дому. Показатель материнской смертности в Свердловской области в течение последних шести лет характеризуется нестабильностью. В 2008 году показатель составил 33 на 100 тыс. живорожденных.
Коллегия решила:
1. Признать работу Министерства здравоохранения Свердловской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования по организации медицинской помощи населению Свердловской области в 2008 году для обеспечения населения доступной медицинской помощью, применения эффективных организационных технологий удовлетворительной.
2. Приоритетными направлениями работы в 2009 году считать:
1) реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье";
2) реализацию областных государственных целевых программ, продолжение развития программно-целевого подхода;
3) работу по передаче полномочий субъекта Российской Федерации по оказанию части специализированной помощи муниципальным образованиям в Свердловской области;
4) разработку региональной модели оказания медицинской помощи населению Свердловской области, реализацию пилотного проекта по внедрению модели в Северном управленческом округе;
5) завершение разработки новых медико-экономических стандартов, переход на работу по новым медико-экономическим стандартам с 2010 года;
6) мероприятия по устранению кадрового дефицита в первичном звене и повышение качества помощи;
7) совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
8) продолжение формирования системы перинатальной помощи;
9) информатизацию здравоохранения;
10) восстановление работы смотровых кабинетов, повышение показателей выявляемости онкопатологии на ранних стадиях;
11) продолжение реализации программ лекарственного обеспечения;
12) внедрение программ формирования здорового образа жизни.
3. С целью минимизации негативного влияния последствий социально-экономического кризиса Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Семенов Ю.С.), руководителям областных и муниципальных учреждений здравоохранения:
1) не допустить снижения доступности медицинской помощи и ухудшения состояния здоровья населения, обеспечить должный уровень качества медицинской помощи;
2) разработать систему контроля объемов медицинской помощи;
3) обеспечить ежедневный контроль поступления и расходования финансовых средств; определять приоритеты расходования средств в зависимости от ситуации, рационально и экономно расходовать ресурсы;
4) не допустить задержек выплаты заработной платы работникам медицинских учреждений;
5) совершенствовать систему закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на основе конкурсов и аукционов.
4. Заместителю министра здравоохранения Медведской Д.Р.:
1) совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области (Семенов Ю.С.):
обеспечить завершение в 2009 году разработки региональной модели организации медицинской помощи населению Свердловской области;
завершить в IV квартале 2009 года разработку и расчет новых медико-экономических стандартов, с 2010 года организовать переход организаций здравоохранения на работу по новым МЭС;
обеспечить контроль объемов Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год;
организовать в оперативном режиме учет объемов медицинской помощи, финансируемой из средств обязательного медицинского страхования и бюджетов с применением имеющихся в ТФОМС технологических и информационных возможностей;
2) при планировании объемов медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2010 год расчеты проводить на основе федеральных нормативов ресурсов, исходя из потребности населения в медицинской помощи;
3) совместно с заместителем министра Турковым С.Б., главными внештатными специалистами в течение 2009 года обеспечить оптимальную организацию работы дорогостоящего медицинского оборудования для оказания бесплатной медицинской помощи населению: провести нормирование нагрузки на 1 врача в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, сформировать потоки пациентов, обеспечить автоматический контроль количества бесплатных исследований;
4) совместно с заместителем министра Турковым С.Б., директором ОГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области" Поповым В.П. обеспечить внедрение в 2009 году единой автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи в Свердловской области с координационным информационным центром на базе ОГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области".
5. Заместителю министра здравоохранения Свердловской области Туркову С.Б.:
1) завершить в 2009 году работу по передаче полномочий на оказание специализированной медицинской помощи муниципальным образованиям в соответствии с требованиями федерального законодательства;
2) совместно с заместителем министра здравоохранения Кивелевой Н.Н., исполнительным директором Территориального фонда обязательного медицинского страхования Семеновым Ю.С. рассмотреть возможность финансирования школ здоровья и ввода целевых надбавок врачам всех специальностей за выявленные социально значимые заболевания на ранних стадиях;
3) обеспечить внедрение на территории Свердловской области системы перинатальной помощи; содействовать завершению строительства перинатальных центров в муниципальных образованиях Свердловской области;
4) продолжить работу по совершенствованию системы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
6. Заместителю министра здравоохранения Свердловской области Кузьмину А.И.:
1) при выявлении фактов взимания денежных средств с населения при диагностике заболеваний с применением медицинского оборудования, полученного в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями сообщать об этих фактах в Управление Росздравнадзора по Свердловской области;
2) совместно с заместителем министра Медведской Д.Р., главными врачами ГУЗ "Свердловская областная клиническая больница № 1" Бадаевым Ф.И. и ГУЗ Областная детская клиническая больница № 1 Боярским С.Н. обеспечить внедрение телемедицинских технологий в областных учреждениях здравоохранения, а также координировать работу руководителей здравоохранения муниципальных образований по организации в лечебно-профилактических учреждениях телемедицинских пунктов.
7. Руководителям областных учреждений здравоохранения:
1) взять под личный контроль выполнение запланированных объемов государственных заданий Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, в том числе по оказанию стационарной помощи, строго в пределах установленного задания;
2) при принятии решения о сокращении вакантных ставок и увольнении совместителей соблюдать трудовое законодательство;
3) при оснащении лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием руководствоваться утвержденными табелями оснащения;
4) упорядочить работу дорогостоящего медицинского оборудования для обеспечения гарантий граждан на бесплатную медицинскую помощь;
5) планировать и выполнять мероприятия по защите персональных данных пациентов и сотрудников в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".
8. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранения муниципальных образований в Свердловской области:
1) обеспечить достижение индикаторных показателей здоровья населения и эффективности деятельности учреждений здравоохранения на 2009 год;
2) взять под личный контроль выполнение запланированных объемов муниципальных заданий Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, в том числе по оказанию стационарной и скорой помощи строго в пределах установленных заданий;
3) укомплектовать первичное звено здравоохранения врачами;
4) при принятии решения о сокращении вакантных ставок и увольнении совместителей соблюдать трудовое законодательство;
5) завершить строительство, ввод в эксплуатацию общих врачебных практик, запланированных к пуску в 2008 году, получить лицензию на медицинскую деятельность и обеспечить врачебными кадрами неработающие общие врачебные практики, повысить качество медицинской помощи на практиках;
6) содействовать реализации программ подготовки врачей первичного звена здравоохранения;
7) при оснащении лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием руководствоваться утвержденными табелями оснащения;
8) организовать и обеспечить работу смотровых кабинетов в каждом муниципальном учреждении здравоохранения с целью раннего выявления злокачественных новообразований;
9) в постоянном режиме проводить организационные мероприятия по снижению младенческой смертности, в т.ч. на дому;
10) обеспечить оргтехникой рабочие места персонала; организовать в ЛПУ телемедицинские пункты, финансово и технологически обеспечить их функционирование;
11) инициировать рассмотрение в муниципальных думах вопроса о финансировании школ здоровья за счет средств местных бюджетов;
12) планировать и выполнять мероприятия по защите персональных данных пациентов и сотрудников в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".
9. ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия Росздрава" (Кутепов С.М.), ГОУ "Свердловский областной медицинский колледж" (Левина И.А.), ГОУ ДПО "Уральский научно-практический центр медико-социальных и экономических проблем здравоохранения" (Блохин А.Б.) в срок до 01.07.2009 подготовить предложения по заочным курсам, выездным обучающим циклам повышения квалификации медицинских работников.
10. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Семенов Ю.С.):
1) обеспечить выполнение во всех медицинских учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, единых стандартов информационного и технологического обеспечения для корректного ввода первичных данных, формирования электронных баз данных и передачи реестров пролеченных пациентов по защищенным каналам связи в страховые медицинские компании;
2) провести работу по актуализации базы данных застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
3) совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области обеспечить оперативный и строгий контроль объемов Территориальной программы государственных гарантий, управление системой качества медицинской помощи через существующие финансовые механизмы.
11. СОГУЗ "Территориальный консультативно-методический центр лицензирования медицинской деятельности" (Фомина Е.Н.) при подготовке к лицензированию учреждений здравоохранения принимать во внимание процент специалистов, не прошедших в срок профессиональную подготовку.
12. ГУЗ Свердловский областной центр медицинской профилактики (Глуховская С.В.) привлекать иные организации и объединения к проведению профилактической работы через систему грантов.

Председатель коллегии,
министр здравоохранения
Свердловской области
В.Г.КЛИМИН

Секретарь коллегии
Л.Г.КАРАТАЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru