Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 22 июля 2009 года

ОПОВЕЩАЕМ ИНСПЕКЦИЮ ПО НОВЫМ ФОРМАМ

Налогоплательщики должны сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счетов, участии в российских и иностранных организациях, создании (закрытии) в России обособленных подразделений, реорганизации (ликвидации) организации. ФНС России утвердила новые формы сообщений. О новшествах и о других нюансах уведомления налоговой инспекции и пойдет речь.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя соответственно:
1) об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов). Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
4) о реорганизации или ликвидации организации.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов (пункт 3 статьи 23 НК РФ).
Перечисленные выше сведения сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 7 статьи 23 НК РФ).
Указанная норма введена Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 268-ФЗ. Ранее (до вступления в силу Федерального закона № 268-ФЗ) формы сообщений носили рекомендательный характер. Поэтому если налоговый орган будет привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности в связи с тем, что сообщения представлены не по действующей утвержденной форме, то действия налогового органа будут являться правомерными.
Новые формы сообщений, вступившие в силу с 14 июня 2009 года, утверждены Приказом ФНС России от 21 апреля 2009 года № ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 НК РФ". Эти формы вводятся взамен документов, действовавших в соответствии с Приказом ФНС России от 17 января 2008 года № ММ-3-09/11@.

Что изменилось?

Изменений в новых формах по сравнению со старыми немного, и они почти все общие. Так, новые формы сообщений являются машинно-ориентированными. Они разработаны в целях повышения эффективности ввода данных с бумажных носителей. При заполнении этих бланков применяются "Правила заполнения машинно-ориентированных форм документов, используемых при учете организаций и физических лиц, представленных на бумажном носителе", которые сформулированы в Письме ФНС России от 21 января 2009 года № МН-22-6/50@.
Некоторые из них таковы:
подаваемые бланки заполняются вручную либо распечатываются на принтере. Печать знаков в обязательном порядке выполняется шрифтом Courier New высотой 16 - 18 пунктов;
информация об утверждении формы приказом ФНС России (в верхнем правом углу) на бланках и заполненных документах не печатается;
при заполнении заявлений запрещается: скреплять листы документов, что приводит к порче бумажного носителя, исправлять ошибки с помощью корректирующего средства, двусторонняя печать документа;
ручное заполнение документа осуществляется заглавными печатными символами, в случае отсутствия данных для заполнения показателя ставится прочерк;
при распечатке на принтере документа, заполненного машинным способом, допускается отсутствие прочерков для незаполненных знакомест.
Во всех формах сообщений на первой странице указываются следующие сведения об организации, индивидуальном предпринимателе (нотариусе, занимающемся частной практикой, адвокате, учредившем адвокатский кабинет), подающем сообщение: наименование организации, ФИО предпринимателя, ИНН, КПП, присвоенный налоговым органом по месту нахождения организации, ОГРН юридического лица, ОГРНИП индивидуального предпринимателя, КИО для иностранной организации при отсутствии ИНН. При этом ИНН (КПП) налогоплательщика указывается в самом верху листа аналогично всем формам налоговых деклараций на всех страницах сообщений. В сообщении указывается только код налогового органа по классификатору СОНО (Система обозначений налоговых органов) без указания наименования инспекции.
Также во всех новых формах специально выделено место для сообщения информации о том, кто подтверждает достоверность и полноту представленных сведений, - указывается соответствующий код. Если это индивидуальный предприниматель (нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет), то нужно будет поставить "1", если уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) - "2", если руководитель организации - "3", если уполномоченный представитель организации - "4" и указать, как и прежде, ФИО руководителя организации либо уполномоченного представителя полностью, ИНН (если есть), контактный телефон.
При представлении сообщения уполномоченным представителем организации или индивидуального предпринимателя к сообщению должна прилагаться копия документа, подтверждающего полномочия представителя.

Порядок сообщения об открытии или закрытии счетов

Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета) по форме № С-09-1 необходимо подать в налоговый орган не позднее семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
На первой странице сообщения после сведений о налогоплательщике необходимо проставить соответствующие коды, обозначающие признак открытия/закрытия и учреждения, в котором открыт счет: "1" - при открытии счета, "2" - при закрытии счета и "1" - если счет в банке, "2" - счет в органе Федерального казначейства, в ином органе.
На второй странице сообщения указываются реквизиты счета/лицевого счета (номер счета, дата открытия/закрытия), банка, в котором открыт или закрыт счет (наименование, место нахождения, ИНН, КПП, БИК банка), либо органа Федерального казначейства (наименование, ИНН, КПП). На второй странице также необходимо поставить подпись лица, представляющего сообщение.
Необходимо иметь в виду, что согласно статье 6.1 НК РФ в расчет для представления сведений об открытии (закрытии) счета берутся рабочие дни. При этом рабочим днем признается день, который не является в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Например, если счет открыт 15 июня 2009 года, то сообщение об открытии счета необходимо представить не позднее 24 июня 2009 года.
При этом датой открытия (закрытия) счета клиента следует считать дату соответствующей записи в Книге регистрации открытых счетов, которую в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденными Положением ЦБ РФ от 26 марта 2007 года № 302-П, обязаны вести кредитные организации. Исчисление сроков начинается с момента внесения соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов, обозначенного в ней как дата открытия счета.
Вместе с тем налогоплательщики (клиенты банка) не имеют возможности знакомиться с содержанием Книги регистрации открытых счетов. Судебной практикой выработан подход, согласно которому налогоплательщик не может нести ответственность за нарушение определенного законом срока, о начале течения которого он точно не осведомлен. Срок для направления сообщения в инспекцию следует исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии (закрытии) его счета (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2006 года № А69-3014/05-9-Ф02-340/06-С1, Северо-Западного округа от 27 ноября 2006 года № А05-6935/2006-21). При открытии счета срок для информирования налогового органа должен отсчитываться со дня подписания договора (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2006 года № А69-3013/05-9-Ф02-343/06-С1). А при закрытии счета семидневный срок должен исчисляться с момента получения налогоплательщиком уведомления банка о закрытии указанного счета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2006 года № А05-6492/2006-27).
За нарушение срока подачи сведений об открытии или закрытии счета в соответствии с пунктом 1 статьи 118 НК РФ на налогоплательщиков - организации и индивидуальных предпринимателей возлагается ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей. Кроме того, статьей 15.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц указанных субъектов в виде штрафных санкций в размере от 1000 до 2000 рублей. При этом в соответствии с примечанием к статье 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица по статьям 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ.

Порядок сообщения об участии в российских
и иностранных организациях

Сообщение об участии в российских и иностранных организациях по форме № С-09-2, состоящее из одной страницы, необходимо подать в налоговый орган не позднее одного месяца со дня начала такого участия. В случае участия в нескольких организациях сообщение подается на каждое такое участие.
В сообщении после сведений о налогоплательщике необходимо указать реквизиты организации, в которой принимается участие (наименование, ИНН, КПП российской организации, трехзначный код страны регистрации (инкорпорации) для иностранной организации в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ)), и долю участия в процентах (для коммерческих организаций).
Определение дня окончания установленного месячного срока следует осуществлять с учетом положений статьи 6.1 НК РФ.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Днем начала участия в российской или иностранной коммерческой организации следует считать либо день государственной регистрации вновь созданной организации либо день приобретения соответствующих акций, паев или долей.
Днем начала участия в российской или иностранной некоммерческой организации следует считать день принятия в члены ассоциации, союза, некоммерческого партнерства или иной некоммерческой организации либо день регистрации соответствующей некоммерческой организации. При этом под участием в некоммерческих организациях следует понимать членство в союзах, ассоциациях, некоммерческих партнерствах и т.д.
Интересная ситуация возникает у физических лиц, участвующих в российских или иностранных организациях и подающих в налоговые органы заявления о регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей. Не являясь индивидуальными предпринимателями, эти лица не должны были представлять в налоговый орган информацию об участии в российских или иностранных организациях. Приобретение статуса предпринимателя автоматически означает необходимость представлять сообщения о приобретении любых акций, долей, паев юридических лиц даже в тех случаях, когда такие приобретения никак не связаны с их предпринимательской деятельностью.
Налоговая ответственность налогоплательщиков за невыполнение рассматриваемой обязанности установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Согласно указанному пункту непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме того, руководители организаций могут быть привлечены к административной ответственности согласно части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Порядок сообщения об обособленных подразделениях или
о прекращении деятельности через обособленное подразделение

Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации по форме № С-09-3 необходимо подать в налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).
На первой странице сообщения после сведений об организации, подающей сообщение, необходимо указать код, обозначающий признак создания/закрытия подразделения: "1" - о создании обособленного подразделения, "2" - о закрытии обособленного подразделения. Указать дату создания (закрытия) обособленного подразделения и количество листов копий документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации, представляемых в приложении к сообщению.
На второй странице сообщения указываются сведения об открываемом (закрываемом) подразделении: наименование обособленного подразделения при наличии, КПП обособленного подразделения в случае его закрытия, адрес, вид обособленного подразделения ("1" - филиал, "2" - представительство, "3" - иное обособленное подразделение), сведения о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании филиала или представительства (государственный регистрационный номер и дата записи), данные руководителя подразделения при наличии (ФИО, ИНН при наличии, телефон). В конце второй страницы руководителю подразделения, а также лицу, представляющему сообщение, необходимо поставить подпись.
Законодательство не устанавливает момент создания обособленного подразделения, однако сложившаяся арбитражная практика рассматривает этот момент как момент создания (оборудования) стационарных рабочих мест и начало деятельности по месту нахождения подразделения, а не связывает с приказами об их создании и свидетельствами о регистрации изменений в уставе.
Если организация не сообщит в месячный срок об открытии (закрытии) обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения, она может быть привлечена к ответственности согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 рублей (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).
Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности. При осуществлении организацией деятельности в России через обособленное подразделение необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет и одновременно представить копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (пункт 4 статьи 83 НК РФ). Если организация уже состоит на учете по какому-либо основанию, установленному НК РФ, в налоговом органе на территории муниципального образования, где она собирается создать обособленное подразделение, тогда такая обязанность не возникает. Постановка на учет такой организации производится на основании сообщения по форме № С-09-3 с присвоением указанной организации соответствующего КПП и выдачей уведомления.
Но сообщение по форме № С-09-3 организация обязана подать в налоговый орган по месту своего нахождения в любом случае.

Порядок сообщения о реорганизации
или ликвидации организации

Сообщение о реорганизации или ликвидации организации по форме № С-09-4 необходимо представить в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия такого решения. В сообщении после сведений о налогоплательщике необходимо указать соответствующий код принятого решения ("1" - о реорганизации, "2" - о ликвидации) и код формы реорганизации ("1" - преобразование, "2" - слияние, "3" - разделение, "4" - выделение, "5" - присоединение).
Как и в случае сообщения об открытии (закрытии) счета, в расчет для представления сообщения о реорганизации или ликвидации организации берутся рабочие дни. Если налогоплательщик не представит в налоговый орган сообщение, то в этом случае на организацию может быть наложен штраф в размере 50 рублей, а на должностных лиц - от 300 до 500 рублей (пункт 1 статьи 126 НК РФ, часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).
Отметим, что кроме обязанности, установленной Налоговым кодексом РФ, существует также аналогичная обязанность согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При принятии решения о ликвидации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме (по форме № Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439) уведомить регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (статья 20 Федерального закона № 129-ФЗ). При принятии решения о реорганизации юридическое лицо в течение трех рабочих дней обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации (статья 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ).
Причем требования, установленные Федеральным законом № 129-ФЗ, являются самостоятельными, отличными от требований, установленных статьей 23 НК РФ.
Необходимо учитывать, что налоговые органы зачастую выступают в качестве кредитора при наличии задолженности организации перед бюджетом. В случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при отсутствии сообщения по форме № С-09-4 от реорганизуемой организации налоговый орган (как регистрирующий орган) вправе принять решение об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия доказательств уведомления налогового органа как кредитора по обязательным платежам (касается хозяйственных обществ, унитарных предприятий и жилищных накопительных кооперативов). Указанная позиция нашла подтверждение в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 2 марта 2009 года № А38-1013/2008-12-23.

Советник государственной
налоговой службы РФ 2 класса
И.ГАРИФУЛЛИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru