Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 20 апреля 2009 г. № 46/03

В целях обеспечении и совершенствования организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области и в соответствии с приказом ФФОМС от 26.05.2008 № 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:
- Положение о порядке контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования в Ярославской области вместе с Перечнем нарушений условий договора и меры экономической ответственности ЛПУ;
- Положение о штатном эксперте территориального фонда ОМС и страховой медицинской организации по контролю объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования (приложение 1);
- Положение о внештатном эксперте качества медицинской помощи при осуществлении ОМС (приложение 2);
- форму акта плановой экспертизы медицинской помощи (приложение 3);
- форму акта медико-экономической экспертизы (приложение 4);
- форму акта целевой медико-экономической экспертизы (приложение 5);
- форму акта целевой экспертизы качества медицинской помощи (приложение 6;
- форму претензии (приложение 7).

2. Страховым медицинским организациям, работающим в системе обязательного медицинского страхования Ярославской области, организовать систему контроля качества медицинской помощи в соответствии с настоящим приказом.

3. Положение о финансовых санкциях, применяемых к медицинским учреждениям за нарушение договорных обязательств по обеспечению объема и качества медицинских услуг в системе ОМС Ярославской области, утвержденное исполнительным директором территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области от 25.08.1999 отменить.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя исполнительного директора В.А. Баунова.

Исполнительный директор
М.А.ПУШКОВ





Утверждаю
Исполнительный директор
территориального фонда ОМС
Ярославской области
М.А.Пушков
20 апреля 2009 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ОБЪЕМОВ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Порядок контроля объемов и качества медицинской помощи разработан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими обязательное медицинское страхование:
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318);
Законом Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, № 27, ст. 920; 1993, № 17, ст. 602; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 10, ст. 1108; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 52 (ч. I), ст. 5037; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3436; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21);
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 48, ст. 4945; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 9, ст. 817);
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 09.04.1992, № 15, ст. 766);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 44, ст. 4198; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3078; 2000, № 2, ст. 246; 2005, № 43, ст. 4398);
типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) 03.10.2003 № 3856/30-3/и (зарегистрированными Минюстом России 24.12.2003, регистрационный № 5359), с изменениями, внесенными приказами ФФОМС от 24.11.2004 № 74 (зарегистрирован Минюстом России 06.12.2004, регистрационный № 6167), от 10.05.2006 № 55 (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2006 № 7946), от 21.03.2007 № 56 (зарегистрирован Минюстом России 18.04.2007, регистрационный № 9295):
приказом ФОМС от 26.05.2008 № 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования" и другими нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения субъектов контроля в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
2. Контроль объемов и качества медицинской помощи проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и направлен на обеспечение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) надлежащего качества в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС и договору на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию, а также обеспечение эффективности и рациональности использования финансовых средств ОМС.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Качество медицинской помощи - свойство процесса оказания медицинской помощи, заключающееся в выборе и выполнении медицинских технологий, направленных на снижение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и/или риска возникновения нового патологического процесса на базе оптимального использования имеющихся ресурсов, при удовлетворении потребителей медицинских услуг.
Медицинская помощь ненадлежащего качества - процесс оказания медицинской помощи, в котором имеются врачебные ошибки, которые способствовали или могли способствовать нарушению медицинских технологий, увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, неоптимального использования ресурсов медицины и неудовлетворенности пациента.
Медико-экономический контроль - исследования случаев оказания медицинской помощи по данным предъявленных реестров счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в медицинских учреждениях гражданам, застрахованным по ОМС.
Медико-экономическая экспертиза - исследование случаев оказания медицинской помощи с целью подтверждения обоснованности объемов медицинских услуг, выставленных к оплате, на их соответствие записям в первичной медицинской и учетно-отчетной документации медицинских организаций по страховым случаям, отобранным в ходе МЭК или по обращениям застрахованных.
Экспертиза качества медицинской помощи - исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи в целях выявления дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного экспертного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи.
Целевая экспертиза - экспертиза случая (случаев) оказания медицинской помощи, проводимая по определенному поводу.
Плановая экспертиза качества - экспертиза случаев оказания медицинской помощи отобранных статистическими способами в объеме, предусмотренном условиями договора.
Тематическая экспертиза - исследование случаев оказания медицинской помощи с целью общей системной оценки качества и объемов медицинской помощи отдельным группам застрахованных, по виду оказанной медицинской помощи, нозологической форме, возрасту и др.
Очная экспертиза качества - исследование случаев оказания медицинской помощи в период получения застрахованным вышеуказанной помощи.
Страховой случай - обращение застрахованного гражданина в учреждение здравоохранения, работающее в системе ОМС, за получением медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС.
Экспертный случай - законченный случай оказания медицинской помощи, являющийся объектом экспертизы КМП.
Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику, лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Субъектами системы контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и медицинские организации, полномочия которых регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.
Территориальный фонд в части организации контроля объемов и качества медицинской помощи в пределах своей компетенции осуществляет:
- формирование системы мер по повышению качества медицинской помощи и эффективности использования финансовых ресурсов ОМС на основе данных экспертной деятельности субъектов контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС;
- координацию взаимодействия в части контроля объемов и качества медицинской помощи субъектов и участников ОМС на территории субъекта Российской Федерации;
- организационно-методическую работу по функционированию системы контроля объемов и качества медицинской помощи и защиты прав застрахованных граждан;
- контроль за соблюдением договорных отношений субъектов ОМС;
- контроль за деятельностью СМО по выполнению функции обеспечения права застрахованных на доступную, качественную медицинскую помощь в рамках программы ОМС, в том числе путем проведения метаэкспертизы;
- формирование и поддержание в актуальном состоянии регистра экспертов качества медицинской помощи;
- анализ жалоб и обращений застрахованных, других представителей субъектов ОМС, результатов контроля объемов и качества медицинской помощи, проводимых СМО и фондом;
- подготовку материалов для принятия соответствующих мер Фондом при нарушениях прав застрахованных граждан медицинскими организациями, СМО;
информирование:
- субъектов ОМС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, а также органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан о результатах контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС;
- населения субъекта Российской Федерации о правах застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- обращение в адрес Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью о применении мер к страховым медицинским организациям в части приостановления (отзыва) лицензии на осуществление обязательного медицинского страхования;
- проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, оказанной гражданам Российской Федерации за пределами территории их страхования.
СМО в части организации контроля объемов и качества медицинской помощи в пределах своей компетенции осуществляет:
- организацию и проведение контроля объемов, сроков и экспертизу качества медицинской и лекарственной помощи, оказанной застрахованным гражданам медицинскими организациями, состоящими со СМО в договорных отношениях;
- контроль соответствия персонифицированных счетов медицинской организации, выставленных к оплате, условиям действующих договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор), заключаемым между СМО и медицинской организацией, территориальной программе ОМС, тарифному соглашению между заинтересованными сторонами, способам и порядку оплаты медицинской помощи;
- организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи в связи с поступившими заявлениями (жалобами) застрахованных, их законных представителей, или страхователей на качество медицинской помощи;
- анализ результатов экспертизы качества медицинской помощи, представленных медицинскими организациями, работающими в системе ОМС;
- предъявление претензий, санкций (в том числе финансовых),исков к медицинским организациям по установленным случаям нарушений прав застрахованных граждан и возмещению ущерба, причиненного застрахованным, возможности применения частичной или полной неоплаты медицинских услуг в случае нарушений условий договора, санкций;
- изучение удовлетворенности застрахованных граждан объемом, доступностью и качеством медицинской помощи;
- обобщение и анализ результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи; предоставление органам управления здравоохранением результатов, выводов и предложений для использования их в системе управления качеством медицинской помощи медицинских организаций;
- информирование застрахованных граждан об их правах на получение медицинской помощи гарантированного объема и качества в системе ОМС;
- представление интересов застрахованных граждан в административных и судебных органах.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Контроль объемов и качества медицинской помощи предусматривает:
- медико-экономический контроль;
- медико-экономическую экспертизу страховых случаев;
- экспертизу качества медицинской помощи.
I. Медико-экономический контроль - проводится с целью установления соответствия предъявленных к оплате счетов договорным обязательствам в системе ОМС, требованиям стандартов, тарифного соглашения, Положения об электронном обмене данными. При осуществлении медико-экономического контроля исследуются случаи оказания медицинской помощи по данным предъявленных реестров счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в медицинских учреждениях гражданам, застрахованным по ОМС, при этом реализуются следующие задачи:
- проверка правильности оформления счетов в соответствии с действующим порядком информационного обмена в системе ОМС;
- идентификация принадлежности застрахованных к конкретной СМО (плательщику);
- проверка правильности кодирования медицинских услуг, их соответствия территориальной программе ОМС, лицензии, специальности врача;
- проверка обоснованности применения тарифов на медицинские услуги, соответствия лицензии, правильности расчета их стоимости в соответствии с действующим тарифным соглашением, способами и порядком оплаты медицинских услуг и действующим договором на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг);
- соответствие оказанных медицинских услуг полу, возрасту пациента, диагнозу, КСГ при данном заболевании;
- анализ экономико-статистической информации;
- достижение результата лечения.
Контроль проводится в автоматизированном режиме и визуально штатными экспертами СМО и ТФОМС. По результатам выносится заключение:
- по оплате счетов и основаниям для их отклонения от оплаты;
- по приостановке оплаты до предоставления дополнительной информации или результатов экспертизы;
- по наложению санкций.
II. Медико-экономическая экспертиза страховых случаев.
Проводится с целью определения соответствия объемов фактически оказанной застрахованному медицинской помощи и включенной в реестр медицинских услуг, представленный на оплату, подтверждения обоснованности объемов медицинских услуг, выставленных к оплате, на их соответствие записям в первичной медицинской и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Медико-экономическая экспертиза страховых случаев проводится в медицинских учреждениях, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.
Медико-экономическую экспертизу проводят штатные эксперты СМО и ТФОМС:
- ТФОМС - при осуществлении межтерриториальных расчетов и в порядке контроля за работой СМО;
- СМО - по случаям оказания помощи гражданам, застрахованным данной СМО. Медико-экономическая экспертиза проводится по фактическим данным, представленным:
- в медицинских документах, содержащих сведения о виде и объеме медицинской помощи (медицинской карте стационарного или амбулаторного больного);
- в реестрах счетов и платежных документах, содержащих сведения о стоимости оказанной медицинской помощи (медицинской услуги), факте, размерах и сроках оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС;
- в документах, подтверждающих факт, размеры и условия оплаты медицинской помощи гражданином: договорах медицинского учреждения и гражданина на предоставление платных медицинских услуг, товарных и кассовых чеках (копии указанных документов эксперт получает от гражданина, обратившегося с письменным заявлением в ТФОМС или СМО).
Медицинские документы для проведения медико-экономической экспертизы штатный эксперт СМО и ТФОМС получает в медицинском учреждении по предварительному запросу и которые может использовать в пределах и за пределами медицинского учреждения.
Методическую основу медико-экономической экспертизы составляет анализ соответствия фактических данных, представленных в медицинских и финансовых документах, нормативам, правилам, стандартам, которые действуют в системе ОМС.
Контроль объема медицинской помощи по страховому случаю осуществляется путем сопоставления фактических данных о предоставленных пациенту медицинских услугах с отраслевыми и территориальными стандартами медицинской помощи, медико-экономическими стандартами.
Медико-экономическая экспертиза осуществляется штатными экспертами СМО и ТФОМС путем анализа первичной медицинской (медицинская карта амбулаторного больного, медицинская карта стационарного больного, история родов, история развития ребенка) и учетно-отчетной документации (статистические талоны, журналы учета и др.) медицинских организаций по страховым случаям, отобранным в ходе медико-экономического контроля.
По результатам медико-экономической экспертизы эксперт дает заключение по следующим вопросам:
- о соответствии/несоответствии оказанной медицинской помощи порядку ее оказания и оплаты, действующим в системе ОМС;
- о предоставлении/непредоставлении гражданину медицинской помощи гарантированного в условиях ОМС объема;
- о соответствии/несоответствии примененного тарифа виду и объему оказанной медицинской помощи;
- о соответствии/несоответствии объемов медицинских услуг установленным федеральным стандартам;
- о наличии или отсутствии необоснованного завышения объема и стоимости услуг(необоснованное количество услуг, удлинение сроков лечения);
- о выставлении счета за неоказанные медицинские услуги (не подтвержденные первичной медицинской документацией);
- о наличии дефектов оформления и ведения первичной документации или ее отсутствии;
- о наличии/отсутствии оснований для отказа в оплате или изменения размера оплаты за страховой случай в соответствии с установленным в системе ОМС порядком, о применении финансовых санкций.
Итоговым документом медико-экономической экспертизы является акт установленной формы (приложения 4 - 5).
В акте отражаются выявленные нарушения: необоснованное завышение объема и стоимости услуг (необоснованное удлинение сроков лечения, завышение количества услуг, посещений, койко-дней, пациенто-дней), выставление счета за неоказанные медицинские услуги (включение в счет-фактуру и реестр фактически невыполненных посещений, койко-дней, пациенто-дней, не подтвержденных первичной медицинской документацией), отсутствие первичной документации без уважительных причин, дефекты оформления первичной документации, приведшие к невозможности оценить динамику состояния пациента, объем и характер медицинской помощи и другие нарушения.
Результаты медико-экономической экспертизы являются основанием для действий, направленных на:
- защиту и обеспечение прав застрахованных граждан на получение медицинской помощи гарантированного объема в медицинских учреждениях системы ОМС;
- изменение размеров оплаты страхового случая;
- организацию экспертизы КМП;
- совершенствование и развитие системы ОМС.
Медико-экономическая экспертиза отдельных страховых случаев по обращениям пациентов назначается для оценки:
- наличия объективных причин для неудовлетворенности пациента объемом, условиями предоставления и оплаты медицинской помощи в условиях ОМС;
- соблюдения медицинским учреждением системы ОМС порядка оказания медицинской помощи, правил предоставления платных медицинских услуг гражданину, соблюдения принятых стандартов.
Результаты медико-экономической экспертизы по отдельным случаям являются основанием для действий:
- по защите прав застрахованных граждан на получение медицинской помощи гарантированного объема в медицинских учреждениях системы ОМС;
- по изменению размера оплаты медицинской помощи (медицинских услуг) в соответствии с действующими нормативными документами системы ОМС;
- применения финансовых санкций;
- по составлению мотивированного ответа заявителю;
- по принятию решений о направлении результатов медико-экономической экспертизы в органы управления здравоохранением;
- по организации экспертизы КМП.
Медико-экономическая экспертиза по жалобе застрахованного гражданина, получившего лечение в медицинском учреждении системы ОМС, проводится вне зависимости от того, был ли выставлен и оплачен счет в системе ОМС.
Сроки проведения медико-экономической экспертизы и направления мотивированного ответа заявителю должны соответствовать требованиям законодательства.
Количество медико-экономических экспертиз определяется количеством обращений граждан, требующих ее назначения, необходимостью экспертизы страховых случаев, условиями договора ТФОМС и страховых медицинских организаций.
III. Экспертиза качества медицинской помощи (далее - ЭКМП) проводится с использованием стандартов (клинических протоколов, протоколов ведения больных) штатным или внештатным экспертом качества медицинской помощи в целях выявления дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного экспертного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи.
ЭКМП может осуществляться в виде:
- целевой экспертизы качества,
- плановой, в том числе тематической, экспертизы качества.
Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в сроки, согласованные с руководителем медицинской организации по определенному поводу и в случаях:
- поступления письменных обращений застрахованного, его родственников, законного представителя или страхователя на качество медицинской помощи в медицинской организации;
- запросов правоохранительных органов;
- необходимости подтверждения надлежащего качества медицинской помощи по случаям, отобранным при медико-экономическом контроле и/или медико-экономической экспертизе;
- внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- летальных исходов при оказании медицинской помощи;
- первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
- повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение месяца или с периодом госпитализации через 1 - 3 дня после выписки из стационара;
- заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения.
Плановая экспертиза качества медицинской помощи является экспертиза определенной совокупности случаев медицинской помощи, в том числе отобранных статистическими способами или по результатам медико-экономического контроля и/или медико-экономической экспертизы.
Плановая экспертиза КМП осуществляется штатными и/или внештатными экспертами качества медицинской помощи страховщиков и ТФОМС. Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится не реже 1 раза в год в каждом медицинском учреждении, с которым заключен договор у страховой медицинской организации.
Объем проверок каждой СМО определяется условиями договора между территориальным фондом и СМО.
Тематическая экспертиза проводится в плановом порядке в отношении определенной совокупности случаев медицинской помощи, отобранных по тематическим признакам или методами случайной выборки в каждой медицинской организации, не реже 1 раза в течение календарного года в сроки, определенные согласованным для данной медицинской организации планом проверок. Тематическая экспертиза проводится с целью общей системной оценки оказания качества и объемов медицинской помощи отдельным группам застрахованных, по виду оказанной медицинской помощи, нозологической форме, возрасту, социальному положению, уровню медицинской организации и др.
Плановая экспертиза КМП может дополняться социологическими исследованиями (анкетированием), позволяющими определять массовость явлений, отразившихся в жалобах застрахованных граждан, и степень их удовлетворенности организацией и качеством оказываемой медицинской помощи.
При проведении целевой или плановой экспертизы по согласованию с администрацией медицинской организации, а в случае отсутствия руководителя - с ответственным дежурным по организации экспертом качества медицинской помощи может проводиться обход подразделений медицинской организации с целью контроля проводимого лечения и обследования пациентов (очная экспертиза), а также может осуществляться контроль условий оказания медицинской помощи и анкетирование.
Очная экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью экспертной оценки своевременности и обоснованности госпитализации, оценки объема и качества оказываемой медицинской помощи в период получения застрахованным медицинской помощи, в том числе по инициативе застрахованного.
Очная экспертиза осуществляется штатными и внештатными экспертами качества медицинской помощи СМО и ТФОМС.
Поводом для проведения очной экспертизы могут быть:
- обращение пациента или его законного представителя на необоснованное ограничение доступности медицинской помощи, на некачественное оказание медицинской помощи, в том числе отсутствие медикаментов на этапе лечения, грубость персонала и неудовлетворенность условиями оказания медицинской помощи в ЛПУ;
- необходимость подтверждения обоснованности госпитализации;
- необходимость оценки объема и качества оказываемой медицинской помощи в период нахождения застрахованного на лечении в медицинской организации.
При проведении очной экспертизы осуществляется осмотр пациента (только внештатным экспертом по своей специальности), по первичным медицинским документам (медицинская карта стационарного больного, медицинская карта амбулаторного больного) анализируется объем обследования и назначений. Выявленные дефекты и нарушения обсуждаются с лечащими врачами, заведующим отделением и доводятся до сведения руководителя медицинской организации. В период проведения очной экспертизы проводится беседа с пациентами для выявления удовлетворенности их оказываемой медицинской помощью, осуществляется консультация пациентов по вопросам ОМС и защиты прав застрахованных.
Основными целями и задачами очной экспертизы являются своевременное устранение имеющихся дефектов и нарушений в оказании медицинской помощи застрахованным гражданам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду приложения 3 и 6 настоящего документа, а не настоящего Положения.

Результаты целевой и плановой экспертизы в течение 10 дней оформляются актами, предусмотренными приложениями 3 и 6 настоящего Положения, с подробным изложением сути дефекта и экспертного заключения. В акте обязательно отражаются проверенные случаи медицинской помощи и выявленные дефекты с указанием пунктов Перечня нарушений условий договора и мер экономической ответственности ЛПУ: наличие случаев ненадлежащего качества медицинской помощи, необоснованная или непрофильная госпитализация, необоснованное ограничение доступности медицинской помощи, повторное обоснованное обращение пациента, нарушение преемственности между различными этапами оказания медицинской помощи, нарушение условий пребывания пациента в ЛПУ, взимание платы за предоставленную медицинскую помощь по территориальной программе ОМС и др.
СМО должна вести учет всех актов экспертного контроля и экспертизы. Роль учетно-отчетных документов выполняют сводный реестр актов медико-экономического контроля, сводный реестр актов медико-экономической экспертизы, сводный реестр актов экспертизы качества медицинской помощи, которые ежемесячно в установленные сроки представляются в территориальный фонд в бумажном и электронном виде.
Для контроля объективности заключения эксперта качества медицинской помощи, для разрешения спорных вопросов при несогласии медицинского учреждения с выводами экспертов СМО, а также в порядке организационно-методического руководства экспертной работой страховщиков ТФОМС осуществляется контроль за выполнением СМО обязанности контролировать объемы, стоимость и качество медицинской помощи, в том числе путем проведения повторного контроля реестров счетов и метаэкспертизы.
Метаэкспертизой является повторное исследование КМП, выполняемое тем же методом, но другим специалистом.
Задачами метаэкспертизы являются:
- повышение объективности оценки объемов и качества медицинской помощи;
- выработка согласованного экспертного заключения;
- принятия единого решения об объемах и качестве медицинской помощи по конкретным случаям оказания медицинских услуг.
Медицинская организация извещается о подготовке требуемой медицинской документации за 7 рабочих дней.
Количество случаев, подвергаемых метаэкспертизе, определяется наличием конкретных поводов и в течение года не лимитируется.
Экспертное заключение должно включать в себя:
- вводную часть, содержащую решение о назначении экспертизы, сведения о месте, времени, целях экспертизы; должно быть указано наименование организации, проводившей экспертизу, Ф.И.О. организатора экспертизы и врача-эксперта (врачей-экспертов), наименование лечебного учреждения; сведения о виде экспертизы, экспертных задачах, информационных источниках;
- исследовательскую часть, освещающую факты, объекты, явления, подвергшиеся исследованию, используемые методы, технические приемы, результаты и оценку проведенных исследований;
- заключительную часть, представляющую собой выводы в форме ответов на поставленные вопросы, базирующиеся на исследовательской части заключения, с указанием причин врачебных ошибок и рекомендациями по их устранению.
Экспертное заключение составляется врачом-экспертом (врачами-экспертами) в двух экземплярах, подписывается врачом-экспертом (врачами-экспертами) и визируется руководителем ЛПУ или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр остается в ТФОМС или СМО, второй экземпляр передается в медицинское учреждение.
Технология экспертизы качества медицинской помощи основана на оценке процесса ее оказания, сравнения со стандартами медицинской помощи (клиническими протоколами, протоколами ведения больных) с использованием современных знаний и клинического опыта эксперта. При этом штатный эксперт СМО и ТФОМС не дает заключения о тактике лечебно-диагностического процесса и при возникновении сомнений в правильности лечения, а также в целях выявления врачебных ошибок, оценки их влияния на достижение результата медицинской помощи обязан привлечь к экспертизе внештатного врача-эксперта соответствующей специальности.
Для проведения экспертизы эксперт обязан вместе с предписанием на проведение экспертизы предъявить руководству медицинского учреждения удостоверение эксперта и вкладыш к служебному удостоверению о праве на доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну.
На время проведения экспертной проверки медицинское учреждение обязано предоставить эксперту всю необходимую документацию, включая первичную медицинскую документацию (медицинскую карту амбулаторного больного, медицинскую карту стационарного больного, историю родов, историю развития ребенка), журнал учета оказания платных медицинских услуг, учетно-отчетную и др.) и результаты ведомственной экспертизы.
Задержка медицинским учреждением в предоставлении документации без уважительных причин, превышающая 10 дней (для умерших - 30 дней) с момента получения запроса, влечет за собой уменьшение размеров оплаты медицинских услуг. При этом уважительными причинами являются передача документа в правоохранительные органы и другие уполномоченные организации в соответствии с действующим законодательством при соответствующем оформлении или физическая утрата документа при объективных чрезвычайных обстоятельствах.
В процессе экспертизы эксперт не имеет права нарушать порядок основной деятельности персонала медицинского учреждения и создавать ей помехи.
Для повышения эффективности экспертной деятельности ТФОМС формирует регистр внештатных врачей-экспертов качества медицинской помощи (далее - Регистр), утверждаемый ТФОМС и департаментом здравоохранения и фармации.
В случае отсутствия в Регистре врачей-экспертов по некоторым медицинским специальностям в индивидуальном порядке могут привлекаться врачи - заведующие отделениями, главные штатные или внештатные специалисты.
Для проведения независимой экспертизы могут привлекаться врачи-эксперты (клиницисты) из других регионов Российской Федерации.
Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в целях соблюдения конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, участники контроля объемов и качества медицинской помощи руководствуются приказом Федерального фонда ОМС от 25.03.1998 № 30 "О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну". Сотрудникам ТФОМС и СМО, а также внештатным экспертам КМП, пользующимся в силу своих служебных и профессиональных обязанностей медицинской документацией, оформляется соответствующий допуск к сведениям, составляющим врачебную тайну, и выдается вкладыш к служебному удостоверению.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Территориальный фонд ОМС координирует планы экспертной деятельности СМО для решения задач по обеспечению застрахованных граждан медицинской помощью гарантированного в условиях ОМС объема и качества, оптимизации расходования финансовых средств ОМС; осуществляют сбор, обобщение и анализ данных об организации и результатах медико-экономической экспертизы, а СМО, соответственно, регулярно предоставляют в ТФОМС отчетные данные по результатам экспертизы по формам отчетности, утвержденным Федеральным фондом ОМС и ТФОМС.
Взаимодействуя с органами управления здравоохранением, ТФОМС и СМО предоставляют информацию о результатах проводимого контроля в системе ОМС и о случаях нарушения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий.
Для повышения эффективности экспертной деятельности в субъектах Российской Федерации территориальными фондами обязательного медицинского страхования по согласованию с органами управления здравоохранением формируется регистр внештатных врачей-экспертов (медицинских экспертов).
По истечении каждого полугодия органом управления здравоохранением и территориальным фондом ОМС совместно со страховщиками и медицинскими учреждениями проводится анализ причин, вызвавших снижение качества медицинской помощи, и разрабатывается план совместных мероприятий по устранению причин оказания медицинской помощи ненадлежащего качества по каждому медицинскому учреждению.
В процессе совместной деятельности, предусмотренной договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, стороны договора должны обеспечить исчерпывающую взаимную информацию о результатах ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи. Для этого предусматривается, чтобы выставленные к оплате реестры пролеченных больных содержали результаты ведомственного контроля качества медицинской помощи. В случае согласия с ними субъекты вневедомственного контроля качества медицинской помощи могут принимать необходимые решения или соответствующие меры, в том числе уменьшение оплаты по конкретному случаю оказания медицинских услуг, без проведения дополнительной экспертизы. При этом обязательными остаются плановая (тематическая) экспертиза, проводимая страховщиками и территориальным фондом обязательного медицинского страхования, а также целевая экспертиза качества медицинской помощи.

ПОРЯДОК ЧАСТИЧНОЙ ИЛИ ПОЛНОЙ НЕОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

1. При выявлении нарушений медицинской организацией договорных обязательств в отношении объемов, качества и условий оказания медицинской помощи применяются финансовые санкции в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации, а также условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.
2. При наличии в одном и том же случае оказания медицинской помощи двух и более оснований (дефектов) для частичной или полной неоплаты медицинских услуг и наложения иных финансовых санкций применяется только одно наиболее существенное (влекущее больший размер недоплаты), т.е. суммирование размера недоплаты по каждому случаю медицинской помощи не производится.
3. Частичная или полная неоплата СМО медицинских услуг, а также применение к медицинским организациям иных финансовых санкций не освобождает медицинские организации от возмещения гражданину, застрахованному по ОМС, причиненного материального и (или) морального вреда в установленном действующим законодательством порядке.
4. При несогласии с результатами медико-экономической экспертизы или экспертизы качества медицинской помощи, представленными в актах, администрация медицинской организации вправе в течение 10 дней с момента получения копии акта направить в адрес соответствующей СМО обоснованные факты несогласия в письменной форме (бланк претензии - приложение 7). СМО должна рассмотреть эти обоснования в течение 10 дней с момента получения. При недостижении согласия между медицинской организацией и СМО администрация медицинской организации имеет право привлечь не зависимого по отношению к ней и СМО эксперта для разрешения спора или обжаловать решение СМО в специально создаваемой по соглашению сторон комиссии ТФОМС, уполномоченной для рассмотрения разногласий, возникающих при оплате медицинских услуг по ОМС.
5. При недостижении соглашения путем переговоров, при несогласии одной или обеих сторон с решением инстанции, уполномоченной для рассмотрения разногласий, споры, связанные с обоснованностью частичной или полной неоплаты медицинских услуг и применением финансовых санкций, разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
6. Недоплаты медицинским учреждениям, а также суммы финансовых санкций, размер которых соотносится со "стоимостью данного случая медицинской помощи", предполагают расчет:
а) в медицинских учреждениях, финансируемых "за законченный случай", исходя из полной цены законченного случая, полученной на основании действующих тарифов (в стационаре - с учетом пребывания в отделении реанимации, анестезиологических пособий, параклинических услуг);
б) в медицинских учреждениях, финансируемых "за отдельные услуги" (оплата койко-дней, посещений, параклинических услуг по отдельным тарифам), исходя из суммарной цены всех медицинских услуг (всех койко-дней, посещений и услуг), выполненных в связи с данным случаем медицинской помощи.
7. Средства, остающиеся в СМО от частичной, полной неоплаты счетов, а также от применения финансовых санкций при проведении медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, используются страховыми медицинскими организациями в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 31.08.2007 № 181. Средства, остающиеся в территориальном фонде ОМС от применения санкций или неоплаты медицинских услуг при оказании медицинской помощи застрахованным гражданам других субъектов РФ, используются для последующей оплаты поступающих из медицинских учреждений счетов.

ПЕРЕЧЕНЬ
НАРУШЕНИЙ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА И МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛПУ

+-----+---------------------------------+----------------+----------------+
¦  №  ¦  Перечень дефектов, нарушений   ¦Размер снижения ¦    Размер      ¦
¦ п/п ¦                                 ¦     оплаты     ¦  финансовых    ¦
¦     ¦                                 ¦                ¦    санкций     ¦
+-----+---------------------------------+----------------+----------------+
¦ 1   ¦                2                ¦       3        ¦       4        ¦
+-----+---------------------------------+----------------+----------------+
¦1    ¦Ограничение доступности медицинских услуг для пациентов:           ¦
+-----+---------------------------------+----------------+----------------+
¦1.1  ¦Взимание платы с застрахованного ¦100% полной     ¦                ¦
¦     ¦или страхователя за медицинские  ¦стоимости       ¦                ¦
¦     ¦услуги по обязательному          ¦случая,         ¦                ¦
¦     ¦медицинскому страхованию, счет за¦выставляемого на¦                ¦
¦     ¦которые одновременно выставлен   ¦оплату, что не  ¦                ¦
¦     ¦страховщику                      ¦освобождает от  ¦                ¦
¦     ¦                                 ¦возврата        ¦                ¦
¦     ¦                                 ¦затраченной     ¦                ¦
¦     ¦                                 ¦суммы           ¦                ¦
¦     ¦                                 ¦застрахованному ¦                ¦
¦     ¦                                 ¦(страхователю)  ¦                ¦
+-----+---------------------------------+----------------+----------------+
¦1.2  ¦Необоснованный отказ             ¦                ¦10 минимальных  ¦
¦     ¦медучреждения в представлении    ¦                ¦размеров оплаты ¦
¦     ¦гражданину медицинских услуг,    ¦                ¦труда           ¦
¦     ¦предусмотренных программой ОМС и ¦                ¦                ¦
¦     ¦лицензией учреждения             ¦                ¦                ¦
+-----+---------------------------------+----------------+----------------+
¦1.3  ¦Оплата из личных средств         ¦100% суммы,     ¦10% полной      ¦
¦     ¦застрахованного назначенных ему  ¦затраченной     ¦стоимости       ¦
¦     ¦исследований (лабораторных,      ¦застрахованным  ¦случая,         ¦
¦     ¦функциональных, лучевых и т.д.), ¦                ¦выставляемого на¦
¦     ¦манипуляций, физиолечения и      ¦                ¦оплату          ¦
¦     ¦других медицинских услуг,        ¦                ¦                ¦
¦     ¦включенных в территориальную     ¦                ¦                ¦
¦     ¦программу ОМС, выявленная в ходе ¦                ¦                ¦
¦     ¦целевой экспертизы по жалобе     ¦                ¦                ¦
¦     ¦застрахованного, в т.ч.          ¦                ¦                ¦
¦     ¦исследований и манипуляций,      ¦                ¦                ¦
¦     ¦проведенных пациентам,           ¦                ¦                ¦
¦     ¦направленным другими ЛПУ в       ¦                ¦                ¦
¦     ¦установленном порядке            ¦                ¦                ¦

]]>
Подпись врача-эксперта                            Подпись руководителя ЛПУ,
                                                     печать ЛПУ





Приложение 4
к приказу
территориального фонда ОМС
Ярославской области
от 20.04.2009 № 46/03

"____" ___________ 200 ____ г.                                   № ________

                                    АКТ
                      медико-экономической экспертизы
          в ____________________________________________________
            (№ и название медицинского учреждения, город, район)

Организация, проводившая проверку (СМО, ТФОМС и др.) ______________________

Ф.И.О. врача- эксперта _________________    № удостоверения _______________

Счет № _________ от _________ 200 ___ г.   Вид помощи: ____________________

Проверяемый период: с _________________    по _____________________________

Сроки проведения экспертизы: с ________    по _____________________________

                   Выявленные дефекты и размер недоплаты

+---+--------+------------------+------------+-------+---------+----------+
¦ № ¦ Ф.И.О. ¦     Источник     ¦ Дефектура  ¦  Код  ¦Стоимость¦  Размер  ¦
¦п/п¦пациента¦    информации    ¦            ¦дефекта¦   мед.  ¦недоплаты,¦
¦   ¦        ¦(вид, № документа)¦            ¦       ¦  услуги ¦ санкций  ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦ в % и в  ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦  рублях  ¦
+---+--------+------------------+------------+-------+---------+----------+
¦ 1 ¦   2    ¦        3         ¦      4     ¦   5   ¦    6    ¦     7    ¦
+---+--------+------------------+------------+-------+---------+----------+
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦          ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦          ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦          ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦          ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦          ¦
¦   ¦        ¦                  ¦            ¦       ¦         ¦          ¦
+---+--------+------------------+------------+-------+---------+----------+

Всего проверено страховых случаев _________________________________________

Из них признаны дефектными ________________________________________________

Недоплата производится по _________ случаям на сумму ______________________

Гл. врач ___________________             Эксперт ___________________/Ф.И.О.
         ___________________                     ___________________
              (подпись)                              (подпись)
"___" ________________ 200__ г.             "___" ________________ 200__ г.





Приложение 5
к приказу
территориального фонда ОМС
Ярославской области
от 20.04.2009 № 46/03

                            АКТ № ____________
                  целевой медико-экономической экспертизы

Дата проведения целевой экспертизы "____" _____________ 20   год.
Целевая экспертиза проведена врачом-экспертом _____________________________

___________________________________________________________________________
                  (наименование направившей СМО, КТФОМС)

проведена  целевая  медико-экономическая  экспертиза   медицинской   помощи
застрахованному (Ф.И.О. пациента) _________________________________________
Адрес: ____________________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________

Страховой полис: __________________________________________________________

Место оказания медицинской помощи (наименование ЛПУ, отделение)
___________________________________________________________________________

№ истории болезни ______________________________

Дата оказания медицинской помощи с __________ 200  г. по __________ 200  г.

Диагноз __________________________________

Код по МКБ-10 _____________________________________________________________

В результате проверки установлено _________________________________________

Выводы: ___________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________________

Врач-эксперт СМО (ТФОМС) _________________   ____________________
                           личная подпись          Ф.И.О.

Эксперт ЛПУ              _________________   ____________________
                           личная подпись          Ф.И.О.

С актом ознакомлен:
Руководитель (заместитель руководителя)
медицинской организации  _________________   ____________________
                           личная подпись          Ф.И.О.

МП                                  Дата "_____" _____________ 20    год.

Срок согласования акта - 10 дней  с  момента  представления  в  медицинскую
организацию.





Приложение 6
к приказу
территориального фонда ОМС
Ярославской области
от 20.04.2009 № 46/03

                                    АКТ
              ЦЕЛЕВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

"___" _________ 200  г.

Врачом-экспертом __________________________________________________________
(Ф.И.О. эксперта) по поручению ____________________________________________
                                (наименование направившей организации)

Экспертное поручение № ____________________________________________________
в связи с _________________________________________________________________
                 (повод для проверки - жалоба, претензия и т.д.)
произведена целевая экспертная проверка с целью  выявления  нарушений  прав
застрахованного ___________________________________________________________
                                          (Ф.И.О.)

проживающего по адресу ____________________________________________________
Место работы ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Страховой полис __________________ ________________________________________
                                       (серия, номер)
Оказана экстренная, плановая (нужное подчеркнуть) медицинская помощь
Место оказания медицинской помощи
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
                       (наименование ЛПУ, отделения)

Кем направлен пациент _____________________________________________________
Ф.И.О. лечащего врача
___________________________________________________________________________
Медицинская документация (история болезни, амбулаторная карта)
№ ___________

Дата оказания медицинской помощи:
с "____" _____________ 200   г. по "_____" _________________ 200   г.
Стоимость лечения по счету №    от      , предъявленному ТФОМС (СМО) ______

                                Диагноз ЛПУ

Основной ___________________________________________________ код МКБ ______

Осложнения _________________________________________________ код МКБ ______

Сопутствующий ______________________________________________ код МКБ ______

Этапы лечебно-диагностического
процесса __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Исход (результат) лечения _________________________________________________

                          ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Выявленные дефекты
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Экспертные выводы
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Экспертные рекомендации
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________

По итогам проверки проведен разбор данного случая с руководством ЛПУ.

    Подпись врача-эксперта СМО (ТФОМС) ____________________________________

    Подпись эксперта ЛПУ __________________________________________________

    С актом экспертизы ознакомлен _________________________________________
                                      (подпись главного врача или его
                                               заместителя)





Приложение 7
к приказу
территориального фонда ОМС
Ярославской области
от 20.04.2009 № 46/03

                                 ПРЕТЕНЗИЯ

Считаю  необоснованными  финансовые  санкции,  наложенные  врачом-экспертом
страховой медицинской организации
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________
согласно акту экспертного контроля № ________ от "____" _________ 199  года
врача-эксперта ____________________________________________________________
                (фамилия, имя, отчество и № удостоверения врача-эксперта)

в следующих случаях:

+---+-------------+------------------+-----------------+------------------+
¦ № ¦      №      ¦  Фамилия, имя,   ¦      Сумма      ¦   Обоснование    ¦
¦п/п¦  согласно   ¦     отчество     ¦     санкций     ¦    несогласия    ¦
¦   ¦    акту     ¦     пациента     ¦                 ¦                  ¦
+---+-------------+------------------+-----------------+------------------+
¦ 1 ¦      2      ¦        3         ¦        4        ¦        5         ¦
+---+-------------+------------------+-----------------+------------------+
¦   ¦             ¦                  ¦                 ¦                  ¦
+---+-------------+------------------+-----------------+------------------+
¦   ¦             ¦                  ¦                 ¦                  ¦
+---+-------------+------------------+-----------------+------------------+

Подпись главного врача
"_____" ______________________ 2009 года

Примечание. В случае необходимости к претензии должна быть приложена текстовая часть.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru