Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2008 г. по делу № А29-6171/2008

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 4 декабря 2008 года. Решение в полном объеме изготовлено 10 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Эжвинского муниципального предприятия "Жилкомхоз" к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об обязании изготовить кадастровый план земельного участка.
при участии в заседании:
от заявителя: И. (по доверенности),
от ответчиков: Е. (Администрация Эжвинского района - по доверенности), У. (Администрация МО ГО "Сыктывкар"- по доверенности)

установил:

Эжвинское муниципальное предприятие "Жилкомхоз" (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований от 5 ноября 2008 года) к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация г. Сыктывкара) и Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация Эжвинского района) о признании незаконным бездействия ответчиков по исполнению требований пункта 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 189-ФЗ) и пунктов 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и обязании ответчиков выполнить землеустроительные работы, провести работы по межеванию земельного участка, по межевому делу изготовить кадастровый план земельного участка и утвердить проект границ земельного участка по месту нахождения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Мира, 12.
Заявитель на требованиях настаивает.
Ответчики требования не признали, ссылаясь на то, что факт неправомерного бездействия с их стороны отсутствует, поскольку проект границ земельного участка для обслуживания д. 12 по ул. Мира г. Сыктывкара был утвержден постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 11.06.2002 года № 6/1756 "Об утверждении проекта границ земельных участков в квартале".
Администрация Эжвинского района указывает, что работы по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет не проведены, так как в бюджете района отсутствуют необходимые денежные средства, и муниципальным образованием городского округа "Сыктывкар" денежные средства на проведение указанных работ не выделяются.
Администрация г. Сыктывкара полагает, что все необходимые с ее стороны действия выполнены в результате принятия постановления от 11.06.2002 № 6/1756, а работы по межеванию участка и постановке его на кадастровый учет должны выполняться за счет средств заинтересованных лиц.
Заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, полагая, что в деле отсутствуют доказательства неправомерного бездействия ответчиков, нарушения прав и законных интересов Предприятия, а также заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на подачу заявления в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обязанность доказать факт неправомерного бездействия ответчиков, нарушающего права и законные интересы Предприятия, лежит на заявителе.
Суд считает, что надлежащих доказательств нарушения прав и законных интересов заявитель не представил.
Заявитель является управляющей компанией многоквартирного дома 12 по ул. Мира г. Сыктывкара, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в указанном доме от 12.09.2005 года, договором на управление многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений, от мая 2006 года, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Как следует, из заявления Предприятия и пояснений его представителя, данных суду, 1 ноября 2007 года Предприятие обратилось в Администрацию Эжвинского района с заявлением № 7432 о выполнении органом местного самоуправления землеустроительных работ под существующими многоквартирными домами (в том числе, д. 12 по ул. Мира), но получило ответ, что данные работы не могут быть выполнены из-за отсутствия бюджетных средств.
Полагая, что, не принимая мер к выполнению необходимых землеустроительных работ, Администрация Эжвинского района неправомерно бездействует, поскольку не выполняет требования ст. 16 Закона № 189, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд 15 августа 2008 года.
Администрация г. Сыктывкара привлечена в качестве ответчика по делу, поскольку является органом местного самоуправления, в чью компетенцию входит выделение необходимых для проведения работ бюджетных средств.
В соответствии со ст. 16 Закона 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Таким образом, Законом № 189 установлен заявительный порядок формирования земельного участка органами местного самоуправления и определены лица, имеющие право на обращение с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.
Заявительный порядок предоставления земельных участков установлен и ст. 36 Земельного кодекса РФ, на которую также ссылается Предприятие.
Предприятие не представило доказательств обращения к ответчикам с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания д. 12 по ул. Мира.
Представленное Предприятием суду письмо от 01.11.2007 года № 7432, на которое имеется ссылка в заявлении как на доказательство неправомерного бездействия ответчиков, заявлением о формировании земельного участка не является, поскольку данным письмом заявитель просит Администрацию Эжвинского района предоставить межевые дела по многоквартирным домам и прилегающим к ним территориям для формирования цены договора на управление каждым многоквартирным домом по прилагаемому списку.
Доказательств того, что с соответствующим заявлением о формировании земельного участка в компетентные органы местного самоуправления обращалось какое-либо иное лицо, наделенное полномочиями в соответствии со ст. 16 Закона № 189-ФЗ, в деле нет.
Поскольку отсутствуют доказательства обращения с заявлением к ответчикам о формировании земельного участка, то не доказан и сам факт их неправомерного бездействия, выразившегося в непринятии мер по формированию земельного участка.
Ответчики факт неправомерного бездействия в разрешении спорного вопроса отрицают.
Из письма Администрации Эжвинского района от 20 ноября 2007 года, являющегося ответом на письмо Предприятия от 1 ноября 2007 года № 7432, видно, что заявление о формировании земельного участка для обслуживания д. 12 по ул. Мира в адрес ответчика не поступало.
Заявитель не оспаривает того, что в Администрацию г. Сыктывкара заявление о формировании земельного участка не направлялось.
Суд также считает, что Предприятием не представлено доказательств полномочий на обращение в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка в соответствии со ст. 16 Закона № 189-ФЗ.
Сведений о наделении Предприятия такими полномочиями общим собранием собственников помещений в до. 12 по ул. Мира в деле нет, доказательства того, что этот вопрос был предметом рассмотрения общего собрания отсутствуют.
Жилищный кодекс РФ непосредственно подобных полномочий управляющей компании не предоставляет.
Ссылка заявителя на пункт 2.1.1 договора на управление многоквартирным домом от 24 мая 2008 года не основательна.
Данным пунктом договора предусмотрено, что управляющая компания обязуется обеспечить приемку, учет и обслуживание общего имущества собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома.
Протокол общего собрания собственников помещений от 12 сентября 2005 года сведений о рассмотрении вопроса о наделении кого-либо полномочиями на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка не содержит.
Из содержания ст. 16 Закона № 189-ФЗ прямо следует, что решение об обращении в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка и наделении кого-либо полномочиями на обращение с заявлением должно быть принято непосредственно общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2.1.1 указанного выше договора такими полномочиями управляющую компанию не наделяет.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме только с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, а пункт 2.1.1 договора устанавливает обязанности Предприятия в отношении имущества, уже являющегося собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд считает, что установление законодателем ст. 16 Закона № 189 заявительного порядка формирования земельного участка направлено на обеспечение права выбора собственников помещений в многоквартирном доме осуществлять ли формирование земельного участка в порядке, установленном Законом, либо провести соответствующие мероприятия самостоятельно.
Ответ на письмо от 1 ноября 2007 года № 7432 дан заявителю Администрацией Эжвинского района 20 ноября 2007 года письмом № 15-1269.
Факт своевременного получения письма от 20.11.2007 года заявитель не оспаривает.
Суд считает, что с этого момента времени заявителю стало известно о предполагаемом нарушении его прав и законных интересов.
Однако, к моменту обращения Предприятия в суд (15 августа 2008 года) истек установленный ст. 198 ч. 4 АПК РФ срок.
Ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления Предприятием не заявлено, уважительных причин пропуска срока судом не установлено.
Пропуск срока на подачу заявления, установленного ст. 198 ч. 4 АПК РФ, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
При этом суд учитывает, что письмом от 20.11.2007 года № 15-1269 Администрацией Эжвинского района Предприятию было разъяснено, что для проведения работ по установлению границ земельного участка необходима подача заявления с предоставлением подтверждающих документов о наделении соответствующими полномочиями - решения общего собрания собственников помещений в доме.
Ссылка заявителя на положения ст. 36 Земельного кодекса РФ не имеет значения для разрешения дела, т.к. заявитель не относится к лицам, указанным в пункте 1 этой статьи; лица, указанные в пункте 1 статьи 36 ЗК РФ, соответствующих полномочий Предприятию не предоставляли; а в соответствии с пунктом 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru