Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 г. № 343-А

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

На основании статей 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 8, 9 Градостроительного устава Ямало-Ненецкого автономного округа, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Схему территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа размещать объекты капитального строительства регионального значения в соответствии со Схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Департаменту строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (Теряев Ю.А.) подготовить и вынести на утверждение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа план реализации Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кушнаренко С.Г.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ





Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 июня 2009 г. № 343-А

СХЕМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

I. Цели и задачи Схемы территориального планирования
Ямало-Ненецкого автономного округа

Главной целью территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых документов, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти.
Схема территориального планирования является важной частью стратегического управления развитием автономного округа совместно со Стратегией социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексной программой развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года.
Одновременно Схема территориального планирования является важным условием реализации Программного блока системы управления. С ее учетом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы окружного и аналогичные программы муниципального уровней.
Предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации мероприятий органами управления автономного округа через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.
Предложения территориального планирования имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, представления земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Задачами территориального планирования являются:
- оценка современного уровня социально-экономической и территориальной развитости автономного округа, выявление ресурсных потенциалов для определения стратегических направлений развития;
- формирование единого регионального планировочного каркаса на базе перспективной транспортной схемы, оптимизации систем расселения и развития городских и сельских населенных пунктов;
- взаимоувязка градостроительных решений и землепользования, в том числе целесообразность изменения:
- границ муниципальных образований и статуса населенных пунктов;
- границ земель лесного фонда;
- границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе;
- границ зон с особыми условиями использования территории;
- границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- границ земельных участков, предоставляемых для размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения;
- создание устойчивой и надежной инженерной инфраструктуры регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой;
- улучшение экологической обстановки с выделением зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;
- сохранение и расширение особо охраняемых природных территорий, зон и объектов историко-культурного наследия;
- разработка мероприятий по активизации градостроительной и хозяйственной деятельности регионального уровня посредством целенаправленного развития зон и точек роста и определения для них приоритетных инвестиционных направлений.
Для выполнения задач Схемы территориального планирования необходимы:
- увязка мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. Определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предлагается их размещение, а изменение границ земель различных категорий связано с размещением объектов капстроительства;
- выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе положений о территориальном планировании, включая зоны с особыми условиями использования территории;
- обоснование предложения по размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменению границ земель сельскохозяйственного назначения, границ муниципальных образований.
Важными из них являются обоснования границ зон размещения объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, путей сообщения, информатики и связи; линейных объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий (газоснабжение, объектов социальной инфраструктуры, промышленности, материально-технического снабжения, коммунальных хозяйств, туристско-рекреационной деятельности).
В Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексной программе развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года обосновываются приоритетные направления инвестиционной политики, а также перечень рекомендуемых к строительству объектов.
Для разработки инвестиционной политики на средне- и долгосрочную перспективу помимо критериев экономической эффективности инвестиционных проектов первоочередное значение имеют требования устойчивого развития территории, выравнивания уровней социально-экономического развития отдельных ее частей, учет всех интересов (федеральных, региональных, местных). Реализации этих требований будут способствовать комплексная оценка территории для целей капитального строительства, функциональное зонирование территории, предложения по формированию систем расселения, экологическому каркасу территории, выбор зон и точек активизации хозяйственной и градостроительной деятельности, системы ограничений по использованию территории.
Комплекс этих обоснований позволяет сформировать информационную базу градостроительной деятельности для определения приоритетных зон инвестиционной деятельности, определения комплекса инфраструктурных и других условий и требований, влияющих на отбор инвестиционных проектов и определение условий их реализации.
Все перечисленное будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, а также максимально эффективной и быстрой реализации инвестиционных проектов.
Однако в схемах территориального планирования (по Градостроительному кодексу Российской Федерации) эти важные для перспективного развития автономного округа схемы не имеют правового выхода на регламенты и сервитуты, несмотря на то что именно они определяют направления градостроительного развития с выделением зон и населенных пунктов, обладающих высоким градостроительным потенциалом (зоны и точки роста) и основные направления планировочной структуры.
В настоящее время на уровне автономного округа блок прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития составляют такие работы, как Стратегия социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексная программа развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года. Эти работы являются научно-исследовательскими, рассматриваются и принимаются Администрацией автономного округа. Однако они решают вопросы в разрезе отраслей (видов экономической деятельности), а не градостроительных систем (градостроительная система - форма организации благоприятной среды жизнедеятельности человека).
В этом блоке не хватает предложений по перспективному градостроительному развитию, фактической проекции на территорию, результатов Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года, Комплексной программы развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025 года, по предложениям которых должна быть сформулирована государственная политика по комплексному социально-экономическому градостроительному развитию, оптимально увязывающая все интересы по использованию территории на различных территориальных уровнях, а также вне зависимости от строго регламентированных полномочий соответствующих органов управления.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации спроецирована существующая законодательная база, в соответствии с которой нет одного "хозяина" территории и каждый уровень власти (независимо от других) решает свой, узкий круг вопросов и выполняемые в настоящее время только по Градостроительному кодексу Российской Федерации. Схемы территориального планирования не обеспечивают комплексного решения основных задач перспективного развития территории, т.к. отвечают лишь узкому кругу полномочий соответствующих органов власти и не обеспечивают увязку разнообразных интересов по использованию территории (федеральных, региональных, местных, частных).
В связи с этим резко возрастает значение полномочий (функций) всех органов управления в области комплексного прогнозирования развития подведомственной территории (вне конкретной связи с указанными ограниченными функциями), в составе которого увязываются все принципы, аспекты и интересы на данной территории.
Цели и задачи территориального планирования автономного округа определены на основе принципов и подходов к планированию пространственного развития:
1. Принцип устойчивого развития территории, который предусматривает при осуществлении градостроительной деятельности обеспечение безопасности и благоприятных условий проживания человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
2. Вероятностный характер развития ведущих отраслей автономного округа определяет приоритет принципа динамического моделирования градостроительных систем. Он предусматривает гибкость планировочных решений, учитывающих прямые и обратные связи, возможность корректировки решений по мере изменения ситуации. Для этого анализируется каждая задача на отдельных временных этапах в увязке с возможностями использования потенциалов территории и оценки их показателей.
3. Принцип ведущих приоритетных критериев оценки пространственной среды учитывается при моделировании градостроительных систем на различных иерархических уровнях региональном и местном (районном). На каждом уровне используются самые существенные количественные и качественные характеристики.
4. Принцип векторного развития.
5. Преемственность и взаимная согласованность документов стратегического социально-экономического и территориального планирования.
6. Использование всех внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентные преимущества социально-экономического и пространственного развития региона, а также учет ограничений.
Эти замечательные принципы - суть градостроительной политики, которая имеет многообразные выходы, направленные на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Однако они повисают "в воздухе" - Градостроительный кодекс Российской Федерации не дает инструментов их реализации (формализации).
Названные (принципы или критерии) должны быть реализованы в виде формулирования оптимальных приемов (моделей) градостроительных систем в целом, их составных частей на различных территориальных уровнях, в различных природных и экономических условиях и в динамике.
Представляется, что таким инструментом могла бы стать разрабатываемая в комплексе с основными прогнозными (стратегическими) документами "Концепция устойчивого развития градостроительных систем субъекта Российской Федерации", которая должна разрабатываться в составе Схемы территориального планирования. В ней должны решаться вопросы перспективного развития территории, независимо от имеющихся на данном административном (управленческом) уровне полномочий, т.е. по всему кругу вопросов, касающихся комплексного развития конкретной территории, включая перспективу развития населенных мест, оптимизацию связей между ними и наконец - комплексную организацию благоприятной среды жизнедеятельности человека.
Опытом градостроительства обоснована необходимость разработки:
- градостроительной политики для органов государственной власти с учетом социально-экономических прогнозов и направлений научно-технической политики в отдельных отраслях;
- прогнозов (стратегий) градостроительного развития на конкретных территориях;
- научно-методических рекомендаций,
а также использования таких инструментов, как:
- экспериментальное проектирование и опытно-показательное строительство;
- внедрение результатов указанных работ в обоснования технических регламентов и региональных нормативов градостроительного проектирования.
В связи с этим Схема территориального планирования должна быть усилена таким научно-прогнозным блоком.
Главной целью градостроительной политики является организация устойчивой, благоприятной и безопасной материальной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей условия трудовой активности, нормального быта и отдыха, гармоничного развития личности. Градостроительная политика на современном этапе развития является одним из важнейших направлений социально-экономической политики и должна быть направлена на достижение баланса федеральных, региональных и местных интересов.
Градостроительная политика автономного округа должна быть увязана со стратегическим целями федерального уровня, сформулированными, в частности, в работе ГУП "НИИПГрадостроительства" "Уточнение основных положений Генеральной схемы расселения по территории Российской Федерации с учетом основных направлений хозяйственного освоения Арктики, специфики природно-климатических и других особенностей", выполненной по заданию Госстроя Российской Федерации и "Оптимизации систем расселения Российской Арктики", выполненной по заказу Администрации автономного округа. Применительно к районам Крайнего Севера и Арктики такими целями являются:
- оптимизация территориальной организации народнохозяйственного комплекса и численности населения;
- обеспечение оптимальной среды жизнедеятельности для коренного и привлекаемого на Север населения;
- создание условий и предпосылок рационального природопользования на основе принципов экологического равновесия природной среды;
- создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов и других этнических сообществ на принципах самообеспечения и комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования;
- формирование региональных систем расселения, максимально соответствующих специфике производственного освоения и особенностям Арктической зоны, в т.ч. автономного округа;
- создание инфраструктурного и планировочного каркаса Арктики.
В краткосрочной перспективе наиболее актуально:
- обеспечение градостроительных условий освоения новых месторождений сырья и топлива;
- реализация градостроительных мер по стабилизации населения, оптимизации структуры занятости;
- комплексное решение градостроительных проблем в депрессивных районах и территориях со сложными природоохранными проблемами;
- выравнивание показателей уровня и качества жизни коренного населения по сравнению со среднеокружными показателями.
Все градостроительные решения должны базироваться на основных принципах социально-экономического развития Арктической зоны, главными из которых являются приоритет трудо- и ресурсосберегающих решений; минимизация численности привлекаемого к общественному труду населения; сохранение здоровья человека на Севере; дифференцированный подход в градостроительных решениях для коренного и привлеченного населения; приоритет эколого-ресурсных обоснований на всех стадиях градостроительного планирования.
На федеральном уровне значение автономного округа определяется его ролью в реализации Энергетической стратегии России и во внешнеэкономических связях страны, а также международными обязательствами России в отношении коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни. В соответствии с этим основными задачами градостроительной политики федерального уровня является создание градостроительных предпосылок для:
- увеличения объемов добычи природного газа и нефти за счет освоения новых и интенсификации эксплуатации существующих месторождений, технологической и структурной модернизации основных фондов, развития предприятий "малого ТЭКа";
- повышения степени комплексного использования добываемого углеводородного сырья, в том числе за счет создания предприятий перерабатывающих отраслей;
- развития горнорудной промышленности - новой отрасли специализации федерального значения;
- роста экспорта энергоносителей, в частности, строительство новых газопроводов в западном и южном направлениях, экспортных нефтеналивных портов для вывоза нефти по Северному морскому пути.
Решение этих задач связано прежде всего с развитием сети магистральных транспортно-инженерных коммуникаций: железных дорог, трубопроводов, морских портов, увязанных с федеральной сетью таких коммуникаций.
На межрегиональном уровне главной задачей является создание градостроительных условий для активизации транспортно-экономических связей с соседними регионами, особенно входящими в состав Уральского федерального округа, главным образом с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, вместе с которым автономный округ входит в состав Западно-Сибирского нефтегазового комплекса:
- углубление межотраслевых связей в составе нефтегазового комплекса, а также в комплексном решении задач рационального природопользования на территориях традиционных видов жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, а также и других природоохранных территориях;
- дальнейшая интеграция автодорожной сети обоих округов, создание новых автодорожных выходов через территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на юг Тюменской области, в Свердловскую и Томскую области;
- развитие сложившихся межрегиональных связей автономного округа в традиционном хозяйственном комплексе.
Развитию связей с Республикой Коми будет способствовать строительство автодороги, а затем и железной дороги между Салехардом и Надымом, а также освоение нефтегазовых ресурсов Ямала и горнорудного сырья Полярного Урала. В результате этого увеличится транзитная роль Республики Коми по вывозу добываемого в автономном округе сырья. Кроме того, целесообразно использование развитой производственной инфраструктуры Республики Коми для обустройства новых ресурсных районов автономного округа.
Развитию экономических связей между автономным округом и Красноярским краем способствует освоение новых ареалов нефтегазодобычи на востоке автономного округа и освоение аналогичных ресурсов в низовьях Енисея. В том числе решающее значение будет иметь вывоз норильской руды через территорию автономного округа в западном направлении, в связи с этим возникает целесообразность строительства железной дороги Новый Уренгой - Игарка - Норильск.
Решение перечисленных федеральных и межрегиональных задач будет способствовать более рациональной территориальной организации автономного округа, повышению устойчивости и надежного функционирования инженерно-транспортных коммуникаций, систем населенных мест, отдельных поселений, более комплексному использованию земельных и природных ресурсов.
На региональном (окружном) уровне главными задачами градостроительной политики, обеспечивающей формирование устойчивой, благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности, являются:
- создание единого планировочного каркаса, объединяющего не только основные районы промышленного освоения, но и основные центры систем расселения местного уровня;
- зонирование территории с определением приоритетных видов использования территории, ограничений и регламентов, выделение территорий и поселений особого регулирования градостроительной деятельности;
- определение путей более комплексного использования всех земельных и природных ресурсов, параметров эколого-сбалансированного природопользования как для районов промышленного освоения, так и традиционного природопользования;
- создание предприятий, перерабатывающих углеводородное сырье отраслей для местной промышленности;
- диверсификация экономической базы поселений, в том числе создание местной промышленности на базе переработки сырья традиционного хозяйственного комплекса с возможным выходом продукции на межрегиональный и международные рынки сбыта (кожевенно-меховая, фармацевтическая и др.);
- поддержка отраслей традиционного хозяйственного комплекса как основы сохранения традиционного образа жизни коренного населения.
На внутрирегиональном (межрайонном) уровне задача градостроительной политики - учитывание специфики и потенциальных возможностей отдельных частей территории автономного округа, которые резко отличаются по уровню экономического развития, характеру хозяйственной деятельности, природно-ресурсному потенциалу, степени его освоенности и инфраструктурной обеспеченности, набору социальных, экологических, природоохранных и этнических проблем. Наиболее принципиальные различия связаны со спецификой районов промышленного освоения и традиционного природопользования.
Территории промышленного освоения различаются по отраслям специализации (газовая, нефтяная, горнорудная промышленность) и стадиям обустройства и эксплуатации ресурсов.
Территории традиционного природопользования должны быть дифференцированы по степени сохранности традиционной системы природопользования, развитию других отраслей хозяйственной деятельности, сельского и промыслового хозяйства.
Важное значение имеет выделение депрессивных территорий и поселений, требующих особого регулирования градостроительной деятельности. Такие территории и поселения имеются как в нефтегазовых, так и сельскохозяйственных районах.
На местном (локальном) уровне задачи градостроительной политики должны быть направлены на:
- активизацию межселенных связей в основных группах населенных мест;
- развитие инфраструктурного и социально-культурного потенциала существующих центров расселения в северной, юго-западной и восточной частях округа;
- комплексное решение проблем стагнирующих и кризисных поселений;
- повышение степени интенсивности использования территории в пригородных зонах основных городов;
- улучшение автодорожной сети в локальных системах расселения;
- реконструкцию ведомственной дорожной сети и ее перевод в дороги общего пользования;
- проведение мероприятий по инженерной подготовке территорий для промышленного и гражданского строительства с учетом защиты от неблагоприятных природных процессов;
- дифференцированный подход к развитию сельских поселений различных типов и хозяйственного профиля с учетом конкретной природно-ландшафтной ситуации. Главное внимание должно быть уделено национальным поселениям и возрождению ранее заброшенных поселений.
Особой проблемой является повышение роли и расширение функций окружного центра - Салехарда. Для этого необходимо:
- укрепление межрайонных функций города по административно-политическому и социально-культурному обслуживанию всего автономного округа на основе создания единой автодорожной сети;
- повышение роли Салехарда за счет превращения его в научный, инновационный, образовательный и культурный центр;
- формирование Салехарда как базового центра освоения Ямала и Полярного Урала;
- увеличение значимости города как связующего центра в межрегиональных хозяйственных связях с соседними регионами в связи с предполагаемым в перспективе строительством широтных и меридиональных транспортных путей.
Дифференциация градостроительной политики для разных территориальных уровней позволит определить сферу взаимных интересов Российской Федерации, автономного округа и муниципальных образований при осуществлении градостроительной деятельности.
Территориальное планирование создает основу для реализации территориальных аспектов управленческой деятельности и формирует пространственную основу для реализации размещения конкретных объектов капитального строительства, мероприятий по освоению территории и инвестиционных программ. Территориальное планирование решает задачи взаимоувязанного (по всем интересам), эффективного использования территории под различные цели на основе комплексных обоснований с учетом всех факторов (экономических, социальных, экологических и др.), а также возможных последствий такого использования. Таким образом, территориальное планирование:
- во-первых, обосновывает модель (схему) рационального использования всей территории;
- во-вторых, обосновывает границы реализации конкретных мероприятий территориального характера.
Схема территориального планирования автономного округа - основной градостроительный документ, определяющий цели государственной политики в области градостроительства на данной территории. Этот документ предполагает взаимоувязку и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, а также муниципальных интересов и позволяет выстроить механизм наиболее эффективного использования имеющихся в автономном округе ресурсов.
Выводной схемой в составе Схемы территориального планирования автономного округа является пространственная организация территории на базе ресурсного и социально-экономического потенциалов автономного округа с формированием опорного планировочного каркаса, узлами которого должны стать базовые города - инновационные, управленческие и культурные центры, активизирующие хозяйственную и экономическую деятельность в регионе (приложение № 16 (не приводится) к настоящей Схеме).

II. Основные положения Схемы территориального планирования
автономного округа

Схема территориального планирования автономного округа является одним из основных организационных инструментов комплексного управления развитием территории, создает пространственно-территориальную основу для реализации плана стратегического развития территории, обеспечивает целостность ее развития, соблюдая баланс государственных, общественных и частных интересов.
Разработка и реализация Схемы территориального планирования автономного округа, обоснование планировочной и функциональной организации территории основываются на учете и максимальном использовании природных и ресурсных возможностей автономного округа, внешнеэкономических факторов и тенденций, экологических и природоохранных ограничений.
Благоприятные внешнеэкономические и геополитические факторы дальнейшего развития, связанные с востребованностью углеводородного сырья новыми рынками сбыта продукции, производимой в автономном округе, взаимной заинтересованностью в хозяйственной и транспортной интеграции автономного округа с соседними субъектами Федерации сопровождаются рядом негативных тенденций в развитии отраслей специализации, которые осложняют дальнейшее устойчивое развитие автономного округа. Среди негативных явлений:
- сохранение в автономном округе выраженной монопрофильной специализации промышленности и производственной инфраструктуры;
- стабилизация и даже вероятность снижения в ближайшие годы объема добычи природного газа в автономном округе;
- низкая рентабельность основной части остаточных запасов нефти и газа, отставание геологоразведочных работ от темпов эксплуатации ресурсов;
- отработка наиболее эффективных запасов месторождений нефти и газа;
- некомплексное использование месторождений углеводородного сырья;
- постепенное вовлечение в эксплуатацию мелких, малорентабельных, а также удаленных месторождений (особенно газовых), требующих повышенных капитальных и трудовых затрат по их освоению и эксплуатации;
- низкая инфраструктурная обеспеченность территорий в районах потенциальной добычи нефти и газа;
- экономическая затрудненность в настоящее время широкого развития в округе новых отраслей специализации, за исключением некоторых видов нефтегазохимии, а также крупномасштабного освоения месторождений минерального сырья Полярного Урала ввиду слабой разведанности и инфраструктурной обеспеченности этой территории;
- зависимость автономного округа от завоза извне материально-технических ресурсов, продовольствия, поставки электроэнергии;
- продолжение процесса оттока наиболее квалифицированной части экономически активного населения из автономного округа при слабой реализации программы переселения пенсионеров, лиц, проработавших по времени 10 лет и более, в другие районы страны;
- сохранение резких различий в уровне жизни населения районов промышленного освоения и проживания коренных малочисленных народов Севера. Ухудшение состояния среды жизнедеятельности этих народов;
- территориальные диспропорции в развитии оленеводства, рыбного и охотничьего промысла. В частности, недоиспользование природно-ресурсного потенциала и даже деградация этих отраслей в некоторых районах (Красноселькупский, Шурышкарский) и, наоборот, перевыпас оленей в Ямальском, Приуральском, Тазовском. Уменьшение в автономном округе площадей, используемых для традиционного сельского хозяйства, за последние 10 лет в 5 раз.
Указанные проблемы и тенденции осложняют решение имеющихся территориально-планировочных и градостроительных проблем, среди которых наиболее важными являются:
на межрегиональном уровне:
- несформированность и "разорванность" планировочного каркаса автономного округа, особенно планировочных осей межрегионального значения, что ограничивает внешние связи автономного округа (с Красноярским краем);

]]>
¦г. Муравленко  ¦                            ¦создание производств по     ¦
¦               ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Новый       ¦                            ¦строительство               ¦
¦Уренгой        ¦                            ¦мусороперерабатывающего     ¦
¦               ¦                            ¦завода                      ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Пуровский район¦сооружение второй очереди   ¦                            ¦
¦               ¦Пуровского завода по        ¦                            ¦
¦пос. Пуровск   ¦переработке конденсата      ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Надымский район¦комплекс по глубокой        ¦развитие звероводческого    ¦
¦               ¦безотходной переработке     ¦комплекса                   ¦
¦с. Ныда        ¦продукции оленеводства и    ¦                            ¦
¦               ¦эндокринно-ферментного сырья¦                            ¦
¦               ¦на 200 голов в смену        ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦убойный пункт оленей        ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦г. Надым       ¦завод по переработке        ¦                            ¦
¦               ¦кожевенного и пушно-мехового¦                            ¦
¦               ¦сырья                       ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦метанольный завод (Медвежье ¦                            ¦
¦               ¦месторождение)              ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦окрестности г. ¦турбаза на 20 - 25 мест     ¦                            ¦
¦Надыма         ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦пос. Приозерный¦                            ¦создание предприятий по     ¦
¦               ¦                            ¦комплексной переработке     ¦
¦               ¦                            ¦торфа                       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦развитие тепличного         ¦
¦               ¦                            ¦овощеводства                ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦г. Надым       ¦                            ¦создание производств по     ¦
¦               ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦завод по производству       ¦
¦               ¦                            ¦синтетической нефти         ¦
¦               ¦                            ¦(Медвежье месторождение)    ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Ямальский район¦                            ¦                            ¦
¦с. Яр-Сале     ¦строительство цеха по       ¦создание производств по     ¦
¦               ¦переработке крови северного ¦переработке                 ¦
¦               ¦оленя                       ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
¦с. Яр-Сале     ¦инвестиционный проект по    ¦                            ¦
¦               ¦глубокой переработке        ¦                            ¦
¦               ¦продукции оленеводства МП   ¦                            ¦
¦               ¦"Ямальские олени"           ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Яр-Сале     ¦строительство цеха по       ¦                            ¦
¦               ¦переработке пантового сырья ¦                            ¦
¦               ¦для МП "Ямальские олени"    ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Панаевск    ¦пушно-меховая мастерская    ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Новый Порт  ¦рыбоприемный пункт          ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Сеяха       ¦                            ¦создание производств по     ¦
¦               ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦фактория       ¦эколого-туристский центр,   ¦                            ¦
¦Усть-Юрибей    ¦туристский лагерь на 20 мест¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦завод сжиженного природного ¦завод сжиженного природного ¦
¦               ¦газа на Южно-Тамбейском     ¦газа (Харасавэйское         ¦
¦               ¦месторождении               ¦месторождение)              ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Красносель-    ¦центр трофейной охоты.      ¦                            ¦
¦купский район  ¦Охотничий кордон из 10      ¦                            ¦
¦               ¦домиков                     ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Толька, с.  ¦этно-туристский лагерь      ¦цех пиломатериалов          ¦
¦Ратта          ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦создание производств по     ¦
¦               ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с.             ¦гостиница на 50 мест        ¦завод деревянного           ¦
¦Красноселькуп  ¦                            ¦домостроения                ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦создание производств по     ¦
¦               ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Тазовский район¦                            ¦создание производств по     ¦
¦пгт Тазовский  ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Приуральский   ¦разработка золотосодержащих ¦разработка месторождения    ¦
¦район          ¦руд (Новогодненский ГОК)    ¦цеолитов (Наунпейский ГОК)  ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦район пгт Харп ¦разработка строительного    ¦разработка                  ¦
¦               ¦камня (Подгорнинский ГОК)   ¦вольфрамо-молибденовых руд  ¦
¦               ¦                            ¦(Харбейско-Тайкеуский ГОК)  ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦разработка медно-свинцовых  ¦
¦               ¦                            ¦руд (Лекын - Тальбейско-    ¦
¦               ¦                            ¦Саурейский ГОК)             ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦разработка хромовых руд     ¦
¦               ¦                            ¦(Рай-Изский ГОК)            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦разработка железных руд     ¦
¦               ¦                            ¦(Щучьинский ГОК)            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦разработка фосфоритов       ¦
¦               ¦                            ¦(Войшорско-Софроновский ГОК)¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Аксарка     ¦завод по переработке        ¦создание производств по     ¦
¦               ¦рыбопродукции               ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦животноводческий комплекс   ¦промыслового сырья          ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦туристская база             ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦пгт Харп       ¦рыборазводное предприятие по¦рыборазводное предприятие по¦
¦               ¦воспроизводству сиговых рыб ¦воспроизводству сиговых рыб ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦строительство пансионата    ¦                            ¦
¦               ¦гостиничного типа на 45 - 50¦                            ¦
¦               ¦мест                        ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦туристско-краеведческий     ¦                            ¦
¦               ¦центр                       ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦туристская база             ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦район д.       ¦этно-туристский лагерь на 20¦строительство рыборазводного¦
¦Лаборовая      ¦- 25 мест                   ¦предприятия                 ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦капитальная база по добыче и¦                            ¦
¦               ¦первичной переработке рыбы в¦                            ¦
¦               ¦Байдарацкой губе            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Катравож    ¦туристская база             ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Тазовский район¦убойный пункт оленей        ¦создание производств по     ¦
¦с. Антипаюта   ¦                            ¦переработке                 ¦
¦с. Антипаюта   ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦с. Гыда        ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Шурышкарский   ¦                            ¦                            ¦
¦район          ¦                            ¦                            ¦
¦с. Горки       ¦                            ¦создание предприятий        ¦
¦               ¦                            ¦рыболовного судостроения    ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Горки       ¦                            ¦создание производств по     ¦
¦с. Восяхово    ¦                            ¦переработке                 ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного и     ¦
¦               ¦                            ¦промыслового сырья          ¦
¦с. Мужи        ¦туристский центр, гостиница ¦                            ¦
¦               ¦на 20 мест                  ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦                    Объекты социальной инфраструктуры                    ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦                         Учреждения образования                          ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Салехард    ¦учебный центр УВД           ¦окружные учебные центры     ¦
¦               ¦                            ¦повышения квалификации      ¦
¦               ¦многопрофильный колледж     ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦филиалы столичных институтов¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦консерватория               ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Ноябрьск    ¦                            ¦средние профессиональные    ¦
¦               ¦                            ¦учебные заведения           ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦многопрофильный колледж     ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Новый       ¦                            ¦многопрофильный колледж     ¦
¦Уренгой        ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦средние профессиональные    ¦
¦               ¦                            ¦учебные заведения           ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦центры повышения            ¦
¦               ¦                            ¦квалификации                ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Шурышкарский   ¦интернат со спортивным      ¦                            ¦
¦район          ¦комплексом                  ¦                            ¦
¦с. Овгорт      ¦                            ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦                       Учреждения здравоохранения                        ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Салехард    ¦окружная ветеринарная       ¦многопрофильный             ¦
¦               ¦лаборатория                 ¦диагностический центр       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦хозяйственный корпус        ¦окружной онкологический     ¦
¦               ¦Салехардской больницы       ¦центр                       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦хозяйственный корпус        ¦хоспис                      ¦
¦               ¦тубдиспансера               ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦педиатрический центр        ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Ноябрьск    ¦окружной центр по           ¦филиал окружного            ¦
¦               ¦профилактике и борьбе со    ¦педиатрического центра      ¦
¦               ¦СПИД и инфекционными        ¦                            ¦
¦               ¦заболеваниями               ¦филиал многопрофильного     ¦
¦               ¦                            ¦диагностического центра     ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦филиал окружного            ¦
¦               ¦                            ¦онкологического центра      ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦хоспис                      ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Новый       ¦                            ¦филиал многопрофильного     ¦
¦Уренгой        ¦                            ¦диагностического центра     ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦филиалы окружных диспансеров¦
¦               ¦                            ¦(туберкулезный,             ¦
¦               ¦                            ¦психоневрологический)       ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦                           Учреждения культуры                           ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Салехард    ¦                            ¦театры                      ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦филармония                  ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦цирк                        ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦выставочный зал             ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Ноябрьск    ¦                            ¦музыкально-драматический    ¦
¦               ¦                            ¦театр                       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦молодежный театр            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦цирк                        ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦филармония                  ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Новый       ¦                            ¦музыкально-драматический    ¦
¦Уренгой        ¦                            ¦театр                       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦детско-юношеский театр      ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦выставочная галерея         ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Тарко-Сале  ¦центр национальных культур  ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Ямальский район¦центр национальных культур с¦                            ¦
¦с. Яр-Сале     ¦музейно-библиотечным        ¦                            ¦
¦               ¦комплексом и архивом        ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦                            Учреждения спорта                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Салехард    ¦хоккейный корт              ¦спортивные сооружения для   ¦
¦               ¦                            ¦проведения соревнований     ¦
¦               ¦общегородской спортивный    ¦окружного значения          ¦
¦               ¦комплекс                    ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦специализированный          ¦
¦               ¦                            ¦детско-юношеский комплекс   ¦
¦               ¦                            ¦олимпийского резерва        ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Ноябрьск    ¦                            ¦спортивные сооружения для   ¦
¦               ¦                            ¦проведения окружных и       ¦
¦               ¦                            ¦межрайонных мероприятий     ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦филиал окружной             ¦
¦               ¦                            ¦детско-юношеской школы      ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Муравленко  ¦реконструкция спортивно-    ¦                            ¦
¦               ¦оздоровительного комплекса  ¦                            ¦
¦               ¦"Ямал"                      ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Надым       ¦ледовый дворец спорта       ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Новый       ¦                            ¦спортивные сооружения для   ¦
¦Уренгой        ¦                            ¦проведения соревнований     ¦
¦               ¦                            ¦окружного и межрайонного    ¦
¦               ¦                            ¦значения                    ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦      Административно-управленческие и учреждения социальной защиты      ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Салехард    ¦административное здание     ¦административные здания     ¦
¦               ¦Арбитражного суда           ¦                            ¦
¦               ¦автономного округа          ¦финансовые учреждения       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦Дом правосудия              ¦центры связи и управления   ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦здание Администрации        ¦                            ¦
¦               ¦автономного округа          ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦административное здание для ¦                            ¦
¦               ¦Управления Роснедвижимость  ¦                            ¦
¦               ¦по автономному округу       ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦социально-реабилитационный  ¦                            ¦
¦               ¦центр для несовершеннолетних¦                            ¦
¦               ¦"Доверие"                   ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦административно-бытовое     ¦                            ¦
¦               ¦здание "Управление          ¦                            ¦
¦               ¦аварийно-спасательной службы¦                            ¦
¦               ¦автономного округа"         ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Лабытнанги  ¦Дом правосудия              ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Ноябрьск    ¦                            ¦филиалы административно-    ¦
¦               ¦                            ¦управленческих учреждений   ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦учреждение социальной защиты¦
¦               ¦                            ¦и попечительства            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Новый       ¦социально-реабилитационный  ¦филиалы административно-    ¦
¦Уренгой        ¦центр для несовершеннолетних¦управленческих учреждений   ¦
¦               ¦"Садко"                     ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦учреждение социальной защиты¦
¦               ¦                            ¦и попечительства            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦                  II. Планируемое развитие и размещение                  ¦
¦   новых особо охраняемых природных территорий регионального значения    ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Шурышкарский   ¦природный парк              ¦                            ¦
¦район          ¦"Сынско-Войкарский"         ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Ямальский район¦природный парк "Юрибей"     ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Пуровский и    ¦комплексный природный       ¦                            ¦
¦Красносель-    ¦заказник "Река Толька"      ¦                            ¦
¦купский районы ¦                            ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Красносель-    ¦                            ¦природный парк "Ратта"      ¦
¦купский район  ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦памятник природы "Чертовы   ¦
¦               ¦                            ¦озера"                      ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦               III. Предложения по изменению границ земель               ¦
¦                    сельскохозяйственного назначения                     ¦
¦               и сельскохозяйственных угодий в их составе                ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Надымский район¦                            ¦перевод массивов земель     ¦
¦               ¦                            ¦запаса в земли              ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного       ¦
¦               ¦                            ¦назначения                  ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦               ¦                            ¦перевод земельных участков  ¦
¦               ¦                            ¦оленьих пастбищ,            ¦
¦               ¦                            ¦закрепленных за             ¦
¦               ¦                            ¦оленеводческим совхозом     ¦
¦               ¦                            ¦"Казымский" Ханты-          ¦
¦               ¦                            ¦Мансийского автономного     ¦
¦               ¦                            ¦округа - Югры в Надымском   ¦
¦               ¦                            ¦районе и находящихся на     ¦
¦               ¦                            ¦землях лесного фонда в земли¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственного       ¦
¦               ¦                            ¦назначения                  ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Приуральский и ¦                            ¦перевод участков            ¦
¦Шурышкарский   ¦                            ¦сельскохозяйственных угодий ¦
¦районы         ¦                            ¦из состава земель запаса в  ¦
¦               ¦                            ¦сельскохозяйственные угодья ¦
¦               ¦                            ¦земель сельскохозяйственного¦
¦               ¦                            ¦назначения                  ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦ IV. Предложения по изменению границ и статуса муниципальных образований ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦г. Салехард,   ¦                            ¦объединение двух городских  ¦
¦г. Лабытнанги  ¦                            ¦округов "Салехард" и        ¦
¦               ¦                            ¦"Лабытнанги"                ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Красносель-    ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦купский район  ¦                            ¦в городское поселение       ¦
¦с.             ¦                            ¦                            ¦
¦Красноселькуп  ¦                            ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Приуральский   ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦район с.       ¦                            ¦в городское поселение       ¦
¦Аксарка        ¦                            ¦                            ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Пуровский район¦                            ¦                            ¦
¦пос. Пуровск   ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦пос. Пурпе     ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦пос. Ханымей   ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Тазовский район¦                            ¦                            ¦
¦с. Антипаюта   ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Газ-Сале    ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
¦               ¦                            ¦                            ¦
¦с. Гыда        ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Шурышкарский   ¦                            ¦                            ¦
¦район          ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦с. Мужи        ¦                            ¦в городское поселение       ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+
¦Ямальский район¦                            ¦                            ¦
¦с. Яр-Сале     ¦                            ¦перевод из сельского        ¦
¦               ¦                            ¦в городское поселение       ¦
+---------------+----------------------------+----------------------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru