Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


14 мая 2008 годаN 149-р



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ КАЛМЫКИИ" НА 2009-2011 ГОДЫ

(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)

В целях создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, нуждающихся в государственной поддержке:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы (далее - Программа), включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, государственными заказчиками - Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета в сумме 37320,0 тысяч рублей.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия разработать проект Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Республики Калмыкия.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В.СЕНГЛЕЕВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 14 мая 2008 г. № 149-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ КАЛМЫКИИ" НА 2009-2011 ГОДЫ

(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Республики Калмыкия

В Республике Калмыкия на 01.01.2008 года проживает 72805 детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Названные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семьи и общество.
В республике продолжают снижаться численность и доля детей в общей структуре населения. По сравнению с 2003 годом число детей от 0 до 17 лет сократилось на 13,6% (10254) и составило в 2007 году 72805 человек. Доля детей в общей структуре населения сократилась с 28,6% до 26,2%.
К 2010 году произойдет прогнозное уменьшение численности детей по сравнению с 2003 годом на 16366 человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения.
Следует отметить, что сохраняются тенденции изменений здоровья детей и подростков. По-прежнему растет число новорожденных (с массой тела большее 1000 граммов), которые рождаются больными или заболели в начальном периоде жизни. В 2006 году родилось больными и заболело 50,3% от общего числа живорожденных (в 2000 г. - 43,6%).
Сохраняется крайне тревожная тенденция роста заболеваемости туберкулезом. Число больных детей (в возрасте 7-14 лет) активным туберкулезом в 2006 г. с первые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза - 31 чел., в 2000 г. - 20 чел., подростков (в возрасте 15-17 лет) - 13 чел. (в 2000 г. - 18 чел.).
Необходимо отметить, что среди детей и подростков Республики Калмыкия отмечается диагностика "недетских" заболеваний, таких как сифилис, алкоголизм и наркомания.
Продолжает расти число болезней, передаваемых половым путем, в частности сифилисом. В 2006 г. по сравнению с 2000 г. больных детей с впервые в жизни установленным диагнозом сифилис возросло в 2,7 раза, а подростков, больных сифилисом уменьшилось на 22 человека, гонореей - на 47 чел.
Алкоголизму и алкогольному психозу, до некоторой степени, способствует размах торговли спиртными напитками. Число больных детей с впервые установленным диагнозом психического расстройства, находящихся под диспансерным наблюдением и получающих консультативно-лечебную помощь (включая больных алкогольным психозом, алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией) в 2006 г. подростков составило 125 чел. (в 2000 г. - 115 чел.). Состоящих на учете детей больных с психическими расстройствами в 2006 г. составило 1207 чел. (в 2000 г. - 1141 чел.), подростков - 779 чел. (в 2000 г. - 651 чел.).
Кроме того, взято детей под наблюдение с диагнозом, установленным впервые в жизни в течение 2006 года на профилактический учет в связи со злоупотреблением алкоголя 8 чел. (в 2000 г. - 24 чел.), подростков - 273 чел. (в 2000 г. - 626 чел.). Среди подростков в связи со злоупотреблением наркотических веществ - 12 чел. (в 2000 г. - 22 чел.) в связи со злоупотреблением ненаркотических веществ - 6 чел. (в 2000 г. - 6 чел.)
Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение).
Уровень материнской смертности является основным интегрированным показателем, характеризующим качество оказания медицинской помощи детям и женщинам. Динамика роста материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми составляет 1,1 за период 2003-2006 гг.
Таким образом, дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и в реализации права на развитие их природных задатков, адресной поддержке со стороны государства.
Приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Республике Калмыкия:
- охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит к их ранней криминализации.
Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остаются в числе главных задач деятельности органов исполнительной власти республики.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации 2008 года сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми, на материальное стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на разработку механизма, позволяющего сократить число детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Республиканская целевая программа "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы (далее - Программа) призвана обеспечить качественный комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению неблагополучия семей с детьми.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Отличие Программы от ранее действовавших республиканских программ будет состоять в следующем:
- ориентированность на поддержку и развитие детей, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь с детьми-инвалидами, применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;
- направленность выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями Программы.

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом

Предыдущие республиканские программы, направленные на улучшение положения детей в Республике Калмыкия, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем детей, возникших в новых социально-экономических условиях.
Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на федеральном, так и на республиканском уровнях.
В результате выполнения республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 14,2 на 1000 родившихся в 2003 году до 13,9 в 2006 году), снижение инвалидности среди детей на 5,3% (в 2003 г. - 320,3, в 2006 г. - 312,6 на 10 тыс. детского населения), укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных 1 женщиной за свою жизнь) в 2006 г. составил 1,689 против 1,547 (2000 г.). В 2007 г. в республике отмечено увеличение числа родившихся на 33,6%.
По сравнению с 2003 годом в 2006 году число детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, сократилось на 152 человека (в 2006 г. - 15003 чел.). В 2007 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 11265 семей, в том числе 734 семьи с детьми-инвалидами, что на 32% выше уровня 2003 года.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы укреплена материально-техническая база 11 учреждений социального обслуживания семьи и детей, 2 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, специализированного учреждения для несовершеннолетних ГУ "Социальный приют для детей и подростков", ГСУСО "Элистинский дом-интернат для умственно отсталых детей" (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным лечебно-профилактическим, реабилитационным, компьютерным, технологическим и бытовым оборудованием) на 5059,8 тыс. руб., проведены капитальные ремонты в учреждениях социального обслуживания: ГСУСО "Элистинский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГУ "Социальный приют для детей и подростков", МУ "Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов" на сумму 2105,8 тыс. рублей.
Одаренным детям ежегодно выплачивались до 276 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 15 республиканских предметных олимпиад для детей с целью выявления юных талантов.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы по улучшению положения детей в республике, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в республике, говорит о необходимости их решения только программным методом. В 2006 г. были впервые признаны инвалидами 442 детей и подростков, против 220 в 2000 г. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усилия профилактической направленности.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Планируемые программные мероприятия должны быть направлены на повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку.
Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие нерешенных в рамках предыдущих программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования Программы обусловлена рядом объективных причин:
- многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей;
- необходимостью разработки и реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.

III. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов исполнительной власти Республики Калмыкия в реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Реализация программных мероприятий требует консолидации сил всего общества.
Отсутствие республиканской целевой программы в сфере механизмов реализации социальной политики в интересах не позволит обеспечить комплексное решение проблем детей и семей с детьми.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:
разрозненные усилия органов исполнительной власти Республики Калмыкия, снижение их ответственности, несистемное решение задач в этой области;
слабое участие внебюджетных источников в решении проблем детей;
прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;
увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в интернатных учреждениях;
ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество.
Отказ от программно-целевого метода в решении проблемы обеспечения дородовой и послеродовой диагностики врожденных пороков развития, проведения функциональных методов обследования беременных женщин в необходимом объеме может привести к увеличению численности детей, имеющих нарушения здоровья, в том числе с тяжелыми врожденными аномалиями и пороками развития, что повысит затраты на оказание реанимационной помощи новорожденным и дорогостоящих видов медицинской помощи детям раннего возраста.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит на должном уровне обеспечить их выявление, поддержку, оказание этим детям необходимой профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития, особенно для детей, проживающих в сельской местности.
Кроме того, выстроенная в рамках подпрограммы "Одаренные дети" система проведения всероссийских мероприятий с детьми с целью выявления юных талантов предполагает включение в социально значимую деятельность детей и подростков на всех уровнях, что обеспечивает их занятость в свободное от учебы время и является эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Отказ от программно-целевого подхода также не позволит обеспечить комплексное решение по созданию условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и развитию новых форм профилактической работы с семьей и детьми.
Отсутствие программы повлечет за собой снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, что приведет к сокращению числа детей, лишенных родительского попечения, передаваемых в семьи. Показатель устройства в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, останется на уровне 2006 года, в пределах 80%, и не позволит реализовать положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года.
В случае отсутствия Программы число детей-инвалидов может увеличиться к 2010 году на 5%, число семей с детьми-инвалидами, получающих комплексную реабилитацию и помощь в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями уменьшится на 10-15%, а также предоставляемые реабилитационные услуги позволят снять в дальнейшем ограничения жизнедеятельности лишь с 5% детей-инвалидов.

IV. Возможные пути (способы) решения проблемы
на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов,
преимуществ и рисков

Программа является важным элементом государственной социальной политики по улучшению положения детей в республике и действенным механизмом решения проблем детства.
Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации в республике, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.
Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем, больше всего отражающихся на семейном благополучии, что приведет к росту социального сиротства, росту численности безнадзорных детей.
Проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов могут быть решены только последовательными комплексными усилиями органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления в координации с общественными организациями. Недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости матерей ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов.
Снижение объемов и качества перинатальной помощи в целях профилактики врожденных и наследственных болезней могут привести к увеличению рождаемости детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, к поздней диагностике и хронизации заболеваний.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня функционирования системы социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения и образования.
Благополучие детей определяет будущее республики. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста в будущем масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, роста социальной напряженности и риска социальной стабильности. Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.
В настоящей Концепции рассматриваются 2 возможных варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей в течение срока реализации Программы в 2009-2011 годах.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

┌────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────┬───────────────────────────────┐
│                                    │             │         │       Динамика по годам       │
│                                    │             │ 2008 г. │     реализации Программы      │
│          Основные целевые          │   Единица   │  отчет  ├──────────┬─────────┬──────────┤
│      индикаторы и показатели       │  измерения  │         │  2009г.  │         │          │
│                                    │             │         │ базовая  │ 2010 г. │ 2011 г.  │
│                                    │             │         │  оценка  │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Младенческая смертность             │на 1000      │  11,6   │   11,5   │  11,0   │   10,8   │
│                                    │человек      │         │          │         │          │
│                                    │родившихся   │         │          │         │          │
│                                    │живыми       │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Смертность детей в возрасте от 1    │на 100 тыс.  │  60,1   │   59,0   │  58,8   │   58,5   │
│года до 4 лет                       │человек      │         │          │         │          │
│                                    │соответствую │         │          │         │          │
│                                    │щего         │         │          │         │          │
│                                    │возраста     │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Материнская смертность              │на 100 тыс.  │  23,2   │   23,1   │  23,0   │   22,8   │
│                                    │человек      │         │          │         │          │
│                                    │родившихся   │         │          │         │          │
│                                    │живым"       │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Удельный вес детей 1 группы здоровья│      %      │  47,4   │   48,0   │  48,0   │   48,0   │
│от общего числа детей               │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Доля детей, включенных в            │      %      │  10,0   │   10,0   │  12,0   │   12,0   │
│государственную систему выявления,  │             │         │          │         │          │
│развития и адресной поддержки       │             │         │          │         │          │
│одаренных детей, их занятости       │             │         │          │         │          │
│социально значимой деятельностью (от│             │         │          │         │          │
│общей численности детского населения│             │         │          │         │          │
│школьного возраста)                 │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Удельный вес детей-инвалидов,       │      %      │   100   │    100   │   100   │    100   │
│желающих учиться и обучающихся в    │             │         │          │         │          │
│специальных (коррекционных) школах- │             │         │          │         │          │
│интернатах за пределами Республики  │             │         │          │         │          │
│Калмыкия                            │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Число одаренных детей школьного     │    чел.     │   275   │    300   │   310   │    310   │
│возраста-победителей всероссийских, │             │         │          │         │          │
│республиканских конкурсов,          │             │         │          │         │          │
│соревнований, олимпиад, турниров,   │             │         │          │         │          │
│проведенных в рамках подпрограммы   │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Количество всероссийских и          │   единиц    │    15   │     18   │    18   │     20   │
│республиканских конкурсов,          │             │         │          │         │          │
│соревнований, олимпиад и иных       │             │         │          │         │          │
│конкурсных мероприятий, проведенных │             │         │          │         │          │
│для выявления одаренных детей в     │             │         │          │         │          │
│различных областях интеллектуальной │             │         │          │         │          │
│и творческой деятельности           │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Доля детей из многодетных семей,    │      %      │   1,9   │    2,2   │   2,5   │    2,7   │
│охваченных санаторно-курортным      │             │         │          │         │          │
│лечением от общего числа детей из   │             │         │          │         │          │
│многодетных семей                   │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Удельный вес детей-сирот и детей,   │      %      │   100   │    100   │   100   │    100   │
│оставшихся без попечения родителей, │             │         │          │         │          │
│воспитанников государственных       │             │         │          │         │          │
│учреждений, охваченных отдыхом в    │             │         │          │         │          │
│период летних каникул               │             │         │          │         │          │
├────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│Удельный вес детей, находящихся в   │      %      │  25,2   │   18,2   │  17,4   │   17,1   │
│трудной жизненной ситуации,         │             │         │          │         │          │
│отдохнувших в лагерях               │             │         │          │         │          │
│различного вида (от общего числа    │             │         │          │         │          │
│детей, находящихся в трудной        │             │         │          │         │          │
│жизненной ситуации)                 │             │         │          │         │          │
└────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴──────────┘

(Таблица 1 в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)

Второй вариант предусматривает отсутствие финансирования Программы из республиканского бюджета, что приведет к невозможности реализации мероприятий Программы и, следовательно, ставит под сомнение эффективность реализации Программы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом

Программа предусматривает достижение целей к концу 2010 года. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации программы определять календарный год. В рамках календарного года государственными заказчиками подпрограмм с учетом выделяемых финансовых средств уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы.

VI. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация планируемых мероприятий Программы позволит:
- улучшить качество жизни и здоровья детей;
- повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;
- усовершенствовать государственную политику социальной защиты и поддержки несовершеннолетних, способную оказывать действенную помощь от экстренной и оперативной помощи, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, до долговременной последовательной работы и поддержки детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить усовершенствование службы государственной поддержки материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году улучшения основных показателей, а именно:
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)

]]>
- снизить показатель младенческой смертности до 10,8 на 1000 человек, родившихся живыми;
- снизить показатель материнской смертности до 22,8 на 100 тыс. человек, родившихся живыми;
- снизить показатель смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет до 58,5 на 100 тыс. человек соответствующего возраста;
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
- увеличить удельный вес детей 1 группы здоровья от общего числа детей до 48,0%.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и поддержки одаренных детей, охватывающая до 12% детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда республики, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
Дальнейшее развитие получит система республиканских и всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Абзацы 14-15 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Оценка реализации направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к 2011 году будет осуществляться по следующим показателям:
- доля детей из многодетных семей, охваченных оздоровлением от общего числа детей из многодетных семей - 2,7%;
- удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в лагерях различного вида, от общего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации -17,1%.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Реализация направления "Семья с детьми - инвалидами" вышеназванной подпрограммы к 2011 году предоставит возможность увеличить удельный вес детей-инвалидов, желающих учиться и обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах за пределами Республики Калмыкия до 100%.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы 18-19 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
В результате реализации Программы республика получит экономический эффект: часть средств республиканского бюджета будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов (сокращение затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа и на интеграцию и адаптацию выпускников этих учреждений), что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.
Снижение затрат из федерального и республиканского бюджетов будет достигнуто за счет:
- предотвращения получения детьми инвалидности, вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих профилактических мероприятий;
- уменьшения числа детей школьного возраста, получающих инвалидность;
Абзац исключен. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности будет способствовать сокращению базы социального неблагополучия семей с детьми, приводящего к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.
Эффективно действующая система учреждений, предоставляющих социальные услуги, поможет разрешить многие возникающие вопросы и избежать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска. Повышение эффективности работы в этой сфере будет способствовать улучшению общего социального климата в республике и повышению качества жизни детей.

VII. Предложения по участию органов
исполнительной власти Республики Калмыкия, ответственных
за формирование и реализацию Программы

Реализация мероприятий Программы планируется с участием органов исполнительной власти Республики Калмыкия, ответственных за формирование и реализацию целевой программы, предполагается включить Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.

VIII. Предложения по государственным
заказчикам и разработчикам Программы

Функции государственного заказчика - координатора Программы предлагается возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, а функции государственных заказчиков Программы - на Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.

IX. Предложения по объемам и
источникам финансирования Программы

Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Затраты на реализацию программы (в ценах соответствующих лет) за счет всех источников составляет 75313,4 тыс. руб., в т.ч. из федерального бюджета 37993,4 тыс. руб. и республиканского бюджета 37320,0 тыс. руб.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)

X. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам и этапам реализации Программы

(Раздел X. в ред. распоряжения Правительства РК
от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)

Предлагаемые сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
Общий объем финансирования из федерального бюджета составляет 37993,4 тыс. руб., в т.ч.;
капитальные вложения - 9000,0 тыс. руб.
Общий объем финансирования за счет средств республиканского бюджета составляет 37320,0 тыс. руб., в т.ч.:
капитальные вложения - 3000,0 тыс. руб.
Предельные (прогнозируемые) объемы финансирования Программы из федерального и республиканского бюджетов по основным направлениям и государственным заказчикам отражены в Таблице № 2.

Таблица № 2
┌──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬────────────────────────────────┐
│  │                                         │              │       Динамика по годам        │
│  │          Наименование расходов          │    Всего     │      реализации Программы      │
│  │                                         │  (тыс.руб.)  ├───────────┬─────────┬──────────┤
│  │                                         │              │  2009 г.  │ 2010 г. │ 2011 г.  │
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Республиканская целевая программа "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы                         │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства-всего, в т.ч.                   │       75313,4│    30883,0│  21244,0│   23186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Федеральный бюджет, из них:              │       37993,4│    18433,0│   9374,0│   10186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Капитальные вложения                     │        9000,0│     9000,0│      0,0│       0,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │       28993,4│     9433,0│   9374,0│   10186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │       37320,0│    12450,0│  11870,0│   13000,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Капитальные вложения                     │        3000,0│     3000,0│      0,0│       0,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │       34320,0│     9450,0│  11870,0│   13000,0│
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Подпрограмма "Здоровое поколение"                                                           │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства-всего, в т.ч.                   │        5470,0│     1550,0│   1820,0│    2100,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │        5470,0│     1550,0│   1820,0│    2100,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │        5470,0│     1550,0│   1820,0│    2100,0│
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Подпрограмма "Одаренные дети"                                                               │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства-всего, в т.ч.                   │        5300,0│     1500,0│   1800,0│    2000,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │        5300,0│     1500,0│   1800,0│    2000,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │        5300,0│     1500,0│   1800,0│    2000,0│
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Подпрограмма "Дети и семья"                                                                 │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства-всего, в т.ч.                   │       64543,4│    27833,0│  17624,0│   19086,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Федеральный бюджет, из них:              │       37993,4│    18433,0│   9374,0│   10186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Капитальные вложения                     │        9000,0│     9000,0│      0,0│       0,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │       28993,4│     9433,0│   9374,0│   10186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │       26550,0│     9400,0│   8250,0│    8900,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Капитальные вложения                     │        3000,0│     3000,0│      0,0│       0,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │       23550,0│     6400,0│   8250,0│    8900,0│
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Направление "Профилактика безнадзорности и несовершеннолетних" в рамках подпрограммы        │
│правонарушений "Дети и семья"                                                               │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства - всего, в т.ч.                 │       33193,4│    10833,0│  10774,0│   11586,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Федеральный бюджет, из них:              │       28993,4│     9433,0│   9374,0│   10186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │       28993,4│     9433,0│   9374,0│   10186,4│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │        4200,0│     1400,0│   1400,0│    1400,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │        4200,0│     1400,0│   1400,0│    1400,0│
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Направление "Семья с детьми-инвалидами" в рамках подпрограммы "Дети и семья"                │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства-всего, в т.ч.                   │       12850,0│     2500,0│   4850,0│    5500,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │       12850,0│     2500,0│   4850,0│    5500,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │       12850,0│     2500,0│   4850,0│    5500,0│
├──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┤
│Направление "Дети-сироты" в рамках подпрограммы "Дети и семья"                              │
├──┬─────────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│  │Средства - всего, в т.ч.                 │       18500,0│    14500,0│   2000,0│    2000,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Федеральный бюджет, из них:              │        9000,0│     9000,0│      0,0│       0,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Капитальные вложения                     │        9000,0│     9000,0│         │          │
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │              │           │         │          │
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Республиканский бюджет, из них:          │        9500,0│     5500,0│   2000,0│    2000,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Капитальные вложения                     │        3000,0│     3000,0│      0,0│       0,0│
├──┼─────────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│  │Прочие расходы                           │        6500,0│     2500,0│   2000,0│    2000,0│
└──┴─────────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴──────────┘

Общее финансирование Программы из федерального и республиканского бюджетов планируется осуществлять за счет средств капитальных вложений - 12000,0 тыс. руб., за счет прочих расходов - 63313,4 тыс. руб.
Финансирование из республиканского бюджета за счет средств капитальных вложений на реконструкцию Городовиковского детского дома составляет - 3000,0 тыс. руб.
За счет прочих расходов предполагается:
обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, обеспечение доступности детям, проживающим в отдаленных населенных пунктах, квалифицированной диагностической и лечебной помощи - 5470,0 тыс. руб.;
организация оздоровления детей из многодетных семей - 4200,0 тыс. руб.;
оплата за обучение детей-инвалидов в специальных (коррекционных) школах-интернатах за пределами Республики Калмыкия - 12850,0 тыс. руб.;
организация отдыха детей, воспитанников государственных учреждений - 6500,0 тыс. руб.;
осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей - 5300,0 тыс.руб.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий Программы будет способствовать улучшению качества жизни и здоровья детей, решению проблем неблагополучия детей, осуществлению государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

XI. Предложения по целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Цель Программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Программы:
- обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
- профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала Калмыкии;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
Абзацы 9-10 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы 11-26 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Таблицы 3-4 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Целью подпрограммы "Дети и семья" является защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подпрограмма "Дети и семья" обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В связи со спецификой проблем различных категорий в рамках указанной подпрограммы предусмотрены такие направления, как "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты".
В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач:
- развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
- защита прав и интересов детей;
- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Абзац исключен. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
- обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Абзацы 18-19 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Таблица 5 исключена. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
В рамках подпрограммы "Дети и семья" по направлению "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих задач:
- внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов;
- содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями для проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи.
Абзацы 24-30 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Таблицы 6-7 исключены. - Распоряжение Правительства РК от 10.06.2009 № 159-р)
(см. текст в предыдущей редакции)

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

Государственные заказчики Программы формируют предложения по проектам Программы и ее подпрограмм с программными мероприятиями, целевыми индикаторами и показателями.
Подготовленные предложения государственные заказчики подпрограмм представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия для формирования перечня программных мероприятий на основе предложений, признанных целесообразными.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и
методов управления реализацией Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия как государственный заказчик-координатор Программы:
- осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального и республиканского бюджетов;
- подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы на основе информации, представляемой государственными заказчиками подпрограмм;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- уточняет перечень основных целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку;
- осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru