Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область

О применении документа см. примечание в

Справке
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ СПИРОВСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2008 г. № 1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ
СПИРОВСКОГО РАЙОНА

(в ред. решения Собрания депутатов Спировского района
от 23.10.2008 № 85)

Руководствуясь статьей 25 Устава муниципального образования Спировский район Тверской области, Собрание депутатов решило:
1. Утвердить Регламент Собрания депутатов Спировского района (приложение).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Глава Спировского района
В.А.ЮДИН





Приложение
к решению Собрания депутатов
Спировского района
от 13 марта 2008 г. № 1

РЕГЛАМЕНТ
Собрания депутатов Спировского района

(в ред. решения Собрания депутатов Спировского района
от 23.10.2008 № 85)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Собрание депутатов Спировского района (далее - Собрание депутатов) является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Спировский район Тверской области (далее - муниципальное образование).
2. Собрание депутатов в соответствии с Уставом муниципального образования обладает правами юридического лица, может иметь в собственности обособленное имущество, расчетный счет в банке, гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием и эмблемой и другие реквизиты, утверждаемые и регистрируемые в установленном законом порядке.
3. Настоящий Регламент устанавливает порядок организации и обеспечения деятельности Собрания депутатов по решению вопросов, находящихся в компетенции Собрания депутатов.

Статья 2

1. Собрание депутатов самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления, Уставом Тверской области, законами Тверской области и иными нормативными правовыми актами Тверской области, Уставом муниципального образования.
2. Деятельность Собрания депутатов основывается на свободном коллективном обсуждении и решении всех вопросов. Не допускается принуждение депутатов к решению вопросов на заседании Собрания депутатов, в какой бы форме оно ни проявлялось, ограничивающее свободу их волеизъявления.

Статья 3

1. Основной формой работы Собрания депутатов является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции.
2. Заседания Собрания депутатов проводятся открыто.
3. По решению Собрания депутатов может быть проведено закрытое заседание. Лица, не являющиеся депутатами Собрания депутатов, могут присутствовать на закрытом заседании только по решению Собрания депутатов.

Статья 4

1. Депутаты, за исключением Главы района, осуществляют свои полномочия в Собрании депутатов на непостоянной основе.
2. Депутат Собрания депутатов не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом, не вправе замещать муниципальную должность муниципальной службы, быть депутатом представительных (законодательных) органов государственной власти.

Статья 5

1. В исключительной компетенции Собрания депутатов находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка приобретения, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Собрание обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Тверской области, Уставом муниципального образования.

Глава 2. СТРУКТУРА СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ДЕПУТАТОВ

Статья 6

1. Собрание депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Тверской области, Уставом муниципального образования.
2. Депутат вправе:
1) избирать и быть избранным в органы Собрания депутатов;
2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Собранием депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых Собранием депутатов;
3) предлагать вопросы для рассмотрения Собранием депутатов;
4) вносить предложения о заслушивании отчета любой постоянной, временной комиссии Собрания депутатов либо должностного лица Собрания депутатов;
5) вносить в Собрание депутатов предложения о необходимости проведения проверок исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, нормативных актов Собрания депутатов;
6) обращаться с депутатскими запросами к должностным лицам органов местного самоуправления, руководителям учреждений и предприятий, руководителям местных общественных организаций по вопросам компетенции Собрания депутатов;
7) вносить в Собрание депутатов предложения о проведении депутатских проверок по вопросам, относящимся к ведению Собрания депутатов;
8) вносить предложения о необходимости разработки нового или изменении действующего правового акта, вносить проекты этих актов или проекты об их изменении;
9) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и содокладчикам, а также председательствующему, получать ответы на них;
10) вносить поправки к проектам актов, принимаемых Собранием депутатов, оглашать на заседаниях Собрания депутатов обращения граждан, имеющие общественное значение;
11) знакомиться с протоколами заседаний Собрания депутатов;
12) пользоваться другими правами, установленными настоящим Регламентом.
3. Депутат обязан:
1) присутствовать на заседаниях Собрания депутатов;
2) соблюдать положения данного Регламента;
3) выполнять решения Собрания депутатов;
4) выполнять постановления (распоряжения) председателя Собрания депутатов, регламентирующие деятельность Собрания депутатов и комиссий;
5) проводить в избирательном округе прием граждан по личным вопросам;
6) проводить встречи с избирателями.
4. Уважительными причинами, препятствующими участию в заседаниях Собрания депутатов, являются болезнь депутата, нахождение в отпуске или командировке по поручению Главы Спировского района (вице-председателя Собрания депутатов).

Статья 7

1. Полномочия председателя Собрания депутатов исполняет Глава Спировского района.
2. Организацию и координацию деятельности Собрания депутатов осуществляет Глава Спировского района, который подотчетен Собранию депутатов.
3. Глава Спировского района избирается на первом заседании Собрания депутатов нового созыва из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Собрания депутатов. Глава Спировского района исполняет свои полномочия на постоянной основе.
Выдвижение кандидатов на должность Главы Спировского района проводится депутатами, депутатскими объединениями или путем самовыдвижения.
4. Каждому депутату Собрания депутатов гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения деловых качеств кандидатов. В списки для тайного голосования включаются все кандидаты, за исключением депутатов, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Кандидат считается избранным на пост Главы Спировского района, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов.
5. Избрание Главы Спировского района оформляется соответствующим решением Собрания депутатов.
6. В случае, если выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не получил требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.
7. Если при голосовании по двум кандидатурам ни один из двух кандидатов не набрал более половины голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов, то по кандидатуре, набравшей большее число голосов, проводится еще один тур голосования. Если при этом кандидат не набрал более половины голосов от установленной численности депутатов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов. При этом возможно выдвижение прежних кандидатур.
8. Отставка Главы Спировского района по собственному желанию принимается на основании его письменного заявления Собранием депутатов Спировского района путем осуществления голосования. Решение о принятии отставки считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
В случае непринятия Собранием депутатов Спировского района отставки Глава Спировского района вправе досрочно сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
(п. 8 введен решением Собрания депутатов Спировского района от 23.10.2008 № 85)
9. Глава Спировского района может быть отозван по инициативе депутатов Собрания депутатов путем тайного голосования на заседании Собрания депутатов. Мотивированное предложение об отзыве Главы Спировского района вносится группой депутатов не менее одной трети от установленного числа депутатов. Вопрос об отзыве Главы Спировского района рассматривается в его присутствии. При рассмотрении вопроса Главе Спировского района предоставляется слово для выступления. Решение об отзыве Главы Спировского района принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов.
Если за отзыв проголосовало менее указанного числа депутатов, повторное инициирование вопроса об отзыве Главы Спировского района в течение года не допускается.
(п. 9 введен решением Собрания депутатов Спировского района от 23.10.2008 № 85)

Статья 8

1. Собрание депутатов избирает из числа депутатов вице-председателя Собрания депутатов, который исполняет полномочия председателя Собрания депутатов в случае временного отсутствия (нетрудоспособность, отпуск, командировка и т.п.) Главы Спировского района, а также в случае досрочного прекращения полномочий Главы Спировского района.
2. Выборы вице-председателя Собрания депутатов проводятся аналогично избранию Главы Спировского района. Вице-председатель Собрания депутатов считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Собрания депутатов.

Статья 9

1. Глава Спировского района в пределах своих полномочий:
1) на основании Устава МО и настоящего Регламента без доверенности представляет Собрание депутатов во всех государственных, общественных, международных и иных учреждениях и организациях, включая суды и арбитражные суды, третейские суды и согласительные комиссии, выдает доверенности;
2) от имени Собрания депутатов имеет право первой подписи на финансовых документах; распоряжается всеми видами имущества Собрания депутатов, включая денежные средства в пределах сметы, утвержденной Собранием депутатов; заключает сделки, а также совершает иные юридические акты (действия) в соответствии с действующим законодательством, Уставом МО и настоящим Регламентом;
3) от имени Собрания депутатов открывает расчетные, валютные и иные счета в финансово-кредитных учреждениях;
4) издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов;
5) доводит до сведения депутатов и населения время и место проведения заседания Собрания депутатов, а также проект повестки дня и необходимые материалы;
6) осуществляет руководство подготовкой заседаний Собрания депутатов и вопросов, отнесенных к ведению Собрания депутатов;
7) организует работу аппарата Собрания депутатов;
8) оказывает содействие депутатам в осуществлении полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
9) координирует деятельность депутатских комиссий Собрания депутатов, дает им поручения;
10) принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе Собрания депутатов;
11) представляет отчет о работе Собрания депутатов;
12) осуществляет контроль за исполнением решений Собрания депутатов.

Статья 10

1. Глава Спировского района:
1) открывает и ведет заседание Собрания депутатов;
2) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента всеми участниками заседания;
3) ставит на обсуждение вопросы утвержденной повестки дня заседания Собрания депутатов;
4) предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений;
5) оглашает вопросы, справки, заявления, предложения и вопросы, поступившие к нему в письменном виде;
6) руководит прениями;
7) после окончания прений обобщает и оглашает предложения, поступившие по обсуждаемому вопросу;
8) ставит на голосование вопросы, требующие принятия решения;
9) объявляет результаты голосования;
10) подписывает протоколы заседаний;
11) подписывает решения, принятые на заседании Собрания депутатов, а также постановления и распоряжения.
2. Глава Спировского района вправе:
1) задавать вопросы выступающему для уточнения формулировки внесенного им предложения;
2) вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов без их согласия.
3. Глава района не вправе:
1) высказываться по существу обсуждаемого вопроса во время выступления других лиц;
2) прерывать выступление участника заседания, если тот не выходит за рамки отведенного времени и не нарушает положения настоящего Регламента.

Статья 11

1. Для подготовки проектов решений Собрания депутатов, заключений по ним, осуществления контрольных и иных функций Собрание депутатов образует постоянные и (или) временные комиссии и рабочие группы.
2. Собрание депутатов образует следующие постоянные комиссии:
1) по экономической политике и финансам;
2) по социальной политике и местному самоуправлению.
Функции и порядок работы комиссий устанавливаются Положениями о комиссиях, которые утверждаются решениями Собрания депутатов.
3. Депутат не может состоять более чем в двух постоянных комиссиях.
4. Персональный состав постоянных комиссий утверждается Собранием депутатов на основании личных заявлений депутатов. Председатели комиссий утверждаются Собранием депутатов при определении состава комиссий.
5. Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. Заседания постоянных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
6. В заседаниях постоянных комиссий могут принимать участие другие депутаты Собрания депутатов с правом совещательного голоса.
7. Заседание постоянной комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель комиссии и секретарь.
8. Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания.
9. Постоянные комиссии имеют право запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, приглашать на заседания муниципальных служащих, работающих в органах местного самоуправления, и иных лиц.

Статья 12

1. Временными органами Собрания депутатов являются рабочие группы, согласительные, редакционные и иные комиссии.
2. Временные органы образуются решением Собрания депутатов, в котором устанавливаются персональный состав, председатель, цели и задачи, полномочия и срок работы соответствующего временного органа.
В состав временных органов могут входить должностные лица администрации муниципального образования и специалисты.
3. По результатам работы временные органы представляют Собранию депутатов письменное заключение или отчет о деятельности.

Статья 13

1. Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Собрания депутатов могут образовывать на основе свободного волеизъявления депутатские объединения (фракции, депутатские группы) по признакам: территориальному, целевому, партийному и др. Депутатское объединение численностью не менее пяти человек именуется фракцией и подлежит регистрации. По вопросу регистрации фракции принимается решение Собрания депутатов.
2. Депутаты Собрания, не вошедшие во фракцию, вправе образовывать депутатские группы. Депутатские группы не подлежат регистрации.
3. Депутатское объединение самостоятельно устанавливает порядок внутренней организации своей деятельности.
4. Депутат Собрания депутатов вправе состоять только в одном депутатском объединении (фракции или депутатской группе).
5. Деятельность депутатских объединений прекращается в случаях:
1) принятия депутатским объединением решения о самороспуске;
2) если численность депутатского объединения менее численности, установленной данным Регламентом;
3) прекращения полномочий Собрания депутатов.

Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

Статья 14

1. Основной формой работы Собрания депутатов является заседание.
2. Основными формами работы депутата являются участие в заседании Собрания депутатов, участие в заседаниях постоянных депутатских комиссий и временных органов, работа в избирательном округе.
3. Заседания Собрания депутатов проводятся в соответствии с планами, составляемыми на год, квартал. Предложения в план работы Собрания депутатов вносятся постоянными комиссиями, депутатами Собрания депутатов, Главой муниципального образования, Главой администрации муниципального образования. Подготовленные на основе этих предложений планы работы Собрания депутатов утверждаются решением Собрания депутатов.

Статья 15

1. Первое заседание Собрания депутатов нового созыва проводится не позднее чем в 30-дневный срок со дня избрания Собрания депутатов в правомочном составе.
2. Первое заседание Собрания депутатов открывает и до избрания Главы Спировского района ведет председатель избирательной комиссии, проводившей выборы.

Статья 16

1. Заседание Собрания депутатов является правомочным, если на нем присутствует две трети от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
Если к началу заседания отсутствует указанное количество депутатов Собрания депутатов, заседание переносится на другое время.
2. По инициативе председательствующего на заседании Собрания депутатов или любого из депутатов перед каждым голосованием может проводиться уточнение количества присутствующих депутатов.

Статья 17

1. Правовое, финансовое, организационно-техническое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Собрания депутатов осуществляется аппаратом Собрания депутатов в пределах выделенных бюджетных средств.
2. Организационно-техническое обеспечение заседаний Собрания депутатов включает в себя:
1) подготовку и вручение (доставку) депутатам извещений о созыве заседания, проектов решений Собрания депутатов и других необходимых для работы материалов;
2) извещение лиц, приглашенных на заседание;
3) обеспечение бесперебойного функционирования технических средств, используемых на заседании;
4) регистрацию присутствующих депутатов и других участников заседания;
5) контроль за допуском в зал заседаний и соблюдением порядка в зале участниками заседания;
6) ведение и оформление протокола заседания;
7) подготовку документов по решениям Собрания депутатов и доставку их должностным лицам и исполнителям.
3. Решением Собрания депутатов избирается постоянный секретарь Собрания депутатов, который контролирует правильность ведения протокола заседания и своевременность его оформления.
В случае отсутствия постоянного секретаря на заседании Собрания депутатов секретарь заседания избирается из числа депутатов.

Статья 18

1. Заседания Собрания депутатов проводятся в соответствии с планом работы Собрания депутатов, но не реже одного раза в три месяца, в помещении зала заседаний, если в решении о созыве заседания не указано другое место проведения заседания.
2. Заседание Собрания депутатов начинается, как правило, в 11 часов.
Перерывы в заседании делаются через каждые полтора часа на 15 - 20 минут.
Внеочередной перерыв в заседании может быть объявлен по требованию депутатов.

Статья 19

1. Лица, ответственные за подготовку заседания:
1) формируют предварительную повестку дня заседания в соответствии с планом работы Собрания депутатов и по предложениям депутатов Собрания, Главы Спировского района, Главы администрации Спировского района;
2) доводят информацию до лиц, ответственных за подготовку вопросов, не позднее чем за 10 дней до заседания;
3) уведомляют участников заседания не позднее чем за 3 дня до его проведения;
4) передают Главе муниципального образования справочные материалы и проекты решений по выносимым на заседание вопросам не позднее чем за 3 дня до проведения заседания;
5) формируют материалы заседания и направляют депутатам;
6) оформляют протоколы заседания в течение 10 дней и передают Главе Спировского района на подпись.
2. Глава муниципального образования или депутат Собрания депутатов вправе внести предложение о включении вопроса в повестку дня заседания не позднее чем за 10 дней до дня проведения заседания.
3. Проекты правовых актов визируются инициатором, исполнителем, руководителем аппарата Собрания депутатов, юристом (руководителем юридического отдела) аппарата Собрания депутатов. В случае, если инициатором проекта правового акта является Глава администрации района, - заведующим юридическим отделом администрации района, должностными лицами администрации района, курирующими данные вопросы.
4. Нормативные правовые акты по вопросам местного значения, принятые Собранием депутатов, направляются Главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Статья 20

1. Внеочередные заседания Собрания депутатов проводятся по инициативе Главы Спировского района, Главы администрации Спировского района либо по требованию не менее трети от числа избранных депутатов Собрания депутатов в 5-дневный срок после внесения предложения.
Если инициатива созыва внеочередного заседания Собрания депутатов исходит от депутатов, подписанное ими предложение о созыве Собрания депутатов направляется Главе муниципального образования.
2. Инициаторы созыва внеочередного заседания должны письменно указать предлагаемые к рассмотрению вопросы и привести обоснование срочности их рассмотрения.
3. Извещение о созыве внеочередного заседания Собрания депутатов вручается депутату не позднее чем за 2 дня до проведения заседания.

Статья 21

1. В целях сохранения государственной тайны, неприкосновенности частной жизни, нераспространения конфиденциальной информации Собрание депутатов вправе проводить закрытое заседание (закрытое рассмотрение вопроса).
Лица, не являющиеся членами Собрания депутатов, могут присутствовать на закрытом заседании только по разрешению Собрания депутатов.
2. Председательствующий на закрытом заседании Собрания депутатов информирует присутствующих лиц о правилах проведения закрытого заседания и об ограничениях в отношении распространения информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну.
Без разрешения председателя заседания запрещается проносить на закрытое заседание Собрания депутатов и использовать в ходе его фото-, кино- и видеотехнику, а также средства радиосвязи и звукозаписи.
3. Депутаты, другие лица, присутствующие на закрытом заседании Собрания депутатов, вправе использовать полученную на заседании информацию только в соответствии с ограничениями, установленными законодательством, а также решениями Собрания депутатов для каждого вида информации.

Статья 22

1. По вопросам местного значения, представляющим общественный интерес, могут проводиться слушания.
Слушания проводятся по инициативе Главы муниципального образования, депутата или любой из постоянных комиссий Собрания депутатов.
2. Информация о проведении таких слушаний публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до слушаний. Лицам, приглашаемым на слушания, заблаговременно рассылаются уведомления.
3. Подготовку и проведение слушаний обеспечивает комиссия Собрания депутатов, к предметам ведения которой относится тема слушаний.
4. Председательствующим на слушаниях может быть Глава муниципального образования, вице-председатель Собрания депутатов либо председатель комиссии Собрания депутатов, ответственной за проведение слушаний.
5. Решения, принимаемые Собранием депутатов по результатам слушаний, носят рекомендательный характер.

]]>
Статья 23

1. Во время заседания Собрания депутатов не допускаются:
выступления без разрешения председательствующего;
использование выступающими в своей речи грубых, оскорбительных, некорректных выражений (в том числе в адрес конкретных лиц), призывов к незаконным и насильственным действиям, сознательное нарушение установленного регламента выступлений;
какие-либо выступления (в том числе председательствующего) либо перемещения по залу во время голосования с момента оглашения первого предложения, которое ставится на голосование;
уход депутата с заседания Собрания депутатов без объяснения причин;
высказывания с места и другие нарушения порядка лицами, не являющимися депутатами Собрания депутатов.
2. Для поддержания порядка на заседании Собрания депутатов председательствующий вправе:
1) призвать выступающего соблюдать Регламент;
2) призвать придерживаться сущности обсуждаемого вопроса;
3) сделать выступающему предупреждение при нарушении им требований, изложенных в предыдущих пунктах;
4) лишить выступающего слова после второго предупреждения;
5) сделать замечание участнику сессии при нарушении им порядка на заседании или требований Регламента;
6) дать указание об удалении из зала заседания лиц, не являющихся депутатами Собрания депутатов, в случае нарушения ими порядка;
7) объявить перерыв в заседании, если невозможно сразу устранить нарушение порядка.
После объявления депутату двух предупреждений в течение одного заседания Собрания депутатов председательствующий может объявить депутату порицание от имени Собрания депутатов с занесением в протокол, а также лишить депутата права на выступление по обсуждаемому вопросу либо до конца заседания Собрания депутатов.

Глава 4. ПОРЯДОК ОБСУЖДЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Статья 24

1. Повестка дня заседания Собрания депутатов составляется из трех частей:
1) основные вопросы;
2) разное;
3) информационные сообщения.
2. Основными являются вопросы рассмотрения проектов правовых актов муниципального образования, программ и отчетов об их исполнении.
В "разное" включаются вопросы организации деятельности депутатов и Собрания депутатов, кадровые вопросы, вопросы, решение которых имеет характер поручений, и иные вопросы, не требующие предварительной проработки в органах Собрания депутатов.
К "информационным сообщениям" относятся заявления и обращения депутатов, сообщения должностных лиц и руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования и иные вопросы, носящие информационный характер.
3. Проект повестки дня заседания Собрания депутатов вносится председателем на обсуждение после открытия заседания. В случае, если есть предложения (возражения) по повестке дня, проект повестки дня заседания принимается "за основу", затем рассматриваются предложения по дополнениям и изменениям повестки дня заседания. Правом на внесение таких предложений обладают депутаты и органы Собрания депутатов.
После принятия решения по каждому предложению повестка дня заседания утверждается "в целом".

Статья 25

1. Собрание депутатов принимает нормативные и ненормативные акты (нормативные правовые акты, а также акты ненормативного характера) в форме решений.
2. Право внесения в Собрание депутатов проектов нормативных правовых актов муниципального образования принадлежит:
1) Главе муниципального образования;
2) депутатам;
3) Главе администрации муниципального образования;
4) постоянным и временным органам Собрания депутатов;
5) гражданам в форме правотворческой инициативы.

Статья 26

1. Необходимым условием внесения в Собрание депутатов проекта нормативного правового акта является представление:
1) текста проекта нормативного правового акта;
2) пояснительной записки к проекту с обоснованием необходимости его принятия, включающей развернутую характеристику проекта нормативного правового акта с указанием его целей, основных положений, места в правовой системе муниципального образования, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
3) перечня нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие данного нормативного правового акта; предложений о разработке иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного нормативного правового акта;
4) финансово-экономического обоснования (в случае внесения проекта нормативного правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);
5) документа, выражающего решение субъекта права правотворческой инициативы о внесении проекта нормативного правового акта;
6) иных документов, если их представление предусмотрено нормативными правовыми актами Спировского района, обязательными для субъектов права правотворческой инициативы.
2. Необходимым условием внесения в Собрание депутатов проекта нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты либо о признании их утратившими силу является представление:
1) текста проекта нормативного правового акта;
2) обоснования необходимости внесения изменений и дополнений в соответствующий действующий нормативный правовой акт либо признания его утратившим силу;
3) финансово-экономического обоснования (в случае внесения изменений и дополнений, реализация которых потребует дополнительных материальных и иных затрат);
4) документа, выражающего решение субъекта права правотворческой инициативы о внесении проекта нормативного правового акта.
3. Проекты нормативных правовых актов об установлении, изменении или отмене местных налогов и сборов, освобождении от их уплаты, о финансовых обязательствах муниципального образования, а также предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета района, вносятся в Собрание депутатов по инициативе Главы администрации района или при наличии заключения Главы администрации района.
4. Непосредственно в текст внесенного в Собрание депутатов проекта нормативного правового акта включаются:
положение о сроках и порядке вступления в силу нормативного правового акта;
предложение должностным лицам о приведении их правовых актов или актов возглавляемых ими органов в соответствие с вновь принятым нормативным правовым актом.
5. В документах, представляемых при внесении проекта нормативного правового акта в Собрание депутатов, указываются инициаторы и разработчики проекта, а также органы местного самоуправления, организации и учреждения, общественные объединения и отдельные лица, принимавшие участие в его подготовке.
6. Проект нормативного правового акта Спировского района, внесенный с нарушением требований настоящей статьи Регламента, рассмотрению не подлежит и возвращается внесшему его субъекту права правотворческой инициативы в месячный срок в установленном порядке. После устранения недостатков, послуживших основанием возвращения проекта, субъект права правотворческой инициативы вправе вновь внести проект на рассмотрение Собрания депутатов.

Статья 27

1. Процедура рассмотрения и принятия решений по вопросам повестки дня сессии, как правило, включает:
1) доклад;
2) содоклад;
3) ответы докладчика на вопросы;
4) прения;
5) голосование по принятию проекта решения "за основу";
6) рассмотрение и голосование по поправкам к проекту решения, принятому "за основу;
7) голосование по принятию решения "в целом" со всеми принятыми поправками.
2. При наличии альтернативных проектов решений и при условии, что каждый из них подготовлен в установленном порядке, Собрание депутатов заслушивает доклады по каждому из этих проектов. После прений путем открытого голосования определяется, какой из проектов принимается "за основу", и по нему проводятся все последующие процедуры рассмотрения.

Статья 28

1. Председательствующий на заседании Собрания депутатов предоставляет слово для выступления в прениях депутатам в порядке поступления заявок на выступление.
Остальные лица, присутствующие на заседании, вправе выступить в прениях с разрешения председательствующего.
2. Председательствующий вправе выступать в прениях вне очереди, он также вправе предоставить слово для выступления в прениях вне очереди Главе администрации муниципального образования, вице-председателю Собрания депутатов, председателям комиссий Собрания депутатов, представителям прокуратуры, представителям юридической службы муниципального образования.
3. Справки по рассматриваемому вопросу и процедуре обсуждения, поступившие в письменном виде от участников заседания секретарю заседания, оглашаются председательствующим в паузе между выступлениями. Депутат и лицо, обладающее правом совещательного голоса, могут выступить в прениях по обсуждаемому вопросу один раз. Прения прекращаются по решению Собрания депутатов, если за это проголосовало не менее половины присутствующих на заседании депутатов. В случае принятия решения о прекращении прений председатель обязан предоставить одну минуту каждому, кто предварительно заявил об участии в прениях и если он настаивает на выступлении.

