Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. по делу № А29-5586/2008

(извлечение)

19 декабря 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
22 декабря 2008 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Студия загара"
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
о признании незаконным (недействительным) решения
при участии:
от заявителя: Л.
от заинтересованного лица: О.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Студия загара" обратилось с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения от 25.06.2008 № 153 об отказе в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем в сумме 22893,06 руб.
Заинтересованное лицо - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отзыве заявленные требования не признало.
Заинтересованное лицо указывает на невозможность фактического исполнения трудовых обязанностей Л. в связи с тем, что она одновременно являлась главным бухгалтером ООО "Техпромсервис" по основному месту работы, директором и учредителем в ООО "СЕВЕРЛЕС-Технология" и ООО "Студия загара" по совместительству, а также директором и учредителем в ООО "Техинком", продолжительность рабочего времени согласно табелям рабочего времени в некоторые периоды составляла более 28 часов в день, заработная плата являлась экономически необоснованной и была установлена в целях получения максимального пособия по беременности и родам, что свидетельствует о фиктивности заключенных трудовых договоров.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ГУ - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми проведена камеральная проверка ООО "Студия загара" при обращении страхователей - плательщиков единого социального налога, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2008 по 31.03.2008, по результатам которой оформлен акт от 03.06.2008 № 19468.
По результатам проверки, и.о. управляющего Отделения было принято решение от 25.06.2008 № 155 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 22893 рубля 06 копеек за январь 2008 года.
ООО "Студия загара" обжаловало решение в судебном порядке.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона № 165-ФЗ). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона № 165-ФЗ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ подпункт 7 отсутствует, по-видимому, имеется в виду подпункт 7 пункта 2 статьи 8.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 165-ФЗ, одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по беременности и родам.
В соответствии со статьями 6, 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию; пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", который применяется к страховым случаям, наступившим после 1 января 2007 года. В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, при этом застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Аналогичные положения содержатся в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 № 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 № 21, документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), в том числе при отпуске по беременности и родам, является листок нетрудоспособности. Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами (пункт 1 статьи 15 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2.5 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 № 22 (далее - Инструкция), страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции. Пунктом 3.3 Инструкции определено, что выделение средств страхователям-работодателям осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании следующих документов: письменного заявления страхователя; расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога.
Страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ).
Как установлено материалами дела ООО "Студия загара" зарегистрировано в Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования по Республике Коми (регистрационный номер страхователя 1107113957).
За 1 квартал 2008 года в расчетной ведомости 4-ФСС обществом указана среднесписочная численность работников - 3 человека, из них женщин - 3, расходы по выплате пособия по беременности и родам в размере 22893 рубля 06 копеек, которые были заявлены к возмещению.
В подтверждение наступления страхового случая Л. был представлен больничный лист серии ВК 6699245 за период с 21.01.2008 по 08.08.2008. Исходя из суммы выплаченной заработной платы, Обществом было исчислено пособие по беременности и родам Л. в сумме 26411 руб.
Как установлено материалами дела Л. является одним из учредителей ООО "Студия загара"; решением общего собрания участников общества от 18.09.2007 продлены полномочия Л. в качестве директора общества; 11.01.2005 с Л. заключен трудовой контракт, в котором оговорено, что работа, выполняемая по настоящему контракту, является совместительством.
Согласно табелю учета рабочего времени ООО "Студия загара" Л. в декабре 2007 года отработала 29 рабочих дней, из них 8 дней отработала по 12 часов и 9 дней по 8 часов, в январе Л. отработала 12 рабочих дней, из них 4 дня по 4 часа и 8 дней по 7 часов.
Материалами дела подтверждается факт наступления страхового случая, правомерность выдачи документа, подтверждающего временную нетрудоспособность Л., расчет средней заработной платы и, как следствие, расчет пособия.
Факт реальной выплаты заработной платы подтверждается представленными в материалы дела расходными кассовыми ордерами, расчетными ведомостями, а также карточками счет 69.
Принимая во внимание изложенное, следует сделать вывод о том, что Л., являясь работником ООО "Студия загара", за которого уплачивались страховые взносы, имеет право на выплату ей пособий в заявленной сумме.
Отказывая в принятии к зачету указанных сумм расходов, Отделение исходило из того, что Л. помимо работы в должности руководителя в данной организации, кроме того, работала по основному месту работы в ООО "Техпромсервис", в должности главного бухгалтера. Доводы заинтересованного лица также сводились к тому, что имеет место превышение количества часов, отработанных Л. по всем местам работы и указанных в табелях учета рабочего времени, установленной продолжительности рабочего дня, что свидетельствует о фиктивности заключенных трудовых договоров.
Вместе с тем фиктивность заключенных трудовых договоров Отделением в рамках камеральной проверки не исследовалась, отношения работника - застрахованного лица с ООО "Техпромстрой", ООО "Студия загара" и ООО "СЕВЕРЛЕС-Технология" не рассматривались, а документы, (ведомости, табеля учета рабочего времени), представленные в материалы дела, не свидетельствуют о недобросовестности действий Л. как директора ООО "Студия загара".
Отделением не устанавливалось фактическое исполнение застрахованным лицом обязанностей по трудовым договорам, а также осуществление предпринимательской деятельности Обществами - работодателями в период наличия трудовых отношений с застрахованным лицом.
В решении от 25.06.2008 № 155 и акте от 03.06.2008 № 19468 не содержатся, и в материалы дела Отделением не представлены иные доказательства, свидетельствующие о создании Обществом искусственной ситуации, направленной на получение средств из Фонда социального страхования.
При таких обстоятельствах Обществом соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, связанные с фактом работы директора Л. в ООО "Техинком", ООО "Северлес-Технология" и ООО "Студия загара" ранее оценены арбитражным судом при рассмотрении арбитражного дела № А29-5721/2008 по заявлению ООО "Техинком" к ГУ - Региональному отделению ФСС РФ по Республике Коми.
Поскольку Фондом не доказано, что расходы на выплату пособия произведены страхователем с нарушением законодательства отказ Обществу в зачете спорной суммы расходов на выплату пособия по беременности и родам следует признать неправомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) решение ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми № 153 от 25.06.2008.
Взыскать с ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми в пользу ООО "Студия загара" 2000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru