АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2009 г. № 559
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
В целях повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, на основании статьи 34
Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу
"Развитие образования в Тульской области на 2009 - 2012 годы" (приложение).
2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области (Ивченко И.Л.) опубликовать Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Губернатор Тульской области
В.Д.ДУДКА
Приложение
к Постановлению администрации
Тульской области
от 22.07.2009 № 559
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Наименование долгосрочной ¦Долгосрочная целевая программа "Развитие ¦
¦целевой программы ¦образования в Тульской области ¦
¦ ¦на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Государственный заказчик ¦Департамент образования Тульской области ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Департамент образования Тульской области ¦
¦долгосрочной целевой ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Исполнители долгосрочной ¦Департамент образования Тульской области, ¦
¦целевой программы ¦департамент строительства Тульской области, ¦
¦ ¦органы местного самоуправления муниципальных ¦
¦ ¦районов и городских округов (по ¦
¦ ¦согласованию), государственные ¦
¦ ¦образовательные учреждения Тульской области ¦
¦ ¦(по согласованию) ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Цели и задачи долгосрочной ¦Цель Программы - повышение доступности ¦
¦целевой программы ¦качественного образования, соответствующего ¦
¦ ¦требованиям развития экономики, современным ¦
¦ ¦потребностям общества и каждого гражданина. ¦
¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦укрепление материально-технической базы ¦
¦ ¦зданий и сооружений учреждений образования; ¦
¦ ¦создание безопасных условий для обучения и ¦
¦ ¦проживания детей в образовательных ¦
¦ ¦учреждениях; ¦
¦ ¦создание образовательной среды, ¦
¦ ¦обеспечивающей доступность качественного ¦
¦ ¦образования и успешную социализацию лиц с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями здоровья; ¦
¦ ¦модернизация учебно-производственной базы и ¦
¦ ¦повышение оснащенности учреждений начального ¦
¦ ¦и среднего профессионального образования - ¦
¦ ¦ресурсных центров подготовки ¦
¦ ¦высококвалифицированных рабочих кадров и ¦
¦ ¦специалистов; ¦
¦ ¦создание региональной системы моральной и ¦
¦ ¦материальной поддержки лучших педагогических ¦
¦ ¦работников образовательных учреждений; ¦
¦ ¦проведение департаментом образования ¦
¦ ¦мероприятий, направленных на выявление лучших¦
¦ ¦инновационных образовательных учреждений, ¦
¦ ¦лучших педагогов, одаренных детей и ¦
¦ ¦талантливой молодежи ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые ¦Доля образовательных учреждений, требующих ¦
¦показатели ¦неотложного капитального ремонта. ¦
¦ ¦Количество мест в учреждениях дошкольного ¦
¦ ¦образования. ¦
¦ ¦Количество государственных образовательных ¦
¦ ¦учреждений, предоставляющих услуги по ¦
¦ ¦социально-педагогической поддержке и ¦
¦ ¦реабилитации несовершеннолетних, ¦
¦ ¦злоупотребляющих наркотиками. ¦
¦ ¦Количество введенных в эксплуатацию ¦
¦ ¦автономных источников тепловой энергии, ¦
¦ ¦очистных сооружений для образовательных ¦
¦ ¦учреждений. ¦
¦ ¦Количество образовательных учреждений, ¦
¦ ¦оснащенных охранно-противопожарным ¦
¦ ¦оборудованием. ¦
¦ ¦Коэффициент обновления основных фондов в ¦
¦ ¦специальных (коррекционных) образовательных ¦
¦ ¦учреждениях VIII вида. ¦
¦ ¦Количество детей-инвалидов, получающих ¦
¦ ¦образование с использованием современных ¦
¦ ¦средств дистанционного обучения. ¦
¦ ¦Коэффициент обновления ¦
¦ ¦учебно-производственной базы в учреждениях ¦
¦ ¦профессионального образования, определенных в¦
¦ ¦качестве ресурсных центров подготовки ¦
¦ ¦высококвалифицированных рабочих кадров и ¦
¦ ¦специалистов. ¦
¦ ¦Количество учителей общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, получивших поощрение. ¦
¦ ¦Количество педагогов дошкольных ¦
¦ ¦образовательных учреждений, выявленных в ¦
¦ ¦результате проведения мероприятий, ¦
¦ ¦направленных на выявление лучших педагогов ¦
¦ ¦дошкольных образовательных учреждений. ¦
¦ ¦Количество дошкольных образовательных ¦
¦ ¦учреждений, внедряющих инновационные ¦
¦ ¦образовательные программы, выявленных в ¦
¦ ¦результате проведения мероприятий, ¦
¦ ¦направленных на выявление лучших дошкольных ¦
¦ ¦образовательных учреждений, внедряющих ¦
¦ ¦инновационные образовательные программы. ¦
¦ ¦Количество одаренных детей и талантливой ¦
¦ ¦молодежи, выявленных в результате проведения ¦
¦ ¦мероприятий, направленных на выявление ¦
¦ ¦одаренных детей и талантливой молодежи ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации ¦Программа реализуется в один этап с 2009 по ¦
¦долгосрочной целевой ¦2012 годы ¦
¦программы ¦ ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦Мероприятия Программы: ¦
¦(мероприятий) ¦развитие инфраструктуры образования и ¦
¦ ¦укрепление технического состояния зданий и ¦
¦ ¦сооружений учреждений образования; ¦
¦ ¦оснащение учреждений образования средствами ¦
¦ ¦охраны и противопожарной защиты; ¦
¦ ¦оснащение учреждений образования, ¦
¦ ¦обеспечивающих получение общего образования ¦
¦ ¦детьми с ограниченными возможностями ¦
¦ ¦здоровья; ¦
¦ ¦оснащение учреждений начального и среднего ¦
¦ ¦профессионального образования, определенных в¦
¦ ¦качестве ресурсных центров подготовки ¦
¦ ¦высококвалифицированных рабочих кадров и ¦
¦ ¦специалистов, современным ¦
¦ ¦учебно-производственным оборудованием; ¦
¦ ¦поощрение лучших педагогических работников ¦
¦ ¦образовательных учреждений; ¦
¦ ¦проведение департаментом образования ¦
¦ ¦мероприятий, направленных на выявление лучших¦
¦ ¦инновационных образовательных учреждений, ¦
¦ ¦лучших педагогов, одаренных детей и ¦
¦ ¦талантливой молодежи ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общий объем финансирования - ¦
¦финансирования, в том числе¦658,01530 млн. руб., из них по годам: ¦
¦по годам ¦2009 - 62,42960 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 - 215,39830 млн. руб.; ¦
¦ ¦2011 - 219,90670 млн. руб.; ¦
¦ ¦2012 - 160,28070 млн. руб.; ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦средства бюджета Тульской области: ¦
¦ ¦2009 - 55,92960 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 - 160,28070 млн. руб.; ¦
¦ ¦2011 - 160,28070 млн. руб.; ¦
¦ ¦2012 - 160,28070 млн. руб.; ¦
¦ ¦средства муниципальных бюджетов: ¦
¦ ¦2009 - 6,50000 млн. руб.; ¦
¦ ¦2010 - 55,11760 млн. руб.; ¦
¦ ¦2011 - 59,62600 млн. руб. ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Сокращение доли образовательных учреждений, ¦
¦результаты реализации ¦требующих неотложного капитального ремонта ¦
¦долгосрочной целевой ¦(со 100% до 23%). ¦
¦программы и показатели ¦Создание дополнительных мест в учреждениях ¦
¦социально-экономической ¦дошкольного образования ¦
¦эффективности ¦(85 мест). ¦
¦ ¦Создание государственного образовательного ¦
¦ ¦учреждения Тульской области, предоставляющего¦
¦ ¦услуги по социально-педагогической поддержке ¦
¦ ¦и реабилитации несовершеннолетних, ¦
¦ ¦злоупотребляющих наркотиками ¦
¦ ¦(1 учреждение на 30 мест). ¦
¦ ¦Оснащение образовательных учреждений ¦
¦ ¦охранно-противопожарным оборудованием (109 ¦
¦ ¦учреждений). ¦
¦ ¦Ввод в эксплуатацию автономного источника ¦
¦ ¦тепловой энергии (1 объект), очистных ¦
¦ ¦сооружений (1 объект). ¦
¦ ¦Увеличение коэффициента обновления основных ¦
¦ ¦фондов в специальных (коррекционных) ¦
¦ ¦образовательных учреждениях VIII вида до 50%.¦
¦ ¦Получение образования с использованием ¦
¦ ¦современных средств дистанционного обучения ¦
¦ ¦детей-инвалидов (20 человек). ¦
¦ ¦Увеличение коэффициента обновления ¦
¦ ¦учебно-производственной базы в учреждениях ¦
¦ ¦профессионального образования, определенных в¦
¦ ¦качестве ресурсных центров, до 330%. ¦
¦ ¦Поощрение 20 лучших учителей ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений. ¦
¦ ¦Выявление 15 лучших дошкольных ¦
¦ ¦образовательных учреждений, внедряющих ¦
¦ ¦инновационные образовательные программы. ¦
¦ ¦Выявление 15 лучших педагогов дошкольных ¦
¦ ¦образовательных учреждений. ¦
¦ ¦Выявление 200 одаренных детей и талантливой ¦
¦ ¦молодежи ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
Необходимым условием формирования современной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей, одним из решающих факторов социальной стабильности.
Система образования в Тульской области насчитывает 1367 государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов с численностью учащихся 260053 человека.
Дальнейшее развитие школьной инфраструктуры, обеспечивающей достижение нового качества образования, связано с необходимостью модернизации и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений.
Значительная часть образовательных учреждений работает в условиях, не соответствующих требованиям, определенным строительными и санитарно-гигиеническими нормами и правилами, нормами пожарной безопасности. На решение этой задачи постоянно выделяются средства из бюджета области и местных бюджетов, проведено капитальных ремонтов в 2006 году в 902 учреждениях, 2007 году - в 857 учреждениях, 2008 году - в 1041 учреждении.
По состоянию на 1 января 2009 года около 70 процентов зданий общеобразовательных учреждений области имеет срок эксплуатации более 30 лет, 10 процентов из них размещено в ветхих зданиях, 16 процентов зданий требует проведения полного капитального ремонта.
На данный момент в проведении неотложного капитального ремонта (выборочного) нуждается 89 государственных образовательных учреждений и 291 муниципальное учреждение образования.
Одной из актуальных проблем в системе общего образования является создание условий по безопасному пребыванию детей в образовательных учреждениях и сохранению их здоровья, в первую очередь в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
По состоянию на 1 января 2009 года оснащенность автоматической пожарной сигнализацией учреждений образования Тульской области составляет 68,5 процента.
На 1 января 2009 года обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями (далее - ДОУ) в Тульской области составляет 61,8 процента. По данному показателю область занимает восьмое место в Центральном федеральном округе. В городах и районах области охват дошкольным образованием неравномерен и колеблется от 35 процентов до 86 процентов.
Начиная с 2006 года, вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, в Тульской области наблюдается увеличение числа воспитанников в ДОУ: 2006 год - 42878 человек, 2007 год - 43889 человек, 2008 год - 44900 человек. В связи с этим оказалось перегружено сверх санитарных нормативов 221 ДОУ (41,5 процента от общего числа ДОУ). Сохраняется очередность в дошкольные образовательные учреждения: 2006 год - 6878 человек, 2007 год - 10000 человек, 2008 год - 9000 человек.
Одной из актуальных мер, направленных на решение проблемы общедоступности дошкольного образования, является необходимость увеличения мест в дошкольных учреждениях, укрепления и модернизации их материальной базы.
В микрорайоне Красная Узловая г. Узловой Тульской области, где проживают 150 детей в возрасте от 3 до 7 лет, отсутствует ДОУ. Вместе с тем в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4" (МОУ СОШ № 4) площадью 1109,0 кв. м обучаются 117 детей (при проектной мощности 550 учащихся).
Открытие после реконструкции и необходимого капитального ремонта в МОУ СОШ № 4 трех дошкольных групп проектной мощностью 60 человек позволит частично обеспечить потребность населения микрорайона в дошкольном образовании.
Создание специализированного реабилитационного учреждения ведется департаментом образования Тульской области с 2006 года в рамках исполнения Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".
Потенциальными потребителями услуг данного учреждения являются граждане 14 - 17 лет, проживающие в Тульской области и испытывающие зависимость от наркотических средств. По данным мониторинга реального и потенциального наркотизма, ежегодно проводимого с 2001 года, наркотическую зависимость в указанной возрастной группе испытывает 1 процент, употребляет наркотики эпизодически и составляет группу потенциальных наркоманов примерно 2 процента.
По данным государственной статистики, численность населения Тульской области в возрасте от 14 до 17 лет составляет 75119 человек. Следовательно, группа потенциальных клиентов реабилитационного учреждения составляет за период 2006 - 2008 годы ежегодно 750 человек. По данным мониторинга, 34 процента (255 человек) несовершеннолетних, признающих постоянное употребление наркотиков, заявляет о желании получить помощь в избавлении от наркотической зависимости.
После завершения реконструкции здания государственного образовательного учреждения Тульской области "Тульский областной центр реабилитации и коррекции" данное учреждение сможет получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Количество получателей услуг будет определяться исходя из пропускной способности учреждения в 30 человек и определенного уставом учреждения срока реабилитации от полугода до полутора лет на условиях круглосуточного пребывания, что составит 10800 человеко-дней в год.
При формировании современной модели образования на региональном уровне особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Тульской области доля детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому, от числа детей, получающих общее образование, составляет 0,5 процента. В 2006 году численность учащихся данной категории составляла 673 человека, в 2007 - 674 человека, в 2008 - 648 человек.
Перспектива создания в Тульской области центра дистанционного обучения детей-инвалидов открывает дополнительные возможности для получения качественного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в 2010 году - 10 человек, в 2011 году - 5 человек, в 2012 году - 5 человек.
Кроме того, в Тульской области находится 22 образовательных учреждения, реализующие программы специального (коррекционного) образования VIII вида для детей с умственной отсталостью.
Численность обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы специального (коррекционного) образования VIII вида, в течение трех лет остается стабильной: в 2006 - 2007 учебном году - 1821 человек, в 2007 - 2008 учебном году - 1844 человека, в 2008 - 2009 учебном году - 1859 человек.
Готовность выпускников данных учреждений к самостоятельной трудовой деятельности обеспечивается, в первую очередь, системой трудовой подготовки. С учетом потребностей Тульской области в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства выпускников учреждений VIII вида основными направлениями их допрофессиональной и профессиональной подготовки являются слесарное, столярное и швейное дело. Отдельным выпускникам, хорошо освоившим профессию, присваиваются квалификационные разряды по профессиям "слесарь механосборочных работ", "швея-мотористка", "токарь", "столяр".
Организация допрофессиональной и профессиональной подготовки требует наличия развитой материально-производственной базы образовательных учреждений.
Коэффициент обновления основных фондов образовательных учреждений, реализующих программы специального (коррекционного) образования VIII вида, в 2006 - 2008 годах составил 0,9 процента, в том числе в 2006 году - 0 процентов, в 2007 году - 0,6 процента, в 2008 году - 0,3 процента.
Оснащение указанных государственных образовательных учреждений Тульской области современным учебно-производственным оборудованием позволит повысить качество допрофессиональной и профессиональной подготовки выпускников и увеличить число лиц, получающих квалификационные разряды по профессиям.
Система начального и среднего профессионального образования (далее - НПО и СПО) Тульской области нацелена на воспроизводство трудовых ресурсов для развития хозяйственного комплекса региона, подготовку кадров для социальной сферы и сельскохозяйственного производства.
]]>