Статья 29

1. При обсуждении поправок к проекту решения выступают автор поправки, докладчик и другие лица.
2. Принятие поправки к тексту требует при голосовании того же количества голосов, которым был принят соответствующий текст.
3. Поправки к тексту вносятся в письменном виде. В отдельных случаях Собрание депутатов может принять решение об обсуждении и принятии устных поправок. Каждая поправка обсуждается и голосуется в соответствии с последовательностью обсуждения той части текста, к которой она относится, в порядке поступления.

Статья 30

1. Процедура рассмотрения информационных сообщений включает:
сообщение;
ответы докладчика на вопросы в связи с заслушанным сообщением.
2. Информационное сообщение принимается к сведению. Для принятия иного решения, содержащего поручения по проработке или реализации обозначенных в сообщении вопросов, Собрание депутатов может принять решение о переносе заслушивания информационного сообщения в часть "разное" повестки дня заседания.

Статья 31

1. Выступающим на заседании Собрания депутатов предоставляется слово:
1) для доклада до 15 минут;
2) для содоклада до 10 минут;
3) для выступления в прениях, для оглашения обращений, для информационных сообщений до 5 минут.

Глава 5. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Статья 32

1. Решения Собрания депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Спировского района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное прямо не установлено федеральными законами, Уставом муниципального образования и другими статьями настоящего Регламента.
2. Решения Собрания депутатов по вопросам организации деятельности Собрания депутатов принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов при наличии кворума.
3. Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если ни один из присутствующих на заседании депутатов не возражает против его принятия. В случае, если хотя бы один из присутствующих на заседании возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится председательствующим на голосование.
К процедурным относятся вопросы:
1) о принятии повестки дня заседания;
2) о внесении изменений и дополнений в проект повестки заседания;
3) о проведении заседания в несколько этапов;
4) о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
5) о проведении поименного голосования;
6) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
7) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
8) о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания;
9) о переходе (возвращении) к вопросам повестки дня заседания;
10) о дополнении новым вопросом повестки дня заседания;
11) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета и комиссии;
12) о голосовании без обсуждения;
13) о проведении закрытого заседания;
14) о приглашении лиц на заседание для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым представительным органом муниципального района проектам решений и другим вопросам;
15) о принятии к сведению справок, даваемых участникам заседания;
16) об изменении способа проведения голосования;
17) о проведении дополнительной регистрации;
18) о пересчете голосов;
19) о приглашении на заседание должностного лица для ответов на вопросы, содержащиеся в обращении депутата (депутатов);
20) о передаче функций председательствующего на заседании;
21) об установлении порядка рассмотрения вопроса деятельности представительного органа муниципального района, не предусмотренного Регламентом Собрания депутатов.
4. Отмена (изменение) Собранием депутатов своего решения требует того же числа голосов, которым было принято отменяемое (изменяемое) решение.

Статья 33

1. Любой вопрос может быть поставлен на голосование по требованию любого из депутатов. Предложение ставится на голосование при условии, что к моменту голосования аргументы "за" и "против" обсуждаемого предложения сформулированы достаточно ясно и полно и депутаты получили возможность определить свою позицию.
Предложение, выносимое на голосование, формулируется в лаконичной утвердительной форме и не должно допускать различных толкований.
2. Перед началом голосования председательствующий называет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, какое количество голосов требуется для принятия данного решения, и по требованию депутатов предоставляет слово по мотивам голосования.
Перед каждым голосованием депутатам предоставляется возможность для выступлений по мотивам голосования с обозначением причин, по которым они будут голосовать "за" предлагаемое решение, "против" него либо воздержатся при голосовании.

Статья 34

1. Открытое голосование является основным видом голосования.
2. Тайное голосование проводится при решении вопросов избрания Главы муниципального образования, вице-председателя Собрания депутатов, а также по требованию большинства присутствующих депутатов и по другим вопросам.

Статья 35

1. В соответствии с решением Собрания депутатов повторное голосование в течение одного заседания по одному и тому же вопросу допускается один раз и проводится по требованию председательствующего или любого из депутатов.
2. Основанием для проведения повторного голосования может быть нарушение настоящего Регламента, ошибка при подсчете голосов, несоответствие принятого решения другим нормативным актам, недостоверность информации, использованной при принятии решения. Повторное голосование является окончательным, а первоначально принятое решение признается при этом недействительным.

Статья 36

1. При проведении открытого голосования сначала выясняется число голосующих "за", затем - число голосующих "против", затем - число воздержавшихся.
2. Результаты открытого голосования отражаются в протоколе заседания. При равенстве голосов "за" и "против" поименно фиксируются депутаты, проголосовавшие "за" и "против".
3. Депутаты, проголосовавшие "против" принятого решения, и депутаты, воздержавшиеся от принятия решения, фиксируются в протоколе поименно.

Статья 37

1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Собрание депутатов избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в количестве не менее трех человек. В счетную комиссию не могут входить лица, в отношении которых проходит голосование, а также Глава муниципального образования и вице-председатель Собрания депутатов.
2. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения принимаются комиссией большинством голосов от числа избранных членов комиссии.
3. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования, которые изготавливаются под контролем счетной комиссии по форме и в количестве, устанавливаемом ею, имеют маркировку, препятствующую изготовлению бюллетеней, помимо счетной комиссии.
4. Счетная комиссия до начала голосования составляет список избранных депутатов, опечатывает ящик для голосования, обеспечивает условия для соблюдения тайны голосования. Бюллетени выдаются под расписку только тем депутатам, которые зарегистрированы как присутствующие на заседании. Депутат лично осуществляет свое право на голосование в пределах отведенного времени.
5. При тайном голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования.
6. Подсчет голосов осуществляет счетная комиссия. Недействительными считаются бюллетени неутвержденной формы и бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление проголосовавшего.
7. По результатам тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, в который заносятся: число изготовленных бюллетеней, число выданных бюллетеней, число погашенных бюллетеней, число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования, число действительных бюллетеней, число недействительных бюллетеней, число голосов, поданных за кандидата (кандидатов), число голосов, поданных против всех (против кандидата).
Протокол счетной комиссии о результатах голосования подписывается председателем, секретарем и членами счетной комиссии и прикладывается к протоколу заседания Собрания депутатов.

Статья 38

1. Любой документ (решение, заявление, декларация, другой документ) Собрания депутатов может быть принят сразу "в целом", либо путем голосования по отдельным частям (по пунктам, статьям, разделам) с последующим принятием в целом. Текст также может быть перед этим принят "за основу" с последующим внесением в него поправок.
Принятие проекта документа "за основу" означает согласие Собрания депутатов с концепцией текста и его основными положениями и влечет за собой необходимость доработки текста путем внесения в него поправок, в том числе на заседании Собрания депутатов. Рассмотрение предложений о поправках к обсуждаемому документу проводится только после принятия проекта указанного документа "за основу". Принятие проекта документа "за основу" должно сопровождаться указанием на сроки и процедуру внесения поправок в него.
2. Если проект документа не принят "за основу", он возвращается авторам (инициаторам рассмотрения вопроса) для соответствующей доработки (переработки).
3. Принятое решение в течение 10 рабочих дней направляется для подписания Главе муниципального образования.
Нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов, в течение 10 рабочих дней направляется Главе муниципального образования для подписания и обнародования.
4. Решение вступает в силу с момента его опубликования, если в самом решении не предусмотрено иное.

Глава 6. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ СОБРАНИЕМ ДЕПУТАТОВ ОТДЕЛЬНЫХ
ВОПРОСОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ

Статья 39

1. В соответствии с Уставом муниципального образования, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Собрание депутатов рассматривает бюджет муниципального образования и отчет о его исполнении.
Рассмотрение и утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении проводятся гласно на открытом заседании Собрания депутатов.
2. Подготовка проекта бюджета муниципального образования осуществляется администрацией Спировского района.
3. Постоянные комиссии изучают полученный проект бюджета с привлечением специалистов, руководителей структурных подразделений администрации. По проекту бюджета могут проводиться слушания с привлечением представителей администрации и специалистов.
4. Проект бюджета вместе с необходимыми материалами вносится Главой муниципального образования или его представителем в Собрание депутатов не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения.
5. Не позднее чем за 10 дней до рассмотрения бюджета на заседании Собрания депутатов замечания и предложения постоянных комиссий, депутатских групп и объединений, а также заключение депутатских слушаний представляются Главе муниципального образования.
6. Заключения по проекту бюджета и другие материалы направляются всем депутатам не позднее чем за 3 дня до рассмотрения бюджета на заседании Собрания депутатов.
7. С докладом по проекту бюджета выступают Глава района, Глава администрации района или заместитель Главы администрации района. Решение по проекту бюджета считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
8. Принятое решение в течение 10 рабочих дней направляется Главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Статья 40

1. Решение о принятии проекта Устава (изменений и дополнении в Устав) муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от присутствующих депутатов Собрания депутатов при наличии кворума.
2. Проект Устава муниципального образования (правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав) не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава (внесении в него изменений и дополнений) подлежит официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного Собранием депутатов порядка учета предложений по проекту, а также порядка участия граждан в обсуждении указанного проекта.
3. Глава муниципального образования изучает замечания и предложения к проекту Устава (изменений и дополнений в Устав), поступившие от Главы администрации муниципального образования, жителей муниципального образования, проводит их анализ и обобщение. Все поступившие материалы к проекту Устава (изменений и дополнений в Устав) подлежат рассмотрению на заседании Собрания депутатов.
4. При повторном рассмотрении проекта Устава (изменений и дополнений) в Собрании депутатов с докладом выступает Глава муниципального образования или уполномоченное им лицо. Докладчик сообщает о поступивших замечаниях, предложениях и результатах их рассмотрения.
По результатам обсуждения проекта Устава (изменений и дополнений в Устав) во втором чтении Собрание депутатов принимает решение об окончательном принятии Устава.
5. Устав (правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав) муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов.

Статья 41

1. Собрание депутатов не реже одного раза в год рассматривает отчет Главы администрации муниципального образования (или уполномоченных им лиц) о его деятельности (выполнении программ социально-экономического развития района).
2. Собрание депутатов может утвердить или не утвердить заслушанный отчет. Если отчет не утверждается, он возвращается Главе администрации муниципального образования на доработку с замечаниями и указанием сроков устранения недостатков.
Решение об утверждении отчета может содержать предложения и замечания, которые Глава администрации муниципального образования обязан учесть в планах на следующий год.
3. Депутаты (депутат) Собрания депутатов может обратиться к Главе муниципального образования, Главе администрации муниципального образования с депутатским запросом. В запросе кратко излагается, какую информацию желательно получить. Запрос подписывается депутатами (депутатом) и подается председательствующему.
Председательствующий передает письменные запросы Главе муниципального образования, Главе администрации муниципального образования для письменного ответа. Ответ на запрос вносится на обсуждение Собрания депутатов на его очередном заседании. По запросу принимается решение.
4. В случае нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Тверской области и законов Тверской области, решений Собрания депутатов Собрание депутатов в соответствии с Уставом муниципального образования вправе обратиться к Главе муниципального образования, главе администрации муниципального образования с предложением об изменении или отмене его постановления (иного правового акта).

Глава 7. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ И РЕШЕНИЙ
СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

Статья 42

1. В ходе каждого заседания Собрания депутатов ведется протокол. В протоколе заседания Собрания депутатов указываются:
1) наименование Собрания депутатов, порядковый номер заседания, дата и место проведения заседания;
2) состав Собрания депутатов, сведения о председательствующем на заседании, числе присутствовавших и отсутствовавших на заседании депутатов (с указанием причин отсутствия);
3) сведения о лицах, приглашенных на заседание и присутствовавших на заседании по приглашению;
4) повестка дня заседания;
5) фамилии докладчиков, других выступавших, а также лиц, задававших вопросы или направивших вопросы председательствующему в письменном виде; при необходимости указываются и другие данные (должность, место работы и т.д.);
6) сведения об основных моментах обсуждения каждого вопроса, о принятых Собранием депутатов решениях и результатах голосования по ним, с поименным перечислением депутатов, оставшихся при голосовании в меньшинстве, воздержавшихся или уклонившихся от голосования.

Статья 43

1. К протоколу заседания Собрания депутатов прилагаются:
1) принятые Собранием депутатов решения и приложения к ним;
2) список приглашенных, если их число превышает 15 человек;
3) тексты поправок, предложенных депутатами (председательствующим), к текстам рассмотренных Собранием депутатов документов;
4) переданные председательствующему тексты выступлений депутатов и приглашенных лиц, не получивших возможности выступить на заседании;
5) тексты депутатских запросов и вопросов, поступивших к председательствующему в письменном виде, тексты ответов на них;
6) протоколы счетной комиссии;
7) бюллетени тайного голосования.
2. К протоколу не могут приобщаться в качестве приложений тексты, которые не были оглашены, вручены, распространены на заседании Собрания депутатов либо в отношении которых на заседании не было заявлено просьбы о приобщении к протоколу.

Статья 44

1. Протокол заседания Собрания депутатов оформляется работниками аппарата Собрания депутатов в течение 10 рабочих дней с момента окончания заседания.
2. Протокол подписывается председательствующим на заседании Собрания депутатов и секретарем Собрания депутатов. Протоколы заседаний и приложенные к ним материалы по требованию депутатов предоставляются им для ознакомления.
3. Депутаты, участвовавшие в заседании, но не получившие возможность выступить на нем, вправе представлять для приобщения к протоколу соответствующие тексты. После оформления протокола каждый депутат вправе получить один экземпляр копии протокола (части протокола) открытого заседания или любого приложенного к нему текста.
4. С оформленным протоколом открытого заседания Собрания депутатов и приложенными к нему материалами вправе знакомиться лица, приглашенные на это заседание.
5. Протоколы заседаний и приложения к ним хранятся в аппарате Собрания депутатов в течение срока полномочий Собрания депутатов данного созыва, а затем сдаются в архив в соответствии с правилами ведения делопроизводства.

Статья 45

1. Решения, принятые на заседаниях Собрания депутатов, оформляются ответственными должностными лицами и специалистами аппарата Собрания депутатов в течение 10 рабочих дней с момента окончания заседания.
2. Решения Собрания депутатов, принятые на открытых заседаниях и затрагивающие интересы населения и организаций муниципального образования, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.
3. Решения Собрания депутатов, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после их официального опубликования.
4. Каждый депутат вправе получить один экземпляр копии решения Собрания депутатов после его соответствующего оформления.
5. В срок не позднее 14 дней после оформления решения Собрания депутатов оно направляется заинтересованным лицам и исполнителям, а также Главе муниципального образования и прокурору Спировского района с оформлением реестра рассылки.

Статья 46

1. Собрание депутатов и администрация муниципального образования осуществляют информационное взаимодействие: к правовым актам и иным документам Собрания депутатов и администрации Спировского района обеспечивается свободный доступ для депутатов Собрания депутатов и должностных лиц администрации района.

Глава 8. ФИНАНСОВОЕ, ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

Статья 47

1. Правовое, финансовое, организационно-техническое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Собрания депутатов осуществляется аппаратом Собрания депутатов в пределах выделенных бюджетных средств.
2. Расходы по обеспечению деятельности Собрания депутатов предусматриваются в бюджете муниципального образования в соответствии с классификацией расходов бюджета Российской Федерации.
3. Финансирование осуществляется на основании сметы расходов на год, утверждаемой Главой муниципального образования.

Статья 48

1. Аппарат Собрания депутатов организует делопроизводство и несет ответственность за сохранность документов.
2. Ответственность за содержание и достоверность информации в документах, выносимых на обсуждение Собрания депутатов, несут депутаты и лица, готовившие их.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru