Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2009 г. по делу № А74-497/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Первого заместителя прокурора Республики Хакасия, г. Абакан,
к Усть-Бюрьскому лесничеству Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, г. Абакан,
о признании незаконным и отмене Постановления от 31 июля 2008 года № 8 о назначении административного наказания,
при участии заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Филатова Алексея Владимировича.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.
В судебном заседании принимали участие
от Первого заместителя прокурора Республики Хакасия: Махагаров Д.О., заместитель прокурора Усть-Абаканского района, удостоверение № 89390,
от Государственного комитета по лесу Республики Хакасия: Голубев Г.Л. по доверенности от 19.02.2009 № СА-257,
индивидуальный предприниматель Филатов А.В., паспорт.
от индивидуального предпринимателя Филатова А.В.: Артеменко И.А., адвокат, ордер от 20.03.2009 № 035834.

Первый заместитель прокурора Республики Хакасия (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Усть-Бюрьскому лесничеству Государственного комитета по лесу Республики Хакасия (далее - Государственный комитет по лесу Республики Хакасия) о признании незаконным и отмене Постановления от 31 июля 2008 года № 8 о назначении административного наказания.
Представитель прокурора в судебном заседании поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. При этом пояснил, что 31.07.2008 лесничеством по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении от 30.07.2008 № 8 (акта проверки и протокола об административном правонарушении) в отношении индивидуального предпринимателя Филатова А.В. вынесено Постановление о назначении административного наказания № 8. Согласно данному Постановлению индивидуальный предприниматель Филатов Алексей Владимирович (далее - предприниматель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил заготовки древесины), и подвергнут административному штрафу в размере 1000 руб. с возмещением государству причиненного ущерба в размере 9.689,95 руб.
Между тем представитель прокурора полагает, что постановление о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене ввиду того, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям административного законодательства. Так, в нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе не указано время совершения административного правонарушения, неправильно указано место совершения правонарушения (номер лесотаксационного выдела), не указано какие правила заготовки древесины нарушены индивидуальным предпринимателем, то есть, не установлено событие административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Представитель прокурора указывает, что в действиях индивидуального предпринимателя усматриваются признаки уголовно-наказуемого деяния, поскольку ущерб, причиненный действиями Филатова А.В. лесному фонду, был определен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", утратившего юридическую силу. Фактически в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" ущерб, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений, составил 49.530,04 руб., что подтверждается справкой об ущербе от 24.10.2008, составленной лесничим Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия Голубевым Г.Л.
26.11.2008 в отношении Филатова А.В. возбуждено уголовное дело № 346601 по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поскольку Филатов А.В. 31.07.2008 был привлечен к административной ответственности, а согласно статье 50 Конституции Российской Федерации никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, 26.01.2009 уголовное преследование в отношении Филатова А.В. было прекращено. Материалы уголовного дела направлены в Прокуратуру Республики Хакасия для проверки законности принятого решения.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Исходя из положений части 1 статьи 207, части 2 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 25.11 и части 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Учитывая изложенное, а также то, что о незаконной рубке лесных насаждений индивидуальным предпринимателем Филатовым А.В. прокурору стало известно 27.01.2009, о чем свидетельствует штамп на сопроводительном письме Отдела внутренних дел по Усть-Абаканскому району от 26.01.2009 № 862, прокурор ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обжалование.
Кроме того, в письменных пояснениях, представленных суду 23.03.2009, представитель прокурора пояснил, что порубка деревьев предпринимателем совершена за пределами предоставленной лесосеки. В связи с этим и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 11 Постановления от 05.11.1998 № 14, действия предпринимателя следовало квалифицировать как незаконную порубку деревьев, осуществленную за пределами предоставленной лесосеки. При таких обстоятельствах полагает, что в спорном Постановлении административным органом осуществлена неправильная квалификация совершенного предпринимателем правонарушения.
Предприниматель Филатов А.В. возражает против удовлетворения заявленного требования. Полагает, что совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что понес ответственность (уплатил административный штраф в размере 1000 руб., возместил причиненный ущерб в размере 9.689,95 руб.). Считает, что протокол об административном правонарушении от 30.07.2008 № 8 составлен надлежащим образом.
Кроме того, предприниматель просит суд принять во внимание то, что прокурору стало известно о незаконной рубке лесных насаждений 26.11.2008, с момента вынесения следователем следственного отдела при Отделе внутренних дел по Усть-Абаканскому району постановления о возбуждении уголовного дела. Учитывая данное обстоятельство, просит суд отказать в восстановлении пропущенного срока на обжалование Постановления от 31.07.2008 № 8.
В судебном заседании, 23.03.2009, индивидуальный предприниматель Филатов А.В. и его адвокат указали, что в случае рассмотрения спора по существу, следует признать незаконным и отменить спорное Постановление, поскольку в нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении от 30.07.2008 № 8 отсутствуют сведения о времени совершения предпринимателем административного правонарушения. Между тем такие сведения имеют существенное значение для дела, так как влияют на определение срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель Государственного комитета по лесу Республики Хакасия представил суду документы, свидетельствующие о том, что лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, в том числе и Усть-Бюрьское лесничество, являются структурными единицами Государственного комитета по лесу Республики Хакасия и не обладают правами юридического лица. При этом пояснил, что не возражает против отмены спорного Постановления, поскольку, несмотря на то, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания составлены уполномоченным на то лицом, у Государственного комитета по лесу Республики Хакасия имеются сомнения в правильности квалификации совершенного индивидуальным предпринимателем Филатовым А.В. деяния.
Кроме того, в письменных пояснениях, представленных суду 20.03.2009, Государственный комитет по лесу Республики Хакасия указал следующее. В материалах административного дела действительно неверно отражен номер выдела № 16, в котором обнаружено административное правонарушение, тогда как следовало указать № 19. Материалы административного дела не содержат сведений о времени совершения административного правонарушения, поскольку в силу специфики данного административного правонарушения проблематично и сложно установить точное время его совершения. Вместе с тем протокол об административном правонарушении от 30.07.2008 был составлен в течение трех дней с момента обнаружения правонарушения. Государственный комитет по лесу Республики Хакасия также уточнил нормативный правовой акт, который был нарушен предпринимателем при заготовке древесины - подпункт "б" пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 и зарегистрированных в Минюсте РФ 22.10.2007 № 10374.
Оценивая ходатайство прокурора о восстановлении пропущенного десятидневного срока на оспаривание Постановления Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 31.07.2008 № 8, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Из материалов дела следует, что Постановлением Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 31.07.2008 № 8 по делу об административном правонарушении предприниматель Филатов А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 1.000,0 руб.
Заявление прокурора о признании незаконным и отмене Постановления Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия поступило в арбитражный суд 05.02.2009. К заявлению приложено ходатайство о восстановлении пропущенного десятидневного срока на оспаривание Постановления Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия.
Из содержания ходатайства усматривается, что причиной пропуска прокурором срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, послужило то, что о факте привлечения предпринимателя к административной ответственности ему стало известно 27.01.2009 при поступлении уголовного дела № 346601, возбужденного следователем следственного отдела при Отделе внутренних дел по Усть-Абаканскому району постановлением от 26.11.2008.
26.01.2009 постановлением следователя следственного отдела при Отделе внутренних дел по Усть-Абаканскому району уголовное преследование по уголовному делу № 346601 в отношении подозреваемого Филатова А.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии состава правонарушения, поскольку в ходе предварительного следствия установлено, что индивидуальный предприниматель Филатов А.В. за совершение деяния был привлечен к административной ответственности, что исключает его привлечение к уголовной ответственности.
Таким образом, факт пропуска прокурором десятидневного срока на оспаривание Постановления Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия подтверждается материалами дела.
Индивидуальный предприниматель Филатов А.В. и его адвокат представили суду ходатайство о прекращении производства по делу, в котором в качестве основания для прекращения указали на пропуск срока на оспаривание административного постановления. В обоснование данного ходатайства приведены следующие обстоятельства. В ходе судебного разбирательства был установлен факт проведения прокуратурой Усть-Абаканского района в 2008 году надзорной проверки законности и обоснованности разрешения административных дел Усть-Бюрским лесничеством. На проверку предоставлялся, в том числе и административный материал в отношении предпринимателя Филатова А.В., никаких нарушений выявлено не было.
В целях предоставления предпринимателю возможности представления документов в обоснование заявленного ходатайства арбитражный суд определением от 20.03.2009 отложил судебное разбирательство на 23.03.2009.
Вместе с тем в судебное заседание, 23.03.2009, предприниматель и его адвокат не представили доказательств в подтверждение тех обстоятельств, которые изложили в ходатайстве о прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный данной статьей. Право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.
В связи с вышеизложенным арбитражный суд, оценив фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в ходатайстве о восстановлении срока, применив нормы части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признает его подлежащим удовлетворению
Рассматривая спор по существу, арбитражный суд установил следующее.
20.12.2007 Государственный комитет по лесу Республики Хакасия и индивидуальный предприниматель Филатов Алексей Владимирович заключили договор купли-продажи № 32 лесных насаждений площадью 1,85 га, расположенных на территории Республики Хакасия муниципального образования Усть-Абаканский район в границах Инейского лесничества государственного учреждения Республики Хакасия "Хакасский лесхоз" в лесном квартале № 44, лесотаксационный выдел № 16.
Пунктом 33 данного договора стороны предусмотрели срок его действия по 20.12.2008.
На основании указанного договора индивидуальный предприниматель осуществлял заготовку древесины в квартале 44 Инейского лесничества.
30.07.2008 государственным лесным инспектором Поваровым А.В. в присутствии индивидуального предпринимателя Филатова А.В. и главного участкового лесничего Кискачинского лесничества Шинко О. В проведена плановая проверка соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт № 8.
Согласно данному акту выявлено нарушение в виде завизирной рубки деревьев за пределами отведенной лесосеки в объеме 11,12 куб. м (порода сосна), 5,98 куб. м (порода лиственница), что является нарушением пункта 22 "г" главы 6 договора № 32 от 20.12.2007 и части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Акт подписан индивидуальным предпринимателем без замечаний.
В этот же день государственным лесным инспектором Поваровым А.В. в присутствии главного участкового лесничего Кискачинского лесничества Шинко О.В. и индивидуального предпринимателя Филатова А.В. составлен протокол № 8 об административном правонарушении, в котором отражено, что индивидуальный предприниматель совершил административное правонарушение в виде завизирной рубки деревьев в квартале 44 выдела 16 Инейского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества. Выявленное в ходе проверки нарушение квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, индивидуальный предприниматель Филатов А.В. был ознакомлен, о чем имеется его подпись в протоколе. При ознакомлении с протоколом индивидуальный предприниматель Филатов А.В. представил объяснения о том, что несвоевременно обнаружил завизирную рубку, совершенную его бригадой. Кроме того, заявил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении без его участия.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении лесничим Усть-Бюрского лесничества государственным лесным инспектором Республики Хакасия Голубевым Г.Л. 31.07.2008 вынесено Постановление № 8 о признании индивидуального предпринимателя Филатова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде наложения административного штрафа в размере 1.000,0 руб.
Данное Постановление содержит сведения о признании индивидуальным предпринимателем Филатовым А.В. факта нарушения и своей вины. Постановление вручено индивидуальному предпринимателю 31.07.2008, о чем свидетельствует его подпись на экземпляре этого документа.
Прокурор по основаниям, изложенным выше, оспаривает законность данного Постановления, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должна быть указана, в том числе, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что индивидуальному предпринимателю вменяется в вину "завизирная" рубка деревьев в квартале № 44 выдел № 16 Инейского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества, которое квалифицировано лесничеством по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.
Текст спорного Постановления не содержит сведений о том, какие правила заготовки нарушены предпринимателем при завизирной рубке деревьев.
В связи с этим арбитражный суд предложил Государственному комитету по лесу Республики Хакасия пояснить свою позицию по указанному вопросу.
В ходе судебного разбирательства представитель Государственного комитета по лесу Республики Хакасия Голубев Г.Л. в письменных и устных пояснениях указал, что в результате заготовки древесины предпринимателем нарушен подпункт "б" пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 и зарегистрированных в Минюсте РФ 22.10.2007 № 10374 (далее - Правила заготовки древесины № 184).
Согласно указанному пункту Правил заготовки древесины № 184 при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами.
Пунктом 59 названных Правил заготовки древесины определены случаи, при наличии которых деревья относятся к поврежденным: деревья с обломом вершины; сломом ствола; с наклоном на 10 градусов и более; повреждение кроны на одну треть и более ее поверхности; обдиром коры на стволе, составляющим 10 и более процентов окружности ствола; с обдиром и обрывом скелетных корней.
Как следует из спорного Постановления, индивидуальный предприниматель совершил административное правонарушение в виде завизирной рубки деревьев в квартале 44 выдела 16 Инейского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества
Нормы действующего лесного законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат понятия "завизирной" рубки деревьев.
Как пояснил представитель Государственного комитета по лесу Республики Хакасия Голубев Г.Л., принявший спорное Постановление, под "завизирной" рубкой следует понимать рубку деревьев за пределами предоставленной лесосеки.
Исходя из положений части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка представляет собой отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня, способами рубки могут быть срубание, спиливание, срезание.
Таким образом, законодатель различает понятия "незаконная рубка" деревьев и "повреждение" деревьев, различается и административная ответственность за совершение указанных действий.
Так, за повреждение деревьев установлена административная ответственность по статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как за незаконную порубку - статья 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт осуществления порубки деревьев за пределами предоставленной предпринимателю лесосеки не оспаривается предпринимателем, заявителем и административным органом.
При этом в отзыве на заявление Государственный комитет по лесу Республики Хакасия указал, что при составлении протокола № 8 от 30.07.2008 об административном правонарушении и при принятии спорного Постановления № 8 лесничий Голубев Г.Л. ошибочно указал номер выдела № 16, в котором была осуществлена предпринимателем незаконная порубка деревьев, тогда как следовало указать номер выдела 19.
Кроме того, в подтверждение факта порубки деревьев за пределами предоставленной предпринимателю лесосеки представитель прокурора представил суду протоколы допросов свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, - Голубева Г.Л., лесничего Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия; Журба М.И., начальника отдела охраны, защиты леса и государственного контроля Государственного комитета по лесу Республики Хакасия; Поварова А.В, инженера охраны, защиты и леса и государственного контроля по лесу Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия; Шинко О.В., главного участкового лесничего Кискачинского лесничества Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, а также протоколы осмотра места происшествия от 25.12.2008 с приложением фотоиллюстраций к ним и схем.
В связи с вышеизложенным арбитражный суд пришел к выводу о том, что Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия осуществлена неправильная квалификация совершенного предпринимателем административного правонарушения, выразившегося в незаконной порубке деревьев, по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку за указанное нарушение установлена ответственность на основании статьи 8.28 Кодекса "Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан".
Нормы лесного законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат понятия "незаконная порубка".
В соответствии с формулировкой Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 5 ноября 1998 г. № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда".
Как следует из материалов дела, факт осуществления рубки деревьев, равно как и факт рубки деревьев за пределами предоставленной лесосеки подтвержден материалами дела и не оспаривается предпринимателем. Из обстоятельств дела также усматривается способ рубки деревьев - путем спиливания.
Таким образом, Государственный комитет по лесу Республики Хакасия, привлекая индивидуального предпринимателя Филатова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправильно квалифицировал совершенное правонарушение (правильная квалификация - по статье 8.28), что, в свою очередь, дает основание для отмены судом постановления Государственного комитета по лесу Республики Хакасия о привлечении лица к административной ответственности.
Поскольку действия предпринимателя Филатова А.В. не образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признает незаконным и подлежащим отмене Постановление Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 31 июля 2008 года № 8 о назначении административного наказания.
В силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

удовлетворить заявление Первого заместителя прокурора Республики Хакасия о признании незаконным и отмене Постановления Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 31 июля 2008 года № 8 о назначении административного наказания.
Признать незаконным и отменить Постановление Усть-Бюрьского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 31 июля 2008 года № 8 о назначении административного наказания в отношении индивидуального предпринимателя Филатова Алексея Владимировича.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
И.В.ТУТАРКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru