Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. по делу № А74-966/2009

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Ищенко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Селиваненко,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва,
к открытому акционерному обществу "Разрез Изыхский", п. Белый Яр Алтайского района,
о взыскании 112 608 рублей 91 копейки.
В судебном заседании принимали участие представители:
истца - Самойлова О.Ю. по доверенности от 15.11.2006;
ответчика - Алексеева Т.Н. по доверенности от 30.12.2008 № 52.
В судебном заседании 21.04.2009 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 27.04.2009.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же лиц.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к открытому акционерному обществу "Разрез Изыхский" (далее ОАО "Разрез Изыхский"), о взыскании 112 608 рублей 91 копейки сбора за непредъявление груза для перевозки в соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Истец требования поддержал в полном объеме.
Ответчик не согласился с требованиями истца, указав, что грузоотправитель использовал все поданные вагоны. Пояснил, что учетные карточки со стороны грузоотправителя подписаны с разногласиями. Так, в разногласиях к учетной карточке № 0014457992/193 ответчик указал, что не согласен с итоговой цифрой, указанной в столбце № 4 (подано вагонов) - 1738 и с итоговой цифрой, указанной в столбце 22 (причины невыполнения заявки по вине грузоотправителя) - 286, поскольку фактически было подано по этой заявке 1459 полувагонов и загружено 1459 полувагонов. Ответчик полагает, что по заявке № 0014457992 ОАО "Разрез Изыхский" не обеспечено 602 полувагонами, следовательно ответственность перевозчика по указанной заявке составляет 602 полувагона.
В разногласиях к учетной карточке № 0014638744/208 ответчик не согласился с итоговой цифрой, указанной в столбце № 4 (подано вагонов), и с итоговой цифрой, указанной в столбце № 22 (причины невыполнения заявки по вине грузоотправителя) - 163 полувагона, поскольку фактически было подано по этой заявке 1846 полувагонов и загружено 1846 полувагонов. Ответчик полагает, что по заявке № 0014638744 ОАО "Разрез Изыхский" не обеспечено 231 полувагонами, следовательно ответственность перевозчика по указанной заявке составляет 231 полувагон.
Истец возразил против доводов ответчика, представив в подтверждение своих требований ведомости подачи и уборки вагонов.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил следующее:
Между ОАО "РЖД" и ОАО "Разрез Изыхский" 15.10.2005 заключен договор № 20 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Разрез Изыхский", примыкающего к станции Подсиний Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Ответчик подал заявки № 0014457992 за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 на 2070 полувагонов (138690 тонн), № 0014638744 за период с 01.10.2008 по 31.10.2008 на 2077 полувагонов (139293 тонн) на перевозку каменного угля, которые были приняты перевозчиком к исполнению.
В подтверждение невыполнения указанных заявок истец представил в материалы дела учетные карточки № 0014457992/193, № 0014638744/208.
По данным учетной карточки № 0014457992/193 заявка не выполнена в количестве 317 полувагонов по вине перевозчика (код 101), 259 полувагонов (17353 тонн) по вине грузоотправителя в связи с неиспользованием поданных вагонов (коды 202, 408).
По данным учетной карточки № 0014638744/208 заявка не выполнена в количестве 101 полувагона по вине перевозчика (код 101), 97 полувагонов (6504,82 тонн) по вине грузоотправителя в связи с неиспользованием поданных вагонов (код 202).
Истец, полагая, что представленными им учетными карточками № 0014457992/193, № 0014638744/208 подтверждается факт невыполнения ответчиком принятых к исполнению заявок, на основании статьи 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил ответчику сбор в размере 112 608 рублей 91 копейки.
Неуплата суммы сбора за непредъявление груза для перевозки ответчиком явилась основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалах дела документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требование ОАО "РЖД" подлежит удовлетворению исходя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются неиспользование поданных вагонов, контейнеров, неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон.
Ответственность установлена в виде штрафа и сбора.
Перевозчик несет ответственность за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки, за исключением случаев, если неподача вагонов, контейнеров была допущена по вине грузоотправителя.
Грузоотправитель должен уплатить перевозчику сбор за непредъявление груза для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах - 0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" № 30 от 06.10.2005 указано, что для взыскания с грузоотправителя сбора предъявление перевозчиком доказательств фактического оказания (выполнения) грузоотправителю каких-либо услуг или работ не требуется.
Заявленное истцом материально-правовое требование, обстоятельства, указанные в качестве основания иска, требования статьи 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предполагают:
- исследование обстоятельств подачи железной дорогой под погрузку в августе 2008 года вагонов;
- исследование соответствующих обстоятельств невыполнения заявок и тоннаж непредъявленного к перевозке груза;
- проверка правильности начисления суммы сбора согласно данным, отраженным в учетных карточках.
Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые предъявляются грузоотправителями не позднее, чем за 10 дней до начала перевозок грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.
Порядок ведения и оформления учетной карточки для учета выполнения заявки на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования в соответствии со статьей 12 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяются Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС Российской Федерации от 16.06.2003 № 20 (далее - Правила).
Согласно пункту 5.8 Правил в графе 22 указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество не погруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине, в том числе, возникшей при обслуживании грузоотправителей локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования, в том числе:
202 - неиспользование поданных вагонов;
408 - неподача вагонов, контейнеров из-за невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов, является учетная карточка, которая согласно пункту 3 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой.
При несогласии со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает такую карточку с отметкой "с разногласиями". Эти разногласия в случае оспаривания грузоотправителем содержащихся в карточке сведений рассматриваются арбитражным судом.
Если грузоотправитель или перевозчик отказывается подписать учетную карточку, содержащиеся в ней данные оцениваются в совокупности с иными доказательствами.
В соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 43, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная), ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком по учетным карточкам № 0014457992/193, № 0014638744/208 заявлены разногласия по итоговым цифрам, указанным в столбцах № 4, № 22 учетных карточек.
Рассмотрев заявленные разногласия, арбитражный суд признал их несостоятельными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5.2 Правил в количество поданных перевозчиком в отчетные сутки грузоотправителю по его заявке для погрузки вагонов включаются в том числе:
- порожние вагоны, поданные под погрузку в указанные сутки, которые, исходя из установленного в договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования технологического срока оборота вагонов, могут быть погружены грузоотправителем в данные сутки;
- вагоны, оставшиеся непогруженными грузоотправителем в предыдущие сутки.
Статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения непрерывного скоординированного управления перевозочным процессом на территории Российской Федерации применяется единое учетно-отчетное время - московское. Определение периодичности учета и отчетности работы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по единому учетно-отчетному времени устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В пункте 1.2 Инструкции МПС РФ от 09.07.1998 № ЦЧУ-572 по учету погрузки и выгрузки грузов при перевозках железнодорожным транспортом Российской Федерации указано, что учет погрузки и выгрузки на станциях железных дорог ведется по московскому времени с составлением отчетности на конец отчетных суток. Отчетные сутки установлены с 18 часов 01 минуты одних суток до 18 часов 00 минут следующих суток. Погрузка или выгрузка, законченная ровно в 18 часов 00 минут, относится к отчетным суткам, а начиная с 18 часов 01 минуты - к следующим отчетным суткам.
Пунктом 15 договора № 20 от 15.10.2005 установлены технологические сроки оборота вагонов: на группу до 40 вагонов включительно - 6 часов; на группу свыше 40 вагонов - 9 часов 36 минут.
Принимая изложенное во внимание и учитывая сведения о дате и времени подачи вагонов и завершения грузовой операции, содержащиеся в ведомостях подачи и уборки вагонов № 031246, № 031249, № 031250, № 031258, № 031253, № 031254, № 031255, № 031248, № 031256, № 031249, № 031250, № 031260, № 031262, № 031263, № 031270, № 031272, № 031271, № 031274, № 031254, № 031275, № 031276, № 031277, № 031281, № 031282, арбитражный суд установил, что по учетной карточке № 0014457992/193 количество поданных вагонов составило 1738 полувагонов, количество погруженных с нарушением технологического срока оборота вагонов, после окончания отчетного часа, то есть на следующие сутки - 259 полувагонов.
Учитывая сведения о дате и времени подачи вагонов и завершения грузовой операции, содержащиеся в ведомостях подачи и уборки вагонов № 031307, № 031305, № 031306, № 031327, № 031328, № 031317, № 031329, № 031318, № 031334, № 031321, № 031322, № 031323, арбитражный суд установил, что по учетной карточке № 0014638744/208 количество поданных вагонов составило 1976 полувагонов, количество погруженных с нарушением технологического срока оборота вагонов, после окончания отчетного часа, то есть на следующие сутки - 97 полувагонов.
Указанные ведомости подачи и уборки подписаны уполномоченными представителями ответчика Лошкиной Н.И. по доверенности от 25.12.2007 № 56, Рябцевой Н.И. по доверенности от 26.05.2008 № 24.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что учетной карточкой № 0014457992/193 подтверждается факт подачи вагонов перевозчиком в количестве 1738 полувагонов, факт невыполнения ответчиком заявки в количестве 259 полувагонов (17353 тонн) по вине грузоотправителя (коды 202, 408); учетной карточкой № 0014638744/208 подтверждается факт подачи вагонов перевозчиком в количестве 1976 вагонов, факт невыполнения ответчиком заявки в количестве 97 полувагонов (6504,82 тонн) по вине грузоотправителя (код 202).
Истцом за невыполнение заявок № 0014457992, № 0014638744 начислен сбор по статье 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 112 608 рублей 91 копейки. Проверив расчет суммы сбора, представленный истцом, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправитель должен уплатить перевозчику сбор за непредъявление груза для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах - 0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, сбор - это не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы, следовательно, предъявление суммы сбора с учетом НДС является правомерным, поскольку в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.
Согласно данным, отраженным в учетной карточке № 0014457992/193, сумма сбора составила: 0,04 x 100 рублей x 17353 т = 69412 рублей; 69412 рублей + 12494 рублей 16 копеек (НДС) = 81 906 рублей 16 копеек.
Согласно данным, отраженным в учетной карточке № 0014638744/208, сумма сбора составила: 0,04 x 100 рублей x 6504,82 т = 26 019 рублей 28 копеек; 26019 рублей 28 копеек + 4683 рубля 47 копеек = 30 702 рубля 75 копеек.
Следовательно, истцом верно исчислена сумма сбора в размере 112 608 рублей 91 копейки.
Учитывая, что требование истца о взыскании сбора за непредъявление груза для перевозки подтверждается материалами дела, доказательств уплаты сбора ответчиком не представлено, арбитражный суд признает требование истца о взыскании сбора в размере 112 608 рублей 91 копейки обоснованным.
Таким образом, по результатам рассмотрения спора с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 112 608 рублей 91 копейка.
Государственная пошлина по иску составляет 3 752 рубля 16 копеек.
Истец при подаче иска в арбитражный суд оплатил государственную пошлину в сумме 3 752 рубля 16 копеек по платежному поручению от 25.11.2008 № 616. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 752 рубля 16 копеек подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 166 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Иск удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Разрез Изыхский", п. Белый Яр Алтайского района, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, 112 608 (сто двенадцать тысяч шестьсот восемь) рублей 91 копейку сбора за непредъявление груза, а также 3 752 (три тысячи семьсот пятьдесят два) рубля 16 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
2. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
Е.В.ИЩЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru