Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШИРИНСКИЙ РАЙОН

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2008 г. № 175

О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИРИНСКИЙ РАЙОН

Рассмотрев ходатайство Главы муниципального образования Ширинский район по вопросу принятия Концепции развития налоговой базы муниципального образования Ширинский район, в целях реализации второго этапа комплексной программы "Реформирование муниципальных финансов муниципального образования Ширинский район в 2007 - 2008 годы", утвержденной Постановлением Главы муниципального образования Ширинский район от 30.07.2007 № 1099, руководствуясь статьей 17 Устава муниципального образования Ширинский район, Совет депутатов муниципального образования Ширинский район решил:

1. Принять Концепцию развития налоговой базы муниципального образования Ширинский район согласно приложению к настоящему решению.
2. Финансовому управлению администрации муниципального образования Ширинский район учитывать положения Концепции при формировании бюджета муниципального образования Ширинский район на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, финансам и экономике Совета депутатов муниципального образования Ширинский район.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления района разработать и принять Концепции развития налоговой базы городских и сельских поселений.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава
муниципального образования
Ширинский район
С.Н.ЗАЙЦЕВ





Приложение
к решению Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район
от 03.10.2008 № 175

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИРИНСКИЙ РАЙОН

Концепция определяет основные цели, задачи и направления политики муниципального образования Ширинский район в отношении формирования и развития налоговой базы, направленной на увеличение налоговых поступлений в местный бюджет и повышение финансовой самостоятельности муниципального образования. Концепция направлена на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки, а также инвестиционного климата в муниципальном образовании Ширинский район.

1. Оценка состояния налоговой базы
муниципального образования Ширинский район

Формирование доходной части бюджета муниципального образования Ширинский район в 2005 - 2007 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы. В связи с передачей ряда налогов на другие уровни бюджетной системы вырос удельный вес финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней и снизился удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов муниципального образования. В 2004 году доля собственных доходов в общем объеме доходов составляла 36,9 процента, в 2005 году - 33,5 процента, в 2006 году - 18 процентов, в 2007 году - 28,8 процента. Передача с местного уровня на другие уровни бюджетной системы расходных полномочий не компенсирует в полной мере потери местного бюджета, образовавшиеся в результате перераспределения налогов в соответствии с федеральным законодательством. В связи с этим расходная часть бюджета муниципального образования Ширинский район рассчитывалась исходя из реальных возможностей доходной части бюджета с учетом предельного размера дефицита в соответствии с Бюджетным кодексом. Собственные доходы бюджета муниципального образования Ширинский район формируются преимущественно за счет налоговых поступлений. Удельный вес налоговых поступлений в сумме собственных доходов в 2004 году составлял 89,4%, в 2005 году - 84,2%, в 2006 году - 75,4%, в 2007 году - 87,1%.
Нормативы зачисления основных налогов в бюджет муниципального образования Ширинский район (установленные Бюджетным кодексом и региональным законодательством) по годам представлены в таблице:

+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Наименование налога    ¦Норматив,¦Норматив,¦Норматив,¦Норматив,¦Норматив,¦
¦                       ¦2004 год ¦2005 год ¦2006 год ¦2007 год ¦2008 год ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Налог на прибыль       ¦     2   ¦    -    ¦   1,75  ¦   1,75  ¦   1,75  ¦
¦организаций            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Налог на доходы        ¦   100   ¦   100   ¦  60,32  ¦  90     ¦  90     ¦
¦физических лиц         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Единый налог, взимаемый¦    60   ¦    -    ¦  50     ¦  50     ¦  50     ¦
¦с применением          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦упрощенной системы     ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦налогообложения        ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Единый налог на        ¦    45   ¦    90   ¦  90     ¦  90     ¦  90     ¦
¦вмененный доход        ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Налог на имущество     ¦    50   ¦    30   ¦    -    ¦    -    ¦    -    ¦
¦организаций            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Налог на игорный бизнес¦    -    ¦    50   ¦  50     ¦  50     ¦  50     ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Земельный налог        ¦    50   ¦   100   ¦ 100     ¦    -    ¦    -    ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Налог на имущество физ.¦   100   ¦   100   ¦ 100     ¦    -    ¦    -    ¦
¦лиц                    ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------+

По налогам, имеющим наибольший удельный вес в объеме собственных доходов, произошло снижение нормативов или они были переданы на другие уровни бюджетной системы, увеличение нормативов произошло по налогам, имеющим небольшой удельный вес в объеме собственных доходов.
Структура доходов муниципального образования Ширинский район по годам представлена в таблице:

+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Наименование налога¦Доля в    ¦Доля в    ¦Доля в    ¦Доля в    ¦Доля в      ¦
¦                   ¦общем     ¦общем     ¦общем     ¦общем     ¦утвержденном¦
¦                   ¦объеме    ¦объеме    ¦объеме    ¦объеме    ¦бюджете,    ¦
¦                   ¦поступл-й,¦поступл-й,¦поступл-й,¦поступл-й,¦2008 год, % ¦
¦                   ¦2004 год, ¦2005 год, ¦2006 год, ¦2007 год, ¦            ¦
¦                   ¦%         ¦%         ¦%         ¦%         ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Налоговые доходы,  ¦   33,9   ¦   28,2   ¦   13,6   ¦   25,1   ¦    18,7    ¦
¦всего              ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦В том числе:       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Налог на прибыль   ¦    4,1   ¦    -     ¦    -     ¦    0,1   ¦     0,1    ¦
¦организаций        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Налог на доходы    ¦   25,1   ¦   25,1   ¦   11,2   ¦   23,1   ¦    17,4    ¦
¦физических лиц     ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Единый налог,      ¦    0,8   ¦    -     ¦    0,5   ¦    0,7   ¦     0,5    ¦
¦взимаемый с        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦применением        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦упрощенной системы ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦налогообложения    ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Единый налог на    ¦    0,9   ¦    1,4   ¦    1,1   ¦    0,6   ¦     0,4    ¦
¦вмененный доход    ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Налог на имущество ¦    1,5   ¦    -     ¦    -     ¦    -     ¦     -      ¦
¦организаций        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Налог на игорный   ¦    -     ¦    0,1   ¦    0,2   ¦    -     ¦     -      ¦
¦бизнес             ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Земельный налог    ¦    1,2   ¦    1     ¦    -     ¦    -     ¦     -      ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Налог на имущество ¦    0,1   ¦    0,1   ¦    -     ¦    -     ¦     -      ¦
¦физ. лиц           ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Прочие налоги и    ¦    0,2   ¦    0,5   ¦    0,6   ¦    0,6   ¦     0,3    ¦
¦сборы              ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Неналоговые доходы,¦    2,7   ¦    2,9   ¦    3     ¦    2,2   ¦     1,2    ¦
¦всего              ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Финансовая помощь  ¦   62,1   ¦   66,5   ¦   81,9   ¦   71,2   ¦    78,1    ¦
¦из бюджетов других ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦уровней            ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦Доходы от          ¦    1,3   ¦    2,4   ¦    1,5   ¦    1,5   ¦     2      ¦
¦предпринимательской¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
¦деятельности       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦            ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+
¦ИТОГО ДОХОДОВ      ¦  100     ¦  100     ¦  100     ¦  100     ¦   100      ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+------------+

Налоговые доходы бюджета муниципального образования Ширинский район на 2008 год определены в размере 104078 тыс. рублей. Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы зачисления в местный бюджет по следующим налогам и сборам:
- налог на доходы физических лиц - 20%;
- единый налог на вмененный доход - 90%;
- единый сельскохозяйственный налог - 60%;
- государственная пошлина - 100%.
Законом Республики Хакасия от 05.07.2005 № 37-ЗРХ установлены нормативы отчисления в местный бюджет от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом в республиканский бюджет Республики Хакасия:
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, - 10%;
- налог на игорный бизнес - 50%;
- единый налог по упрощенной системе налогообложения - 50%;
- единый сельскохозяйственный налог - 100%.
Законом Республики Хакасия от 25.12.2007 № 109-ЗРХ установлен дополнительный норматив отчисления в местный бюджет на 2008 год по налогу на доходы физических лиц в размере 70%.
Основными доходными источниками бюджета муниципального образования Ширинский район являются налог на прибыль (385 тыс. рублей), налог на доходы физических лиц (96500 тыс. рублей), налоги на совокупный доход (5143 тыс. рублей). Исходя из анализа налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства, налоговых полномочий органов местного самоуправления, эффективности использования муниципального имущества определены основные цели и задачи Концепции.

2. Цели и задачи Концепции

Главными целями развития налоговой базы муниципального образования Ширинский район являются расширение и укрепление доходной базы бюджета, увеличение ее налоговой отдачи и мобилизация на этой основе максимальных налоговых поступлений в бюджет. С учетом поставленных целей требуется:
- создание стабильной налоговой системы;
- повышение качества управления общественными финансами;
- оздоровление экономики организаций-налогоплательщиков, укрепление их финансового состояния;
- полное использование стимулирующей функции налогов в воздействии на расширение налоговой базы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем их дальнейшего реформирования;
- совершенствование законодательства о местных налогах;
- проведение регулярного анализа налоговой базы муниципального образования для определения возможных путей ее развития;
- развитие альтернативной поддержки организаций в форме налоговых кредитов для стимулирования развития реального сектора экономики и создания благоприятных условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- ужесточение мер воздействия и совершенствование налогового администрирования в целях повышения собираемости налогов и сборов;
- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения муниципального образования, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
- основное внимание уделить повышению эффективности работы с муниципальным имуществом, развитию рынка недвижимости, в том числе рынка земли на территории муниципального образования Ширинский район;
- формирование условий для снижения эффективности деятельности теневого сектора.

3. Принципы и направления развития налоговой базы
муниципального образования Ширинский район

Основными принципами отбора важнейших направлений развития налоговой базы и реализующих их мероприятий в рамках Концепции рассматривались актуальность, соответствие требованиям федерального и республиканского налогового законодательства, доступность информации об основных объектах налогообложения.
В соответствии с определенными принципами в среднесрочной перспективе налоговая база муниципального образования Ширинский район будет развиваться в следующих направлениях:
3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
- повышение реальных доходов населения и на этой основе последовательное повышение уровня жизни населения, высокой степени занятости и адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов;
- проведение целенаправленной работы с крупными налогоплательщиками по вопросу недопущения перемещения ими финансовых потоков и налоговых платежей за пределы муниципального образования, своевременной уплаты текущих налоговых платежей, увеличения поступлений налогов;
- активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных организаций (особенно муниципальных), в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи муниципального имущества эффективному собственнику. Рентабельная работа организаций и сокращение числа убыточных организаций должны стать важным фактором роста поступлений доходов в бюджет муниципального образования;
- стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию муниципального образования Ширинский район, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых организаций и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих организаций и улучшения их финансового положения;
- создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства (как основных плательщиков единого налога на вмененный доход) и повышению налоговых поступлений в местный бюджет, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- повышение эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики (муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, торговли), снижение числа нерентабельных предприятий за счет реорганизации, создания эффективной системы управления, повышения качества оказываемых услуг;
- инвентаризацию и максимально полный учет объектов муниципальной недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
- содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;
- повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли.
3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в развитии собственной налоговой базы, на основе:
- разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по всем уровням бюджетной системы;
- распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по всем уровням бюджетной системы путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Республики Хакасия, предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул, исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности;
- максимальной стабильности формул и принципов предоставления средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу;
- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом Республики Хакасия.
3.3. Совершенствование налогового законодательства муниципального образования Ширинский район:
- установление значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, способствующих повышению собираемости данного налога;
- минимизация налоговых льгот;
- своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты по местным налогам и сборам в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Уставом муниципального образования Ширинский район.
3.4. Использование резервов увеличения налогооблагаемой базы по основным доходным источникам:
- по налогу на доходы физических лиц: легализация доходов населения, ликвидация случаев выплаты заработной платы в "конвертах";
- сокращение задолженности по налогам прошлых лет.
3.5. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:
- установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;
- усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин;
- обеспечения взаимодействия структурных подразделений Администрации муниципального образования Ширинский район, руководителей предприятий, организаций, торговых комплексов и рынков для наиболее полного взыскания единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- проведения в составе комиссии по рассмотрению дел по недоимщикам в МИ ФНС России № 3 по РХ целенаправленной работы с организациями-недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам;
- списания безнадежной к взысканию недоимки в местный бюджет;
- контроля за целевым использованием земли, а также за пользованием земельными участками без правоустанавливающих документов;
- контроля за вводом в эксплуатацию жилья и других строений, помещений, сооружений.

4. Ожидаемые результаты и последствия развития
налоговой базы муниципального образования Ширинский район

Осуществление мер по реализации данной Концепции на территории муниципального образования Ширинский район позволит:
- увеличить объем собственных доходов муниципального образования;
- максимально использовать налоговый потенциал муниципального образования для эффективного и устойчивого развития экономики;
- повысить уровень жизни населения и расширить платежеспособность населения;
- обеспечить дальнейшее развитие малого предпринимательства;
- создать благоприятные условия для активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании;
- увеличить число налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- сократить недоимку по налогам и сборам в бюджет муниципального образования Ширинский район, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам.
Данная Концепция также будет способствовать формированию положительного имиджа муниципального образования Ширинский район, посредством повышения прозрачности налогового и бюджетного процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов местного самоуправления, что будет способствовать укреплению социальной и экономической стабильности в муниципальном образовании Ширинский район.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru