Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ВОПРОС-ОТВЕТ: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ
УПРАВЛЕНИЕМ ФНС РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В II КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ВОПРОС 1: Договор долевого строительства (инвестирования строительства) квартиры заключен в 2006 году, расходы по оплате стоимости квартиры произведены в 2006 году, акт приема-передачи и свидетельство о праве собственности на указанную квартиру оформлены в 2009 году. За какие годы и в каком размере (1 млн. руб. или 2 млн. руб.) можно получить имущественный налоговый вычет по приобретению данной квартиры?

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:
при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;
при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Таким образом, право на вышеуказанный имущественный налоговый вычет у налогоплательщика возникает в момент соблюдения всех условий его получения, определенных положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению, инвестированию или строительству жилого объекта. Предельный размер такого вычета, на который может претендовать налогоплательщик, определяется также исходя из момента возникновения права на указанный имущественный налоговый вычет.
Вышеуказанными положениями Кодекса в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что имущественный налоговый вычет не может превышать 2 млн. рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Пунктом 6 статьи 9 Закона установлено, что новая редакция подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
В этой связи налогоплательщик может воспользоваться вышеназванным имущественным налоговым вычетом в размере, не превышающем 2 млн. рублей, в случае, если право на вычет возникло начиная с 1 января 2008 года.
Таким образом, для подтверждения права на имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 2 млн. рублей, налогоплательщик представляет:
при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, возникшее начиная с 1 января 2008 года;
при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них на основании договора купли-продажи - документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру, комнату или долю (доли) в них, возникшее начиная с 1 января 2008 года;
при приобретении прав на квартиру (доли в ней) в строящемся доме - договор долевого участия в строительстве (соинвестирования), а также акт о передаче квартиры, доли (долей) в них налогоплательщику, оформленный после 1 января 2008 года.
При этом уменьшение налоговой базы на вышеуказанный имущественный налоговый вычет может производиться только начиная с налогового периода, в котором возникло право на такой вычет, то есть в рассматриваемой ситуации - с 2009 года.

ВОПРОС 2: Подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом выплаты, производимые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.
Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 Трудового кодекса.
Соответственно, к таким доплатам не может применяться п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.
Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы указанных компенсаций в настоящее время разрабатываются Минздравсоцразвития России. До их утверждения Правительством Российской Федерации могут применяться нормы, устанавливаемые локальным нормативным актом организации или коллективным договором.
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569.
Учитывая изложенное, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда в размере, установленном коллективным договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

ВОПРОС 3: В 2003 году физическим лицом было зарегистрировано право собственности на приобретенную им квартиру. В настоящее время квартира переводится в нежилое помещение и после получения свидетельства на право собственности на нежилое помещение будет продаваться. В каком размере физическое лицо может получить имущественный налоговый вычет при продаже данного нежилого помещения? Может ли налогоплательщик вместо использования права на имущественный налоговый вычет уменьшить сумму дохода от продажи нежилого помещения на сумму расходов по приобретению квартиры?

ОТВЕТ: В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125000 рублей. При продаже вышеназванного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже имущества.
В целях применения ст. 220 Кодекса нежилые помещения подпадают под понятие "иное имущество".
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, срок нахождения реализуемого нежилого помещения в собственности налогоплательщика-продавца определяется на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости в виде нежилого помещения.
Из вопроса следует, что физическим лицом была приобретена квартира в 2003 году (свидетельство о государственной регистрации права оформлено в 2003 году), которая переводится в нежилое помещение.
С учетом изложенного при последующей продаже указанного нежилого помещения физическое лицо сможет получить имущественный налоговый вычет в размере всей суммы, полученной от продажи, только по истечении трехлетнего срока нахождения в его собственности данного помещения в качестве нежилого. При продаже до истечения указанного срока имущественный вычет предоставляется в сумме, полученной от его продажи, но не превышающей 125000 рублей. Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, налогоплательщик может уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных затрат на покупку вышеуказанной квартиры.

ВОПРОС 4: Подлежит ли налогообложению налогом на доходы физических лиц ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств городского бюджета, выплачиваемая старостам домов в г. Ярославле?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц, в частности, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.
В соответствии с п. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 11 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) определено, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В целях реализации Федерального закона 131-ФЗ решением муниципалитета г. Ярославля от 28.12.2005 № 186 утверждено Положение о порядке организации и осуществления общественного самоуправления в городе Ярославле (далее - Положение).
В соответствии с п. 5.7 Положения старостам (старшим) домов, председателям органов ТОС, домовых и уличных комитетов предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств городского бюджета, не превышающая суммы фактической оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги, в предусмотренном настоящим пунктом порядке.
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемая старостам (старшим) домов в г. Ярославле в соответствии с п. 5.7 Положения, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

ВОПРОС 5: Можно ли получить социальный налоговый вычет по обучению у работодателя?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Кодекса.
Порядок предоставления социальных налоговых вычетов установлен ст. 219 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей (с 01.01.2007, в 2006 г. - 38000 руб.) на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Согласно пункту 2 ст. 219 Кодекса социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 рублей в налоговом периоде - с 01.01.2009 (в 2007, 2008 гг. - не более 100000 руб., в 2006 г. размер вычета на свое обучение составлял 38000 рублей).
Социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 2 п. 1 ст. 219 Кодекса предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Пунктом 2 ст. 219 Кодекса установлено, что данный социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
С учетом изложенного социальный налоговый вычет в сумме расходов налогоплательщика на обучение не может быть предоставлен налогоплательщику при его обращении к работодателю.

ВОПРОС 6: Имеет ли право на получение стандартного налогового вычета на ребенка в размере 1000 руб. отец несовершеннолетнего ребенка, не состоящий в браке с матерью ребенка, проживающий отдельно и передающий добровольно денежные средства на содержание ребенка. Отцовство установлено путем подачи в органы ЗАГС совместного заявления с матерью ребенка.

ОТВЕТ: В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Кодекса.
Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов установлен ст. 218 Кодекса.
В частности, подпунктом 4 п. 1 ст. 218 Кодекса (в редакции Федерального закона № 121-ФЗ, действующей с 1 января 2009 года) установлено, что налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280000 рублей.
Указанный налоговый вычет предоставляется одним из налоговых агентов, производящих выплату дохода налогоплательщику, на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет (абз. 8 п.п.4 п. 1 и п. 3 ст. 218 Кодекса).
С учетом изложенного родитель (в рассматриваемом случае отец), не состоящий в зарегистрированном браке, вправе воспользоваться стандартным налоговым вычетом на ребенка в размере 1000 руб. на основании письменного заявления, документов, подтверждающих степень родства, а также документов, подтверждающих осуществление расходов на обеспечение ребенка (исполнительный лист на уплату алиментов по решению суда, нотариально удостоверенное мировое соглашение между родителями ребенка, заявление матери, в котором подтверждается факт содержания ребенка и т.п.).

ВОПРОС 7: Имеет ли право сын, купивший квартиру у матери, получить имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение данной квартиры?

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налогоплательщик также имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Общий размер указанного имущественного налогового вычета не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 Кодекса.
На основании пункта 1 ст. 20 Кодекса взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 Кодекса взаимозависимыми признаются, в том числе, лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Таким образом, при покупке квартиры сыном у матери сын не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по приобретению данной квартиры.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

ВОПРОС: Подлежат ли налогообложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.
Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 Трудового кодекса.
Соответственно, к таким доплатам не может применяться п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.
Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы указанных компенсаций в настоящее время разрабатываются Минздравсоцразвития России. До их утверждения Правительством Российской Федерации могут применяться нормы, устанавливаемые локальным нормативным актом организации или коллективным договором.
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569.
Учитывая изложенное, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда в размере, установленном коллективным договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и п.п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ВОПРОС: Просим разъяснить порядок перехода на упрощенную систему налогообложения для общественной организации инвалидов.

]]>
ОТВЕТ: Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) определено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 Закона № 7-ФЗ).
На основании ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения применяется организациями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке.
Перечень условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, определен п. 3 ст. 346.12 Кодекса.
Таким образом, при соблюдении условий и ограничений по применению упрощенной системы налогообложения, установленных гл. 26.2 Кодекса, общественная организация (некоммерческая) вправе перейти на данную систему налогообложения.
При этом на применение упрощенной системы налогообложения переходит вся организация в целом в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики - некоммерческие организации, перешедшие на применение указанного специального налогового режима, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные ими от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 346.14 Кодекса объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Кодекса при применении налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 гл. 25 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При определении объекта налогообложения организация, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Кодекса. При этом перечень данных расходов является закрытым.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 гл. 25 Кодекса.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Кодекса), налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 346.11 Кодекса)

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

ВОПРОС: Организация реализует товары, заказываемые покупателями через Интернет-магазин. Товар может быть выдан покупателю как в офисе, так и доставлен до места его нахождения. Переводится ли указанная деятельность на уплату ЕНВД?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
На основании ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность по реализации товаров на основании договоров розничной купли-продажи через Интернет-магазин не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
В целях налогообложения доходы от указанной деятельности должны учитываться в рамках иной системы налогообложения.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

ВОПРОС 1: Предприятие предоставляет услуги в душевых и общих отделениях бань населению, в том числе льготным категориям. Муниципальное образование производит выплату компенсаций предприятию в связи с предоставлением льгот. Облагается ли НДС реализация указанных услуг льготной категории населения?

ОТВЕТ: Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС на основании ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен ст. 153 - 162 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии с п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с ПБУ № 9/99 "Доходы организации", утвержденным приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 32н (с дополнениями и изменениями), выручка от реализации товаров (работ, услуг), исчисляемая в момент их оказания по действующим государственным регулируемым тарифам, отражается по кредиту счета 90 "продажи", на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения и возмещаемых из бюджета, не уменьшается.
Момент определения налоговой базы по НДС в соответствии с положениями ст. 167 Кодекса с 01.01.2006 определяется как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, налоговая база по НДС с операций по реализации товаров (работ и услуг) определяется исходя из выручки, отраженной на счете 90 "продажа" в момент отгрузки товара, т.е. исходя из их стоимости в момент фактической реализации товаров (работ и услуг). Последующий перевод субсидий, поступающих в целях возмещения затрат и компенсации недополученного дохода, не учитывается в налоговой базе по НДС как самостоятельная налогооблагаемая операция согласно п. 2 ст. 154 Кодекса.

ВОПРОС 2: Обязано ли предприятие, работающее на общей системе налогообложения, исчислять НДС с сумм штрафных санкций, полученных от покупателя за просрочку оплаты по договору купли-продажи?

ОТВЕТ: Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база, определенная в соответствии со ст. ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07 определено, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле положения п. 1 ст. 162 Кодекса.
С учетом указанного постановления суммы штрафных санкций, полученные налогоплательщиком - поставщиком товаров (работ, услуг) от покупателя за нарушение последним своих обязательств (оплаты), налогообложению НДС не подлежат.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

ВОПРОС: Может ли отец ребенка-инвалида, на которого оформлено пенсионное удостоверение, воспользоваться льготой по уплате транспортного налога?

ОТВЕТ: На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Положениями п. 2 ст. 358 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) определен перечень объектов, не подлежащих налогообложению транспортным налогом.
Согласно п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Ярославской области транспортный налог установлен Законом Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" (с изменениями и дополнениями).
Налоговые льготы определены статьей 7 вышеуказанного закона, согласно положениям которой от уплаты транспортного налога освобождаются пенсионеры, получающие пенсию, назначаемую в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отношении одного транспортного средства с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил включительно в полном размере налога либо в отношении одного транспортного средства с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил на сумму налога, рассчитанную в отношении одного транспортного средства с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.
Порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями, далее - Федеральный закон № 166-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
3.1) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособные граждане.
К нетрудоспособным гражданам относятся в том числе дети-инвалиды (ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ детям-инвалидам назначается социальная пенсия.
Таким образом, если в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации социальная пенсия назначена ребенку-инвалиду, то вышеуказанные льготы по уплате транспортного налога предоставляются ребенку-инвалиду вне зависимости от того, на кого оформлено пенсионное удостоверение. Родители ребенка уплачивают налоги на общем основании.
Льгот по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц для родителей детей-инвалидов действующим налоговым законодательством не предусмотрено.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ВОПРОС 1: Может ли отец ребенка-инвалида, на которого оформлено пенсионное удостоверение, воспользоваться льготой по уплате налога на имущество физических лиц?

ОТВЕТ: Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон № 2003-1).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 4 Закона № 2003-1 установлены льготы по налогу на имущество физических лиц.
На основании п. 2 ст. 4 Закона № 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона № 2003-1 органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.
Порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями, далее - Федеральный закон № 166-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
3.1) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособные граждане.
К нетрудоспособным гражданам относятся в том числе дети-инвалиды (ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ детям-инвалидам назначается социальная пенсия.
Таким образом, если в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации социальная пенсия назначена ребенку-инвалиду, то вышеуказанная льгота по уплате налога на имущество физических лиц предоставляется ребенку-инвалиду вне зависимости от того, на кого оформлено пенсионное удостоверение. Родители ребенка уплачивают налоги на общем основании.
Льгот по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц для родителей детей-инвалидов действующим налоговым законодательством не предусмотрено.

ВОПРОС 2: Прошу разъяснить порядок уплаты налога на имущество физических лиц в отношении дачного дома.

ОТВЕТ: Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Сведениями, необходимыми для исчисления налога на имущество, являются сведения о собственниках имущества и инвентаризационной стоимости имущества, поскольку налоговая база по налогу на строения, помещения и сооружения конкретному налогоплательщику определяется исходя из данных сведений.
Уплата налога физическими лицами производится на основании платежного извещения, которое направляется налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. При этом уплачивается налог физическими лицами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября (п. 8 и п. 9 ст. 5 Закона).
Статьей 4 Закона предусмотрены льготы по уплате налога.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м (п. 2 ст. 4 Закона). При этом в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
На основании изложенного налог на имущество физических лиц в отношении дачного дома уплачивается на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом. При этом исчисление налога на имущество будет производиться налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества, которые поступят из органов технической инвентаризации и учета недвижимости.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru