Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2008 г. по делу № А46-13847/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1149/2008) открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) на решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2008 по делу № А46-13847/2007 (судья Поликарпов), по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
3-е лицо общество с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма "Гранит"
о признании недействительным распоряжение от 14.12.2007 № 551-р
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Яковенко И.А. (паспорт серия 5204 № 956884 от 23.06.2004, доверенность от 01.12.2007 сроком действия 1 год);
от заинтересованного лица - Власовой Е.Г. (удостоверение № 093/08 действительно до 15.04.2010, доверенность № 02/323 от 15.01.2008);
от 3-го лица - Селиверстова В.П. (паспорт серия 5203 № 660910 от 28.03.2003, доверенность от 14.12.2007 сроком действия до 31.12.2008),

установил:

решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (далее - ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова", общество) о признании недействительным распоряжения от 14.12.2007 № 551-р Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент).
В обоснование решения суд указал на то, что общество не представило доказательств подтверждающих право пользования спорным участком, в связи с чем оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об их удовлетворении. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела.
В отзыве общество с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма "Гранит" (далее - ООО "КФ "Гранит", третье лицо), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, с доводами апелляционной жалобы не соглашается, считает их необоснованными просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель общества поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2008 по делу № А46-13847/2007 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ООО "КФ "Гранит" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска пояснил, что считает решение законным и обоснованным просил решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
14.12.2006 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска было издано Распоряжение № 551-р об утверждении проекта границ земельного участка для строительства административного здания с автомагазином по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе г. Омска. Данным распоряжением утвержден проект границ земельного участка для общественно-деловых целей для строительства. Земельный участок в соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства объекта № 10663 от 19.01.2006 выделен ООО "КФ "Гранит".
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова", считая, что указанное Распоряжение не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании указанного распоряжения недействительным.
30.01.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают:
- что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным требуется наличие указанных в части 1 статьи 198 АПК РФ условий в их совокупности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании:
- осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
- устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод первой инстанции, что общество не представило доказательств, подтверждающих, нарушение Департаментом при вынесении оспариваемого постановления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений могут быть:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения:
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) не представило каких-либо доказательств наличия прав на земельный участок или часть земельного участка, выделенный ООО "КФ "Гранит" заинтересованным лицом для строительства.
Представленное суду Решение № 22/01 от 08.07.1948 Исполкома Омского городского совета депутатов трудящихся "Об отводе земельного участка под строительство "Радиозавода" Министерства промышленности средств связи СССР" таковым не является, поскольку оно как властный акт государственного органа подтверждает лишь факт выделения правопредшественнику заявителя для строительства промышленного предприятия и жилого поселка определенных земельных участков.
Кроме того, Решение № 22/01 от 08.07.1948 "Об отводе земельного участка под строительство "Радиозавода" Министерства промышленности средств связи СССР" в пункте 4 обязывало главного архитектора города отвести в натуре юридические границы стройплощадки завода при представлении генплана.
Таким образом, указанный пункт подтверждает необходимость дополнительных документов и указывает на то, что данный акт конкретных границ сам по себе не устанавливает, а лишь в совокупности с иными документами.
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО), не представило доказательств оформления юридических границ предоставленных под строительство земельных участков. В отсутствие юридического закрепления границ земельных участков суду не представляется возможным установить границы земельного участка, землепользователем которого считает себя заявитель, и, как следствие, суд лишен возможности соотнести границы этого участка с участком границы которого утверждены Распоряжением № 551-р, на предмет их смежности или пересечения.
Ссылка ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) на то, что решение № 22/01 от 08.07.1948 сохраняет свою силу, судом апелляционной инстанции принимается, однако представленные заявителем документы не позволяют суду установить нарушение его прав и законных интересов землепользователя именно вынесением оспариваемого распоряжения.
Кроме того, законодательством Союза ССР были предусмотрены государственные акты на право пользования землей, также, форма государственного акта была утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". однако указанных документов не представлено.
Также отклоняется ссылка заявителя на план приватизации как на правоустанавливающий документ, поскольку на момент приватизации Омского производственного объединения им. А.С. Попова действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Данным Постановлением были утверждены соответствующие формы свидетельства о праве собственности на землю и установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
Вышеназванные документы, удостоверяющие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, как правильно указано судом первой инстанции, заявителем в материалы дела также не представлены.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного кодекса Российской Федерации в статьях 30 - 32.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Оспариваемое заявителем Распоряжение № 551-р "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства административного здания с автомагазином по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе города Омска" от 14.12.2007 было вынесено в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими процедуру представления земельных участков для строительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку на спорном участке располагается ливневая канализация, данный участок не может быть предоставлен ООО "КФ "Гранит", судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Ливневая канализация, на наличие право собственности на которую указывает ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО), в силу того факта, что она располагается под земельным участком, не может влиять на процедуру представления для строительства земельного участка, под которым понимается поверхностный слой почвы.
Заявителем не приведено ни одной нормы права действующего законодательства Российской Федерации, запрещающей выделять для строительства находящиеся в государственной/муниципальной собственности земельные участки, под которыми проходит ливневая канализация.
Ссылка на ненадлежащее информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку суду первой и апелляционной инстанций не представлено доказательств наличия у ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) полномочий на обращение в защиту неопределенного круга лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно указано на отсутствие доказательств, указывающих на право собственности у общества на земельный участок под домом № 193 по ул. 10 лет Октября, судом апелляционной инстанции отклоняется, так же как указание на необходимость согласования с обществом границ участка.
Так как ни в Федеральном законе от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве" ни в Положении о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 396, не содержится норм об обязательном согласовании проекта границ с правообладателями земельных участков. Обязательное согласование проводится позднее, при межевании земельных участков (ст. 17 ФЗ "О землеустройстве").
Согласование проекта границ земельного участка на стадии его выбора с собственниками зданий (строений, сооружений), находящихся вблизи проектируемого участка, и не оформившими свои права на земельные участки, законом не предусмотрено.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод о том, что проектируемый участок накладывается на территорию площадок отдыха детских садов по адресу ул. 10 лет Октября, дом 193 и дом 195, поскольку из письма Министерства образования Омской области от 14.01.2008 № МСХ-08/МОБР-182 следует, что дошкольных учреждений по указанным адресам не находится.
Также судом апелляционной инстанции не принимается довод общества о нарушении санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предписывает, что санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО), разработанный Проектным институтом строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий и объектов жилищно-гражданского назначения, санитарно-защитную зону на промышленной территории заявителя не устанавливает.
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) не представило доказательств установления санитарно-защитной зоны в отношении своего предприятия. Кроме того, в настоящем случае для признания факта наличия нарушенного права необходимо запрещение на законодательном уровне возможности осуществления в такой зоне той или иной деятельности в силу особого статуса территории. Также заявителем не представлено доказательств того, что в данной санитарно-защитной зоне невозможно осуществлять деятельность по строительству административного здания с автомагазином.
Таким образом в связи с отсутствием доказательств нарушения прав как собственников, арендаторов, так и землепользователей, все доводы ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) о нарушении заинтересованным лицом и третьими лицами процедуры оформления документов на представление земельного участка (неизвещение заявителя о проведении землеустроительных работ, несогласование с заявителем границ предоставленного земельного участка, нарушение сбора технических условий, опубликование сведений о выделении земельного участка неуполномоченным лицом, несоответствие земельного участка, указанного в заявлении, с фактически предоставленным земельным участком, несоответствие параметров объекта) судом первой инстанции не приняты обоснованно, так как не затрагивают прав заявителя. Нарушение иных прав (не арендатора, не собственника, не землепользователя) вынесением оспариваемого распоряжения ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) не установлено.
Основываясь на вышеизложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2008 по делу № А46-13847/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.Ю.Рыжиков

Судьи
Н.А.Шиндлер
О.А.Сидоренко



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru