Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. № 2-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЕЙ 140 И 141 КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Республики Тыва

Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей О.Н. Дубровского, С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая,
с участием представителей стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - представителей Председателя Правительства Республики Тыва И.А. Саяна и А.И. Рязанова, а также приглашенных: представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - председателя Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам М.С. Монгуша, представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - начальника отдела Государственно-правового управления Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва О.С. Проценко,
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании статей 140 и 141 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела является запрос Председателя Правительства Республики Тыва (исх. № АД-Х-7-1231/09-О от 14 мая 2009 года) о толковании положений статей 140 и 141 Конституции Республики Тыва. Основанием для обращения в Конституционный суд Республики Тыва является обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных положений Конституции Республики Тыва.
Заслушав выступление судьи-докладчика Ю.Я. Норбу, объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва

установил:

1. Конституция Республики Тыва устанавливает, что стабильность Конституции Республики Тыва обеспечивается особым порядком ее принятия и пересмотра отдельных конституционных положений. Конституция Республики Тыва, а также поправки к главам I и XVI Конституции принимаются референдумом Республики Тыва (статья 140), предложения о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва могут вносить Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, при этом предложение Великого Хурала Республики Тыва подлежит согласованию с Правительством Республики Тыва, а Правительства Республики Тыва - с Великим Хуралом Республики Тыва. В случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельности которой устанавливается конституционным законом Республики Тыва (статья 141).
По мнению заявителя неопределенность в понимании указанных конституционных положений возникает при рассмотрении вопроса, связанного с принципами формирования Конституционной комиссии Республики Тыва и ее процентным соотношением.
Позиция заявителя состоит в том, что Конституционная комиссия Республики Тыва должна формироваться на паритетных началах, т.е. половина от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва - Великого Хурала Республики Тыва - и половина от исполнительного органа государственной власти Республики Тыва - Правительства Республики Тыва.
В связи с изложенным Председатель Правительства Республики Тыва просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование статей 140 и 141 Конституции Республики Тыва в части принципов формирования Конституционной комиссии Республики Тыва, а также предполагается ли Конституцией Республики Тыва формирование Конституционной комиссии Республики Тыва на паритетных началах: половина состава Конституционной комиссии Республики Тыва от Великого Хурала Республики Тыва и половина состава комиссии от Правительства Республики Тыва.
2. Согласно частям 2 и 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов, и принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва при рассмотрении дела решает исключительно вопросы права.
Определяя предмет рассмотрения по делу, Конституционный суд Республики Тыва исходит из того, что принципы формирования Конституционной комиссии Республики Тыва, безусловно, являются конституционным вопросом. При этом вопрос пропорционального соотношения представительства законодательной, исполнительной ветвей власти при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва носит общий характер и относится к вопросам права. Следовательно, данный вопрос не касается порядка образования и деятельности Конституционной комиссии Республики Тыва, который устанавливается конституционным законом Республики Тыва.
Таким образом, предметом настоящего дела будет толкование положений статей 140 и 141 Конституции Республики Тыва в части определения конституционных принципов, которые должны соблюдаться при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва и ее пропорционального соотношения представителей ветвей государственной власти.
3. Исходя из буквального смысла положений статьи 141 Конституции Республики Тыва следует, что субъектами формирования Конституционной комиссии Республики Тыва являются совместно Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва. Так, республиканский законодатель предоставил право формирования Конституционной комиссии Республики Тыва только законодательной и исполнительной ветвям государственной власти республики.
Согласно статье 9 Конституции Республики Тыва государственная власть Республики Тыва осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти при осуществлении своих полномочий самостоятельны. Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, что является одним из элементов системы сдержек и противовесов, установленных Конституцией Республики Тыва.
Исходя из изложенного соблюдение данного принципа обязательно при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва, поскольку иное может привести к преобладанию одной ветви власти над другой. Данный вывод корреспондирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П, согласно которой разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.
Таким образом, Конституционный суд Республики Тыва, исходя из конституционных принципов разделения государственной власти, самостоятельности и равноправия ветвей власти, а также из установленной Конституцией Республики Тыва системы сдержек и взаимных ограничений, установил, что законодательная и исполнительная власть Республики Тыва обладают равным представительством при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва. Следовательно, соотношение представительства Великого Хурала Республики Тыва и Правительства Республики Тыва при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва должно составлять по 50% от общего состава комиссии, при этом под общим составом комиссии следует понимать число членов Конституционной комиссии Республики Тыва, установленное Конституционным законом Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва".
4. Конституционным судом Республики Тыва в пределах настоящего толкования также выявлено, что при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва необходимо учитывать особенности системы органов государственной власти Республики Тыва, закрепленной в основах конституционного строя Республики Тыва (глава I Конституции Республики Тыва), поскольку никакие другие положения Конституции Республики Тыва не могут противоречить основам конституционного строя Республики Тыва (статья 17 Конституции Республики Тыва).
Так, положения статьи 10 Конституции Республики Тыва, устанавливающие систему органов государственной власти Республики Тыва, в части 2 определяют, что законодательную власть осуществляет Великий Хурал Республики Тыва - парламент Республики Тыва, который состоит из двух палат - Палаты представителей и Законодательной палаты.
Ранее Конституционный суд Республики Тыва в постановлении от 22.02.2005 № 1-П выражал правовую позицию о том, что "... обе палаты, вместе взятые, составляют Великий Хурал - постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва (статья 96 Конституции Республики Тыва)".
Несмотря на различия в осуществляемых полномочиях, функционировании, численности состава палаты Великого Хурала Республики Тыва по своему конституционно-правовому статусу являются равноправными частями Великого Хурала Республики Тыва - парламента Республики Тыва.
В связи с этим Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу, что при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва в части представительства от законодательного (представительного) органа государственной власти его палаты также должны участвовать в равных долях, соответственно, каждая из палат по 25% от общего состава Конституционной комиссии Республики Тыва. Иное означало бы признание преобладания одной палаты над другой и привело бы к нарушению положений статей 10, 96 Конституции Республики Тыва.
Часть 3 статьи 10 Конституции Республики Тыва устанавливает, что исполнительную власть в Республике Тыва осуществляет Правительство Республики Тыва, возглавляемое Председателем Правительства Республики Тыва. Таким образом, в системе исполнительной власти, закрепленной в основах конституционного строя Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва выделен в качестве отдельного института.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Республики Тыва, ранее выраженной в постановлении от 08.12.2008 № 1-П, Председатель Правительства Республики Тыва, представляющий Республику Тыва как субъекта Российской Федерации, обеспечивающий надлежащее взаимодействие ветвей государственной власти республики и одновременно являющийся особым элементом системы сдержек и противовесов в условиях конституционного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обладает исключительными полномочиями, характерными для высшего должностного лица Республики Тыва в силу его конституционно-правового статуса.
Исходя из особенностей конституционно-правового статуса Председателя Правительства Республики Тыва, являющегося высшим должностным лицом республики и одновременно возглавляющего исполнительную власть в Республике Тыва, Конституционный суд Республики Тыва установил, что в части представительства от исполнительного органа государственной власти Председатель Правительства Республики Тыва и Правительство Республики Тыва также должны участвовать в равных долях при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва, соответственно, по 25% от общего состава Конституционной комиссии Республики Тыва.
Таким образом, руководствуясь вышеперечисленными конституционными принципами, которые должны учитываться при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва, а также учитывая правовую логику взаимосвязанных статей 10, 96, 109, 110 Конституции Республики Тыва, Конституционный суд Республики Тыва установил, что представительство Великого Хурала Республики Тыва при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва составляет от Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - 25% от общего состава комиссии, от Палаты представителей - 25% от общего состава комиссии, представительство Правительства Республики Тыва при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва составляет от Председателя Правительства Республики Тыва - 25% от общего состава комиссии, от Правительства Республики Тыва - 25% от общего состава комиссии.
5. Кроме того, настоящим толкованием выявлено, что при образовании Конституционной комиссии субъектам формирования необходимо учитывать ее конституционно-правовой характер, вытекающий из целей, для которых она создается.
Согласно Конституции Республики Тыва Конституционная комиссия создается для разработки проекта новой Конституции республики либо для принятия поправок к главам I и XVI.
Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Республики Тыва, выраженной в постановлении от 14.07.2005 № 3-П, Конституция Республики Тыва является правовым актом учредительного характера, определяет статус республики, образует основу законодательства, а также любого правотворчества по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также исключительного ведения Республики Тыва.
Глава I Конституции Республики Тыва определяет основы конституционного строя Республики Тыва, в ней закреплены наиболее важные основы общественно-политического и социально-экономического устройства республики, приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, принцип разделения государственной власти, вытекающие из принципов, провозглашенных в Конституции Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вероятно, после слова "Республики" пропущено слово "Тыва".

Вышеуказанные правовые позиции Конституционного суда Республики, а также системная связь положений статей 1, 2, 3, 9, 10, 140, 141 Конституции Республики Тыва придают Конституционной комиссии Республики Тыва представительный характер, при этом комиссия по своему конституционному статусу является государственным органом Республики Тыва.
Выявленный представительный характер Конституционной комиссии Республики Тыва предполагает, что процесс формирования Конституционной комиссии Республики Тыва Великим Хуралом Республики Тыва и Правительством Республики Тыва должен проходить с привлечением представителей политических партий, общественных объединений, научной общественности, юридического сообщества, сообществ муниципальных образований, а также представителей иных заинтересованных органов и должностных лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71 - 73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва

постановил:

1. Из конституционно-правового смысла взаимосвязанных положений статей 1, 2, 3, 9, 10, 17, 96, 109, 110, 140, 141 Конституции Республики Тыва, истолкованных с учетом особенностей системы органов государственной власти Республики Тыва, закрепленной в основах конституционного строя Республики Тыва, установлено, что при формировании Конституционной комиссии Республики Тыва представительство Великого Хурала Республики Тыва составляет от Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - 25% от общего состава комиссии, от Палаты представителей - 25% от общего состава комиссии, представительство Правительства Республики Тыва составляет от Председателя Правительства Республики Тыва - 25% от общего состава комиссии, от Правительства Республики Тыва - 25% от общего состава комиссии.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".

Конституционный суд
Республики Тыва
№ 2-П





ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судьи Конституционного суда Республики Тыва
С.О. Монгуш по делу о толковании статей 140
и 141 Конституции Республики Тыва

В запросе Председателя Правительства Республики Тыва поднимается вопрос о толковании конституционных положений в части принципов формирования Конституционной комиссии Республики Тыва, а именно, предполагается ли Конституцией Республики Тыва формирование Конституционной комиссии Республики Тыва на паритетных началах: половина состава Конституционной комиссии Республики Тыва от Великого Хурала Республики Тыва и половина состава от Правительства Республики Тыва.
Согласно части 2 ст. 142 Конституции Республики Тыва поправки к главам I и XVI Конституции Республики Тыва принимаются в порядке, предусмотренном статей 141 Конституции Республики Тыва.
Часть 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва устанавливает следующий порядок внесения поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва.
В случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельности которой устанавливаются конституционным законом Республики Тыва. Конституционная комиссия Республики Тыва разрабатывает проект новой Конституции Республики Тыва и направляет его в Палату представителей. Палата представителей в течение 14 дней с момента поступления проекта новой Конституции Республики Тыва принимает решение о вынесении на референдум Республики Тыва.
Часть 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва определяет природу Конституционной комиссии как конституанты, обладающей полномочиями учредительной власти, представительного органа Республики Тыва, и предполагает принятие конституционного закона Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва", который должен определять порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав I и XVI Конституции Республики Тыва. Конституционная комиссия может быть государственным органом, как указано в постановлении.
Понятие Конституционной комиссии Республики Тыва, его состав, порядок формирования, порядок работы и принятия решений, характер взаимоотношений с государственными органами остались за пределом конституционного текста.
При решении вопроса о допустимости запросов о толковании Конституции необходимо разумное самоограничение судебной власти, с тем чтобы Конституционный суд не оказался вовлеченным в политический процесс законотворчества.
Предметом толкования могут быть только положения Конституции Республики Тыва. Не допустимы запросы в Конституционный суд о толковании концепции конституционных законов, которые должны раскрыты субъектами законодательной инициативы.
Если Конституционный суд будет толковать концепции конституционных законов Республики Тыва, которые должны быть раскрыты законодателем, то возможно появление юридических коллизий, разрешение которых будет представлять большую сложность.
По изложенным основаниям, в соответствии со статьей 67 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" необходимо прекратить производство по запросу Председателя Правительства Республики Тыва о толковании статей 140 и 141 Конституции Республики Тыва.

Судья
Конституционного суда
Республики Тыва
С.О.МОНГУШ





ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судьи Конституционного суда Республики Тыва
Ю.Я. Норбу по делу о толковании статей 140, 141
Конституции Республики Тыва в связи с запросом
Председателя Правительства Республики Тыва

Согласно запросу Председателя Правительства Республики Тыва Конституционному суду Республики Тыва надлежит разъяснить принципы формирования Конституционной комиссии Республики Тыва, а также дать ответ на вопрос, предполагает ли Конституция Республики Тыва формирование Конституционной комиссии Республики Тыва на паритетных началах: половина состава Конституционной комиссии Республики Тыва от Великого Хурала Республики Тыва и половина состава от Правительства Республики Тыва.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
24 июня 2009 года Конституционный суд Республики Тыва принял постановление по делу о толковании статей 140, 141 Конституции Республики Тыва в части разъяснения принципов формирования Конституционной комиссии Республики Тыва.
В соответствии со статьей 74 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" судья Конституционного суда Республики Тыва, не согласный с решением Конституционного суда Республики Тыва, вправе письменно изложить свое особое мнение.
Судья Конституционного суда Республики Тыва, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным судом Республики Тыва вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей.
В связи с принятым решением Конституционного суда Республики Тыва о толковании положений статей 140, 141 Конституции Республики Тыва, руководствуясь статьей 74 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", полагаю возможным высказать следующее особое мнение.
Давая разъяснение по запросу Председателя Правительства Республики Тыва, следует исходить из того, что согласно статье 3 (части 2) Конституции Республики Тыва единственным источником и носителем власти в Республике Тыва является ее многонациональный народ, осуществляющий принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь статья 28 (часть 2) Конституции Республики Тыва предусматривает, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, вправе участвовать в государственном управлении как непосредственно, так и через своих избранных представителей.
Определяя принципы формирования Конституционной комиссии Республики Тыва, также следует исходить из конституционной модели разделения властей в Республике Тыва. Данный принцип занимает ведущее положение среди основ конституционного строя Республики Тыва и устанавливает такое распределение властных полномочий между органами различных ветвей власти, которое взаимно уравновешивало бы их и обеспечивало самостоятельность в осуществлении возложенных на них функций.
Из конституционно-правового смысла положений статьи 9 Конституции Республики Тыва следует, что функции государственной власти осуществляются различными органами, а каждый орган действует в рамках, установленных республиканским законодателем.
Часть 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва устанавливает, что в случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельности которой устанавливаются Конституционным законом Республики Тыва.
При рассмотрении положений статьи 141 Конституции Республики Тыва прежде всего следует различать понятия "формирование", "право на участие в формировании" и "участие в формирования" Конституционной комиссии Республики Тыва.
Понятие "формирование" следует понимать как процесс создания, образования какого-либо коллектива (Толковый словарь В.И. Даля. - Издательство М: Русский Язык-Медиа/Дрофа, 2008). Этот процесс должен проходить в соответствии с правилами и принципами, установленными законом.
Понятие "право на участие в формировании" предполагает меру возможного поведения субъекта права в процессе создания чего-либо (Большой юридический словарь. - Издательство М: Инфра-М, 2004). То есть все из перечисленных выше органов государственной власти Республики Тыва наделены таким правом, и любой из них может принять участие в формировании Конституционной комиссии либо воздержаться от такого участия.
Понятие "участие в формировании" подразумевает реализацию права в создании, образовании Конституционной комиссии, то есть предполагается совершение субъектом права определенных действий, предусмотренных законом.
Из смысла статьи 141 Конституции Республики Тыва следует, что органы государственной власти - Великий Хурал и Правительство Республики Тыва обладают равными правами только в отношении формирования Конституционной комиссии Республики Тыва.
В свою очередь, равноправное участие в формировании Конституционной комиссии не предполагает формирование самой Конституционной комиссии из представителей органов государственной власти Республики Тыва на паритетных началах, так как в части 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва содержится отсылочная норма, согласно которой порядок образования (формирования) и деятельности Конституционной комиссии устанавливаются конституционным законом Республики Тыва. Следовательно, установление принципов формирования, а также определение процентного соотношения представительского состава и иные вопросы, касающиеся деятельности Конституционной комиссии Республики Тыва, должны регулироваться Конституционным законом Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва".
В соответствии со статьей 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" к полномочиям Конституционного суда Республики Тыва разработка проектов конституционных законов Республики Тыва не отнесена.
Следовательно, Великий Хурал Республики Тыва как законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва и Правительство Республики Тыва как исполнительный орган государственной власти Республики Тыва наделены равными правами только в отношении участия в формировании Конституционной комиссии Республики Тыва.
Таким образом, из конституционно-правового смысла положений статей 140, 141 Конституции Республики Тыва следует, что в части, касающейся принципов формирования Конституционной комиссии, указанные нормы не предполагают формирование Конституционной комиссии Республики только из представителей Великого Хурала и Правительства Республики Тыва на паритетных началах.
Предполагается только равноправное участие указанных органов государственной власти Республики Тыва в формировании Конституционной комиссии Республики Тыва.
Порядок и принципы формирования, а также иные вопросы, касающиеся деятельности Конституционной комиссии, должны быть урегулированы Конституционным законом Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва", а не постановлением Конституционного суда Республики Тыва.

Судья
Конституционного суда
Республики Тыва
Ю.Я.НОРБУ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru