Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область

О применении документа см. примечание в

Справке
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2008 г. № 12-478

О РЕГЛАМЕНТЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

(в ред. постановлений Саратовской областной Думы
от 26.11.2008 № 14-654, от 18.02.2009 № 18-853,
от 23.04.2009 № 20-931, от 24.06.2009 № 22-1047,
от 22.07.2009 № 23-1131)

Саратовская областная Дума постановляет:
1. Принять Регламент Саратовской областной Думы.
2. Признать утратившими силу:
постановление Саратовской областной Думы от 29 апреля 1998 г. № 12-247 "О Регламенте Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 20 февраля 2002 г. № 64-2685 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 27 марта 2002 г. № 66-2734 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 26 июня 2002 г. № 69-2886 "О внесении дополнения в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 16 октября 2002 г. № 2-27 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 24 сентября 2003 г. № 16-601 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 10 декабря 2003 г. № 19-748 "О внесении изменения в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 29 декабря 2003 г. № 20-768 "О внесении изменений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 14 июля 2004 г. № 26-1080 "О внесении изменения в статью 76 Регламента Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 17 ноября 2004 г. № 29-1239 "О внесении изменения в статью 15 Регламента Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 21 сентября 2005 г. № 43-1733 "О внесении изменений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 21 октября 2005 г. № 44-1749 "О внесении изменений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 19 апреля 2006 г. № 54-2134 "О внесении изменений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 21 июня 2006 г. № 56-2202 "О внесении изменения в статью 76 Регламента Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 27 сентября 2006 г. № 58-2373 "О внесении изменений в Регламент Саратовской областной Думы";
постановление Саратовской областной Думы от 25 июля 2007 г. № 71-2894 "О внесении изменения в статью 31 Регламента Саратовской областной Думы".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2008 года.

Председатель
Саратовской областной Думы
В.В.РАДАЕВ





Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 17 сентября 2008 г. № 12-478

РЕГЛАМЕНТ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

(в ред. постановлений Саратовской областной Думы
от 26.11.2008 № 14-654, от 18.02.2009 № 18-853,
от 23.04.2009 № 20-931, от 24.06.2009 № 22-1047)

Раздел I

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Саратовская областная Дума (далее - областная Дума) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Саратовской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Саратовской области и состоит из 36 депутатов.

Статья 2

Порядок деятельности областной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области "О Саратовской областной Думе", настоящим Регламентом, иными нормативными правовыми актами, принятыми областной Думой.

Статья 3

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым областной Думой, депутаты образуют в областной Думе депутатские объединения (фракции) (далее - фракции) и депутатские группы в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Саратовской области "О Саратовской областной Думе" и настоящим Регламентом.

Глава 2

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ,
ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 4

1. Председатель областной Думы избирается на заседании из числа депутатов областной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов от установленного числа депутатов на срок полномочий областной Думы.
2. Кандидаты на должность Председателя областной Думы могут выдвигаться фракциями, депутатами областной Думы либо посредством самовыдвижения.
3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя областной Думы, кандидаты выступают на заседании областной Думы и отвечают на вопросы депутатов областной Думы.

Статья 5

1. В бюллетень для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя областной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
2. Депутат областной Думы считается избранным Председателем областной Думы, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы. В случае, если на должность Председателя областной Думы избран депутат областной Думы, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией.
3. В случае если на должность Председателя областной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат областной Думы может голосовать только за одного кандидата.
4. Избранным на должность Председателя областной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы.
5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов областной Думы, областная Дума проводит повторные выборы Председателя областной Думы на том же заседании областной Думы. Повторные выборы Председателя областной Думы проводятся в соответствии со статьями 4 - 5 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
6. Решение об избрании Председателя областной Думы оформляется постановлением областной Думы.

Статья 6

1. Областная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя областной Думы.
2. Заместители Председателя областной Думы избираются на должность и освобождаются от должности областной Думой в порядке, предусмотренном для избрания на должность и освобождения от должности Председателя областной Думы.

Статья 7

1. Председатель областной Думы, заместители Председателя областной Думы могут быть освобождены от занимаемых должностей в результате тайного голосования большинством голосов от установленного числа депутатов на заседании областной Думы по инициативе одного или нескольких комитетов областной Думы.
2. Добровольное сложение своих полномочий Председателем областной Думы или его заместителем удовлетворяется на основании личного заявления. В случае непринятия областной Думой отставки Председателя областной Думы или его заместителя он вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после рассмотрения его личного заявления на заседании областной Думы.
3. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы или его заместителя им в обязательном порядке предоставляется слово для выступления на заседании областной Думы.
4. Решение об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы или его заместителя оформляется постановлением областной Думы.

Статья 8

Председатель областной Думы:
1) представляет областную Думу в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями;
2) созывает заседания областной Думы и председательствует на них;
3) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
4) осуществляет руководство подготовкой заседания областной Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение областной Думы;
5) ведает внутренним распорядком областной Думы;
6) подписывает постановления, протоколы заседаний областной Думы, а также другие документы областной Думы;
7) оказывает содействие депутатам областной Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
8) принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения населения области в работе областной Думы;
9) принимает меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции;
10) организует в областной Думе прием граждан, рассмотрение их обращений;
11) является распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности областной Думы;
12) от имени областной Думы распоряжается имуществом, закрепленным за областной Думой;
13) на основании заявления депутата областной Думы издает распоряжение об осуществлении депутатом областной Думы депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, о назначении депутата областной Думы на должность члена комитета областной Думы, а также на основании решения соответствующего комитета областной Думы - о назначении депутата областной Думы на должность заместителя председателя комитета областной Думы и в установленном порядке издает распоряжение о прекращении депутатом областной Думы депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, об освобождении от указанных должностей;
14) назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата областной Думы, руководителей структурных подразделений аппарата областной Думы, а также назначает и освобождает от должности иных работников аппарата областной Думы;
15) утверждает штатное расписание областной Думы в пределах средств, выделенных в областном бюджете на обеспечение деятельности областной Думы, вносит в штатное расписание необходимые изменения;
16) применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
17) издает распоряжения в пределах своих полномочий;
18) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Статья 9

1. Заместители Председателя областной Думы:
а) замещают Председателя областной Думы в его отсутствие согласно распоряжению Председателя областной Думы о распределении обязанностей;
б) по поручению Председателя областной Думы ведут заседания областной Думы;
в) координируют деятельность комитетов и комиссий областной Думы;
г) решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности областной Думы в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя областной Думы.
2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя областной Думы издается Председателем областной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя областной Думы вправе давать поручения руководителям структурных подразделений аппарата областной Думы.
3. Заместитель Председателя областной Думы может быть одновременно председателем комитета областной Думы.

Глава 3

СОВЕТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 10

1. Совет областной Думы создается на срок полномочий областной Думы для предварительной подготовки, рассмотрения и согласования организационных вопросов деятельности областной Думы.
2. В состав Совета областной Думы входят Председатель областной Думы, заместители Председателя областной Думы, председатели комитетов областной Думы и руководители фракций и депутатских групп. Председателем Совета областной Думы является Председатель областной Думы по должности. В отсутствие Председателя областной Думы заседания Совета областной Думы по его поручению ведет один из заместителей Председателя областной Думы.
3. Заседания Совета областной Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
4. В заседаниях Совета областной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты областной Думы, не являющиеся членами Совета областной Думы.
5. В заседаниях Совета областной Думы вправе участвовать:
Губернатор области;
прокурор области;
руководитель представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти;
председатель Счетной палаты области;
Главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Саратовской области;
руководитель аппарата областной Думы;
начальник отдела правового обеспечения деятельности областной Думы;
иные приглашенные лица.

Статья 11

1. Совет областной Думы:
а) формирует проекты перспективных планов законопроектных работ областной Думы;
б) формирует проект повестки очередного заседания областной Думы;
в) созывает внеочередные заседания областной Думы и определяет даты их проведения;
г) принимает решения о проведении депутатских слушаний;
д) рассматривает любые вопросы, относящиеся к компетенции областной Думы, готовит соответствующие предложения и рекомендации для рассмотрения их на заседаниях комитетов областной Думы, заседаниях областной Думы.
2. Заседание Совета областной Думы правомочно если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения Совета областной Думы принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета областной Думы и оформляются протоколом заседания Совета областной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета областной Думы.
3. Материалы для рассмотрения на очередном заседании Совета областной Думы и проекты решений Совета областной Думы представляются в аппарат областной Думы до начала заседания Совета областной Думы.
4. Областная Дума вправе отменить решение Совета областной Думы.

Глава 4

ФРАКЦИИ И ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Статья 12

1. Депутаты областной Думы, избранные в составе областных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в областной Думе, входят во фракции. Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего областного списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам.
2. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы).
3. Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях", настоящим Регламентом, положением о фракции.
4. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от числа депутатов областной Думы, избранных в областную Думу в составе соответствующего областного списка кандидатов.
В положении о фракции устанавливаются:
а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;
б) структура фракции;
в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции;
г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются);
д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях областной Думы, в государственных органах и общественных объединениях;
е) порядок принятия решений фракции;
ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.

Статья 13

1. Регистрацию фракции осуществляет мандатная комиссия областной Думы (далее - мандатная комиссия). По поручению мандатной комиссии аппарат областной Думы размещает соответствующую информацию на официальном сайте областной Думы.
2. Для регистрации фракция представляет:
а) составленный на день открытия первого заседания областной Думы список депутатов областной Думы, избранных в составе соответствующего областного списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в областной Думе;
б) протокол организационного собрания фракции, включающий решения о принятии положения о фракции, об избрании руководителя фракции, заместителя (заместителей) руководителя фракции, об образовании руководящих органов (если они имеются), о лицах, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях областной Думы, в государственных органах и общественных объединениях;
в) положение о фракции.
3. Регистрация фракции производится в течение двух дней со дня представления в мандатную комиссию документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Регламента регистрация фракции может быть отложена. В этом случае мандатная комиссия предоставляет срок для исправления недостатков в документах, но не более десяти дней.

Статья 14

1. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым областной Думой, депутаты областной Думы могут объединяться в депутатские группы. Решение о создании депутатской группы принимается на организационном собрании депутатской группы и оформляется протоколом.
2. Для регистрации депутатской группы в мандатную комиссию направляются следующие документы:
уведомление о создании депутатской группы;
протокол организационного собрания депутатской группы, включающий решения о принятии положения о депутатской группе, об избрании руководителя депутатской группы, заместителя (заместителей) руководителя депутатской группы, о лицах, уполномоченных представлять депутатскую группу на заседаниях областной Думы, в государственных органах и общественных объединениях;
личные заявления депутатов о вхождении в состав соответствующей депутатской группы;
положения о депутатской группе.
3. Регистрация депутатской группы производится в течение двух дней со дня представления в мандатную комиссию документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Регламента регистрация депутатской группы может быть отложена. В этом случае мандатная комиссия предоставляет срок для исправления недостатков в документах, но не более десяти дней.

Статья 15

1. Депутат областной Думы, избранный по одномандатному округу, входит в состав фракции по его личному заявлению. Датой вступления депутата во фракцию считается день принятия соответствующего решения фракции.
2. Депутат областной Думы, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в областной Думе, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит.
Депутат областной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, может быть выведен из состава фракции на собрании фракции. Основанием вывода депутата областной Думы из фракции является его личное заявление или решение большинства членов фракции.
Датой выбытия депутата из фракции считается дата подачи соответствующего заявления руководителю фракции или дата принятия соответствующего решения фракции. О выбытии депутата из фракции в течение трех дней уведомляется мандатная комиссия.
3. Депутат областной Думы входит в состав депутатской группы на основании личного заявления.
4. Депутат областной Думы выводится из состава депутатской группы на собрании депутатской группы. Основанием вывода депутата из состава депутатской группы является его личное заявление или решение большинства от числа членов депутатской группы. Датой выбытия депутата из депутатской группы считается дата подачи соответствующего заявления руководителю депутатской группы или дата принятия соответствующего решения депутатской группы. О выбытии депутата из депутатской группы в течение трех дней уведомляется мандатная комиссия.
5. Депутаты областной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам и не вошедшие ни в одну из фракций, депутатских групп при их создании, либо выбывшие из депутатской группы, фракции, в дальнейшем могут войти в любую из фракций, депутатских групп при согласии фракции, депутатской группы, если иное не предусмотрено законодательством.
5.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в областной Думе, а также членство депутатов в этой фракции в областной Думе прекращаются со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. В этом случае депутаты областной Думы вправе войти в состав действующих фракций, депутатских групп на основании личного заявления.
(часть 5.1 введена постановлением Саратовской областной Думы от 18.02.2009 № 18-853)
6. Фракции и депутатские группы обязаны представлять в мандатную комиссию, а также на имя Председателя областной Думы сведения об изменении в своем составе в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения фракции, депутатской группы. Данная информация доводится Председателем областной Думы или заместителем Председателя областной Думы до сведения депутатов на ближайшем заседании областной Думы.

Глава 5

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 16

1. Комитеты областной Думы (далее - комитеты) образуются на срок полномочий областной Думы нового созыва и являются постоянно действующими органами областной Думы. Комитеты в своей деятельности ответственны перед областной Думой и подотчетны ей в своей деятельности. Комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) вносят предложения по формированию перспективных планов законопроектных работ;
б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и проектов постановлений областной Думы;
в) осуществляют подготовку поправок к внесенным в областную Думу законопроектам и проектам постановлений областной Думы;
г) организуют проводимые областной Думой депутатские слушания;
д) осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов области и постановлений областной Думы в пределах своего ведения согласно положению о соответствующем комитете;
е) проводят анализ практики применения законодательства;
ж) вносят предложения о проведении мероприятий в областной Думе;
з) решают вопросы организации своей деятельности, а также иные вопросы в соответствии с законодательством области.
2. Полномочия, вопросы ведения и организация деятельности комитетов определяются положениями о комитетах, утверждаемыми областной Думой.
3. Персональный состав комитетов формируется председателями комитетов на основании личных заявлений депутатов и утверждается областной Думой большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы. Решение об утверждении состава комитета оформляется постановлением областной Думы.
4. Депутат областной Думы обязан быть членом комитета областной Думы, при этом он не может быть одновременно членом более трех комитетов областной Думы.

Статья 17

1. Председатели комитетов избираются на должность и освобождаются от должности областной Думой в порядке, предусмотренном статьями 4 - 7 настоящего Регламента для избрания на должность и освобождения от должности Председателя областной Думы.
2. Заместитель председателя комитета избирается из членов соответствующего комитета на его заседании большинством голосов от числа членов комитета открытым голосованием.
3. Заместитель председателя комитета освобождается от исполнения своих обязанностей на заседании комитета большинством голосов от числа членов комитета открытым голосованием либо на основании личного заявления. Количество заместителей председателя комитета определяется самим комитетом, но не может быть более трех.

Статья 18

В случае изменения функций комитета областной Думы комитет подлежит упразднению, а председатель комитета слагает свои полномочия. Выборы председателя нового комитета и формирование комитета проводятся согласно статьям 16, 17 настоящего Регламента.
Изменение наименования комитета без изменения его функций не влечет упразднения комитета.

Статья 19

1. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от числа членов комитета. Заседания проводит председатель комитета, в его отсутствие - заместитель председателя комитета.
2. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
3. Внеочередное заседание комитета созывает председатель комитета по своей инициативе либо по требованию не менее одной четвертой от числа членов комитета.
4. О заседании комитета его председатель уведомляет членов этого комитета и других участников заседания не менее чем за пять дней до начала заседания.
О внеочередном заседании комитета его председатель уведомляет членов этого комитета и других участников заседания не менее чем за два дня до начала заседания.
5. Депутат областной Думы обязан присутствовать на заседании комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета депутат заблаговременно информирует председателя комитета.
6. Решение комитета принимается большинством голосов от числа членов комитета, присутствующих на заседании. Аппарат комитета осуществляет протоколирование заседаний, протоколы заседаний комитета подписывает председательствующий на его заседании.

Статья 20

1. В заседании комитета могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в его состав.
2. На заседании комитета вправе присутствовать члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти, члены Общественной палаты области, представители исполнительных органов государственной власти области, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, помощники депутатов, представители органов прокуратуры, а также иные лица по приглашению председателя комитета.

Статья 21

1. Комитеты вправе проводить закрытые заседания.
2. Решение о проведении закрытого заседания принимается на заседании комитета большинством голосов от числа членов комитета, присутствующих на заседании комитета. При проведении закрытого заседания комитета действуют правила, установленные статьями 35, 36 настоящего Регламента.

Статья 22

1. Решением областной Думы из числа депутатов областной Думы могут создаваться постоянные и временные комиссии.
2. Мандатная и счетная комиссии областной Думы являются постоянно действующими комиссиями.
3. Задачи комиссий, организация и срок их деятельности, персональный состав определяются постановлениями областной Думы.

Статья 23

1. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий областной Думы нового созыва.
2. Мандатная комиссия:
регистрирует фракции, депутатские группы в областной Думе;
рассматривает случаи нарушения правил депутатской этики депутатами областной Думы;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные положением о мандатной комиссии Саратовской областной Думы.

Статья 24

1. Счетная комиссия областной Думы образуется на срок полномочий областной Думы (далее - счетная комиссия).
2. Численный состав счетной комиссии устанавливается областной Думой, но должен быть не менее трех депутатов. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
3. Заседание счетной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего состава счетной комиссии.

Статья 25

1. Счетной комиссии в областной Думе создаются необходимые условия для осуществления ее полномочий.
2. Счетная комиссия:
организует проведение поименного голосования и тайного голосования с использованием бюллетеней в порядке и случаях, установленных настоящим Регламентом;
в необходимых случаях по поручению председательствующего осуществляет подсчет голосов при открытом голосовании;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные положением о счетной комиссии Саратовской областной Думы.

Статья 26

1. Предложения, вносимые комитетами и комиссиями по повестке дня, рассматриваются на заседаниях областной Думы в обязательном порядке.

]]>
6. В случае если из Совета Федерации в областную Думу поступило два и более Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, постановление областной Думы о рассмотрении Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации принимается по каждому указанному Закону Российской Федерации отдельно.

Статья 86.5

Постановление об одобрении (неодобрении) Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации направляется областной Думой в Совет Федерации в соответствии с федеральным законом.

Раздел IV

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Глава 11

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ ПРОТЕСТА
И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА, ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОТДЕЛА
УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 87

1. Рассмотрение протеста либо представления прокурора производится на ближайшем заседании областной Думы, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
2. О дне заседания областной Думы сообщается прокурору, принесшему протест или внесшему представление.
3. О результатах рассмотрения протеста либо представления незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 88

Экспертные заключения отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в Саратовской области на принятые законы области рассматриваются областной Думой в срок не более трех месяцев со дня их поступления.

Глава 12

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
КАНДИДАТУР НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИНЫХ ЛИЦ

Статья 89

В соответствии с федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами области областная Дума:
а) тайным голосованием:
избирает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) - представителя от Саратовской областной Думы на срок полномочий областной Думы;
принимает постановление областной Думы по вопросу назначения представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти области;
назначает Уполномоченного по правам человека в Саратовской области;
назначает половину членов избирательной комиссии области;
назначает мировых судей в случае внесения председателем областного суда представления по нескольким кандидатурам на должность мирового судьи по одному судебному участку.
В бюллетени для тайного голосования включаются все кандидатуры, внесенные в соответствии с установленными требованиями.
б) открытым голосованием:
согласовывает назначение кандидатур на должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области, прокурора области;
назначает председателя Счетной палаты области и его заместителя;
назначает мировых судей области;
назначает представителей общественности в квалификационную коллегию судей области;
избирает представителей от областной Думы в квалификационную комиссию при адвокатской палате области.

Статья 90

1. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закону Саратовской области от 5 сентября 1996 года "О Правительстве Саратовской области" по представлению Губернатора области областная Дума согласовывает кандидатуры на должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области.
2. Предложения о кандидатурах вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области вносятся в областную Думу Губернатором области.
3. Областная Дума рассматривает представленные Губернатором области кандидатуры на ближайшем заседании областной Думы.

Статья 91

1. После представления кандидатур Губернатором области соответственно на должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области каждый из кандидатов выступает с трибуны с докладом о приоритетных направлениях деятельности в случае согласования на соответствующую должность. Продолжительность выступления с докладом не более 15 минут.
2. После выступления кандидата на соответствующую должность депутаты областной Думы вправе задать вопросы выступающему. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту. Продолжительность ответа на вопрос не должна превышать пяти минут.

Статья 92

1. Решение областной Думы о согласовании каждой из кандидатур соответственно на должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области считается принятым, если за каждую из кандидатур проголосовало более половины от числа избранных депутатов областной Думы.
2. Одна и та же кандидатура соответственно на должность вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области и министра финансов области может вноситься Губернатором области не более двух раз подряд.

Глава 13

МЕРОПРИЯТИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Статья 93

1. Губернатор области ежегодно до 1 мая выступает на заседании областной Думы с докладом о деятельности органов исполнительной власти области по социально-экономическому развитию области за прошедший год.
2. После выступления Губернатора области в течение 30 минут депутаты областной Думы вправе задать вопросы Губернатору области по теме доклада. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос - три минуты. По решению областной Думы время для вопросов Губернатору области может быть продлено.
3. Текст доклада размещается на официальном сайте областной Думы.

Статья 93.1

(введена постановлением Саратовской областной Думы от 23.04.2009 № 20-931)

1. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области ежегодно до 1 марта выступает на заседании областной Думы с докладом о своей деятельности.
2. После выступления Уполномоченного по правам человека в Саратовской области депутаты областной Думы в течение 30 минут вправе задавать вопросы Уполномоченному по правам человека в Саратовской области по теме доклада. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос - три минуты. По решению областной Думы время для вопросов Уполномоченному по правам человека в Саратовской области может быть продлено.
3. Текст доклада размещается на официальном сайте областной Думы.

Статья 94

1. Областная Дума по вопросам своего ведения проводит депутатские слушания.
2. Депутатские слушания проводятся согласно плану проведения депутатских слушаний. План проведения депутатских слушаний составляется комитетом по Регламенту и организации работы областной Думы на полугодие. В случае необходимости в план проведения депутатских слушаний по предложению Совета областной Думы, комитетов и комиссий областной Думы, фракций Советом областной Думы могут вноситься изменения.

Статья 95

1. Инициаторами проведения депутатских слушаний могут быть: Совет областной Думы, комитеты, комиссии областной Думы, фракции. Комитеты областной Думы могут совместно организовывать депутатские слушания.
2. Вопрос о проведении депутатских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Совета областной Думы, который определяет планируемую дату проведения депутатских слушаний.
3. Организация и проведение депутатских слушаний возлагается Советом областной Думы на соответствующий комитет, а также на комитет по Регламенту и организации работы областной Думы.
4. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется фракциями, комитетами областной Думы, которыми организуются эти слушания, а также Советом областной Думы.

Статья 96

Аппарат областной Думы обеспечивает информирование о теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения. Указанные сведения доводятся до сведения всех участников депутатских слушаний и средств массовой информации не позднее чем за пять дней до начала депутатских слушаний.

Статья 97

1. Депутатские слушания открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности, членов Общественной палаты области.
2. Губернатор области, Главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, члены Правительства области, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, прокурор области, руководитель представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти, председатель избирательной комиссии области вправе участвовать в депутатских слушаниях.

Статья 98

1. Сроки и порядок проведения депутатских слушаний устанавливает Совет областной Думы по предложению соответствующих комитета, комиссии областной Думы.
2. Проведение депутатских слушаний во время заседаний областной Думы не допускается, если областная Дума не примет иное решение.

Статья 99

1. Депутатские слушания ведет Председатель областной Думы, а в его отсутствие - заместитель Председателя областной Думы либо по их поручению председатель комитета.
2. Председательствующий на депутатских слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам областной Думы и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.

Статья 100

1. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на депутатских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово докладчику продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в депутатских слушаниях депутаты областной Думы и приглашенные лица.
2. Все приглашенные лица выступают на депутатских слушаниях только с разрешения председательствующего.

Статья 101

1. После выступлений на депутатских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов областной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
2. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход депутатских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий на депутатских слушаниях может удалить нарушителей из зала заседаний.

Статья 102

Депутатские слушания заканчиваются принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации депутатских слушаний принимаются посредством одобрения большинством принявших участие в депутатских слушаниях депутатов областной Думы.

Статья 103

1. Депутатские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол депутатских слушаний подписывается председательствующим на депутатских слушаниях.
2. Копии рекомендаций и другие материалы депутатских слушаний в десятидневный срок со дня проведения данных слушаний передаются комитетом, комиссией, организовавшими проведение депутатских слушаний, Губернатору области, заинтересованным государственным органам.
3. Рекомендации депутатских слушаний размещаются на официальном сайте областной Думы, а также могут быть опубликованы.

Статья 104

1. В повестке дня заседания областной Думы предусматривается время для ответов на вопросы депутатов областной Думы должностных лиц, указанных в части 1 статьи 105 настоящего Регламента (далее - "правительственный час"). Инициатива о проведении "правительственного часа" может исходить от депутатов областной Думы и комитетов областной Думы.
2. "Правительственный час" проводится по мере необходимости, как правило, в конце заседания.
3. Перспективный план проведения "правительственного часа" на полугодие составляется комитетом по Регламенту и организации работы областной Думы. В случае необходимости, а также с учетом предложений депутатов областной Думы и комитетов областной Думы в перспективный план проведения "правительственного часа" на полугодие Советом областной Думы могут быть внесены изменения.
4. Проект перспективного плана проведения "правительственного часа" на полугодие, подготовленный комитетом областной Думы по Регламенту и организации работы областной Думы, рассматривается и утверждается Советом областной Думы.
5. В плане проведения "правительственного часа" указываются перечень вопросов и предполагаемая дата проведения, а также приглашаемые должностные лица, определенные в части 1 статьи 105 настоящего Регламента.
6. Письменные предложения по перечню вопросов, предлагаемому к рассмотрению на "правительственном часе", направляются депутатами областной Думы в Совет областной Думы не позднее чем за пять дней до проведения указанного "правительственного часа".
7. Совет областной Думы рассматривает вопросы и предложения депутатов областной Думы и направляет их Губернатору области, заместителю Председателя Правительства области, руководителю представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти, иным приглашенным должностным лицам, указанным в части 1 статьи 105 настоящего Регламента, не позднее чем за пять рабочих дней до его проведения.

Статья 105

1. На "правительственный час" могут быть приглашены Губернатор области, вице-губернатор - первый заместитель Председателя Правительства области, первый заместитель Председателя Правительства области, заместители Председателя Правительства области, министры области, иные должностные лица в соответствии с перечнем рассматриваемых вопросов.
2. Приглашения на "правительственный час" направляются Председателем областной Думы на имя Губернатора области или руководителям государственных органов в соответствии с рассматриваемым перечнем вопросов не позднее чем за десять дней до его проведения. В случае необходимости в "правительственном часе" могут принимать участие иные должностные лица, определяемые приглашенным должностным лицом в соответствии с рассматриваемым перечнем вопросов и с учетом вопросов и предложений депутатов областной Думы.
3. Если приглашенные должностные лица не могут прибыть на "правительственный час", то они, как правило, не позднее чем за три дня до его проведения уведомляют об этом Председателя областной Думы с указанием причины своего отсутствия и указывают должностных лиц, которые вместо них могут принять участие в "правительственном часе".
4. Приглашенным должностным лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, для основной информации по рассматриваемому перечню вопросов предоставляется до 20 минут, другим должностным лицам для дополнительной информации - до пяти минут.
5. Депутаты областной Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам по рассматриваемому перечню вопросов. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос - три минуты. Прения в рамках "правительственного часа" не проводятся. Допускаются выступления по рассматриваемому перечню вопросов представителей фракций и представителя профильного комитета продолжительностью до пяти минут.
6. Должностное лицо, выступившее с основной информацией по рассматриваемому перечню вопросов, вправе выступить с заключительным словом продолжительностью не более пяти минут.

Статья 106

1. По инициативе комитета, фракции областной Думы могут проводиться совещания, "круглые столы", семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью областной Думы.
2. Решение о проведении мероприятия в областной Думе принимается Председателем областной Думы.

Статья 107

Заявка на проведение мероприятия в областной Думе подается на имя Председателя областной Думы. Копии отредактированных стенограмм, рекомендаций и другие материалы, подготовленные по итогам совещаний, "круглых столов", семинаров, конференций и других мероприятий, связанных с законодательной деятельностью областной Думы, передаются ответственными за эти мероприятия лицами в аппарат областной Думы.

Глава 14

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 108

1. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов областной Думы, фракций, Совета областной Думы, комитетов и комиссий областной Думы, Председателя областной Думы, заместителей Председателя областной Думы осуществляет аппарат областной Думы.
2. Деятельность аппарата областной Думы определяется законодательством, служебным распорядком аппарата областной Думы, положениями о структурных подразделениях аппарата областной Думы, распоряжениями Председателя областной Думы.
3. Контроль за деятельностью аппарата областной Думы осуществляется Председателем областной Думы.

Статья 109

Структура аппарата областной Думы утверждается постановлением областной Думы.

Глава 15

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 110

В областной Думе может быть использована электронная система для:
а) регистрации депутатов областной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования;
г) накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний;
д) формирования и распечатки списков и других документов заседаний;
е) информационного обеспечения заседаний областной Думы.

Статья 111

Для контроля за использованием электронной системы голосования на заседаниях областной Думы в комитете областной Думы по Регламенту и организации работы областной Думы создается группа из трех депутатов областной Думы.

Статья 112

1. Члены группы контроля за голосованием с использованием электронной системы голосования на заседаниях областной Думы имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления указанного контроля.
2. Решение группы контроля за голосованием с использованием электронной системы голосования по вопросам, отнесенным к ее ведению, обязательно для специалистов, обслуживающих электронную систему голосования областной Думы.

Статья 113

1. Группа контроля за голосованием с использованием электронной системы голосования обязана до начала заседания областной Думы проверить исправность электронной системы. Результаты проверки оформляются протоколом.
2. Соблюдение правил работы электронной системы голосования в режиме тайного голосования оформляется протоколом, составляемым группой контроля за голосованием с использованием электронной системы.

Статья 114

1. Группа контроля за голосованием с использованием электронной системы голосования рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов о неточностях в результатах поименного голосования, неточностях в результатах записи на выступления и других ошибках в работе электронной системы.
2. Группа контроля за голосованием с использованием электронной системы голосования может привлекать к своей работе экспертов и специалистов.

Статья 115

1. Результаты регистрации депутатов областной Думы, записи их выступлений, результаты открытого голосования и другие данные о ходе заседаний областной Думы могут представляться депутатам и подлежат включению в стенографические отчеты заседаний.
2. Все данные, за исключением данных о закрытых заседаниях областной Думы, хранятся в базе данных электронной системы голосования.
3. Результаты поименного голосования депутатов областной Думы могут размещаться на официальном сайте областной Думы в сети "Интернет" для открытого доступа.

Статья 116

Аппарат областной Думы обязан выдать депутату областной Думы по его письменному запросу имеющиеся данные о заседании областной Думы.

Раздел V

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 117

Регламент Саратовской областной Думы, изменения в него принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов и оформляются постановлением областной Думы.

Статья 118

Предложения об изменении в Регламент, внесенные комитетами или не менее одной пятой от установленного числа депутатов, рассматриваются областной Думой в первоочередном порядке.

Статья 119

1. Разъяснение положений Регламента и контроль за его соблюдением осуществляет комитет по Регламенту и организации работы областной Думы.
2. Разъяснение положений Регламента во время заседания областной Думы может осуществляться присутствующим на заседании областной Думы председателем комитета по Регламенту и организации работы областной Думы либо его заместителем.
3. В случае необходимости председательствующим на заседании областной Думы объявляется перерыв на 20 минут для рассмотрения отдельного вопроса на специальном заседании комитета по Регламенту и организации работы областной Думы. В этом случае в обязательном порядке на заседание комитета по Регламенту и организации работы областной Думы приглашаются депутаты областной Думы, имеющие возражения против приведенных разъяснений. Решение комитета по указанному вопросу должно быть доведено до сведения депутатов областной Думы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru