Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2007 г. по делу № А79-4422/2007

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2007 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Спецмонтажгаз", г. Чебоксары,
к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары,
третьи лица - открытое акционерное общество "Чувашсетьгаз", г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о взыскании 3579816,00 руб.,
при участии:
от истца - М.В. (по дов. от 01.08.2007 № 168),
от ответчика - И. (по дов. от 22.01.2007 № 04/43-211),
от ОАО "Чувашсетьгаз" - С. (по дов. от 09.04.2007),
от Министерства финансов Чувашской Республики - М.Д. по дов. от 24.01.2007,

установил:

открытое акционерное общество "Спецмонтажгаз" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о взыскании 3579816 руб. долга.
Исковые требования основаны на ст. 309, 454, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате выполненных истцом работ по строительству газораспределительных сетей в рамках государственного контракта № Д13-4 от 22.07.2003 по объекту: "Газопровод высокого и низкого давления с. Кудеиха, Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики (10 и 11 этапы)".
Определениями суда от 19.07.2007, 02.11.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ОАО "Чувашсетьгаз" и Министерство финансов Чувашской Республики соответственно.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что газопровод построен в целях исполнения Республиканской целевой программы "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года". Законченный строительством объект принят в эксплуатацию, претензий к подрядчику не заявлено. В настоящее время газопроводы с. Кудеиха, Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики эксплуатируются, что подтверждает их потребительскую ценность и желание ими воспользоваться.
Стоимость выполненных, но неоплаченных объемов работ согласована в протоколах согласования цены объекта (10, 11 этапы), утвержденных Министром градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и согласованных с Управлением инвестиционных программ и ценообразования Минстроя Чувашии в сумме 3579816 руб. В связи с тем, что объект является технологически сложным комплексом, эксплуатация завершенных строительством этапов раздельно невозможна.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что в рамках исполнения государственного контракта ОАО "Спецмонтажгаз" передало, а Министерство приняло по актам приема-передачи работы на сумму 36270222 руб., которая оплачена ответчиком в полном объеме.
Объем работ, указанный в исковом заявлении, государственным контрактом предусмотрен не был и является дополнительным. Приемка дополнительного объема работ является не обязанностью, а правом госзаказчика при наличии дополнительных средств в республиканском бюджете. Денежные средства в республиканском бюджете Чувашской Республики на дополнительное финансирование работ по данному объекту в размере 3579816 руб. не предусматривались.
Представитель ОАО "Чувашсетьгаз" оставил вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда.
Представитель Министерства финансов Чувашской Республики пояснил, что строительство объекта (10 - 11 этапы) государственным контрактом не предусмотрено, в связи с чем истец не вправе требовать его оплаты.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики (государственный заказчик) и ОАО "Спецмонтажгаз" (генеральный подрядчик) заключили государственный контракт на покупку объектов газоснабжения для государственных нужд, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, от 22.07.2003 № Д13-4, по условиям которого генеральный подрядчик обязался построить газораспределительные сети высокого и низкого давления в д. Кудеиха, Шадриха Порецкого района Чувашской Республики за счет собственных и привлеченных средств, ввести построенный объект в эксплуатацию и передать государственному заказчику, а государственный заказчик - приобрести завершенные строительством и введенные в эксплуатацию газораспределительные сети в собственность Чувашской Республики.
Стоимость объекта газоснабжения была определена сторонами ориентировочно в сумме 9435740 руб. и подлежала уточнению в ходе разработки и согласования проектно-сметной документации путем оформления протокола согласования контрактной цены (п. 3.1 контракта).
Дополнительным соглашением от 05.01.2004 в государственный контракт были внесены изменения. В частности, изменилось наименование контракта (государственный контракт на покупку объектов газоснабжения для государственных нужд, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета) и наименование сторон (государственный заказчик и продавец). Разделы 1 - 7 государственного контракта были изложены в новой редакции.
По условиям государственного контракта в редакции дополнительного соглашения от 05.01.2004 продавец обязался передать государственному заказчику завершенные строительством и введенные в эксплуатацию газораспределительные сети высокого и низкого давления д. Кудеиха, Шадриха Порецкого района Чувашской Республики, а государственный заказчик - принять объект и оплатить его по цене 9435740 руб. В пункте 3.1 государственного контракта была предусмотрена возможность изменения (уточнения) цены.
Согласно дополнительному соглашению от 22.04.2004 цена объекта составила 25000000 руб., оплату за 2004 год следовало произвести в размере 23596677 руб., согласно дополнительному соглашению от 09.06.2004 оплату за объект в 2004 году следовало произвести в размере 21247377 руб.
Дополнительным соглашением от 23.08.2004 стороны внесли изменения в предмет контракта, определив его следующим образом: продавец обязуется передать государственному заказчику завершенные строительством и введенные в эксплуатацию газораспределительные сети - Газоснабжение с. Кудеиха, д. Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики (газопровод высокого и низкого давления), а государственный заказчик - принять объект и оплатить его.
Дополнительными соглашениями от 03.11.2004, 22.12.2004, 24.12.2004, 11.01.2005, 24.02.2005, 13.04.2005, 17.10.2005, 28.11.2005, 16.01.2006 стороны вносили изменения в пункты 3.1 (цена объекта) и 4.2 государственного контракта.
В соответствии с п. 3.1 государственного контракта в последней редакции (от 16.01.2006) цена объекта (1 - 9 этапы строительства) составила 36270222 руб., включая ранее произведенные оплаты за выполненные работы по строительству объекта продавцу, а также третьим лицам в сумме 33548192 руб.
Указом Президента Чувашской Республики от 05.05.2004 № 34 Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики было реорганизовано в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Указом Президента Чувашской Республики от 09.09.2005 № 74 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики переименовано в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Во исполнение условий государственного контракта продавец передал государственному заказчику по актам приема-передачи б/д и б/н, от 17.12.2004, от 12.01.2005, от 21.02.2005, от 12.04.2005, от 14.10.2005, от 28.11.2005, от 12.01.2006 газопровод высокого давления Р=6 кгс/см и низкого давления Р=0,03 кгс/см в с. Кудеиха, д. Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики по цене 10459121 руб. - 1 этап, 5792396 руб. - 2 этап, 5861484 руб. - 3 этап, 8718881 руб. - 4 этап, 2478068 руб. - 5 этап, 138242 руб. - 6 этап, 100000 руб. - 7 этап 1 очередь, 683830 руб. - 7 этап 2 очередь, 727623 руб. - 8 этап, 1310577 руб. - 9 этап (т. 1 л.д. 84 - 93). Общая цена 1 - 9 этапов составила 36270222 руб.
Государственный заказчик произвел оплату платежными поручениями № 734 от 23.04.2004 в сумме 7079000 руб., № 1039 от 21.06.2004 в сумме 10459121 руб., № 1844 от 23.12.2004 в сумме 1588879 руб., № 58 от 20.01.2005 в сумме 1113001 руб., № 302 от 03.03.2005 в сумме 8718881 руб., № 509 от 14.04.2005 в сумме 2478068 руб., № 801 от 21.10.2005 в сумме 138242 руб., № 884 от 30.11.2005 в сумме 100000 руб., № 84 от 13.02.2006 в сумме 2722030 руб. (т. 1 л.д. 100 - 108).
Кроме того, в счет оплаты по государственному контракту № Д13-4 от 22.07.2003 зачтены суммы, перечисленные по платежным поручениям № 132 от 29.01.2004 в размере 684000 руб., № 130 от 29.01.2004 в размере 679000 руб., № 131 от 29.01.2004 в размере 510000 руб. в качестве аванса по государственным контрактам № Д13-1, Д13-2, Д13-3 от 22.07.2003 соответственно в связи с расторжением последних (т. 1 л.д. 94 - 99).
Таким образом, оплата по государственному контракту № Д13-4 от 22.07.2003 произведена Министерством в сумме 36270222 руб.
Основанием для обращения с иском в суд послужила неоплата ответчиком 10 - 11 этапов строительства в сумме 3579816 руб., в том числе 10 этап - 677223 руб., 11 этап - 2902593 руб.
Оценив условия государственного контракта, суд приходит к выводу, что по своей правовой природе государственный контракт № Д13-4 от 22.07.2003 является смешанным договором, содержит элементы договоров купли-продажи и строительного подряда. В силу пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему, в соответствующей части, применяются нормы о государственном контракте на выполнение подрядных работ (параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Отказ от оплаты 10 - 11 этапов строительства ответчик мотивировал тем, что данный объем работ государственным контрактом предусмотрен не был и является дополнительным.
В материалы дела представлены протоколы согласования цены объекта к государственному контракту "Газораспределительные сети высокого давления в с. Кудеиха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна, газораспределительные сети низкого давления с. Кудеиха, д. Кожевенное, с. Сиява Порецкого района" № Д13-4 от 22.07.2003 на покупку объектов газоснабжения для государственных нужд, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета, 11 и 10 этапы строительства, подписанные сторонами (со стороны продавца - исполнительным директором С., со стороны государственного заказчика - министром градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Ф.) и согласованные с Управлением инвестиционных программ и ценообразования Минстроя Чувашии (т. 1 л.д. 44 - 45).
Суд приходит к выводу, что, подписав данные протоколы согласования цены, ответчик дал согласие на приобретение объекта (10 - 11 этапы строительства).
Из актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, составленных с участием представителей проектной и эксплуатационной организаций, органа Госгортехнадзора России, подрядной организации и администрации Порецкого района Чувашской Республики (т. 1 л.д. 46 - 52) следует, что газопровод высокого и низкого давления в с. Кудеиха, с. Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики в эксплуатацию введен, общая протяженность объекта составила 134032,2 м.
Таким образом, объект, не оплаченный ответчиком, фактически принят в эксплуатацию.
Следовательно, объект имеет потребительскую ценность для населения и ответчика, который выступает заказчиком при выполнении мероприятий по развитию газификации в сельской местности (пункт 5.3 Республиканской целевой программы "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года", утвержденной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25.12.2002 № 335).
Кроме того, газораспределительная сеть - это технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).
Объекты, входящие в состав газораспределительной сети, технологически взаимосвязаны между собой в связи с использованием их по общему назначению.
В связи с этим ввод газораспределительной сети в эксплуатацию без выполнения объема работ 10 - 11 этапов строительства, предусматривающего в том числе строительство ГРП, был бы невозможен.
В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.2.1 государственного контракта № Д13-4 от 22.07.2003 у государственного заказчика имеется обязанность принять, а у продавца - передать объект по акту приема-передачи.
Согласно п. 2.2.4 государственного контракта после сдачи объекта в эксплуатацию до приемки государственным заказчиком продавец передает сданные в эксплуатацию объекты на техническое обслуживание эксплуатирующей организации.
Судом установлено, что газопровод высокого давления Р=6 кгс/см и низкого давления Р=0,03 кгс/см в с. Кудеиха, д. Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики передан ОАО "Чувашсетьгаз" на техническое обслуживание.
Следовательно, истец свои обязательства по передаче объекта исполнил.
В статье 753 (пункте 4) Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи и приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд признает отказ ответчика от подписания акта приема-передачи объекта (10 - 11 этапы строительства) необоснованным, требования истца об оплате объекта - правомерными, подлежащими удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд удовлетворяет ходатайство ответчика об уменьшении размера госпошлины, поскольку его тяжелое финансовое положение подтверждено документально.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить полностью.
Взыскать с Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары, в пользу открытого акционерного общества "Спецмонтажгаз", г. Чебоксары, 3579816,0 руб. долга.
Взыскать с Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары, в доход федерального бюджета государственную пошлину.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru