Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область

О применении документа см. примечание в

Справке
29 мая 2007 годаN 102-ОЗ


НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 25.04.2007 № 227-ОД

(в ред. областных законов Новгородской области
от 01.08.2007 № 151-ОЗ, от 01.07.2009 № 557-ОЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и пределы действия настоящего областного закона

1. Настоящий областной закон устанавливает порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума в Новгородской области (далее - местный референдум) и определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации их права на участие в местном референдуме.

2. Положения уставов муниципальных образований, связанные с порядком назначения, подготовки и проведения местного референдума, не должны противоречить настоящему областному закону. В случае если указанные положения противоречат настоящему областному закону, применяются нормы настоящего областного закона.

3. Настоящий областной закон в случаях и с особенностями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), применяется при проведении голосования по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом. При этом положения настоящего областного закона, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
(часть 3 введена Областным законом Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)

Статья 2. Основные принципы проведения местного референдума

Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, в выдвижении инициативы проведения местного референдума, в подготовке и проведении местного референдума, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 3. Законодательство о местном референдуме

1. Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, настоящий областной закон, уставы соответствующих муниципальных образований.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем областном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

3. В случае принятия в период кампании местного референдума областного закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, а также устава муниципального образования либо в случае внесения в этот период в областной закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, внесения в устав муниципального образования изменений, затрагивающих связанные с подготовкой и проведением местного референдума вопросы, которые в соответствии с настоящим областным законом регулируются уставом муниципального образования, указанные нормативные правовые акты и изменения применяются к местному референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления их в силу.

Статья 4. Право на участие в местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования области, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных настоящим областным законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению местного референдума.

3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном Законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 5. Вопросы местного референдума

1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

2. На местный референдум в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут быть вынесены следующие вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

4. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

5. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству области.

6. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума

1. Местный референдум в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить местный референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума, вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения местного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

3. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение местного референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

5. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение местного референдума по этому вопросу.

Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА.
НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума

1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;
2) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном Федеральным законом, на областном или более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума;
3) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации соответствующего муниципального образования, выдвинутой ими совместно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

2. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума, предусмотренной пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению местного референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме, в количестве не менее 10 человек.

3. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи, руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума.

4. Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, образованная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, должна представить в избирательную комиссию муниципального образования подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума

1. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы. С момента обращения инициативной группы с таким ходатайством избирательная комиссия муниципального образования действует в качестве комиссии местного референдума.

2. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы по проведению местного референдума и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести местный референдум. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего областного закона, в ходатайстве также указываются наименования этого избирательного объединения, иного общественного объединения (его регионального отделения или иного структурного подразделения), руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения (его регионального отделения или иного структурного подразделения). Ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума должно быть подписано всеми членами инициативной группы по проведению местного референдума.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего областного закона, к ходатайству также должна быть приложена нотариально удостоверенная или заверенная уполномоченным органом этого избирательного объединения, иного общественного объединения (его регионального отделения или иного структурного подразделения) копия устава избирательного объединения, иного общественного объединения.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

4. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

5. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего областного закона и устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования;
2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего областного закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

7. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям статьи 5 настоящего областного закона, избирательная комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего областного закона.

8. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Новгородской области (далее - избирательная комиссия области) и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 5 настоящего областного закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

10. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению местного референдума ей выдается решение избирательной комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа.

11. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Новгородской области и областных законов, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 60 настоящего областного закона.

Статья 9. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума

1. В поддержку инициативы проведения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума организует сбор подписей участников местного референдума в порядке, установленном настоящим областным законом.

2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории проведения местного референдума, но не может быть менее 25 подписей.

3. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Подписные листы изготавливаются за счет средств фонда местного референдума, созданного инициативной группой по проведению местного референдума, по форме согласно приложению к настоящему областному закону. В подписном листе указываются:
1) наименование населенного пункта, на территории которого проводился сбор подписей участников местного референдума;
2) номер регистрационного свидетельства, выданного инициативной группе по проведению местного референдума;
3) дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума;
4) субъект выдвижения инициативы проведения местного референдума;
5) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум;
6) сведения об изготовителе подписных листов (наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации либо фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), информация о тираже и дате выпуска, указание об оплате изготовления подписных листов за счет средств фонда местного референдума, созданного инициативной группой по проведению местного референдума (в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума в муниципальном образовании, в котором на день обращения инициативной группы с ходатайством о регистрации зарегистрировано не более пяти тысяч участников местного референдума, данные сведения могут не указываться).

4. Сбор подписей участников местного референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума осуществляется в течение 30 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

5. Участник местного референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения собственноручно, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участниках местного референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника местного референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

6. Право сбора подписей участников местного референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников местного референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда местного референдума, созданного инициативной группой по проведению местного референдума.

7. Подписи могут собираться только среди участников местного референдума. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников местного референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.

8. При сборе подписей участников местного референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

9. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

10. После завершения сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума подсчитывает общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума.

11. Количество представляемых для назначения местного референдума подписей участников местного референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения местного референдума, но не более чем на 10 процентов. Если для назначения местного референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников местного референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения местного референдума, не более чем на четыре подписи. Подписные листы должны быть сброшюрованы в виде папок, иметь сквозную нумерацию листов в пределах папки и подписей участников местного референдума в пределах подписного листа.

Статья 10. Представление подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования

1. Для назначения местного референдума уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, представляет в избирательную комиссию муниципального образования:
1) подписные листы с подписями участников местного референдума, собранными в поддержку проведения местного референдума;
2) протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума в двух экземплярах на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования.

2. При приеме документов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума подтверждение в письменной форме о приеме документов местного референдума, в том числе подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Избирательная комиссия муниципального образования не вправе ограничивать доступ уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме представляемых для назначения местного референдума документов в случае, если документы доставлены до истечения срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

3. Если инициативной группой по проведению местного референдума до 18 часов по местному времени дня, следующего за днем, в котором истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, не выполнены действия, указанные в части 1 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения местного референдума.

]]>
7. Решения и действия (бездействие) участковых комиссий местного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального образования, которая обязана, не направляя жалобу в участковую комиссию местного референдума, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения участковой комиссии местного референдума, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконными действия (бездействие)) и принять решение по существу;
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконными действия (бездействие)), обязав участковую комиссию местного референдума повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

8. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Избирательная комиссия муниципального района обязана принять решение в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

9. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию области. Избирательная комиссия области обязана принять решение в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

10. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии области или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

11. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию местного референдума, избирательную комиссию области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.

12. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в комиссию местного референдума эта комиссия местного референдума приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия местного референдума прекращает ее рассмотрение.

13. По запросам комиссий местного референдума суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение права граждан на участие в местном референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.

14. При рассмотрении комиссией местного референдума жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией местного референдума рассматривается вопрос о нарушении права граждан на участие в местном референдуме, на заседание комиссии местного референдума приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Статья 61. Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума

Регистрация инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:
1) нарушения правил выдвижения инициативы проведения местного референдума;
2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума правил проведения агитации по вопросам местного референдума и финансирования кампании местного референдума;
3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;
4) установления факта подкупа участников местного референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума;
5) наличия иных оснований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим областным законом.

Статья 62. Отмена решения об итогах голосования, о результатах местного референдума

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего областного закона, избирательная комиссия муниципального образования до установления ею итогов голосования, определения результатов местного референдума может отменить решение участковой комиссии местного референдума об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума - о признании итогов голосования недействительными.

2. После установления итогов голосования, определения результатов местного референдума вышестоящей комиссией местного референдума решение нижестоящей комиссии местного референдума об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии местного референдума об итогах голосования и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией местного референдума решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол комиссии местного референдума об итогах голосования и (или) сводную таблицу данная комиссия местного референдума информирует избирательную комиссию муниципального образования. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии местного референдума об итогах голосования и (или) сводную таблицу комиссия местного референдума, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой "Повторная".

3. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии местного референдума об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов местного референдума были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума, суд может признать итоги голосования недействительными.

4. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии местного референдума об итогах голосования, результатах местного референдума в случаях:
1) нарушения правил составления списков участников местного референдума;
2) нарушения порядка формирования комиссий местного референдума;
3) нарушения правил проведения агитации и финансирования кампании местного референдума;
4) использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения, установления фактов подкупа участников местного референдума этими лицами и общественными объединениями в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на местный референдум;
5) нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением);
6) других нарушений законодательства о местном референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников местного референдума.

5. Отмена судом решения о результатах местного референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников местного референдума, влечет признание результатов местного референдума недействительными.

6. В случае признания итогов голосования на участке местного референдума недействительными после составления избирательной комиссией муниципального образования протокола о результатах местного референдума эта избирательная комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах местного референдума с отметкой: "Повторный".

7. На основании протоколов комиссий местного референдума об итогах голосования с отметками "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления избирательной комиссией муниципального образования протокола о результатах местного референдума, в протокол и сводную таблицу, составленные избирательной комиссией муниципального образования, вносятся соответствующие изменения.

Статья 63. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации.

2. Жалоба на решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации, об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

3. После официального опубликования результатов местного референдума жалоба на нарушение права граждан на участие в местном референдуме, имевшее место в период кампании местного референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов местного референдума.

4. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период кампании местного референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобе, потребуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах местного референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Статья 64. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме

Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме устанавливается федеральными законами.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 65. О признании утратившими силу областных законов

Признать утратившими силу:
областной закон от 17.06.2003 № 166-ОЗ "О местном референдуме" (газета "Новгородские ведомости" от 25.06.2003);
областной закон от 05.01.2004 № 227-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О местном референдуме" (газета "Новгородские ведомости" от 14.01.2004);
областной закон от 12.10.2005 № 544-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О местном референдуме" (газета "Новгородские ведомости" от 19.10.2005);
областной закон от 07.12.2005 № 579-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О местном референдуме" (газета "Новгородские ведомости" от 13.12.2005).

Статья 66. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор области
М.М.ПРУСАК
Великий Новгород
29 мая 2007 года
№ 102-ОЗ





Приложение
к областному закону
"О местном референдуме
в Новгородской области"

                          ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
__________________________________________________________________
     (наименование населенного пункта, на территории которого
     проводился сбор подписей участников местного референдума)

    Номер  регистрационного  свидетельства,  выданного
инициативной группе по проведению местного референдума ___________

    Дата  окончания  срока  сбора подписей в поддержку
инициативы проведения местного референдума             ___________

    Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу _______________
__________________________________________________________________
  (инициативная группа граждан либо наименование избирательного
__________________________________________________________________
          объединения, иного общественного объединения)
о проведении местного референдума по вопросу (вопросам):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+
¦ № ¦Фамилия,¦ Год рождения  ¦Адрес места¦Серия и номер¦ Подпись ¦
¦п/п¦  имя,  ¦(в возрасте 18 ¦жительства ¦паспорта или ¦и дата ее¦
¦   ¦отчество¦ лет - число и ¦           ¦ заменяющего ¦внесения ¦
¦   ¦        ¦месяц рождения)¦           ¦его документа¦         ¦
+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+
¦ 1 ¦        ¦               ¦           ¦             ¦         ¦
+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+
¦ 2 ¦        ¦               ¦           ¦             ¦         ¦
+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+

    Подписной лист удостоверяю: __________________________________
                             (фамилия, имя, отчество, год рождения
__________________________________________________________________
   (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)),
__________________________________________________________________
  серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего
__________________________________________________________________
 паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего
__________________________________________________________________
  его органа, адрес места жительства лица, собиравшего подписи)
__________________________
     (подпись и дата)
    Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению
местного референдума: ____________________________________________
                                (фамилия, имя, отчество)
__________________________
     (подпись и дата)
_________________________________
    (Сведения  об  изготовителе  подписных  листов  (наименование,
юридический  адрес  и  идентификационный  номер  налогоплательщика
организации  либо  фамилия,  имя,  отчество  лица  и  наименование
субъекта  Российской  Федерации, района, города, иного населенного
пункта, где находится его место жительства), информация о тираже и
дате  выпуска, указание об оплате изготовления подписных листов за
счет  средств  фонда местного референдума, созданного инициативной
группой по проведению местного референдума) <*>
--------------------------------
<*> В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума в муниципальном образовании, в котором на день обращения инициативной группы с ходатайством о регистрации зарегистрировано не более пяти тысяч участников местного референдума, данные сведения могут не указываться.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru