Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Сибирскому федеральному округу 21 ноября 2005 г. № RU855040002005001


Принят
решением
Думы Нукутского района
от 22 июня 2005 года
№ 39

УСТАВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НУКУТСКИЙ РАЙОН"

(в ред. решения Думы Нукутского района
от 25.05.2007 № 42)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Наименование и правовой статус муниципального района

1. Муниципальное образование "Нукутский район" наделено статусом муниципального района, состоит из 10 сельских поселений, объединенных общей территорией, статус и границы которой установлены Законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 17 декабря 2004 года № 61-оз "О наделении муниципального образования "Нукутский район" Усть-Ордынского Бурятского автономного округа статусом муниципального района и установлении границ муниципального района "Нукутский район". Схема (не приводится) и описание границ прилагаются к Уставу и являются его неотъемлемой частью (Приложение № 1).
2. Административным центром муниципального образования "Нукутский район" является поселок Новонукутский.
3. Понятия "муниципальное образование "Нукутский район", "муниципальный район", "Нукутский район" далее по тексту настоящего Устава используются в равной мере для обозначения муниципального образования "Нукутский район".
4. Понятия "глава муниципального образования", "глава муниципального района", "глава Нукутского района" далее по тексту настоящего Устава используются в равной мере для обозначения главы муниципального образования "Нукутский район" (п. 1 ст. 2 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 24 марта 2005 г. № 102-оз).
5. Понятия "представительный орган", "Дума муниципального образования "Нукутский район", "районная Дума", "представительный орган муниципального образования", "Дума муниципального района", "Дума Нукутского района" далее по тексту настоящего Устава используются в равной мере для обозначения представительного органа - Думы муниципального образования "Нукутский район".

Статья 2. Состав территории муниципального района

1. Территорию муниципального района составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.
2. Территорию муниципального образования "Нукутский район" образуют территории следующих муниципальных образований, имеющих статус сельских поселений:
1) муниципальное образование "Алтарик" с административным центром в селе Алтарик;
2) муниципальное образование "Закулей" с административным центром в селе Закулей;
3) муниципальное образование "Новоленино" с административным центром в селе Новоленино;
4) муниципальное образование "Новонукутское" с административным центром в поселке Новонукутский;
5) муниципальное образование "Нукуты" с административным центром в селе Нукуты;
6) муниципальное образование "Первомайское" с административным центром в селе Первомайское;
7) муниципальное образование "Хадахан" с административным центром в селе Хадахан;
8) муниципальное образование "Хареты" с административным центром в селе Хареты;
9) муниципальное образование "Целинный" с административным центром в поселке Целинный;
10) муниципальное образование "Шаратское" с административным центром в селе Тангуты.
3. Вышеуказанное территориальное деление муниципального образования "Нукутский район" определено Законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 29 декабря 2004 г. № 67-оз "О статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Осинского, Нукутского, Эхирит-Булагатского районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".

Статья 3. Устав муниципального образования "Нукутский район"

1. Настоящий Устав имеет прямое действие, применяется на всей территории Нукутского района и является обязательным для исполнения гражданами, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и иными государственными органами, а также их должностными лицами, организациями и общественными объединениями, расположенными на территории Нукутского района, а также всеми лицами, временно пребывающими в пределах Нукутского района.
2. Наряду с правовыми актами, принятыми на местном референдуме, настоящий Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов муниципального образования "Нукутский район".
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
Иные муниципальные правовые акты муниципального образования "Нукутский район" не должны противоречить настоящему Уставу.

Статья 4. Гарантии осуществления населением местного самоуправления и участия населения в решении вопросов местного значения

1. Населению Нукутского района гарантируются в соответствии с законодательством полнота прав в осуществлении местного самоуправления и участия в решении вопросов местного значения.
2. В соответствии с Федеральным законом не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления по политическим и иным убеждениям, расовой и национальной принадлежности, полу, языку, социальному и должностному положению, отношению к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам в соответствии с законодательством.
3. Осуществление гражданами Российской Федерации местного самоуправления в Нукутском районе и их участие в решении вопросов местного значения гарантируется реализуемыми в соответствии с законодательством правами:
1) непосредственного участия в решении наиболее важных вопросов местного значения;
2) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования "Нукутский район";
3) на равный доступ к муниципальной службе;
4) получать официальную информацию по вопросам деятельности органов местного самоуправления;
5) осуществлять судебную и иную защиту права на участие в местном самоуправлении;
6) участвовать в работе выборных органов местного самоуправления муниципального образования "Нукутский район";
7) правотворческой инициативы по вопросам местного значения и иными правами в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
4. В деятельности органов местного самоуправления приоритетное значение придается созданию в Нукутском районе благоприятных условий проживания граждан, охране их здоровья, доступу к образованию и культуре, социальной защите и личной безопасности населения в соответствии с законодательством.
5. Органы местного самоуправления Нукутского района регулярно информируют население о вопросах развития района, транспорте, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных учреждений и иных организаций, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка.
6. В каждом органе местного самоуправления Нукутского района организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.

Статья 5. Основы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Осуществление местного самоуправления в Нукутском районе основывается в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, на принципах:
1) соблюдения всеми права на участие в местном самоуправлении;
2) законности;
3) гласности;
4) добровольного и непосредственного осуществления населением Нукутского района местного самоуправления;
5) выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;
6) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением Нукутского района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;
7) организационной, экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления;
8) государственной поддержки местного самоуправления;
9) невмешательства органов государственной власти в осуществление местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законом;
10) достаточности и соответствия материальных и финансовых ресурсов Нукутского района задачам, функциям и полномочиям органов местного самоуправления;
11) судебной защиты местного самоуправления и иных положений, закрепленных Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Статья 6. Символика муниципального района

Муниципальный район имеет герб и флаг. Описание и порядок официального использования символики муниципального района устанавливается решением Думы муниципального района. Герб и флаг должны быть зарегистрированы в государственном реестре Российской Федерации.

Статья 7. День Нукутского района

1. Днем Нукутского района считается 29 января 1938 года. В этот день постановлением Президиума ВЦИК в самостоятельную территориальную единицу был выделен Нукутский аймак.
2. День Нукутского района отмечается ежегодно в июне месяце и совмещается с национальным праздником Сур-Харбан.

Статья 8. Звание "Почетный гражданин Нукутского района"

1. Звание "Почетный гражданин Нукутского района" является знаком признания заслуг гражданина Российской Федерации перед населением Нукутского района.
2. Порядок присвоения звания "Почетный гражданин Нукутского района", права и льготы Почетным гражданам Нукутского района устанавливаются Положением о Почетном гражданине Нукутского района, утверждаемым решением Думы Нукутского района по представлению главы муниципального образования "Нукутский район".

Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Статья 9. Местное самоуправление муниципального района

Местное самоуправление в муниципальном районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 10. Муниципальные правовые акты муниципального района

1. Систему муниципальных правовых актов муниципального района образуют:
- Устав муниципального района;
- решения, принимаемые на местном референдуме;
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
- решения представительного органа муниципального района - Думы;
- постановления и распоряжения главы муниципального района;
- правовые акты иных органов и должностных лиц муниципального района.
2. Устав муниципального района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы. Никакие иные правовые акты муниципального района не должны противоречить им. Правовые акты муниципального района обязательны для исполнения на всей территории муниципального района.
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
4. Муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в районной газете "Свет Октября" или в газете "Официальный курьер Нукутского района".
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой администрации муниципального района, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными настоящим Уставом.
(часть 5 введена решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
6. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
(часть 6 введена решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
7. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа).
(часть 7 введена решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)

Статья 11. Вопросы местного значения муниципального района

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владения, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
(п. 6.1 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции);
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) исключен. - Решение Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42;
(см. текст в предыдущей редакции)
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
(п. 12 в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) опека и попечительство (утрачивает силу с 1 января 2008 г.);
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий;
15.1) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе");
(п. 15.1 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
(п. 19 в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
(п. 19.1 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
(п. 19.2 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств местного бюджета муниципального района;
21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях;
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
(п. 25 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
(п. 26 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
(п. 27 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
(п. 28 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
2. Исключена. - Решение Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов.
4. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Статья 11.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

(введена решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)

1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (вступает в силу с 1 января 2008 г.);
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района.
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Статья 12. Осуществление органами муниципального района отдельных государственных полномочий

1. Органы и должностные лица муниципального района осуществляют переданные отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Органы муниципального района обязаны исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений законодательства, регулирующего осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Исполнение государственных полномочий органами и должностными лицами муниципального района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств соответствующих бюджетов. Представительный орган муниципального района может принять решение об использовании собственных материальных и финансовых средств муниципального района для осуществления органами и должностными лицами муниципального района отдельных государственных полномочий. Такое решение должно предусматривать допустимый предел использования указанных средств и ресурсов.
3. Органы и должностные лица муниципального района обязаны представлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Глава III. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 13. Права граждан на осуществление местного самоуправления. Муниципальные выборы. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, осуществляют свое право на местное самоуправление посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления муниципального района.
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, обладают правами на участие в осуществлении местного самоуправления в соответствии с международными договорами и федеральными законами.
3. Граждане, проживающие на территории муниципального района, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
4. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
5. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом.
6. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
7. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
8. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа для проведения местного референдума.
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Процедура отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечить ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
10. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
11. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
12. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования - Думой и проводится в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
13. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
14. Итоги голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 14. Местный референдум
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Местный референдум проводится в целях решения населением непосредственно вопросов местного значения. Местный референдум проводится на всей территории муниципального района. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального района. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального района в течение 30 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается местный референдум. Инициативу по проведению местного референдума могут выдвинуть:
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) граждане, имеющие право на участие в местном референдуме;
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)

]]>
- имущество межпоселенческих библиотек;
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
- имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
- земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
- пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
- имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
(абзац введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
- имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
(абзац введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
- имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(абзац введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
- имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
(абзац введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
(абзац введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
4. В случаях возникновения у муниципального района права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в п. 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом.

Статья 49. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального района

1. Органы местного самоуправления муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
3. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального района устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального района.

Статья 50. Приватизация муниципального имущества муниципального района

1. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального района в соответствии с Федеральными законами.
2. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в бюджет муниципального района.

Статья 51. Отношения органов местного самоуправления муниципального района с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности муниципального района

1. Органы местного самоуправления муниципального района могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Решения о создании, преобразовании и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимаются главой муниципального района.
3. Представительный орган муниципального района может инициировать вопрос о ликвидации муниципального предприятия или учреждения, но вправе принять решение о ликвидации только при наличии согласия главы муниципального района.
4. Учредителем муниципальных предприятий, учреждений и организаций от имени муниципального района выступает администрация муниципального района. Глава муниципального района своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, не реже одного раза в год заслушивает отчеты об их деятельности.
5. Представительный орган муниципального района - Дума вправе заслушивать отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений по мере необходимости.
6. Органы местного самоуправления муниципального района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном Федеральным законом.

Статья 52. Участие муниципального района в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях

1. В целях более эффективного решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут участвовать в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, в том числе межмуниципальных.
2. Решения об участии муниципального района в хозяйственном обществе или некоммерческой организации принимаются представительным органом муниципального района по инициативе главы администрации муниципального района или представительного органа муниципального района.
3. Порядок участия муниципального района в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, в том числе межмуниципальных, определяется правовым актом представительного органа муниципального района.
4. Участником в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях от имени муниципального района выступает администрация муниципального района

Статья 53. Консолидированный бюджет муниципального района

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Статья 54. Местный бюджет муниципального района

1. Муниципальный район имеет собственный бюджет (бюджет муниципального района).
2. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета муниципального района и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.
3. Порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального района с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
4. В местном бюджете муниципального района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета муниципального района.
5. Проект местного бюджета муниципального района, решение об утверждении местного бюджета муниципального района, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета муниципального района и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Статья 55. Доходы и расходы местного бюджета муниципального района

1. К собственным доходам местного бюджета муниципального района относятся:
- средства самообложения граждан в соответствии со ст. 59 настоящего Устава;
- доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 58 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, предоставляемые в соответствии со ст. 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст. 62 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и другие безвозмездные перечисления;
- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района;
- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
- штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
- добровольные пожертвования;
- иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и решениями органов местного самоуправления муниципального района.
2. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в соответствии со ст. 63 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Расходы местного бюджета муниципального района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального района.
4. Представительный орган муниципального района самостоятельно определяет своими муниципальными нормативными правовыми актами размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, сметы расходов представительного органа муниципального района, администрации муниципального района, других органов местного самоуправления, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.
5. Глава администрации муниципального района самостоятельно в пределах утвержденной сметы расходов устанавливает своими нормативными правовыми актами условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
6. Руководители иных органов местного самоуправления муниципального района самостоятельно в пределах утвержденной сметы расходов устанавливают своими нормативными правовыми актами условия оплаты труда муниципальных служащих.
7. В случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального района, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации.
8. Расходы местного бюджета муниципального района на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии со статьей 57 настоящего Устава.
9. Осуществление расходов местного бюджета муниципального района на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
10. В расходной части местного бюджета муниципального района предусматривается создание резервного фонда. Запрещается создание резервного фонда представительного органа муниципального образования и депутатов. Размер резервного фонда устанавливается представительным органом муниципального образования при утверждении местного бюджета муниципального образования на очередной финансовый год. Порядок расходования средств резервного фонда устанавливается нормативным правовым актом органов местного самоуправления. Администрация муниципального района ежеквартально информируют представительный орган муниципального образования о расходовании средств резервного фонда.
(п. 10 введен решением Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)

Статья 56. Местные налоги и сборы

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления муниципального района по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57. Районный фонд финансовой поддержки поселений, входящих в состав муниципального района


В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

1. В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений формируется районный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок предоставления поселениям, входящим в состав муниципального района, дотаций устанавливается законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.
2. Распределение дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений осуществляется между поселениями, входящими в состав муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о местном бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Статья 58. Муниципальный заказ муниципального района

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
(часть 1 в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального района.
(в ред. решения Думы Нукутского района от 25.05.2007 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Муниципальный заказ на текущий год формируется в процессе формирования бюджета и является его неотъемлемой частью. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением о муниципальном заказе, утверждаемом представительным органом муниципального района.

Статья 59. Самообложение граждан муниципального района

1. Для решения конкретных вопросов местного значения муниципального района могут привлекаться разовые платежи граждан - средства самообложения граждан. Размер таких платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального района и для которых размер платежей может быть уменьшен.
2. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на районном референдуме, проводимом в соответствии с федеральными законами, законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и статьей 14 настоящего Устава.

Статья 60. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий

1. Органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий из регионального фонда компенсаций предоставляются субвенции.
2. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае принятия представительным органом муниципального района соответствующего решения.
3. Внести на рассмотрение представительного органа муниципального района вопрос об использовании для осуществления государственных полномочий собственных материальных ресурсов и финансовых средств вправе глава администрации муниципального района.

Статья 61. Муниципальные заимствования

Представительный орган муниципального района - Дума вправе принять решение о привлечении заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг. Порядок привлечения заемных средств устанавливается представительным органом муниципального района.

Глава VII. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 62. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы правом на судебную защиту. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами, законами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и настоящим Уставом, не допускается.

Статья 63. Гарантии прав поселений, входящих в состав муниципального района

Население поселений, органы и должностные лица местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, участвуют в формировании районных органов местного самоуправления на равных началах независимо от численности населения поселений. Органы и должностные лица местного самоуправления поселений могут обращаться в суд и арбитражный суд за защитой своих прав.

Статья 64. Ответственность органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед государством

1. Представительный орган муниципального района - Дума может быть распущена законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального района принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, законам Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Уставу муниципального района, а представительный орган муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.
2. Глава муниципального района или глава администрации муниципального района могут быть отрешены от должности высшим должностным лицом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) в случае:
- издания указанным должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, законам Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Уставу муниципального района, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а указанное должностное лицо в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного, предусмотренного решением срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
- совершения указанным должностным лицом действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единства и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Статья 65. Ответственность органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Статья 66. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района

1. Представительный орган муниципального района осуществляет контроль за:
- соответствием деятельности органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района Уставу муниципального района и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального района;
- исполнением органами местного самоуправления муниципального района и должностными лицами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Контрольно-счетная комиссия муниципального района осуществляет контроль за:
- исполнением местного бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка его подготовки, рассмотрением местного бюджета муниципального района и отчета о его исполнении;
- выполнением районных программ и планов социально-экономического развития муниципального района;
- управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
3. В соответствии с законодательством, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района контроль могут осуществлять также и иные органы местного самоуправления муниципального района, и должностные лица местного самоуправления муниципального района.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. Принятие Устава муниципального района, решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района

1. Инициатива по внесению на рассмотрение представительного органа муниципального района проекта нового Устава муниципального района, а также проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района может исходить от главы муниципального района или от депутатов представительного органа муниципального района численностью не менее одной трети от установленного числа.
2. Проект Устава муниципального района, проект решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района подлежит официальному опубликованию в районной газете не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального района порядка учета предложений по проекту указанного Устава (решения), а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3. По проекту Устава муниципального района и по проекту решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района в порядке, предусмотренным настоящим Уставом, проводятся публичные слушания.
4. Решение представительного органа муниципального района о принятии Устава и решение о внесении изменений и (или) дополнений в него принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района.
5. Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
6. Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежит опубликованию в районной газете в течение 30 дней после государственной регистрации.

Статья 68. Порядок вступления в силу и применения настоящего Устава

Настоящий Устав, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года после официального опубликования с реквизитами государственной регистрации.

Глава муниципального образования
"Нукутский район"
С.Г.ГОМБОЕВ





Приложение № 1
к статье 1
раздела 1 Устава
муниципального образования
"Нукутский район"

ОПИСАНИЕ
ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НУКУТСКИЙ РАЙОН"

(Установлены Законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 17 декабря 2004 г. № 61-оз).
Граница Нукутского района начинается на севере от стыка границ Балаганского и Зиминского районов.
По смежеству с Усть-Удинским районом.
Линия границы идет по Братскому водохранилищу на восток (5 км), а затем, огибая с. Первомайский, на запад (25 км) по заливу Закулейский до пересечения с линией берега. Далее огибая берега с. Русский Мельхитуй на восток (4 км), затем на юго-восток (2 км), затем на юг (3 км), затем на восток (5 км), далее на юго-восток по Осинской территории залива.
По смежеству с Осинским районом.
Линия границы идет по Братскому водохранилищу на восток (12 км), а затем, огибая залив Шалоты и с. Хадахан, на юг (4 км) на стыке с Аларским районом.
По смежеству с Аларским районом.
Линия берега идет по Братскому водохранилищу на юг (5 км), а затем по пади Тохтуй, пересекая проселочную дорогу в направлении с. Бурятский Мельхитуй (1 км), затем на юго-запад (9 км), затем на юг (1 км), затем на восток (4 км), затем на запад (3 км), затем на юг (0,5 км), затем на восток (5 км), огибая падь Большой Бахтай и пересекая проселочную дорогу Бахтай, Алтарик до пади Базойская, огибает линию границы на запад (4 км), затем на восток (1,5 км), огибая падь Смоляная на юго-запад до урочища Оршан Правый (2 км) и поворачивая на юг (3 км), и пересекая проселочную дорогу с. Алтарик, проходя западнее (3 км), поворачивая на юг (1 км) по урочищу Смирниха, огибает линию границ до стыка с Заларинским районом.
По смежеству с Заларинским районом.
От стыка границ Заларинского и Аларского районов на юго-запад до пади Наймодай до урочища Буржалгай, далее пересекая железнодорожную ветку Залари - Новонукутский и автодорогу "Иркутск - Заславск" до пади Кратиха, огибая линию границы на север (5 км), затем на запад (7 км) до пересечения рек Унга и Куйтинка, а затем по руслу реки Куйтинка на юго-запад (6 км) по пади Малый Хайтик (7 км) до стыка границ Заларинского и Зиминского районов.
По смежеству с Зиминским районом.
От стыка границ Зиминского и Заларинского районов на юго-запад (5 км), затем падь Сухая на северо-запад (4 км), затем на север до русла реки Куйтинка, далее на юго-запад по руслу реки Куйтинка (5 км) и поворачивая на север до урочища Сидоровский, и пересекая проселочную дорогу с. Задоновская до пади Малахова, и огибая линию границы до стыка с Балаганским районом.
По смежеству с Балаганским районом.
От стыка границ Балаганского и Зиминского районов на север (5 км) до пади Ашухинская, огибая линию границы на запад (5 км), и уходит на восток (6 км), и пересекая проселочную дорогу с. Шелонинский на север (1,5 км), а затем на восток (3 км), затем на север (4 км), далее на северо-восток (3 км), а затем на север (2 км), и огибая линию границы на восток (10 км), пересекая автодорогу "Торнополь - Зунгар" на юг (15 км) до пади Сахарка (3 км) и пересекая автодорогу в направлении "Новоленино - Балаганск", далее по пади Левая Ношна на восток (6 км), затем на северо-восток (3 км) по урочищу Ромашкино поле до окраины с. Дружный (7 км), пересекая падь Демидкина Балаганского района до горы Томар (12 км), до стыка границ Балаганского и Усть-Удинского районов акватории Братского водохранилища.

Глава муниципального
образования "Нукутский район"
С.Г.ГОМБОЕВ



СХЕМА
ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НУКУТСКИЙ РАЙОН"

Рисунок не приводится.

Глава муниципального
образования "Нукутский район"
С.Г.ГОМБОЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru